zapogi.ru   1 2 3 4 5

I. Характеристика проблемы,
на решение которой направлена Программа


Особенности организации потребительского рынка Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – автономный округ) обусловлены географическим положением, природно-климатическими условиями и уровнем развития транспортной инфраструктуры. Данное направление является одной из важнейших сфер экономической деятельности региона, обеспечивающей благополучие жизнедеятельности населения автономного округа. Состояние, структура, тенденции и динамика развития сферы торговли напрямую отражают социально-экономическую ситуацию в регионе.

По своему определению торговая сфера призвана обеспечивать бесперебойное снабжение населения автономного округа товарами и услугами, а также формировать определенную территориальную доступность жителей к объектам торговли. Физическая доступность продовольствия – уровень развития товаропроводящей инфраструктуры, при котором во всех населенных пунктах автономного округа обеспечивается возможность приобретения населением пищевых продуктов или организации питания в объемах и ассортименте, которые не меньше установленных рациональных норм потребления пищевых продуктов. Сохранность товарной массы во многих случаях зависит от соблюдения температурного режима. Соответственно наличие складских помещений со специальным режимом хранения, холодильного и морозильного оборудования является одним из гарантов качества продуктов.

Сельские населенные пункты с невысокой численностью населения зачастую характеризуются острым дефицитом торговых площадей. Данное обстоятельство объясняется тем, что для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, нецелесообразно с экономической точки зрения открывать торговые объекты в населенных пунктах с невысоким платежеспособным уровнем и с недостаточно развитыми социально-бытовой инфраструктурой и инженерным обустройством. Следует отметить, что основное население в таких поселениях составляют коренные малочисленные народы Севера, занимающиеся традиционными видами хозяйственной деятельности.


Одной из наиболее острых проблем, препятствующих развитию торгово-заготовительной деятельности на территории автономного округа, является недостаточно развитая инфраструктура, включающая в себя базовые инфраструктурные объекты, такие как дороги, порты, склады, торговые объекты, сети электроснабжения, что препятствует развитию инфраструктуры сектора торговли и, как следствие, отсутствие развитых логистических компаний, дистрибьюторов и оптовых поставщиков. К проблемам в области инфраструктуры можно отнести:

- недостаточно развитые хозяйственные связи между производителями и организациями торговли;

- недостаточный уровень развития заготовительной деятельности;

- наличие большого числа посредников между производителями и торговыми организациями.

Отсутствие постоянного транспортного сообщения не позволяет в срок и в достаточном количестве осуществлять поставки необходимых товаров во многие населенные пункты автономного округа, что приводит к дефициту и, как следствие, к росту цен на отдельные группы товаров.

В сельской местности остается высокая доля малообеспеченного населения с доходами, не превышающими величину прожиточного минимума. По некоторым данным за порогом бедности находится каждый пятый сельский житель автономного округа. Все это приводит к отсутствию какой-либо заинтересованности бизнеса инвестировать финансовые средства в инфраструктуру сельских населенных пунктов, что в конечном итоге отражается на обеспечении населения качественными и безопасными продуктами питания.

Отсутствие в достаточном количестве объектов торгово-заготовительной инфраструктуры приводит к ухудшению продовольственной безопасности населения. Для повышения показателя безопасности в автономном округе требуется строительство 37 торговых объектов, строительство 37 пекарен, приобретение с установкой 37 единиц холодильных и морозильных емкостей, а также строительство 7 овощехранилищ.

