zapogi.ru   1 2 3

2. Итоги реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования в 2011 году

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 года № 436 «О порядке предоставления в 2011-2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования» в области постановлением Правительства области от 11 июля 2011 года № 826 утвержден Комплекс мер в 2011 году.

В рамках Соглашения между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Вологодской области от 14 июля 2011 года на модернизацию общего образования Вологодской области из федерального бюджета в 2011 году выделена субсидия в объеме 152074,0 тыс. рублей. Софинансирование из областного бюджета (местных бюджетов) составило 37816,0 тыс. рублей.

В рамках Комплекса мер в 2011 году в области осуществлялись следующие мероприятия:

приобретение необходимого для реализации ФГОС НОО учебно-лабораторного оборудования для 65 общеобразовательных школ (12,5 %), учебно-производственного оборудования - для 1 школы;

увеличение количества базовых школ с цифровым оборудованием на 4 %;

приобретение 65 автотранспортных средств для перевозки обучающихся в 63 школы (12,4 % от общего числа общеобразовательных учреждений);

пополнение фондов библиотек 339 школ учебниками (66,7 % от общего числа школ области).

Результаты проведенных мероприятий:

рост численности обучающихся начальной ступени общего образования, использующих учебное оборудование для практических работ в соответствии с ФГОС НОО, с 0,51 % до 41,9 %;

увеличение числа образовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение одаренных детей, детей-инвалидов и обучающихся малочисленных школ, с 0,1 % в 2010 году до 1,2 % в 2011 году;

увеличение количества детей, подвозимых в общеобразовательные учреждения, на 6,5 % по сравнению с 2010 годом;


пополнение фондов библиотек: в 2011 году в школы поступило 47333 экземпляра учебной литературы.

Дополнительно обеспечены повышение квалификации и профессиональная переподготовка 2880 руководителей и учителей школ, что составило 30,1 % от их общего числа.

Итогом реализации Комплекса мер в 2011 году стало исполнение Вологодской областью взятых на себя обязательств:

достижение уровня среднемесячной заработной платы учителей по отношению к заработной плате работников в целом по экономике области в 1 квартале 2011 года 90,0 % (средняя заработная плата за 4 квартал 2011 года составила 17100 рублей), что выше планируемого показателя - 83,7 %;

рост численности школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам на ступени начального общего образования, – с 1,17 % до 31 % (по плану – 29,2 %), в общей численности школьников – до 13,8 % (по плану – 13,8 %);

рост численности педагогических работников, прошедших аттестацию с целью установления соответствия уровня их квалификации требованиям, предъявляемым к квалификационной категории (первой, высшей), и с целью подтверждения соответствия занимаемой должности с 0 % до 7,5 % (по плану – 4,9 %);

повышение квалификации и профессиональной переподготовки для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами прошли 26,9 % учителей и руководителей общеобразовательных учреждений (по плану - 21,85 %);

увеличение числа общеобразовательных школ, осуществляющих дистанционное обучение детей, с 0,5 % до 1,2 % от общей численности общеобразовательных учреждений (по плану – до 1,1 %);

позитивная динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов.

Достижению целевых значений показателей Комплекса мер в 2011 году способствовали механизмы нормативного подушевого финансирования образования, системы оплаты труда, ориентированной на результат, новой системы аттестации педагогических работников. Введение нормативов подушевого финансирования способствовало созданию оптимальной сети образовательных учреждений области, снижению неэффективных расходов в сфере образования. С 2012 года доведение финансирования по нормативному подушевому принципу до образовательных учреждений планируется одновременно с утверждением государственных (муниципальных) заданий на оказание услуг (выполнение работ).


Реализуемая в области система оплаты труда способствовала увеличению количества учителей с высшей квалификационной категорией на 4,0 % (с 24,1 % в 2009 году до 28,1 % в 2011 году), повышению эффективности и качества педагогического труда.

