zapogi.ru 1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Куйбышевского района – Чумаковская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, VIII вида


с. Чумаково , ул.Северная 34,

Куйбышевского р-на

Новосибирской области







2010-2014 уч.г.


  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Целевая комплексная программа воспитания обучающихся муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Куйбышевского района – Чумаковской специальной (коррекционной) школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, VIII вида, Новосибирской области (далее – Программа) определяет цели воспитания с учетом приоритетов и стратегии государства, интересов воспитанников и педагогов.

Нормативно-правовой базой для разработки Программы являются следующие нормативно-правовые документы:

    • Закон РФ «Об образовании».

    • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».

    • Конвенция о правах ребенка.

    • Устав учреждения

    • Программа развития учреждения.

    • Локальные акты.

Школа является центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей.

Воспитательная работа охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние социальной среды и окружающей действительности.

Школьная Программа ориентирована на повышение статуса воспитания в системе образования школы, дальнейшее обновление содержания и структуры воспитания на основе традиций и накопленного школой опыта, формирование ценностных мировоззренческих основ воспитания.


Программа определяет цели, задачи и условия для успешной реализации воспитательной работы.



  1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ПРОГРАММЫ

Новая школа должна создать новую систему стимулирующего и педагогически целесообразного влияния на жизнедеятельность воспитанников, служащего целям гражданского, духовного и физического становления личности, учета и развития способностей и интересов школьников, их прав на свободный выбор видов и форм внеучебной деятельности, развития принципов природосообразности и культуросообразности как основы воспитательного процесса.

В основу системы воспитания педагогический коллектив школы считает необходимым положить следующие исходные принципы:

  1. принцип гуманистического воспитания;

  2. принцип личностно ориентированного подхода. Развитие личности происходит в социуме прежде всего в учебно-познавательной деятельности, в организации разнообразной и интересной жизни коллектива школы, в работе объединений по интересам, в свободном общении, в личной жизни растущего человека;

  3. принцип здоровьесберегающий. Важно воспитать у школьников ответственное отношение к своему здоровью, как важнейшему элементу будущего благополучия, добиться у воспитанников понимания того, что здоровый образ жизни – это норма;

  4. принцип природосообразности: обязательный учет природы ребенка, его половозрастных особенностей, максимальное сближение развития и жизни детей с жизнью живой природы;

  5. принцип деятельного подхода. Воспитание через организацию интересной для ребенка деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой;

  6. принцип толерантности.



Основой содержания воспитательного процесса являются общечеловеческие и национальные культурные ценности, ведущие идеи воспитывающей деятельности:

  • возвышение личности каждого воспитанника на основе формирования вокруг него культурной микросреды и осознания им уникальности и самооценки своей индивидуальности;

  • помощь в формировании новых потребностей, более сложных и высоких, чем естественные, природные потребности, обусловленные возрастом.

В воспитательной работе с детьми коррекционной школы педагог использует принципы специальной коррекционно-педагогической деятельности:


  • принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач, где системность и взаимообусловленность задач отражают взаимосвязанность развития различных сторон личности ребенка и их неравномерность развития.

-принцип единства диагностики, коррекции и воспитания, который обеспечивает целостность воспитательного процесса.

  • Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка

  • Деятельностный принцип, который определяет тактику проведения воспитательной работы и способы реализации поставленных целей.

  • Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности.

  • Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения. Ребенок не может развиваться вне социального окружения, он активный его компонент, составная часть системы целостных социальных отношений.


Для осуществления этих принципов необходимо применять диагностические методики, помогающие изучить познавательные интересы, возможности, склонности воспитанников, предоставить им выбор кружков, объединений, стимулирующих проявление инициативы. Педагоги должны корректировать и регулировать выбор, советовать, рекомендовать, проводить диагностику развития и необходимую коррекцию условий и ситуаций развития.


  1. СВЕДЕНИЯ О ШКОЛЕ

Приказом ОблОНО 1968 года на базе реорганизованного Чумаковского детского дома была создана Чумаковская специальная школа-интернат. Располагалась она в ветхих приспособленных помещениях, построенных в 1942 году ссыльными рабочими, находящимися на вечном поселении в селе Чумаково. Первыми педагогическим работниками школы были воспитатели детского дома без специального дефектологического и даже педагогического образования.


Во второй половине 70х годов прошлого столетия педагоги школы стали активно повышать свой профессиональный уровень путем обучения на дефектологическом факультете Свердловского ГПИ и Новосибирского ГПИ.

80е годы для школы были знаменательными организацией лучшего по области подсобного хозяйства, которое включало в себя в пору рассвета 13 коров, до 40 свиней, до 205 овец, имелась птицеферма, где были куры, утки и гуси. Подсобное хозяйство являлось базой для практических занятий по сельскохозяйственному труду и обслуживалось полностью детьми. Опыт работы школы по развитию подсобного хозяйства рассматривался на всероссийском совещании директоров детских домов и школ-интернатов в г. Красноярске в 1982 году. В годы перестройки подсобное хозяйство было ликвидировано.

