zapogi.ru 1



Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 92


Ролевая игра (урок-конференция) в 9 классе.





Учитель химии

МОУ СОШ № 92

Высшей категории

Людмила Николаевна

Шульга




г. Барабинск, 2006г

Пояснительная записка


Урок по теме «МИНЕРАЛЬНЫЕ УДОБРЕНИЯ И ИХ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ УРОЖАЙНОСТИ КУЛЬТУРНЫХ РАСТЕНИЙ» проводится в 9 классе в форме ролевой игры (урок-конференция) в течении 2 часов.

Класс разделён на 2 части : одна часть - представители прессы ,

другая часть - учёные и специалисты.


1.Группы, на которые разбиты учащиеся, готовят каждая своё сообщения по рассматриваемому вопросу в «своем русле»: например, I-по сути изучаемой темы,

II-по решению задач на эту тему, III-об иллюстрирующей её эксперименте, IV-об

истории развития темы и т. д.

2. В группах, получивших на уроках свои подтемы назначаются специалисты разного профиля: химики, биологи, агрономы, лаборанты-агрохимики и т. д.

Каждый специалист разбирает материал со своей позиции и докладывает классу;

3. Все слабые и средние группы класса прорабатывают новый материал по учебнику, а группы сильных учащихся получают другое задание: извлечь добавочную информацию о данном вопросе из дополнительной научной литературы и подготовить сообщение.


На уроке от каждой группы выступает только один учащийся , остальные участвуют в обсуждении, задают вопросы и т.д. На роль гостей (ярморочников) отводится задавать каверзные вопросы по данной теме. Председатель определяет темы выступлений, следит за регламентом, даёт слово представителям прессы., пожелавшим задать вопросы, регулирует использование наглядных средств, сам разъясняет отдельные вопросы или записывает их до выяснения со специалистами, чтобы ответить на следующем занятии .


«Минеральные удобрения и их роль в жизни растений»


Цели урока:

Дидактическая – углубить, обобщить и систематизировать знания учащихся о классификации и свойствах минеральных удобрений, средствах химической мелиорации почв, ознакомить учащихся с применением минеральных удобрений на основе их свойств, показать огромную роль минеральных удобрений в повышение урожайности культурных растений на краеведческом материале, разностороннее и конкретнее раскрыть органическую связь теории с практикой, связь химии с сельскохозяйственным производством, нагляднее использовать местный краеведческий материал, достижения химической науки в сельском хозяйстве, ознакомить учащихся с содержанием профессии агронома и лаборанта – агрохимика, продолжить формирование практических умений и навыков при постановке эксперимента, решении расчетных задач, самостоятельно вести тезисные записи;

Развивающая: развивать логическое мышление, познавательный интерес, творческие способности, навыки работы учащихся с дополнительной научной литературой, материалами краеведения, вырабатывать умения выступать перед большой аудиторией; углубление и расширение кругозора, способность к рефлексии;

Воспитательная: воспитывать самостоятельность, взаимопомощь, любознательность, трудолюбие, аккуратность и добросовестность в работе, навыки культуры труда, формировать гражданскую позицию, чувства гордости за свою страну, область, район, интерес к труду работников массовых сельскохозяйственных профессий в области растениеводства, умеющих грамотно применять минеральные удобрения в своем хозяйстве.


Тип урока: ролевая игра, урок-конференция

Продолжительность урока: 2часа

Девиз урока: «Древо науки всеми корнями связано с практикой»

(А.Н. Несмеянов)

Оформление кабинета и оборудование: выставка овощей и фруктов (муляжи и консервированные овощи) колосья пшеницы, коллекция «Минеральные удобрения», плакаты по минеральным удобрениям, географическая карта, наборы удобрений, уголек, пинцет, ВаСL, NaOH, спиртовка, спички, определительные карточки минеральных удобрений, AgNO, таблички на столах учащихся представителей прессы и ученого мира, плакаты с образными изречениями о земледелии ( «Без агронаук колхознику все равно что без рук», «Коли хочешь, чтоб был урожай, агротехнику соблюдай», «Кто науку уважает, тот бывает с урожаем», «Наука и труд, дивные всходы дают», «Без удобрений не будет растений», «Удобришь землицу – соберешь пшеницу») выставка дополнительной литературы по сельскому хозяйству.