Потребность в разрезе муниципальных образований в автономном округе



Наименование поселения

Наименование объекта

окруж-ная специа-ли-зиро-ванная лабора-тория (еди-ниц)

логис-ти-ческий центр поста-вок (еди-ниц)

торго-вые объекты (еди-ниц)


пекар-ни

(еди-

ниц)


холо-дильные и моро-зильные емкости (единиц)

овоще-храни-лища (единиц)

1

2

3

4

5

6

7

Итого по автономному округу

1

1

37

37

37

7

Красноселькупский район

с. Ратта

 

 

1

1

1


 

с. Толька

 

 

1

1

1

 

фактория Киккиакки

 

 

1

1

 

 

фактория Засольное

 

 

1

1

 

 

фактория Сидоровск

 

 

1

1

 

 

фактория

Новая Часелька

 

 

1

1

 

 

с. Красноселькуп

 

 





1

1

Итого







6

6

3

1

Надымский район

с. Кутопьюган

 

 

1

1

1




с. Ныда

 

 

1

1

1

1

с. Нори

 

 

1

1

1

1

Итого







3

3

3

2

Приуральский район

пос. Горнокнязевск


 

 

1

 

 

 

пос. Зеленый Яр

 

 

1

1

1

 

пос. Товопогол

 

 

1

1

1

 

дер. Лаборовая

 

 

1

1

1

 

с. Катравож

 

 

1

 

1

 

пос. Щучье

 

 

1

1

1

 

Итого







6

4

5




Пуровский район

с. Сывдарма

 

 

1

1

1




с. Харампур

 

 

1

1

1




с. Халясавэй

 

 







1




1

2

3

4

5

6

7

пос. Ханымей

 

 







1


с. Толька

 

 




1

1




с. Самбург







1




1




Итого







3

3

6




Тазовский район

с. Гыда

 

 

1

1

1

1

с. Антипаюта

 

 

1

1

1




с. Находка

 

 

1

1


1




фактория Тадебяяха

 

 

1

1

1




фактория Танамо

 

 

1

1

1




фактория Юрибей

 

 

1

1

1




Итого







6

6

6

1

Шурышкарский район

дер. Казым-Мыс

 

 

1

1

1




с. Лопхари

 


 

1

1

1




с. Овгорт

 

 

1

1

1




дер. Ямгорт

 

 




1

1




с. Восяхово

 

 




1







дер. Усть-Войкары

 

 




1

1




с. Питляр

 

 




1

1




с. Шурышкары

 


 




1







с. Азовы

 

 

1




1




Итого







4

8

7




Ямальский район

с. Новый Порт

 

 

1

 

1

1

с. Мыс Каменный

 

 

1

1

1

1

фактория

Усть-Юрибей

 

 

1

1

 

 


фактория Харп

 

 

1

1

 

 

с. Панаевск

 

 

1

1

1

1

пос. Сюнай-Сале

 

 

 

 

1

 

фактория Нейто

 

 

1

1

1

 

с. Салемал

 

 

1

1

1




фактория Порц-Яха

 

 

1

1





Итого








8

7

6

3

город Салехард

пос. Пельвож

 

 

1

 

1

 

г. Салехард

1
















Итого

1




1




1












































1

2

3

4

5

6

7

город Лабытнанги

г. Лабытнанги




1













Итого




1














Сложная транспортная схема в муниципальных образованиях в автономном округе не является основанием для ухудшения продовольственной безопасности населения, а рациональные нормы потребления пищевых продуктов должны включать объем и соотношение, отвечающие современным научным принципам оптимального питания с учетом сложившихся структур и традиций питания большинства жителей региона.

Для обеспечения безопасности пищевых продуктов необходимо определять соответствие требованиям законодательства Российской Федерации продовольствия, в том числе импортируемого, на всех стадиях производства, хранения, транспортировки, переработки и реализации. Требуется исключить бесконтрольное распространение пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных растений с использованием генетически модифицированных организмов и организмов, имеющих генетически модифицированные аналоги.


Мониторинг продовольственной безопасности автономного округа позволит вовремя реагировать на ход изменения ситуативных процессов. В результате увеличение объема отбора проб на санитарно-химические, микробиологические показатели и отбора проб для исследования по физическим показателям даст более точную картину исследуемой сферы деятельности. В данном направлении необходимо совершенствовать систему организации контроля безопасности пищевых продуктов, включая создание современной технической и методической базы для проведения исследований на должном качественном уровне. В области организации и управления обеспечением продовольственной безопасности необходимо осуществлять мониторинг, прогнозирование и контроль состояния продовольственной безопасности, для чего требуется обеспечить ведение мониторинга состояния продовольственной безопасности на территории автономного округа.


