zapogi.ru 1

Анализ работы психологической службы

за 2010--2011 учебный год

Цель психологической службы – сопровождение воспитанников для сохранения их психологического благополучия, создание благоприятной психологической атмосферы, профилактика возможных трудностей в обучении, сфере межличностного взаимодействия, социализации и адаптации.

Основными задачами службы являются:


  1. Неотложная психологическая помощь детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

  2. Помощь в адаптации вновь поступивших и переведенных из других групп воспитанников (в группе в д/д, в школе, в училище).

  3. Профилактика возможных трудностей в обучении: в сфере познавательной, мотивационной, личностной, поведенческой.

  4. Формирование коммуникативных навыков воспитанников.

  5. Формирование положительного образа семьи.

  6. Психологическая подготовка детей к проживанию в замещающей семье.

  7. Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни.

Основные направления деятельности службы.

  • Психологическая диагностика

  • Психологическое консультирование

  • Развивающая психокоррекционная работа

  • Психологическая профилактика и психологическое просвещение


  • Организационная работа

  • Экспериментальная работа: Городской Эксперимент «Патронатное воспитание. Инновационные процессы в развитии системы патронатного воспитания детского дома»

Психологическая работа с подростками и детьми начинается с развернутой диагностики личностных особенностей, на основе которой, разрабатываются конкретные рекомендации для углубленного обследования, медицинского обследования, рекомендации педагогам школы и воспитателям детского дома. Кроме того, разрабатывается индивидуальный план психологического сопровождения каждого воспитанника.


План работы психологической службы определяет основные направления работы психологов: диагностика, психопрофилактика, групповая и индивидуальная психокоррекционная и развивающая работа, индивидуальное и групповое консультирование,повышение личного профессионального мастерства.

Регистрация всех видов работ, а также консультативных обращений воспитанников и сотрудников ГОУ детского дома № 59 ведется в журналах педагогов – психологов и хранится в помещении психологического кабинета. На основании данных журналов ниже представляется сводный статистический отчет по основным направлениям работы педагогов-психологов за 2010-2011 учебный год.

Статистический отчет за 2010-2011 учебный год


Сколько всего детей участвует в психологической работе

Мальчиков

Девочек

59

32

27




Распределение детей, с которыми работает психолог, по возрастным группам (количество)




3-6 лет

7-10 лет

10-12 лет

12-15 лет

Ст.15 лет

6

11

11

20

11





Сколько всего взрослых участвуют в психологической работе

Воспитатели

Кандидаты в замещающие родители (КЗР)

Замещающих родителей (ЗР)

45

15

16

14




КОЛИЧЕСТВО ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБСЛЕДОВАНИЙ

221

Первичных

12

Первичных обследований КЗР

16

Повторных

185

Повторных обследований КЗР

8

КОЛИЧЕСТВО ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ

344

Детей (подростков)

177

Замещающих родителей

37

КЗР

36

Специалистов

94


КОЛИЧЕСТВО ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

668

С детьми

498

С замещающими родителями

62

С КЗР

12

Со специалистами

96

КОЛИЧЕСТВО ГРУППОВЫХ ОБСЛЕДОВАНИЙ

79

Детей

77

Специалистов

2

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ОБСЛЕДОВАННЫХ НА СКРИНИНГОВОЙ ДИАГНОСТИКЕ

56

Детей

56

Специалистов

0

КОЛИЧЕСТВО ГРУППОВЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ

81

Детей

73

Замещающих родителей

4

Специалистов

4

КОЛИЧЕСТВО ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ

245

С детьми

223


С замещающими родителями

15

Со специалистами

6

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ПОСЕЩЕНИЙ ГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЙ

67

Детьми

63

Замещающими родителями

1

Специалистами

3

УЧАСТИЕ В КОНСИЛИУМАХ

8

Плановых

0

Внеплановых

8

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТНЫХ РАБОТ

0

Плановых

0

Внеплановых

0

КОЛИЧЕСТВО ПРОВЕДЕННЫХ СЕМИНАРОВ

4

Для педагогов/др. специалистов

3

Для замещающих родителей

1

КОЛИЧЕСТВО ОТКРЫТЫХ ЗАНЯТИЙ

12


Методы психодиагностики,используемые в 2010-2011 учебном году,

в работе с воспитанниками детского дома №59 дошкольного и младшего школьного возраста





Название методики

Параметры

Возраст

1

Методика «Найди и вычеркни» Т.Д. Марцинковской;

Графический диктант Д.Б.Эльконина

Методика «Устойчивость внимания»

«Найди отличия»

Оценка внимания

Дошкольный и младший школьный возраст

2

Тест «Эталоны» Л.А. Венгера;

Тест «Коробочка форм» Т.Д. Марцинковской;

«Разрезанные картинки»

«Цветные фигурки»

Оценка восприятия

Дошкольный и младший школьный возраст

3

«Составь рассказ» Р.С Немова;