Ход урока:

Класс разделен на две группы:

I группа: «специалисты»- ученые

II группа: «представители прессы»- журналисты и фотокорреспонденты.

В класс входит группа ярморочников:

-Подходи народ честной, не стесняйся - покупай,

Коли есть, чем похвалиться, свой товар предлагай.

-А вот и удобрения, отличные на удивление.

- А вот и калийные соли, знакомые вам до боли.

-Что за ярмарка такая Барабинская иль Тверская?

-Что-то уж больно тихо, иль не туда попали?

-Что вы тут собрались?

- Мы - то на ярмарку едем

Свою продукцию продаем;

Чужую закупаем.

Да видно не туда попали.

Учитель

На ярмарку едете? Свой товар везете? А об удобрениях все знаете? А вдруг они один вред приносят? А быть может пользы от них больше? Вот как раз сегодня в нашей школе проводится пресс-конференция на тему: «Минеральные удобрения и их роль в жизни растений» Мы вас приглашаем


Проходите, гости дорогие, путь не близкий,

гостям мы всегда рады, а потом уж и

свой путь продолжите, быть может, и

нашу продукцию на ярмарку увезите.

Милости просим!

(гости усаживаются отдельно на отведенные им места).

На нашей научной конференции присутствуют представители ученого мира и представители прессы (журналисты и фотокорреспонденты). А руководить нашей конференцией будет председатель. Итак, слово председателю


Председатель

Получение высоких урожаев - это цель, к которой стремится человек всегда. Известно, что урожай сельскохозяйственных культур зависит от содержания питательных веществ, определяющих плодородие почвы. Уровень плодородия почвы не является постоянным. Он снижается в связи с потреблением питательных веществ растениями. Подсчитано, что при мировом валовым сборе зерновых культур, равном около 1 млрд. тонн в год, из почвы выносится 33 млн.т. азота, 12 млн. т. фосфора, 25 млн. т. калия. Химия может компенсировать вынос этих питательных веществ и обеспечить основы высокого и устойчивого плодородия почвы. Важнейшим и быстродействующим средством увеличения производства продукции растениеводства является применение минеральных удобрений. Для правильного применения удобрений надо знать, какое значение в жизни растений имеют отдельные питательные элементы, знать виды удобрений, особенности их применения с учетом почвенно-климатических условий. Этим вопросом и посвящается наша сегодняшняя конференция.

План конференции:

I. Выступление специалистов по отдельным темам (регламент не более 3 минут, во время выступлений вести тезисные записи в тетрадях).

II Ответы на вопросы представителей прессы (минута обмена информацией)

III. Отсчет о проделанной работе.

IV. Подведение итогов.

Председатель: Позвольте нашу конференцию начать с короткой справки о развитии химической промышленности в России (сообщение).


Развитие химической промышленности рассматривалось в неразрывной связи с подъемом сельского хозяйства, производства минеральных удобрений. В плане ГОЭЛРО было записано "Ввиду промышленного значения удобрительных туков для народного хозяйства России необходимо направить все усилия к скорейшему развитию их производства, тем более, что запасы наиболее ценных для нас фосфоритов в России обширны".

"Ввиду особой важности азотистых удобрений необходимо поставить программу производства искусственной селитры в размере не менее 10 млн. пудов в год". В следствии большого внимания государства к производству минеральных удобрений уже к концу 1922 года наметились сдвиги. Было построено и пущено в ход несколько суперфосфатных заводов. Почти законченно строительство Пермского суперфосфатного завода и начаты работы по строительству завода минеральных удобрений при химическом заводе в Кинешме (Ивановская область).

В дореволюционной России калийные удобрения не добывались, а их ввозили.

Академик Н.С. Курнаков руководил геолога - разведочными работами на Северном Урале. В 1925 году было открыто Соликамское месторождение калийных солей.

В 1957 году наша страна опередила по потреблению калийных удобрений все страны мира. Теоретические основы агрохимии в нашей стране были заложены академиком Дмитрием Николаевичем Прянишниковым (1865-1948), который в течение полувека читал курс агрохимии в московской сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева и в Московском университете, создал школу ученых - агрохимиков, руководил многими научными агрономическими лабораториями и опытными учреждениями.