Обновленная модель аттестации педагогических работников разработана в соответствии с Порядком аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. Данная модель аттестации стимулирует целенаправленное повышение уровня квалификации педагогических работников, повышение качества педагогического труда за счет получения внешней оценки и самооценки профессиональной деятельности.

С целью информирования педагогической общественности о Комплексе мер, создания его информационной открытости и позитивного общественного отношения проведена масштабная кампания по PR-сопровождению проекта:

материалы о Комплексе мер по модернизации системы общего образования в Вологодской области в 2011 году размещены на сайтах;

проведены мероприятия по освещению процессов модернизации общего образования, вопросов реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ в Вологодской области;

организованы встречи Губернатора области и руководителей Департамента образования области с учителями области по вопросам повышения заработной платы;

открыта «горячая линия» по вопросам выплаты заработной платы учителям общеобразовательных учреждений;

организовано проведение мониторинга выплаты заработной платы в разрезе муниципальных образований и образовательных учреждений.

Об эффективности проведенных мероприятий свидетельствует факт невысокой активности обращений на «горячую линию».

Основным риском при реализации Комплекса мер являлось неисполнение плана-графика повышения фонда оплаты труда учителей общеобразовательных учреждений Вологодской области в разрезе муниципальных образований области. Это могло привести к срыву исполнения Соглашения и достижения планируемых значений показателей эффективности Комплекса мер. В целях управления риском согласованы графики повышения фонда оплаты труда учителей с каждым муниципальным образованием области, проведен мониторинг повышения заработной платы по каждому учителю с учетом тарификации с дифференциацией заработной платы в зависимости от нагрузки учителя.


В области сформирована необходимая нормативная правовая база для реализации проекта:

закон области от 28 апреля 2010 года № 2271-ОЗ «О единовременных выплатах педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности» (с последующими изменениями);

долгосрочная целевая программа «Социальное развитие села на 2009-2012 годы», утвержденная постановлением Правительства области от 9 сентября 2008 года № 1734 (с последующими изменениями);

План действий по модернизации общего образования, направленный на реализацию в 2011-2015 годах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», утвержденный постановлением Губернатора области от 16 июня 2010 года № 325;

долгосрочная целевая программа «Развитие образования Вологодской области на 2011-2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Вологодской области от 4 октября 2010 года № 1132 (с последующими изменениями);

план-график курсов повышения квалификации учителей начальных классов и руководителей образовательных учреждений на 2010-2011 учебный год, утвержденный приказом Департамента образования области от 2 декабря 2010 года № 2104;

план-график реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на 2011-2012 учебный год, утвержденный приказом Департамента образования области от 30 июня 2011 года № 1004;

региональный план-график введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденный приказом Департамента образования области от 24 ноября 2011 года № 1781.

Нормативные правовые акты определяют перспективные направления развития системы образования, финансовое обеспечение мероприятий проекта, сроки и последовательность тактических действий, порядок взаимодействия Департамента образования области с органами государственной власти и органами местного самоуправления при реализации комплекса мер, распределение полномочий органов управления в сфере образования и обеспечивающих организаций в реализации Комплекса мер.



3. Меры, направленные на привлечение молодых учителей на работу в общеобразовательные учреждения

Для привлечения молодых специалистов на работу в общеобразовательные учреждения в 2011 году в области были реализованы следующие мероприятия:

1. Предоставлены единовременные выплаты (в соответствии с законом области от 28 апреля 2010 года № 2271-ОЗ «О единовременных выплатах педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности» (с последующими изменениями):

в размере 30 тыс. рублей - 28 молодым специалистам, работающим второй год (каждому);

в размере 50 тыс. рублей - 38 молодым специалистам, работающим первый год (каждому).

Единовременные выплаты педагогическим работникам в возрасте до 30 лет предоставляются ежегодно в течение трех лет работы в соответствии с договором о предоставлении единовременных выплат. Общая сумма выплат в течение 3-х лет составляет 100 000 рублей.