Удельный вес проб основных продуктов питания

и продовольственного сырья, не отвечающих гигиеническим нормам

по микробиологическим показателям на территории

автономного округа в 2006 – 2010 годах

(сведения Управления Роспотребнадзора по ЯНАО)

%

№ п/п

Наименование продукта

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

1

2

3

4

5

6

7

1.


Всего

8,8

8,9

8,5

6,7

7,3

1

2

3

4

5

6

7

1.1.

из них импортируемые

6,5

8,0

2,4

5,9

1,7

1.1.1.

Мясо и мясопродукты

7,4

13,34

12,6

7,0

6,1

1.1.2.

Птица и птицеводческие продукты

6,0

7,9

4,5

4,8

5,1

1.1.3.

Молоко, молочные продукты

9,9

9,7

7,4

10,7

9,8

1.1.4.

Рыба, рыбные продукты

10,7

13,35

15,2

19,0,

13,8


1.1.5.

Хлебобулочные и мукомольно-крупяные изделия

6,8

9,6

8,4

х

х

1.1.6.

Хлебобулочные и кондитерские изделия

х

х

х

5,6

8,6

1.1.7.

Мукомольно-крупяные изделия

х

х

х

2,5

0,0

1.1.8.

Кулинарные изделия

х

х

х

5,5

6,6

1.1.9.

Сахар

11,2

0,0

0,0

0,0

0,0

1.1.10.

Овощи, столовая зелень и бахчевые

19,1

4,9

7,9

х

х

1.1.11.

Овощи, столовая зелень

х

х


х

8,1

10,1

1.1.12.

Напитки безалкогольные

2,4

2,6

5,2

3,1

3,8

1.1.13.

Продукты детского питания

1,7

0,0

2,0

0,0

0,0

1.1.14.

Консервы

3,4

1,2

1,8

5,7

2,5

2.

Показатель по Российской Федерации – всего

5,88

5,78

5,14

4,63

0,00

2.1.

из них импортируемые

3,64

4,09

2,94

3,13

0,00

Сравнительный анализ отобранных проб основных продуктов питания показывает, что по многим видам продовольственных товаров количество выявленных проб, не отвечающих гигиеническим нормам, не уменьшилось. Вместе с тем количество импортируемых продуктов питания, не отвечающих гигиеническим нормам, тоже остается на достаточно высоком уровне. Это свидетельствует о низком уровне биологической безопасности продовольственных товаров, реализуемых на территории автономного округа.


Приоритетное направление продовольственной безопасности автономного округа – это гарантированное здоровое и сбалансированное питание населения. Для определения уровня продовольственной безопасности автономного округа и предотвращения поступления в автономный округ некачественной и опасной продукции необходимо проводить выборочные лабораторные исследования поступающих в автономный округ продовольственных товаров с последующим информированием населения автономного округа о результатах проведенных исследований. В 2010 году в автономном округе исследовано 4 055 проб пищевых продуктов по санитарно-химическим показателям. Для увеличения количества контрольно-надзорных мероприятий и качества исследований требуется создание современной окружной специализированной лаборатории, что позволит поднять уровень продовольственной безопасности.

Пищевая и перерабатывающая промышленность является одним из важнейших звеньев агропромышленного комплекса и ей принадлежит ведущая роль в решении проблемы обеспечения населения автономного округа продуктами питания. Современное состояние предприятий агропромышленного комплекса автономного округа находится в непростом экономическом положении и нуждается в постоянной государственной поддержке из бюджетов различных уровней.

