zapogi.ru 1

1. Внеклассное занятие по программе нравственного и этического воспитания

«Умеем ли мы общаться?»


Цели:

1. Воспитание нравственных основ культуры поведения.

2. Развить умение общаться в коллективе.

3. Сформировать дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по отношению к другим людям.

Задачи:

1. Развить творчество, память, мышление, фантазию.

2. Расширить кругозор.

3. Вызвать интерес к этикету, внести эмоциональный эти­ческий заряд доброты.

Оборудование: плакаты, карточки, костюмы, столовые приборы, магнитофон.

Ход занятия.

Ведущий.


Добрый день, дорогие друзья, гости!

Сегодня наша встреча посвящена правилам хо­рошего тона, манерам. Мы познакомимся с исто­рией происхождения этикета. Вы посоревнуе­тесь за звание самого воспитанного.

Итак, начнем!

Скажите, пожалуйста, вы слышали когда-ни­будь слово «Этикет»? (Ответы ребят.)

Ведущий.

Этикет — это слово французского происхож­дения. Оно вошло в лексикон со времен фран­цузского короля Людовика XIV, имевшего громкое прозвище Король-Солнце за необычайную любовь к роскоши. На одном из пышных и изысканных приемов у короля гостям вручили карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек-этикеток и произошло сло­во «этикет». Во многих странах придворный этикет был нелепым, а иногда превращался в открытую глупость. Сейчас, например, забавно читать, на ка­кую высоту можно было поднимать женщине по­дол платья, переступая порог, причем дамы разного ранга имели неодинаковую возможность показать свои ноги.

В XVIII веке потерпела крах наша миссия в Китае из-за того, что русский послан­ник отказался преклонить перед императором колени так, как это требовал этикет Пекинского двора.


В 1804 году Адам Крузенштерн, доставивший с кораблями российское посольство в Нагасаки, описывал с возмущением появление голландцев. При появлении высокопоставленного японца они сгибались в поклоне под прямым углом, вытянув руки по швам. После неудачной попытки заста­вить русских поклониться на этот манер японцы больше не беспокоили их на сей счет. И опять-таки нашим предкам пришлось удалиться ни с чем из-за нежелания соблюсти глупые, на их взгляд, правила этикета.

Тибетцы, например, здороваясь, снимают свой головной убор правой рукой. Левую рук у они закладывают за ухо да еще высовывают язык.

Европейцы ограничиваются тем, что припод­нимают шляпу и отдают легкий поклон. У японцев для приветствия применяются три вида поклонов: сайкэйрэй (самый низкий), средний и легкий поклоны. На Крайнем Севере охотники, встречаясь, терлись носами. Доблест­ные мушкетеры, изящно склонившись помахивали шляпами с длинными перьями.

На Востоке было принято подно­сить руку ко лбу и к сердцу, в иных странах в качестве приветствия показывали друг другу языки... Теперь нам кажется это смешным, не так ли?

А еще есть самые разные слова для приветствий. Вспомните, пожалуйста, словес­ные приветствия русского и других народов. (Салют! Привет! Чао! Как поживаешь? Доб­рое утро! Добрый день! Здоровенько буллы!) Здравст­вуйте! Добрый ве­чер! Приветствую вас!

«Здоров ли ваш скот?» — эту фразу произно­сят монголы. Представители африканского пле­мени зулусов говорят: «Я тебя вижу». В Китае спрашивают: «Ели вы сегодня?» И все это означа­ет одно и то же. А как это звучит по-русски? Мы говорим просто: «Здравствуйте», т. е. желаем нашему знакомому здоровья. Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружа­ющим считалось, если человек уклоняется от приветствия или не отвечает на него.

Ученик. Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя были совсем не знакомы.


Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «Здравствуйте!», больше ведь мы

ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца

прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья

прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней

сделалась жизнь?

Да, ребята, вы поздоровались, и на капельку радостней сделалась жизнь. А ведь иногда вы прокричите или пробурчите что-то невнятное — не то «дрысть», не то «брысть».

Сейчас мы проверим, насколько вы владеете искусством этикета и откроем небольшие секре­ты поведения.

Ответьте на мои вопросы:

1. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздо­ровался с незнакомым тебе человеком, приоста­новился. Надо ли поздороваться и тебе?

(Да.)

2. Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши дру­зья. Надо ли поздороваться с ними? А если надо, то как это сделать?

(Да, можно просто кивнуть.)

3. Кто подает первым руку, старший младшему или младший старшему, мужчина женщине или наоборот?

(Руку для приветствия первым подает старший младшему и первой руку подает де­вушка, женщина, начальник подчиненному.)

В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны быть слова вежливости. Вежливость — неотъемлемое ка­чество общения. Давайте же поиграем в «Ре­чевой этикет». Играют два человека.

• Выскажите просьбу. (Вы можете мне сказать?.. Не могли бы вы мне?.. Скажите, пожалуйста... Разрешите попросить вас... Не могли бы вы?.. Будьте добры!)