2. Договоры с Минобрнауки России на выполнение работ по разработке и апробации индивидуальной модели инновационной деятельности молодого учителя заключили 14 молодых педагогов области. В течение 2010-2011 годов они получили федеральную поддержку в размере 500,0 тыс. рублей.

3. В 2011 году в 20 муниципальных районах области для 94 вакантных мест учителей общеобразовательных учреждений предоставлялось жилье, в том числе 47 вакантных мест были обеспечены благоустроенным жильем.

4. В 2011 году субсидии на улучшение жилищных условий были предоставлены 14 учителям школ и 8 воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

Данные меры позволили привлечь в 2011 году в общеобразовательные учреждения области 252 молодых специалистов, в том числе 176 учителей, из них 47 – в сельские школы и 129 – в городские школы.


4. Реализация комплекса мер по модернизации системы

общего образования в 2012 году

Основные задачи Комплекса мер обусловлены необходимостью решения проблем, выявленных в ходе анализа текущего состояния системы общего образования, итогов реализации Комплекса мер в 2011 году и необходимостью достижения стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».


Основные задачи Комплекса мер:

совершенствование содержания образования и воспитания;

обеспечение условий образования;

формирование современной школьной инфраструктуры;

укрепление кадрового потенциала;

совершенствование системы информационной открытости образования;

сопровождение реализации комплексного плана модернизации;

перевод деятельности образовательных учреждений на программно-целевую основу.

Решение указанных задач реализуется через следующие направления деятельности:

1. Совершенствование содержания образования и воспитания:

реализация требований ФГОС НОО;

введение федерального государственного образовательного стандарта (далее –ФГОС) основного общего образования; проведение стартовой диагностики сформированности универсальных учебных действий у обучающихся по ФГОС основного общего образования;

отработка моделей внеурочной деятельности; разработка мониторинга ведения и результатов внеурочной деятельности в социализации обучающихся в соответствии с ФГОС;

формирование системы выявления и комплексного сопровождения одаренных детей;

обеспечение профилизации старшей ступени школы в соответствии с меняющейся социально-экономической, культурной и технологической средой, запросами личности;

формирование системы мероприятий социальной и гражданской направленности детей и молодежи, включающей в числе прочих мероприятия акции «Я - гражданин Российской Федерации».

2. Обеспечение условий образования:

материально-техническое обеспечение образовательного процесса, в том числе программное обеспечение, электронные образовательные ресурсы;

комплектование школьных библиотек учебной литературой, электронными учебными пособиями и изданиями;

обеспечение безопасного подвоза детей в образовательные учреждения и комфортного проживания школьников в интернатах;


обеспечение качественного медицинского обслуживания, питания обучающихся, их двигательной активности.

3. Формирование современной школьной инфраструктуры:

модернизация сети общеобразовательных учреждений, улучшение инфраструктуры школ области в соответствии с потребностями населения и области;

развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений, в том числе малочисленных, на основе проекта «Цифровая школа»; развитие на основе сетевого взаимодействия дистанционных форм работы в 10 цифровых общеобразовательных учреждениях;

увеличение количества базовых школ для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития; создание сети центров дистанционного образования для детей-инвалидов;

увеличение скорости интернет-каналов в базовых школах.

4. Укрепление кадрового потенциала:

обеспечение уровня заработной платы учителей не ниже средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики области;

осуществление единовременных выплат педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности;

сохранение в области мероприятий приоритетного национального проекта «Образование»;

создание системы мер по привлечению молодых специалистов для работы в школе;

апробация региональной модели персонифицированного повышения квалификации педагогических работников; формирование системы повышения квалификации педагогов по работе с одаренными детьми;

рост численности учителей, прошедших аттестацию по новому порядку, до 23,9 %.

5. Совершенствование системы информационной открытости образования:

формирование системы публичных отчетов образовательных учреждений и размещение их на сайтах или в средствах массовой информации;

формирование единой системы оценки качества образования по ступеням общего образования;

расширение общественного участия в управлении образовательными системами.