Д.Н. Прянишников - один из инициаторов химизации земледелия СССР, автор классических работ по превращению белков и минеральному питанию растений. Труды Д.Н. Прянишникова по азотному питанию растений имеют огромную мировую известность. В лабораториях Д.Н. Прянишникова и его учеников изучены многочисленные вопросы теории и практики удобрения растений: навоза, торфа, зеленого удобрения. Он считал навоз самым важным источником азота, фосфора, калия.


Председатель: Есть вопросы?

Корреспондент газеты «Аспект»

Сейчас прозвучало «удобрительные туки» объясните что такое «туки»?

Руководитель проекта, доктор биологических наук: Позвольте, я отвечу! Минеральные удобрения называют туками, а промышленность, производящую их туковой. В нашей стране химическая промышленность выпускает более 40 видов минеральных удобрений.

Менеджер фирмы: Более 40 видов минеральных удобрений? Цифра большая. Поясните, какие удобрения бывают и как их классифицируют?

Главный агроном совхоза «Барабинский» Позвольте мне слово! Я, как агроном, разрабатываю передовые методы агротехники получения высоких урожаев, внедряю рациональную структуру посевов, систему севооборотов и удобрений с целью повышения плодородия почв, контролирую агрохимические анализы почв, удобрений и растений, которые проводятся в нашем районе. И кому как не мне знать о классификации минеральных удобрений (Сообщение о классификации минеральных удобрений)

Минеральные удобрения




Простые Комбинированные













Азотные Фосфорные Калийные Сложные Смешанные


Аммиачная Простой Хлорид Нитрат Нитрофоска

селитра и двойной калия калия Аммофоска

Мочевина супер- Аммофосы

Аммиачная фосфаты

вода Фосфорит-

ная мука


Корреспондент газеты «Барабинский вестник»

Члены садового общества «Марс» интересуются: «Что такое макро- и микроудобрения?»


Агрохимик: Минеральные удобрения, содержащие микроэлементы называются микроудобрениями. К микроудобрениям относятся: бор, кобальт, медь, марганец и другие. Они необходимы растениям и животным в малых дозах. К макроэлементам относятся: углерод, кислород, водород, фосфор, азот, калий, натрий и другие. Они так называются, потому что нужны растениям в небольших количествах.

Следовательно, минеральные удобрения, содержащие макроэлементы называются макроудобрениями.

Корреспондент журнала «Садоводства» Какова же роль азота в жизни растений? Хотелось бы подробнее узнать об азотных удобрениях.

Директор института Физиологии растений: Основатель отечественной агрохимии Д.Н. Прянишников писал, что главным условием, определяющим среднюю высоту урожая в разные эпохи, была степень обеспеченности сельскохозяйственных культур азотом.

Микробиолог В.Л. Смелянский считает, что с общебиологической точки зрения азот более драгоценен, чем самые редкие из благородных металлов. При недостатка азота в почве у растенийнаступает азотное голодание. Оно характеризуется изменением зеленой окраски листьев, так как задерживается образования хлорофилла. Листья приобретают бледно-зеленую окраску. Другой признак азотного голодания растения - это сильная задержка в росте из-за резко ограниченного образования белков, необходимых для формирования молодых клеток. Плоды, становятся мельче, чем при нормальном питании. Правильная организация азотного питания является важной задачей сельскохозяйственного производства. Азотные удобрения вносят под все растения.

Корреспондент журнала «Шесть соток»: Читатели нашего журнала спрашивают: «Какое из удобрений: аммиачная ()или натриевая () селитра богаче азотом?»

Лаборант-агрохимик: Позвольте мне. Я являюсь ближайшим помощником агронома, выполняю анализы почв, минеральных удобрений, определяю дозы и способы их внесения под различные культуры, провожу анализы химических средств зашиты растений, качества урожая, хорошо владею техникой и методикой агрохимических анализов, техникой расчетов приготовления растворов.


Чтобы ответить на этот вопрос необходимо вычислить массовые доли азота в аммиачной и натриевой селитрах и сравнивать их:

Mr () = 80

Mr () = 85

Ar (N) = 14 где n-индекс при знаке элемента в формуле.





азотом

Ярморочник: Разрешите вмешаться в вашу конференцию. Хотите верьте, хотите не верьте. В нашем колхозе проживает Петр Николаевич. Раньше он был учителем, а теперь уже старик-инвалид. Обступили раз его ребята: «Петр Николаевич, Расскажите сказочку».