«Незаконченные рисунки» Л.Ф. Тихомировой

«На что это похоже»

Оценка воображения

Дошкольный и младший школьный возраст

4

«10 слов»;

«10 предметов» Т.Д. Марцинковской

«Угадай, чего не стало»

Диагностика памяти Д.Векслера

Оценка памяти

Дошкольный и младший школьный возраст

5

«Невербальная классификация»Марцинковская

Исследование понимания смыла коротких рассказов


Определение умственного развития детей Замбицявичене


Оценка образно-логического мышления

Дошкольный и младший школьный возраст

6

«Обведи по контуру»;

«Расскажи по картинке»;

«Самое непохожее» Л.А. Венгера


Оценка наглядно-действенного мышления

Дошкольный и младший школьный возраст

7

«Лестница»;

«Выявление личностных

особенностей младшего школьника» Р.Б. Кеттела и Р.В. Коана

«Нарисуй человека» Гудинаф и Харриса

РНЖ

«Два домика» Марцинковской

Измерение уровня самооценки Дембо-Рубинштейн

Оценка личностных качеств и межличностных отношений.

Дошкольный и младший школьный возраст

8

«Да и нет» Н.И. Гуткиной

«Мотивационная готовность» Л.А. Венгера;

«Исследование вербального мышления» И. Шварца;

«Способность к обучению в школе» И. Шванцара

Корректурная проба

Домик Гудикной

История в картинках из теста Вицлака

Комплект методик «Когитон»

Диагностика готовности к школе

Дошкольный возраст


Методы психодиагностики, используемые в 2010-2011 учебном году,


в работе с воспитанниками детского дома №59 школьного и старшего школьного возраста



Название методики

Параметры

Возраст

1

Характерологический опросник Леонгарда;

Тест Кеттелла;

Изучение самооценки личности подростка

Измерение самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн

Методика «Незаконченные предложения»

Оценка личности

Школьный и старший школьный возраст

2

Тест на исследование тревожности (опросник Спилбергера)

Тест школьной тревожности Филлипса

Оценка тревожности

Школьный и старший школьный возраст

3

Диагностика агрессивности подростков (опросник Басса – Драки)

Оценка агрессивности

Школьный и старший школьный возраст

4

«Субтестор Векслера»;

«Простые и сложные аналогии»;

«Четвёртый лишний»;

«Классификация»;

«Матрица Равенна»;

Таблицы Шульте

«школьный тест умственного развития»

Оценка интеллектуальных способностей

Школьный и старший школьный возраст

5

«Социометроия»

«16-ти факторный опросник Кетелла»;

Шкала самооценки Спилбернга;

Самооценка психических состояний

Оценка межличностных отношений


Школьный и старший школьный возраст

6

«Матрица профессионального выбора»;

«Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е.А. Климова;

Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС);

Опросник профессиональных склонностей Л. Иовайши (для детей от 15 лет)


Профессиональное определение

Старший школьный возраст


Методы психодиагностики, использованные в 2010-2011 учебном году,

для диагностики детско-родительских отношений воспитанников детского дома №59

с их замещающими или кровными родителями




Название методики

Параметры

Возраст

1

Семейная социометрия

Диагностика взаимоотношений в семье, супружеских и детско-родительских отношений

Старше семи лет и взрослые

2

Анализ рисунка семьи А.И.Баркан

Дети и взрослые

3

Семья, которую я хочу Баркан


4


Шкала привязанности ребенка к членам своей семьи

Старше 10 лет

5

Интервью волшебный мир

Дети старше 5 лет

6

Тест «Незаконченные предложения»

Дети старше 7 лет

7

Диагностика родительского отношения к ребенку А.Я.Варга, В.В.Столина




Взрослые

8

«Как ваш ребенок оценивает внутрисемейные отношения» Рене Жиля




Старше 7 лет

9

Э.Г. Эйдмиллер Психологические причины отклонений в семейном воспитании




Взрослые


Результаты психологической диагностики воспитанников детского дома №59 за 2010 – 2011гг.

Диагностика мотивации учения и эмоционального отношения к учению.

Таблица 1. Уровень мотивации учения в средних и старших классах1.

Уровень


Описание

Кол-во детей

Девочки

Мальчики

Всего

1

Продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему

0

0

0

2

Продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу

0

0

0

3

Средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией

7 (28%)

5 (20%)

12 (48%)

4

Сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное отношение к учению

4 (16%)

6 (24%)

10 (40%)

5

Резко отрицательное отношение к учению


1 (4%)

2 (8%)

3 (12%)











Всего


25 человек


Отсутствие детей с преобладанием познавательной мотивации, позитивного отношения к учению является крайне негативным показателем в старших группах воспитанников. Объяснить этот факт можно повышением уровня трудностей обучении в старших классах и невозможностью детей-подростков детского дома справляться с программой обучения. Очень большой их процент поступает в детский дом уже в старшем подростковом возрасте, с выраженным уровнем педагогической запущенности , с большим числом пропусков учебных занятий в момент их проживания дома, с кровными родителями. Преодоление ситуации такого отношения к процессу обучения является важным в работ е со старшими воспитанниками, так успешное обучение в школе является гарантией их успешной социализации.