6. Сопровождение реализации комплексного плана модернизации:

возложение мониторинговых и экспертно-аналитических функций проекта на АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования»;

обеспечение информационного сопровождения мероприятий проекта БУ СО ВО «Центр информатизации и оценки качества образования».

7. Перевод деятельности образовательных учреждений на программно-целевую основу в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ:

финансовое обеспечение деятельности бюджетных и автономных учреждений на основании государственных и муниципальных заданий, деятельности казенных учреждений - на основании сметы расходов;

внедрение контроля над выполнением государственных и муниципальных заданий учреждениями.

В соответствии с законом области от 7 декабря 2011 года № 2676-ОЗ «Об областном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» (с последующими изменениями), программой «Развитие образования в Вологодской области на 2011-2015 годы», программой «Безбарьерная среда» на 2010-2014 годы» денежные средства выделяются на реализацию следующих направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»:

переход на новые образовательные стандарты;

развитие системы поддержки талантливых детей;

совершенствование учительского корпуса;

изменение школьной инфраструктуры;

расширение самостоятельности школ.

На модернизацию общего образования области из федерального бюджета в 2012 году выделена субсидия в объеме 548 427,0 тыс. рублей. Софинансирование из областного бюджета составит 39 695,0 тыс. рублей. Объем финансирования мероприятий Комплекса мер по модернизации в 2012 году общего образования в Вологодской области представлен в приложении 1 к Комплексу мер.

В 2012 году приоритетной для области является задача обеспечения качества условий образовательного процесса. Решение этой задачи связано с проведением следующих мероприятий:


1. В рамках перехода на ФГОС НОО:

приобретение мобильных цифровых лабораторий для 442 школ;

пополнение библиотечных фондов 1-2 классов школ.

Прогнозируемые социальные эффекты от реализации указанных мероприятий:

укомплектованность учебных кабинетов мобильными цифровыми лабораториями в соответствии с ФГОС НОО 100 % школ, обеспеченность современным оборудованием в соответствии с ФГОС НОО 51,9 % обучающихся начальных классов;

развитие у школьников навыков овладения цифровым оборудованием не только на ступени начального, но и на ступени основного общего образования;

обеспечение 100 % обучающихся по ФГОС НОО учебниками в соответствии с требованиями.

2. В рамках обеспечения транспортной доступности образовательных учреждений для обучающихся:

приобретение 32 автобусов, из которых 22 – на замену имеющихся, 10 – на открытие новых маршрутов в условиях реорганизации 29 малочисленных образовательных учреждений в соответствии с муниципальными планами оптимизации.

Прогнозируемые социальные эффекты от реализации указанных мероприятий:

улучшение условий подвоза к образовательным учреждениям для 464 обучающихся.

3. В рамках создания условий для сохранения и укрепления здоровья школьников:

приобретение оборудования для помещений медицинского назначения общеобразовательных учреждений городских округов и муниципальных районов области;

приобретение технологического оборудования пищеблоков, мебели и посуды для школьных столовых 30 образовательных учреждений г. Вологды и г. Череповца (6 % от общего количества школ в области);

оснащение лыжами 85 школ г. Вологды и г. Череповца (16,7 % от общего количества школ области), комплектом спортивного оборудования и инвентаря - 50 школ области (10 % от общего количества школ в области).

4. В рамках создания безопасных условий обучения и воспитания школьников:


капитальный ремонт (замена оконных блоков, ремонт кровли, замена электропроводки и другое) 10 общеобразовательных учреждений области.

Прогнозируемые социальные эффекты от реализации данных мероприятий:

улучшение качества питания 25 % школьников;

обеспечение 51,5 % школьников (все обучающиеся школ г. Вологды и г. Череповца) лыжным инвентарем, 20 % школьников – современным спортивным оборудованием, что повысит уровень физической подготовки обучающихся;

улучшение условий для образования 4500 школьников (3,8 % всех обучающихся области).