В силу природно-климатических условий товародвижение производимых на территории автономного округа пищевых товаров не имеет нужного уровня динамичности, что негативно сказывается на доступности к данным товарам потребителей. Большое количество населения страдает от болезней, напрямую связанных с нарушением питания. Нарушение питания зачастую обусловлено малым потреблением витаминов, макро- и микроэлементов, качеством пищевых продуктов и продовольственного сырья, низким уровнем образования населения в вопросах здорового и рационального питания, а также недостаточностью питания среди малоимущих граждан.

Сравнительный анализ показателей собственного регионального производства и потребности населения в основных продуктах питания показывает, что специфика сельскохозяйственного производства и климатические условия автономного округа не позволяют в полной мере обеспечить население автономного округа всеми необходимыми продуктами питания. Вместе с тем следует отметить, что с учетом объемов вылова рыбы и производства мяса оленей населением, проживающим в сельской местности, объемы фактического регионального сельскохозяйственного производства несколько выше официальных показателей регионального производства, так как данные объемы не учитываются органами статистики в общем объеме регионального производства.


На территории автономного округа осуществляют деятельность 4 484 торговых объекта, в структуре которых 28,1% занимают объекты, реализующие продовольственные товары, 54,4% – непродовольственные и 17,5% – смешанные товары.


Количество торговых объектов

в разрезе муниципальных образований

в автономном округе по состоянию на 01 января 2011 года


Муниципальное образование

Все-го

Продовольст-венные

Непродовольст-венные

Со смешанным ассортиментом товаров

коли-чест-во

%

коли-чество

%

коли-чество

%

1

2

3

4

5

6

7

8

Город Салехард

320

74

23,13

225

70,31

21

6,56

1

2

3

4

5

6


7

8

Город Лабытнанги

202

88

43,56

99

49,01

15

7,43

Город Муравленко

212

97

45,75

85

40,09

30

14,15

Город Новый Уренгой

573

213

37,17

247

43,11

113

19,72

Город Ноябрьск

1 238

211

17,04

742

59,94

285

23,02

Город Надым

714

152

21,29

532

74,51

30

4,20

Красноселькупский район

53

5

9,43

7

13,21


41

77,36

Надымский район

221

92

41,63

101

45,70

28

12,67

Приуральский район

89

39

43,82

18

20,22

32

35,96

Пуровский район

412

134

32,52

227

55,10

51

12,38

Тазовский район

113

53

46,90

35

30,97

25

22,12

Шурышкарский район

82

21

25,61

21

25,61

40

48,78

Ямальский район

101

26

25,74

25

24,75


50

49,50

Всего по автономному округу

4 484

1 263

28,17

2 438

54,37

783

17,46


При сравнении данных муниципальных образований в автономном округе можно отметить, что в городах автономного округа количество торговых объектов значительно больше, чем в сельской местности.

На территории автономного округа по состоянию на 01 января 2011 года осуществляют деятельность 71 оптовое предприятие.

Имеющихся предприятий оптовой торговли в автономном округе недостаточно, большее количество оптовых объектов сосредоточено в городах автономного округа, где хорошо развита транспортная инфраструктура.


Количество оптовых предприятий

в разрезе муниципальных образований в автономном округе


Муниципальное образование

Оптовое предприятие

количество по состоянию

на 01.01.2011

площадь

2)

1

2

3

Город Ноябрьск

28

17 406,2

Город Новый Уренгой

12

13 685,0

Город Надым и Надымский район


11

2 871,3

Город Губкинский

8

2 060,0

Город Муравленко

4

2 563,2

Город Лабытнанги

2

3 791,7

Город Салехард

1

974,2

1

2

3

Пуровский район

5

3 502,0

Тазовский район

0

-

Красноселькупский район

0

-

Ямальский район

0

-

Шурышкарский район

0

-

Приуральский район

0

-

Всего по автономному округу

71

46 853,6

На территории автономного округа расположено 260 единиц складских хозяйств общей площадью 150 539 м2, 68 холодильных емкостей на 11 816 тонн, 31 овощехранилище емкостью 22 781 тонна.


