zapogi.ru 1

Аннотация-характеристика программы


Укрупненная группа: 010000 Физико-математические науки.


Направление: 011200.62 Физика.


Профиль: 011200.62.07 Биохимическая физика.


Квалификация: бакалавр физики.


Руководитель: Кратасюк Валентина Александровна, д.б.н., профессор СФУ, в.н.с. Института биофизики СО РАН, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации, Почетный профессор Университета Флориды (США).


Выпускающая кафедра: кафедра биофизики Института фундаментальной биологии и биотехнологии СФУ, зав.кафедрой биофизики проф., д.б.н., профессор Кратасюк В.А., т.р. 206-20-72, 206-23-07, E-mail:  biophysics_sfu@mail.ru


Цель программы: подготовка высококвалифицированных специалистов в области биохимической физики, биофизики и биотехнологии, владеющих современными методами и аппаратурой для исследования физических механизмов, математического моделирования жизненных процессов в биологических системах различных уровней организации, а также знакомых с основами коммерциализации высокотехнологичных продуктов.


Срок освоения программы: 4 года, включая последипломный отпуск.


Трудоемкость освоения студентом программы: 240 зачетных единиц и включает все виды аудиторной и самостоятельной работы студента.


Учебный план подготовки бакалавра:

Основная образовательная программа подготовки бакалавра согласно ФГОС ВПО предусматривает изучение следующих учебных циклов:


  • гуманитарный, социальный и экономический циклы;

  • естественнонаучный цикл;

  • профессиональный цикл;

и разделов:

  • физическая культура;

  • учебная и производственная практики, и научно-исследовательская работа;
  • итоговая государственная аттестация.


Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых дисциплин, позволяет студенту получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и для продолжения профессионального образования в магистратуре.

Базовая часть цикла «Гуманитарный, социальный и экономический цикл» предусматривает изучение следующих обязательных дисциплин: «История», «Философия», «Иностранный язык», «Экономика».

Для успешной научно-исследовательской работы, получения углубленных знаний и навыков для успешной профессиональной деятельности предусмотрены такие спецкурсы, как: Молекулярная биология клетки и генная инженерия, Регуляция метаболизма, Биофизика популяций, Физические принципы биологической эволюции, Математическая биофизика, Биометрия и планирование эксперимента, Биофизика наземных и водных экосистем, Физика и химия биолюминесценции, Физико-химические механизмы ферментативного катализа и др.

Ведущие ученые Красноярска и приглашенные российские и зарубежные профессора ведут данные курсы, а также являются научными руководителями студентов: д.б.н., проф. Кратасюк В.А., акад., д.м.н., проф. Гительзон И.И., д.ф.-м.н. Барцев С.И., д.ф.-м.н. Хлебопрос Р.Г., д.б.н. Сетков Н.А., д.ф.-м.н., проф. Белобров П.И., к.б.н. Свидерская И.В., к.ф.-м.н. Немцева Е.В., к.б.н. Есимбекова Е.Н., к.б.н. Суковатая И.Е. и др.

Программа бакалавриата включает лабораторные практикумы и практические занятия в области: математики и общих естественных наук, информатики и современных информационных технологий, физики, химии, общей биологии, биологии клетки, генетики и эволюции, экологии и рационального природопользования, безопасности жизнедеятельности, биофизического практикума.

Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.



Организация научно-исследовательской работы обучающихся:

Практики закрепляют знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения теоретических курсов, вырабатывают практические навыки и способствуют комплексному формированию общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций обучающихся.

Практика по направлению подготовки 011200.62 – Физика профиль «Биохимическая физика» организована в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом:


  • академических и ведомственных научно-исследовательских институтах;

  • экологических службах и фирмах,

  • специализированных учебных заведениях,

  • медицинских и природоохранных учреждениях,

  • учреждениях системы высшего и среднего профессионального образования.

Во время обучения в бакалавриате студенты подготавливают выпускную квалификационную работу по темам исследований, совпадающим с приоритетными научными направлениями СФУ: новое поколение биосенсоров для экологии и медицины, нанобиотехнологии, биофизика и биохимия биолюминесценции, радиоэкология, биофизика сложных систем, биофизика наземных и водных экосистем, био- и нейрокомпьютеры, замкнутые экологические экосистемы, математическое моделирование биологических объектов, физические принципы биологической эволюции и другим направлениям молекулярной и классической биофизики, молекулярной биологии и биотехнологии.

Научной базой для выполнения исследований студентами являются Лаборатория биолюминесцентных биотехнологий кафедры биофизики ИФБиБТ СФУ (рук. Осаму Шимомура, лауреат Нобелевской премии по химии), лаборатории Центров коллективного пользования приборами СФУ и Научно-образовательного центра «Енисей», Институт биофизики СО РАН, Институт леса им. В.Н. Сукачева СО РАН и другие академические институты СО РАН, ФГУ «Центр госсанэпиднадзора в Красноярском крае», «Международный научный центр исследований экстремальных состояний организма» при Президиуме КНЦ СО РАН и др.