Реализация Комплекса мер позволит достичь следующих результатов:


    1. Достижение уровня среднемесячной заработной платы учителей за 4 квартал 2012 года, соответствующего уровню средней заработной платы по экономике области.

    2. Увеличение доли школьников, обучающихся по ФГОС НОО, в общей численности обучающихся начального общего образования до 51,9 %.

    3. Увеличение доли школьников, обучающихся по ФГОС основного общего образования, в общей численности обучающихся в основной школе до 0,1 %.

    4. Доведение доли учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтвердивших соответствие занимаемой должности, в общей численности учителей до 23,9 %.

    5. Доведение доли учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС, в общей численности учителей до 39,6 %.

    6. Доведение доли общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений до 1,9 %.

    7. Положительная динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов.

Значения показателей (подпоказателей) результативности предоставления федеральной субсидии бюджету Вологодской области на модернизацию в 2012 году региональной системы общего образования представлены в приложении 2.


План-график повышения фонда оплаты труда учителей общеобразовательных учреждений Вологодской области в 2012 году представлен в приложении 3.

План-график мероприятий, направленных на реализацию Комплекса мер по модернизации системы общего образования в Вологодской области в 2012 году представлен в приложении 4.

Прогнозируемые социальные эффекты от реализации Комплекса мер:

снижение доли обучающихся и образовательных учреждений с низкими образовательными результатами;

увеличение уровня удовлетворенности обучающихся и их родителей качеством образования.

При реализации Комплекса мер основным риском продолжает оставаться риск неисполнения графика повышения фонда оплаты труда учителей в разрезе муниципальных образований области. Это может привести к срыву исполнения Комплекса мер и достижения планируемых значений показателей его эффективности. В целях управления риском будут согласованы графики повышения фонда оплаты труда учителей с каждым муниципальным образованием области, проведен мониторинг повышения заработной платы по каждому учителю с учетом тарификации с дифференциацией заработной платы в зависимости от нагрузки учителя.



  1. Планируемые достижения в развитии системы

общего образования на период до 2020 года

Приоритетными задачами развития системы общего образования Вологодской области и ключевыми направлениями их реализации являются:

1. Обеспечение доступности качественного образования.

Направления деятельности:

создание оптимальной структуры сети образовательных учреждений, в том числе территориальной доступности качественного образования в сельских территориях;

обеспечение возможности каждому обучающемуся получать образование в современных условиях путем концентрации кадровых, материальных, финансовых ресурсов в школьных образовательных округах, школах-социокультурных центрах, «школах ступеней», в сети базовых школ, цифровых школах как ресурсных центрах сетевого взаимодействия в муниципальных образованиях области.


2. Создание условий для повышения качества образовательных услуг.

Направления деятельности:

введение ФГОС начального и основного общего образования;

развитие вариативности образовательных программ и форм образования, инфраструктуры индивидуальных образовательных программ, углубленного и профильного обучения по программам общего и дополнительного образования, в том числе развитие системы многопрофильных и разнопрофильных школ старшей ступени, образовательных центров, интегрирующих общее и дополнительное образование, а также предоставляющих возможности профессиональной подготовки;

создание сети школ, обеспечивающих доступность качественного образования и успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья;

повышение эффективности использования современных информационных и коммуникационных технологий; расширение функций школьных библиотек, создающих условия для эффективного использования различных, в том числе информационных, ресурсов;

развитие системы выявления и комплексного сопровождения одаренных детей;

расширение поддержки на конкурсной основе учреждений общего образования, внедряющих инновационные образовательные программы и методики преподавания, с обеспечением целенаправленного выявления, апробации и последующего распространения их опыта;

создание сети консультационно-методического сопровождения профессиональной деятельности педагогов; подготовка учителей-методистов в специализированных магистратурах;

формирование кадрового резерва системы общего образования, развитие механизмов регулярной ротации руководящего состава.

3. Расширение общественного участия в управлении образованием.