Смеется: «Сказочку, сказочку». Ну что же, ладно. Расскажу только сказочку – загадочку по химии. Слушайте же.

Сказка загадка про синичек

За морем – океаном, в тридевятом царстве, в тридевятом государстве, в длинной стране с коротким названием жили – были «птички – синички» и, на подобие всем известной курочки, несущей золотые яйца, несли они тоже. Только это было не простое, а иное. Несли они, несли, да и нанесли огромный преогромный клад. Лежал этот клад белоснежный, из – под песка на солнышке блестел, дожди его не мочили – их и небывало в той удивительной стране. Но от людей разве что скроется на земле и под землей? Наткнулись все–таки на клад люди, и стал между ними спор кому кладом владеть. И вот достался клад той самой длинной стране. Пошла по всему миру про него великая слава.

В эту же пору ведь пушки та уже были. А пушки, известно, не мякиной заряжаются. А чтобы порох для пушек делать, клад-то очень сподручным оказался. Вот приезжают из-за морей купцы: «Нельзя ли вашим добром наш корабль нагрузить?» - «Что же, можно, только давайте взамен бочку золота». Поладили, нагрузили корабль и поплыли домой. Пришел корабль в порт. Приходят на него генералы - адмиралы. Спустились в трюм, а там одна слякоть. Генералы - адмиралы стали в головах чесать. Убытки-то как бы с них не взыскали!


И догадались пойти к самому известному химику за советом. Два кусочка клада, что были по суше, с собой прихватили.

То ли это самое из чего порох делают? Поглядел химик на кусочки. – Обождите, - Говорит, -сразу сказать ничего нельзя. Нужно химическую реакцию сделать. Высушил кусочек в печке, угли на жаровне разжег, и один кусочек в них и бросил. Угли-то зашипели, как змеи, да сразу добела раскалились. Химик и говорит: - «Для пороха годится». Другой кусочек взял, подышал на него, кусочек сразу стал мокрым. Подумал, подумал да и говорит: - Этот клад, что из моря везут, нужно совсем на другое дело оборотить. Нужно его опять в землю закопать и оборотиться он в пользу людям. Жаль мне вас, генералы – адмиралы, понимаю сам, что вам без войны жить никак не возможно. Ну вот что. Велите из всех печек золу выгребать и из золы крепкий щелок варить. Заморскую соль тоже в кипящей воде покрепче разведите, да вместе с горячим щелоком и слейте. Тут у вас в котле порошок, словно мука, образуется. Вы его не выбрасывайте, он тоже на дело гадится. Всем-то порошок этот не к чему, а хозяйкам вашим он куда как полезен будет.

Так о чем же Петр Николаевич нам рассказал? Каков же смысл? О чем речь шла? До сих пор не могу понять? Кто же мне ответит? Может быть здесь мне помогут?

Профессор сельскохозяйственного института Я с удовольствием вам помогу. Длинная страна с коротким названием - Чили. Птички-синички - Чилийская селитра, которая имеет органическое происхождение и возникла, возможно, из помета птиц.

Дожди его не мочили - залежи чилийской селитры могли сохраняться только при отсутствие естественных осадков. Там - одна слякоть-чилийская, селитра-азотнокислый Na-гидроскопична. (NaNO- чилийская селитра). Угли зашипели и раскололись добела -при температуре чилийская селитра, как и все соли KNO, разлагается выделяя О и происходит быстрое сгорание угля. Нужно его опять в землю закопать в качестве удобрения. Из золы крепкий щелок варить при этом их золы извлекаются, переходя в раствор, хорошо растворимая соль


Она и используется для замены в чилийской селитре Na на K. Образуется порошок, вроде муки – идет реакция обмена: получается сода -хозяйкам вашим пригодится.

Ярморочница: А что, кроме азотных удобрений других, что ли нет?

Бригадир полеводческой бригады: Фосфорные удобрения. Фосфор - непременная составная часть каждой растительной клетки. Минеральные соединения фосфора входят в состав растений в виде фосфатов. Но главную роль в жизни растений играет фосфор, входящий в состав органических соединений, и в первую очередь в состав нуклеиновых кислот. Нуклеиновые кислоты - сложные высокомолекулярные соединения, участвующие в передаче наследственных признаков организмов. Эти соединения принимают участие в синтезе белков в клетках. Особенно их много в зародышах семян, в точках роста корней и т. д.