90е годы знаменательны активной работой по созданию модели постинтернатного сопровождения выпускников-сирот. В школе был создан социально-реабилитационный отдел, включающий в себя три штатные единицы социальных педагогов. Основной задачей отдела являлось жизнеустройство выпускников-сирот и сопровождение их по жизни. Опыт работы школы был опубликован в научно-методическом журнале «Дефектология» и «Вестнике психосоциальной коррекционной работы».

Начало нового тысячелетия стало началом строительства новой школы, которого коллектив добивался с 1983 года, когда было вынесено решение Новосибирского Облисполкома о строительстве нового здания.

В настоящее время строительство завершено. Школа располагается в прекрасном новом здании, соответствующим современным требованиям:


  • Трехэтажный учебный корпус со светлыми классами и просторными рекреациями, кабинетами логопеда, психолога, компьютерных коррекционных технологий, игровых приставок и кружковой работы, а так же мастерскими;
  • Трехэтажный спальный корпус с медицинским блоком, включающим в себя кабинеты физио- и ароматерапии, массажный кабинет;


  • Прекрасно оборудованная столовая на 108 мест;

  • Спортивный, актовый залы, библиотека, кабинет релаксации и кабинет лечебной физкультуры.


4. СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ ШКОЛЫ

(2010-2011 уч. год)



Всего детей

103

Из них сирот

81

Круглых

14

Родители в розыске

-

Ограничены в род. правах

1

В местах лишения свободы

-

Лишены род. прав

59

Отобраны

0

Дети-инвалиды

10

Пенсия по УК

19

По инвалидности

8

Жилье закреплено

26

На льготной очереди

45




  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Цель воспитательной работы – создать условия для воспитания и развития личности, обогащённой необходимыми знаниями, способной на созидательный труд и сознательный выбор жизненной позиции, способного ориентироваться и адаптироваться в современных социальных условиях.


Для реализации этой цели предстоит решать следующие задачи:


  • Воспитание на основе общечеловеческих и научных ценностей, усиление внимания к патриотическому, гражданскому и нравственному воспитанию.

  • Формирование нравственных качеств личности: милосердия, доброты, порядочности и др.

  • Формирование устойчивого интереса к знаниям, способности к самообразованию.

  • Совершенствование системы трудового воспитания школьников, с ориентацией на новые социально-экономические условия.

  • Создание условий, благоприятных для укрепления физического, нравственно-психического здоровья воспитанников школы, формирование здорового образа жизни.

  • Координация деятельности и взаимодействия всех звеньев системы: базового и дополнительного образования, школы и социума.

  • Сотрудничество с семьями воспитанников, с училищами.

  • Развитие школьного самоуправления

  • Развитие материальной базы и инфраструктуры воспитательной работы.


Реализация целевой комплексной программы воспитательной работы школы осуществляется в рамках программы развития школы и ее составляющими являются:

Воспитательный потенциал урока:

-нравственное воспитание на уроках

-воспитание познавательной самостоятельности -развитие личностных качеств -развитие коммуникативных навыков

Внеурочная развивающая деятельность:

-развитие кругозора

-формирование ценностных представлений и отношений -организация процесса самопознания

-формирование навыков культуры жизнедеятельности человека -формирование нравственных качеств личности -развитие устойчивого познавательного интереса -развитие способности адаптироваться в социум

Внутриклассная деятельность:

-творческое развитие каждой личности

-формирование классного коллектива и его традиции, создание условий для самореализации для каждого ребенка -развитие навыков самоорганизации, поощрение инициативы воспитанников


Созданная программа воспитания обучающихся и модель выпускника школа призвана воспитывать учащихся — будущих выпускников так, чтобы:


  • научить их учиться;

  • научить жить;

  • научить жить вместе;

научить работать и зарабатывать.


  1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ


Трудовое воспитание

Трудовое воспитание школьников реализуется через их участие в работе трудовых объединений, уроки трудового обучения, повседневную трудовую деятельность.

Организация деятельности этих школьных подразделений направлена на выполнение следующих воспитательных задач:

  • Воспитание у учащихся трудолюбия, любви к земле, к природе родного края.

  • Реализация экологического воспитания.

  • Укрепление здоровья.

  • Формирование трудовых умений и навыков

  • Соединение теоретического обучения с практикой.

  • Формирование и воспитание всесторонне развитой личности.

  • Подготовка воспитанников к активной трудовой деятельности.

  • Привлечение производственных коллективов и общественности к процессу трудового обучения и трудового воспитания.

  • Подготовка к сознательному выбору профессии.


Патриотическое и гражданское воспитание

Патриотическое воспитание молодого поколения является первостепенной функцией каждого современного общества.


Заполняя с раннего детства духовный мир подростка такими высокими понятиями, как «Родина», «Отечество», «Россия», государство воспитывает полноценных граждан.

Педагогический и ученический коллектив ставит перед собой двуединую задачу: воспитание гражданственности как общечеловеческой нравственно-этической категории свободного человека и воспитание патриотизма в подлинном смысле этого понятия, воспитание любви к своей земле, к своему народу, к своему прошлому, к своей культуре и истории.