Направления деятельности:

совершенствование существующей системы государственно-общественного управления образованием: развитие действующих форм общественного управления (советов образовательных учреждений, попечительских советов и др.) и новых организационных моделей общественного управления (управляющих советов и др.);


создание системы широкого информирования общественности о деятельности и проблемах развития системы образования: закрепление в практике работы образовательных учреждений и органов управления в сфере образования публичных докладов (отчетов) по итогам работы; развитие сайтов образовательных учреждений;

расширение общественного участия в оценке качества образовательных услуг: обеспечение прозрачности процедуры единого государственного экзамена при участии общественных наблюдателей; совершенствование механизмов общественной экспертизы на различных уровнях образования.

4. Развитие областной системы оценки качества образования:

развитие мониторинга результатов образования по ступеням общего образования;

разработка и внедрение мониторинга сформированности универсальных учебных действий у обучающихся по ФГОС общего образования;

разработка и внедрение мониторинга личностных результатов обучающихся в образовательном учреждении;

разработка и внедрение мониторинга кадрового потенциала системы образования области.

5. Совершенствование экономических механизмов в сфере образования путем повышения эффективности использования бюджетных средств, выделяемых на финансовое обеспечение образования, а также на стимулирование повышения качества образовательных услуг.

Направления деятельности:

обеспечение нормативного подушевого финансирования учреждений образования на основе государственных и муниципальных заданий;

совершенствование системы оплаты труда педагогического и административно-управленческого персонала в учреждениях образования, учитывающей качество и результативность их деятельности, стимулирующей профессиональное развитие, поддержание средней заработной платы учителей на уровне не ниже средней заработной платы по экономике области;

обновление подходов к формированию и конкурсному распределению государственного и муниципального задания с учетом актуальных потребностей граждан;


развитие новых организационно-правовых форм учреждений образования, обеспечивающих сочетание академической автономии и государственно-общественного контроля над их деятельностью, с финансовым обеспечением выполнения задания в размере не меньшем, чем для бюджетных учреждений, выполняющих аналогичные по виду и объему задания;

обеспечение механизмов финансирования получения общего образования в разнообразных формах (образование в сети, семейное образование, самообразование, дистанционное образование).

Планируемые достижения в развитии системы общего образования

Вологодской области на период до 2020 года

№ п/п

Наименование показателя результативности предоставления субсидии

Единицы измерения

Значение показателя по годам

2010

2011

2012

2015

2020

1

2

3

4

5

6

7

8



Доля школьников, обучающихся по ФГОС НОО, в общей численности обучающихся в начальной школе

%

1,2

31,0

51,9

100,0


100,0



Доля школьников, обучающихся по ФГОС основного общего образования, в общей численности обучающихся в основной школе

%

0,0

0,0

0,1

25,0

100,0



Доля учителей, получивших в установленном порядке первую и высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей

%

0,0

7,5

23,9

90,0

100,0



Доля руководителей и учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку, в общей численности учителей и руководителей

%

0,0

30,1

29,2

30,0

30,0



Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений

%

0,2

1,2

1,9

10,0


60,0



Удельный вес численности обучающихся, которым предоставлены все основные виды современных условий обучения, от общей численности обучающихся по основным программам общего образования

%

53,0

63,4

82,0

82,0

82,0



Доля общеобразовательных учреждений, имеющих широкополосный доступ к сети Интернет со скоростью доступа не ниже 2 Мбит/с

%

5,5

5,5

5,7

6,5

7,4



Удельный вес численности учащихся 11(12) классов общеобразовательных учреждений, обучающихся в классах с профильным и/или углубленным изучением отдельных предметов

%

34,7

57,4

60,0

70,0

70,0



Удельный вес численности выпускников 11 (12) классов, получивших аттестат об общем образовании

%

98,6

98,6

98,6

98,7


98,8



Соотношение среднемесячной заработной платы учителей и среднемесячной заработной платы работников в целом по экономике области

%

66,0

89,0

100,01

100,0

100,0




Приложение 1

к Комплексу мер



<< предыдущая страница   следующая страница >>