Помимо освоения теоретических курсов обучение студентов предполагает освоение и получение навыков научно-исследовательской работы на современном уникальном оборудовании, входящем в биохимическую, биофизическую, радиоэкологическую, клинико-диагностическую, молекулярно-генетическую, цитолого-гистологическую, оптико-биолюминесцентную и др. лаборатории Центров коллективного пользования приборов СФУ и НОЦ «Енисей».


Какие компетентности по окончании программы приобретет выпускник? Что выпускник сможет делать?

Выпускник обладает следующими общекультурными компетенциями:


  • способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области математики и естественных наук;

  • способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области гуманитарных и экономических наук;

  • способностью приобретать новые знания, используя современные образовательные и информационные технологии;

  • способностью собирать, обрабатывать и интерпретировать с использованием современных информационных технологий данные, необходимые для формирования суждений по соответствующим социальным, научным и этическим проблемам;

  • способностью выстраивать и реализовывать перспективные линии интеллектуального, культурного, нравственного, физического и профессионального саморазвития и самосовершенствования;

  • способностью добиваться намеченной цели;

  • способностью критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при необходимости профиль своей профессиональной деятельности;

  • способностью следовать этическим и правовым нормам; толерантностью; способностью к социальной адаптации;

  • способностью работать самостоятельно и в коллективе, руководить людьми и подчиняться;

  • способностью критически переосмысливать свой социальный опыт;

  • способностью следовать социально-значимым представлениям о здоровом образе жизни;


  • способностью овладеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией;

  • способностью к письменной и устной коммуникации на родном языке;

  • способностью получить и использовать в своей деятельности знание иностранного языка;

  • способностью получить организационно-управленческие навыки;

  • способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности навыки работы с информацией из различных источников;

  • способностью использовать в познавательной и профессиональной деятельности базовые знания в области информатики и современных информационных технологий, навыки использования программных средств и навыков работы в компьютерных сетях; умением создавать базы данных и использовать ресурсы Интернет;

  • способностью применить основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

  • способностью применить средства самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готовность к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;

  • способностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

  • способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны.

Выпускник обладает следующими профессиональными компетенциями:

общепрофессиональные:
  • способностью использовать базовые теоретические знания для решения профессиональных задач;


  • способностью применять на практике базовые профессиональные навыки;

научно-исследовательская деятельность:

  • способностью эксплуатировать современную физическую аппаратуру и оборудование;

  • способностью использовать специализированные знания в области физики для освоения профильных физических дисциплин (в соответствии с профилем подготовки);

научно-инновационная деятельность:

  • способностью применять на практике базовые общепрофессиональные знания теории и методов физических исследований (в соответствии с профилем подготовки);

  • способностью пользоваться современными методами обработки, анализа и синтеза физической информации (в соответствии с профилем подготовки);

  • способностью формировать суждения о значении и последствиях своей профессиональной деятельности с учетом социальных, правовых, этических и природоохранных аспектов;

организационно-управленческая деятельность:

  • способностью понимать и использовать на практике теоретические основы организации и планирования физических исследований;

  • способностью понимать и применять на практике методы управления в сфере природопользования;

педагогическая (в установленном порядке в соответствии с полученной дополнительной квалификацией) и просветительская деятельность:

  • способностью понимать и излагать получаемую информацию и представлять результаты физических исследований.

Выпускник по направлению подготовки 012200.62 – Физика профиль «Биохимическая физика» подготовлен к деятельности по изучению физических механизмов и математическому моделированию жизненных процессов в биологических системах различных уровней организации, к работе в области медицинской и ветеринарной биофизики, экологического мониторинга, радиобиологии, медицинской кибернетики.


Где может работать выпускник?

Сферой профессиональной деятельности выпускников являются государственные и частные научно-исследовательские и производственные организации, связанные с решением биофизических проблем, органы охраны природы и управления природопользованием; учреждения системы высшего и среднего профессионального образования, среднего общего образования, а также высокотехнологические биотехнологические предприятия.

Объектами профессиональной деятельности бакалавров являются: физические системы различного масштаба и уровней организации, процессы их функционирования, физические, инженерно-физические, физико-медицинские и природоохранительные технологии, физическая экспертиза и мониторинг.


Условия приема в бакалавриат:

Предшествующий уровень образования абитуриента – среднее (полное) общее образование.

Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

Лица, имеющие документ государственного образца о среднем (полном) общем или среднем специальном образовании, зачисляются на данную программу бакалавриата по результатам вступительных испытаний.


Зав.кафедрой биофизики В.А. Кратасюк


Директор Института фундаментальной

биологии и биотехнологии В.А. Сапожников