Фосфор влияет также на азотный обмен, при недостатке фосфора растения испытывают азотное голодание, а в результате этого понижается синтез белков. Источником фосфора для растений являются фосфаты почвы и удобрения. Растения поглощают фосфор в ос­новном в виде растворимых солей фосфорной кислоты, которых в почве очень мало. Значительно больше фос­фора содержится в органических остатках почвы, на­пример в черноземах.

В почве доступного для растений фосфора немного, поэтому для получения высоких урожаев необходимо систематическое внесение фосфорных минеральных удобрений.

Промышленность минеральных удобрений использу­ет природные фосфориты и апатиты. Одним из самых важных месторождений фосфорных удобрений является месторождение апатита в Хи­бинах - на Кольском полуострове. Гораздо шире распространены в природе фосфориты. (Можно показать на карте месторождения и продемонстрировать образцы фосфоритов).

Классификация фосфорных удобрений по растворимости: простой и двойной супер­фосфат, аммонизированный суперфосфат. (Рас­сматриваем полурастворимые (томасшлак)


и труднорастворимые (фосфоритная мука) соли. В кислых почвах - фосфоритная мука (в основном фосфат кальция) переходит в более растворимые соединения (кислые соли). Растворимость преципитата также по­вышается в кислых почвах. В почве суперфосфат мо­жет перейти в малорастворимые соли железа, кальция, алюминия, что понижает доступность фосфора для ­растений.

Зная свойства удобрений и почв, можно правильно применять удобрения на полях колхозов и совхозов на­шей страны.

Фосфоритную муку используют на кислых почвах под все зерновые культуры, картофель. Суперфосфат можно вносить под все виды почв, кроме кислых, содержащих боль­шие количества соединений железа, алюминия (под лен, корнеплоды, картофель, клевер и ,др.).

Председатель колхоза «Заря» «В какое время года лучше всего вносить фосфорные удобрения и почему?»

Агрохимик: Суперфосфат и преципитат хуже растворяются в воде, чем калийные и азотные удобрения. Поэтому фосфорные удобрения разбрасывают на поля осенью, до обработки почвы.

Журналист газеты «Земляки» Наш читатель Михаил Михайлович Потапов спрашивает: «Как рассчитать %-ый выход двойного суперфосфата от теоретических возможного, если из 980 г фосфорной кислоты было получено 1404 г двойного суперфосфата Ca()?




При взаимодействии 980 г - х

392 г – 702 г



Ответ: % выход от теоретически возможного равен 80%.


Председатель колхоза «Береговой»: Сибирь славится морозами, а быть может есть такие удобрения, которые бы могли повысить морозоустойчивость растений?

Физиолог института биохимии: (доклад калийные удобрения) Известно, что без калия не развивается ни одно растение. Он концентрируется в молодой растущей ткани, где наиболее активно идут процессы обмена веществ. Калий необходим для образования углеводов, так как он повышает активность ферментов, участвующих в углеводном обмене. В нем особенно нуждается картофель, сахарная свекла, овощные культуры.


При достаточном обеспечение растений калием повышается их морозоустойчивость, стебли растений становятся более прочными и меньше полегают, повышается устойчивость к грибковым заболеваниям. Общее содержание калия в большей части почв высокое 1,5%-2,5%, но на легких песчаных почвах и красноземах оно падает до 0,5%-1% . Еще меньше его в торфяных почвах 0,02-0,05%.

Для получения высоких урожаев картофеля, капусты, свеклы, льна, зерновых, подсолнечника необходимо внесение калийных удобрений. Наиболее крупное месторождение находится в районе Соликамска – Березняков на Урале. Первую продукцию отечественных калийных удобрений дал в 1933 г Соликамский калийный комбинат. Большое месторождение калийных солей открыто в Белоруссии, на этом месте создается современный город Солигорск.

Идущий на удобрение хлорид калия содержит 80-95% чистого хлорида калия или 52-60% калия. Хлорид калия – белое кристаллическое вещество, хорошо растворимое в воде. Благодаря меньшему, чем в сильвините, содержанию хлора, хлорид калия можно применять под такие культуры, как табак, виноград, картофель, ягодные культуры, лен. Большие дозы хлора им вредят.