Недостаточное количество объектов торгово-заготовительной инфраструктуры негативно отражается на качестве и объемах реализуемой продукции.

Одним из основных показателей, характеризующих степень развития сферы торговли, является обеспеченность населения площадью торговых объектов на 1 000 жителей.

Средняя фактическая обеспеченность торговой площадью по автономному округу на 1 000 жителей составляет 559,00 м2, при этом в разрезе муниципальных образований в автономном округе данный показатель значительно ниже в муниципальных образованиях, имеющих сложную транспортную схему. Фактическая средняя обеспеченность по муниципальным районам на 30% ниже, чем по автономному округу.

Фактическая обеспеченность

торговыми площадями и нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов в автономном округе


2 на 1 000 человек)

№ п/п

Городские округа, муниципальные районы

Фактическая обеспеченность населения автономного округа торговой площадью по состоянию

на 01 января

2011 года

Норматив min обеспеченности населения S торговых объектов по продаже продовольственных товаров

Норматив min обеспеченности населения S торговых объектов по продаже непродовольственных товаров

Суммарный норматив min обеспеченности населения S торговых объектов

1

2

3

4

5

6

1.


Город Новый Уренгой

918,90

190,00

432,00

622,00

2.

Город Ноябрьск

658,82

180,00

410,00

590,00

3.

Город Салехард

859,90

154,00

351,00

505,00

4.

Город Губкинский

978,90

182,00

415,00

597,00

5.

Город Муравленко

444,80

133,00

302,00

435,00

6.

Город Лабытнанги

584,80

181,00

413,00

594,00




Средняя обеспеченность по городам

741,02

171,00

390,00

561,00

7.

Надымский район

и город Надым,

в том числе


709,40

181,00

413,00

594,00

7.1.

Надымский район


549,00

174,66

397,65

572,31

1

2

3

4

5

6

8.

Пуровский район

и город Тарко-Сале,

в том числе

466,70

136,00

310,00

446,00

8.1.

Пуровский район

425,74

129,00

295,00

424,00

9.

Тазовский район

383,50

123,00

279,00

402,00

10.

Ямальский район

300,30

112,00

256,00


368,00

11.

Шурышкарский район

341,40

123,00

280,00

403,00

12.

Приуральский район

200,80

86,00

197,00

283,00

13.

Красноселькупский район

424,06

135,00

308,00

443,00




Средняя обеспеченность по муниципальным районам

403,74

131,00

298,00

429,00




Средняя обеспеченность по муниципальным районам без гг. Надым и Тарко-Сале

374,97

126,09

287,52

413,60




Средняя обеспеченность по автономному округу

559,40

167,00

381,00

548,00


По Российской Федерации

(базовый показатель)





159,00

362,00

521,00

16

Одним из гарантов продовольственной безопасности населения является производство хлебобулочной продукции. В области хлебопечения есть ряд проблем, таких как ветхое и аварийное, не соответствующее санитарным гигиеническим нормам состояние зданий хлебопекарен, в которых эксплуатируется оборудование с большим сроком износа. В результате производится узкий ассортимент хлебобулочной продукции, а частые перебои в работе пекарен из-за выходящего из строя эксплуатируемого оборудования приводят к перебоям в обеспечении населения. Еще одна проблема – это полное отсутствие производства и реализации хлеба и хлебобулочных изделий в отдельных населенных пунктах.

Для обеспечения должного качества выпускаемой и реализуемой населению хлебобулочной продукции необходимо соблюдение условий хранения муки как основного сырья. Как правило, в пекарнях отсутствуют складские или имеются приспособленные, но не соответствующие установленным стандартам, помещения.

Создать условия для выпуска широкого ассортимента хлебобулочной продукции, в том числе и изделий с лечебно-профилактическими свойствами, а также специальных видов консервированного хлеба с длительными сроками хранения для нужд кочующего населения, можно только при реализации мероприятий, направленных на модернизацию и строительство пекарен.