Диаграмма 1. Мотивация учения воспитанников Детского дома №59 в средних и старших классах


Таблица 2. Уровень мотивации учения в младших школьников2.


Уровень

Описание

Кол-во детей

Девочки

Мальчики

Всего

1

Высокий уровень мотивации и школьной активности


2 (22%)

1 (11%)

3 (33%)

2

Хорошая школьная мотивация

0

4 (45%)

4 (45%)

3

Положительное отношение к школе, но школа больше привлекает внеучебными сторонами

0

0

0

4

Низкая школьная мотивация

1 (11%)

0

1 (11%)

5

Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация

1 (11%)

0

1 (11%)










Всего

9 человек



Диаграмма 2. Мотивация учения младших школьников Детского дома №59.




Воспитанники, обучающиеся в младших класса демонстрируют хорошую школьную мотивацию. Систематические занятия со специалистами ( педагоги, волонтеры-репетиторы) должны способствовать преодолению трудностей обучения и поддержания высокой мотивации на обучения и при переходе этих воспитанников в среднюю и старшую школу.



Диагностика типов акцентуаций характера воспитанников

Детского дома №59





Гипертимность

Застревание

Эмотивность

Педантичность

Тревожность

Циклотимность

Демонстративность

Возбудимость

Дистимность

Экзальтированность

Тенденция к акцентуации

24 человека – 89%

7

7

16

5

5

8

6

14

6

4

29%

29%

67%

21%

21%

33%

25%

58%

25%

17%

Акцентуация

17 человек – 63%


11

1

4

2

1

5

4

6

0

6

65%

6%

23%

12%

6%

29%

23%

35%

0

35%


У 7% воспитанников не было выявлено ни акцентуаций характера, ни тенденций к акцентуации.

Выявление акцентуированных личностей необходимо для выработки индивидуального подхода к воспитанникам, для профессиональной ориентации, закрепления за ними определенного круга обязанностей, с которыми они способны справляться лучше других (в силу своей психологической предрасположенности).


Диаграмма 3. Типы акцентуаций воспитанников.




Большой процент детей с акцентуаций характера по возбудимому и гипертимному типу может приводить к напряжению эмоционального фона в группе, возникновению конфликтных ситуаций. Для этой цели необходимы занятия по налаживанию ситуации в группе, сплочению среди воспитанников, решению конфликтных ситуаций ( бесконфликтное общение), а так же большую роль в сглаживании этой проблемы играет работа медицинского кабинета ( правильный подбор терапевтических средств), направленных на снижение уровня возбудимости.

Результаты анкетирования воспитанников средних групп


детского дома №59.


Вопрос

Да

Нет

Хотите ли вернуться в свою родную семью?

37%

53%

Хотите ли жить в замещающей семье?

68%

32%

Согласны переехать в другой регион?

16%

79%

Хотите ли вы полную семью?

52%

5%

Хотите ли вы молодых родителей (до 40 лет)?

63%

21%

Хотите ли семью с другими детьми?

26%

26%

Имеет ли значение образование и место работы ЗР?

63%

26%

В исследовании принимало 19 воспитанников.


У воспитанников детского дома сформировано положительное отношение к проживанию в семье ( как в кровной так и в замещающей). При этом важным для помещения в семью дети называют тот факт какого возраста родители, насколько они успешны, какое образование они имеют.

Психологи, относящие к психологической службе и работающие на протяжении всего 2010-2011 учебного года на Городском Эксперименте «Патронатное воспитание. Инновационные процессы в развитии системы патронатного воспитания детского дома», осуществляли регулярное посещение патронатных семей, индивидуальные консультации патронатных воспитателей, индивидуальные занятия с детьми, воспитывающимися в патронатных семьях, дистанционное консультирование (по телефону, через Интернет).


В связи с отменой такой формы как патронат в 2010 – 2011 году мы передавали детей на следующие формы: опека, приемная семья, усыновление, либо осуществляли возврат в кровную семью.


Таблица. Количество детей, переданных на различные формы семейного воспитания.


Форма воспитания

Количество детей

Опека

15

Приемная семья

13

Усыновление

0

Возврат в кровную семью

4

Всего

32


Кроме того, в течение года проводились индивидуальные и групповые занятия с детьми, направленные на подготовку к жизни в замещающей семье. Данные занятия помогли сформировать у воспитанников позитивное отношение к семье, а также осознать свое желание (или нежелание) воспитываться в замещающей семье. Были сформированы представления о ролях и функциях семьи. На данный момент существует 10 гостевых семей, из которых 5 готовится к передаче ребенка на более постоянные формы.



1


2