Сульфат калия по внешнему виду мелкокристаллический порошок серого цвета, в котором 48-52% калия. Это ценное без хлорное калийное удобрение. Эффективно действует на всех почвах. Рекомендуется для картофеля, льна, винограда, люпина, клевера и других культур.

Ярморочница: Ой, а у нас в колхозе весь гипс из поликлиники на поля свозили. То ли трактористы ошиблись?

Председатель: Объясните химическую сущность гипсование солончаковых почв.

Почвовед: Почвы в некоторых районах страны содержат в высоких концентрациях соли натрия. При несении в такие почвы гипса (O) происходит замещение соли натрия на соли кальция, которые делают почву более структурной. Химическая сущность этого процесса следующая




Журналист журнала «Хочу все знать» В редакцию нашего журнала пришло письмо от Марьи Ивановны из Здвинска. Она просит объяснить, как правильно применять минеральные удобрения для подкормки комнатных растений. Она пишет: «Подскажите, как приготовить 50 г 2% раствора аммиачной селитры, чтобы подкормить мою герань».

Лаборант: (сначала решает задачу, затем готовит раствор и поливает растения в кабинете)

m(р-ра)=50 г




Ярморочница: Не зря значит, мы с тобой на ярмарку эти самые удобрения то везли. Большой спрос видно будет на них. Ой, гляди-ка, пока везла, этикетки-то отлетели, как же я теперь узнаю, где какие удобрения?

Председатель: Эта работа наших специалистов. Восстановить утерянные при транспортировке этикетки на склянках с минеральными удобрениями, причем, сделать это необходимо наиболее эффективным способом (рационально и быстро).

Химик:

План распознавания:

1. Внешний вид

2. Гигроскопичность

3. Качественные реакции





Поставщик кооператива «Зеленый мир»: В последнее время так много говорят о нитратах. Говорят, что и капусту с ним солят. Что за штука такая и сколько ее можно съесть?

Агрохимик: Последнее время весьма актуальна, стала проблема, связанная с контролем содержания нитратов в сельскохозяйственных растениях. Корневые системы растений хорошо усваивают нитраты. В растение происходит восстановление нитратов до аммиака.

- NОз NO2 NO – NНOH NНз

нитрат нитрит гипонитрит гидроксиламин аммиак

Этот процесс носит название первичного амминирования. Аминокислоты, образующиеся в этом процессе являются, материалам для построения аминокислот в процессе


переамминирования.


Проверим овощи на нитраты. Методика моего исследования достаточно проста, для определения нитратов я воспользовалася химическим реактивом - дифениламином. На свежеприготовленный срез испытуемого растения нужно капнуть несколько капель этого вещества. По интенсивности синей окраски можно судить о количестве нитратов в данном исследуемом объекте. Исследуемыми объектами могут быть: огурец, помидор, свекла, капуста, лук, морковь, дыня, перец, арбуз. (проводит опыт).

«Чемпионами» по содержанию нитратов являются арбуз и белокочанная капуста.

Заканчивая свою работу о нитратах мне хотелось привести некоторые рекомендации

МЗ СССР №07 с/0-4-42 от 25.07.88 . по использованию в питании овощей с повышенным содержанием нитратов.

Овощи с содержанием нитратов в пределах от допустимого уровня до превышения не более, чем в 2 раза могут быть использованы для приготовления холодных закусок, блюд с многокомпонентной структурой, где эти овощи должны составлять не более 50%. При чём содержание нитратов в остальных компонентах не должен превышать ПДК /запеканок, сложных закусок, винегретов и других кулинарных овощных блюд. После варки овощей отвар использовать нельзя. Овощи и картофель с содержанием нитратов выше ПДК, но не более чем в 1,5 раза могут быть использованы в качестве добавок в овощные консервы, содержание нитратов в остальных составных частях не должно превышать ПДК.

Картофель с повышенным содержанием нитратов может подвергаться глубокой промышленной переработке-изготовлению крахмала, спирта, белково-витаминной продукции для животноводства, используются как семенной материал.

Использование плодов и овощей с повышенным содержанием нитратов в питание

запрещается.

При хранении овощей в хорошо вентилируемом помещении и при наличии

неповрежденных плодов, отмечается снижение содержания нитратов.

При хранении картофеля в течение 3 месяцев снижается' на 15%.


При хранении картофеля в течение 6 месяцев снижается на 70%.

При хранении моркови в течение 6 месяцев снижается на 55%.