Производители хлеба

на территории автономного округа

(сведения муниципальных образований в автономном округе)

Наименование организационно-правовой формы по производству хлеба


Количество предприятий

Соотношение (%)

1

2

3

Муниципальные унитарные предприятия (МУП)

6

5,7

Общества с ограниченной ответственностью (ООО)

40

37,7

Индивидуальные предприниматели

38

35,8

Открытое акционерное общество (ОАО)

5

4,7

Пекарни, принадлежащие потребительской кооперации

13

12,3

Сельскохозяйственный производственный кооператив (СПК)

1

0,9

Государственное унитарное предприятие (ГУП)

2

1,9

Торговая фирма (ТФ)

1

0,9

Всего

106

100,0


В основном предприятия по производству хлеба представлены обществами с ограниченной ответственностью. Наличие предприятий по производству хлеба муниципальной и государственной формы собственности является определенным гарантом стабильности производства и бесперебойного обеспечения населения хлебной продукцией, так как предприятия иных форм собственности при возникновении убыточности производства ликвидируются. Бизнес не проявляет заинтересованности инвестирования финансовых средств в производство со слабым прогнозом прибыли или ее полным отсутствием. Соответственно социальная направленность производства будет гарантировать обеспеченность населения автономного округа хлебом.


В торговых предприятиях в результате недостаточного объема продукции местных сельскохозяйственных товаропроизводителей сложилась негативная ситуация прежде всего из-за отсутствия четко выстроенной логистической схемы в отношениях между производством и реализацией. В результате снижается рентабельность как производителей продукции, так и торговых предприятий.

Недостаточные объемы производства необходимых продуктов питания приводят к снижению потребления и, как следствие, к значительному отклонению от рациональных норм питания.

Бюджетные ассигнования (статья 21 Закона автономного округа от 25 ноября 2011 года № 125-ЗАО «Об окружном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» (принят Законодательным Собранием автономного округа 16 ноября 2011 года)) на заготовку дикоросов (ягод) из окружного бюджета на 2012 год предусмотрены в сумме 3 730 тыс. рублей, которые отнесены к традиционным видам хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера. Несмотря на это, на территории автономного округа слабо развиты механизмы поддержки данного направления, вследствие чего хозяйствующие субъекты заготовкой дикоросов занимаются в малых объемах. Учитывая большой невостребованный потенциал природных ресурсов автономного округа, а также возможность трудозанятости местного населения для сбора дикоросов, выращивания картофеля, развитие данных направлений нуждается в государственной поддержке и имеет явную социальную направленность. Ввиду того что заготовка дикоросов осуществляется в отдаленных сельских населенных пунктах и имеет большую степень затрат по хранению и транспортировке заготовленной продукции, механизм государственной поддержки должен предусматривать субсидирование части затрат на заготовленную продукцию. В целях содействия развитию заготовительной деятельности на территории автономного округа необходима разработка государственной поддержки данного направления с возмещением части затрат на единицу заготовленной продукции.


Необходимость решения проблемы программно-целевым методом обусловлена социальной значимостью, наличием устойчивой ситуации, оказывающей негативное долгосрочное воздействие на социально-экономические показатели в автономном округе, для изменения (преодоления) которых необходимы целенаправленные и скоординированные действия в направлении формирования, развития эффективного потребительского рынка, а также повышения уровня социальной защищенности населения автономного округа.

Полномочия департамента государственного заказа и торговли автономного округа по разработке и реализации региональных программ развития торговли установлены согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Решение описанных проблем соответствует функциям департамента государственного заказа и торговли автономного округа. Разработка и реализация региональных программ осуществляется в соответствии с пунктами 2.23 и 2.56 постановления Губернатора автономного округа от 09 ноября 2010 года № 224-ПГ «О департаменте государственного заказа и торговли Ямало-Ненецкого автономного округа».



<< предыдущая страница   следующая страница >>