• Как принято извиняться в культурном обществе? (Приношу вам свои глубокие из­винения... Позвольте мне извиниться... Не могу не принести вам свои глубокие извине­ния... Простите за...)

• Есть ли несколько слов утешения и обо­дрения у тебя в запасе? (Не огорчайтесь... Нет повода для беспокойства... Нет ничего плохого в том, что... Все будет хорошо... Успокой­тесь...)


• Слова благодарности. (Благодарю вас... Спасибо. Разрешите поблагодарить вас... За­ранее благодарен... Признателен вам... При­мите мою благодарность.)

• Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя? (До свидания! Надеюсь видеть вас еще! Доброго пути! До завтра! Всего хорошего! Всегда рады вас ви­деть! Приятно было познакомиться!)

При общении очень часто возникают труд­ные ситуации, найти выход из которых порой нелегко. Но нужно. Попытаемся это сделать.

• Ира обижена: «Вчера ты, Витя, шел мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо». Витя удивлен: «А почему я должен здоровать­ся? Ты меня первая увидела, вот бы и поздо­ровалась». Кто прав? (Кто культурнее, тот первым здоровается.)

• Настя говорит: «Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у нас соседка такая вредная, что я не хочу ей здо­ровья желать. Что же мне, притворяться?» Права ли Настя?

• Тебя обозвали. Твоя реакция?

1. Отделаюсь шуткой (демонстративно раскла­няюсь и поблагодарю за «хорошие» слова).

2. Отблагодарю тем же (обзову).

3. Пожалуюсь старшим.

Какими же качествами характера должен обладать человек, который достоин подража­ния, которому можно всегда и во всем дове­риться? Создадим коллективный портрет, предварительно разобьемся на три группы и посовещаемся.

(В это время у доски один человек разбирает на две стопки карточки, на которых указаны положительные и отрицательные качества.)

Положительные: доброжелательность, без­отказность, тактичность, миролюбивость, веж­ливость, честность, великодушие, гостеприим­ность, деликатность, добросердечность, жиз­нерадостность, инициативность, остроумие, отзывчивость, простосердечие, скромность, справедливость, корректность, целомудрие, неподкупность, любовь к Родине.

Отрицательные: грубость, бестактность, несдержанность, придирчивость,

раздражи­тельность, агрессивность, завистливость, равнодушие, болтливость, вздорность, ехидность, жадность, занудство, злопамятность, легко­мысленность, лицемерие, корыстолюбие, не­брежность, назойливость, обидчивость.


Самый главный человек на свете — это тот, кто пе­ред тобой. Полюбите его, постарайтесь, что­бы он понравился вам. Дарите ему знаки ува­жения. Ищите то, что вас сближает, отучите себя противоречить по любому поводу... Ста­райтесь не отзываться о людях дурно, ни в чем не обвиняйте собеседника. Стройте об­щение на равных, а не с позиции сверху. Бе­регите собеседника, избавьте его от обид и обвинений. Не спорьте по мелочам. Не спорьте с тем, с кем спорить бесполезно. Не спорьте с тем, кому важнее спор, а не исти­на. Избегайте категоричности, особенно в возражениях. Старайтесь согласиться, а не возразить. Стремитесь не к победе, а к исти­не и миру.)

Ведущая. В заключение дам вам еще не­сколько таких рецептов поведения. Невежли­во во время разговора отводить кого-нибудь в сторону, чтобы говорить с ним отдельно; еще более невежливо подслушивать, что го­ворят двое в стороне; в таких случаях следует просто отойти от них подальше.

Никогда не шепчитесь в гостях. Не преры­вайте говорящего. Если кто-то заговорит одновременно с вами, приостановитесь, и дай­те ему окончить...

В обществе и за столом не спите, хотя луч­ше молчать, чем говорить слишком много. Никогда не говорите другим того, что было бы неприятно выслушать вам самим. Грубые, резкие слова часто возвращаются бумерангом и бьют говорящего сильнее того, кому они направлены. Я думаю, что после сегодняшней игры мы еще раз задумаемся о нашем отно­шении к своим ближним.

Ведущий. Еще совсем недавно вы и не подо­зревали о существовании некоторых проблем. Многие из них решались вашими родителями. Они и гостей принимали, и подарки вашим дру­зьям подбирали, и одевали вас по своему усмот­рению. Но сейчас вы изменились, повзрослели, изменилось и отношение к вам окружающих, повысились требования. Теперь уже никого не умиляет размазанная по щекам каша и никого не радует ваш чересчур веселый, а точнее, че­ресчур громкий смех в транспорте. Что проща­лось малышу, уже не простительно для вас.

Одна девочка, которой сделали замечание, что она слишком неестественно и громко смеется, обиженно сказала: «Мое поведение — мое лич­ное дело!». Что ж, это правильно. Но только в одном-единственном случае: когда человек, как Робинзон, живет на необитаемом острове. Мы живем среди людей, и наши слова, жесты, по­ступки небезразличны окружающим.