При хранении овощных культур в среднем через 8 месяцев от исходного материала отмечается снижение на 40-50%.

При кулинарной обработке овощей /мойке, чистке/, отмечается снижение нитратов на 10%.

При удалении кочерыжки, стержня в моркови, капусте содержатся содержание на 10%.

При вымачивании овощей свеклы, капусты, картофеля/ в течение 1 часа снижается

содержание нитратов на 250/0, зелени на 20%.

При варки картофеля около 80% нитратов переходит в отвар. 9. При варке моркови, капусты, свеклы 60-70%.

Варка на пару в меньшей степени влияет на снижение нитратов в овощах

При квашении овощей отмечается снижение нитратов на 18 день на 70-80%. Рассол в пищу употреблять нельзя.


Председатель: В завершение нашей научной конференции хотелось бы предоставить слово агенту рекламы, он расскажет нам о новинках минеральных удобрений. (Сообщение, вырезки газет)

Учитель: Наша научная конференция подходит к концу. Хотелось бы узнать какие знания, выводы извлечены из нашей конференции. Для этого мы разгадаем кроссворд и попросим это сделать ярморочников.

Вопросы к кроссворду

1. Кто из великих русских химиков провозглашал идею химизации с/х?

2. Название бактерий, которые способны усваивать азот воздуха и обогащать им почву?

3. Полуостров, где находится крупное месторождение фосфоритов?

4. Особое название соли азотной кислоты, которую применяют для приготовления взрывчатых веществ и используют как эффективное минеральное удобрение?

5. Почва, обеспечивающая все необходимые питательные элементы растениям, почву и воду?

6. Самая популярная профессия в сельском хозяйстве?

8. Длинная страна с коротким названием, где находится крупное месторождение азотных удобрений?


9. Элемент, связывающий воздух и минеральные удобрения?

10. Элемент, относящийся к щелочным металлам, который повышает морозостойкость растений?

11. Термин, означающий внедрение наиболее совершенных хим. процессов и прогрессивных методов в с/х?

12. Вещество, необходимое в медицине, которое применяется в с/х для улучшения состава почвы?

13. Основатель отечественной агрохимии?

14. Элемент, недостаток которого в почве задерживает цветение и созревание плодов.



3








11







5







2





4






7











13































1





















































8

9

10




12


15














6












































































































































































































14





















Учитель: Закончить наш необычный урок мне все-таки хотелось бы на поэтической ноте.

Стихотворение «Ода хлебу»

(В. Матвеев)


Хлеб поджарист, пахуч и румянен,

В нем отчетливо я вижу очень

Вековую стожильность крестьян,

Труд ученых, заботу рабочих.

Хлеб насущный - превыше всего!

Так сказавшие первыми – правы.

Берегли мы от засух его

И от злой саранчовой потравы…

…Мы освоили космоса высь,

И душа моя, а не утроба

Мне диктует: «земле поклонись

Мастерству и рукам хлебороба!»

Утром настежь раскрою окно-

Целый мир предо мною распахнут,

Поклониться готов до земли

Людям тем, чье упорство и доблесть

Прославляли зерном, как могли,

Край, республику, округ и область.


Наша научная конференция подошла к концу. Всем большое спасибо. Готовились к уроку все долго и тщательно: сделали газету, выставку овощей и фруктов, прочитали и принесли с собой дополнительную научную литературу, подготовили сообщения на различные темы, самостоятельно решали задачи и делали опыты(подведение итогов, выставление оценок.)

Д/З. Написать эссе, миниатюру, сказку на тему: «Минеральные удобрения и овощи моего огорода».


Анкета участника конкурса

Фамилия: Шульга

Имя: Людмила

Отчество: Николаевна

Почтовый адрес: 632335 Новосибирская область, г. Барабинск, ул. Пролетарская 54


E-mail: shcola92@mail.ru

Шульга Л.Н. – учитель химии высшей категории, педагогический стаж – 15 лет

Описание методической разработки: см. пояснительную записку

Название: ролевая игра (урок –конференция) «Минеральные удобрения и их роль в жизни растений».

Краткая аннотация: см. пояснительную записку

Учебный предмет: Химия

Уровень образования школьников: 9 кл.

Форма учебной работы: классно – урочная

Полное описание разработки: см. цели, задачи, оборудование урока