Настоящий патриот должен быть здоров нравственно и физически, т.к. народная мудрость гласит: «В здоровом теле – здоровый дух». Поэтому к задаче патриотического воспитания теснейшим образом примыкает воспитание здорового образа жизни.

Цель работы по патриотическому воспитанию:


  • формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения, воспитание патриотических качеств личности

Задачи работы по патриотическому воспитанию:

  • формировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;

  • формировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;

  • формировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;

  • формировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;

  • вести постоянную работу по социализации воспитанников, готовить их к жизни в современной действительности.


Основными направлениями работы являются:

  • формирование духовно-нравственных качеств личности школьника;

  • воспитание общечеловеческих, национально-культурных, охватывающих основные аспекты социокультурной жизни и самоопределения личности;

  • воспитание правовой культуры, изучение государственной символики, истории родной страны;

  • формирование социально-активной позиции воспитанников;

  • оказание помощи воспитанникам в социальной адаптации (социализация), формирование у них коммуникативных навыков, способности к саморазвитию;

  • усиление значимости досугового компонента, создание условий для самовыражения детей в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности.



Формирование здорового образа жизни

Направления работы:


  • Мониторинг состояния здоровья учащихся.

  • Формирование системы знаний о здоровьесбережении.

  • Спортивно-массовая работа.

  • Экологическое воспитание.

  • Совместная деятельность по профилактике правонарушений, преступлений, зависимого поведения несовершеннолетних с ПДН Куйбышевского района.

  • Совместная деятельность с ГИБДД.

Комплексный мониторинг состояния здоровья воспитанников проводится совместно с Куйбышевской ЦРБ, с Чумаковской больницей, с приглашением узких специалистов ЦРБ, врачом-психиатром. На основании мониторинга создается база данных о состоянии здоровья обучающихся., паспорт здоровья.

Формирование системы знаний о здоровьесбережении решается на уроках, через систему классных часов, консультаций специалистов, внеклассные мероприятия.

Практические навыки формируются при работе трудовых объединений, проведении спортивных мероприятии, праздников, слетов и т.д.

Одним из важных факторов укрепления физического, нравственно-психического здоровья учащихся является спортивно-массовая работа, которая реализуется через работу спортивных секций: футбольной, волейбольной, общей физической подготовки для разных возрастных групп.


Экологическое воспитание


Цель экологического образования состоит в развитии экологической культуры поведения воспитанников в окружающей среде, формирования ответственного отношения к природе.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

  1. Создание педагогических условий для адаптации школьников к окружающей среде на основе принципа гуманного мироотношения.

  2. Расширение и углубление знаний об окружающем мире и взаимодействии человека с природой.

Экологическое воспитание школьников реализовывается через природоохранную работу, в том числе классные мероприятия, праздники «День птиц» и « День Земли», участие в конкурсах, выставках.



Эстетическое воспитание

Осуществляется через работу творческих объединений, проведение общешкольных праздников и внеклассные мероприятия. Школа сотрудничает в данном вопросе с Барабинским колледжом культуры и искусств., сельской и Куйбышевской библиотеками, ДДТ Куйбышевского района, Региональным отделением Славянской академии культуры и искусств.


Школьное самоуправление

Участие школьников в самоуправлении способствует формированию их активной гражданской позиции, умению принимать решения и отвечать за них.

Школьное самоуправление представлено Советом старшеклассников, в который входят воспитанники 5-9 кл.

Деятельность детского органа самоуправления строится на общечеловеческих принципах демократии, гуманности, гласности, открытости. Оно обеспечивает представление интересов детей и взрослых, права воспитанников, оптимальное сочетание единоначалия и участия в управлении школой, коллективного принятия решений и персональной ответственности за их выполнение и результаты.

Деятельность воспитанников по участию в органах самоуправления определяется Уставом школы и соответствующими локальными актами: Положением о Совете старшеклассников, Правилами поведения воспитанников школы.







  1. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


7.1 Мероприятия, направленные на реализацию Программы:

  • Ежегодно заместителем директора школы по воспитательной работе совместно с руководителем МО воспитателей разрабатывается план воспитательной работы, который обсуждается на педагогическом совете и утверждается директором школы.

  • Вопросы воспитательной работы школы регулярно обсуждаются на педагогических советах.

  • Организуется работа МО классных руководителей, воспитателей.
  • Педагогические исследования в целях совершенствования и корректировки воспитательной работы.


7.2 Организация внутришкольного контроля

Контроль реализации Программы осуществляет администрация школы в форме обязательного присутствия на всех общешкольных и некоторых классных мероприятиях, проверки документации, собеседований и др. Результаты контроля обсуждаются на педсоветах, совещаниях при заместителе директора и директоре.


Исходя из целей и задач, создан образ выпускника школы.

Человек

-представление о смысле жизни, счастье, -наличие жизненных планов

-способность сделать правильный выбор -информационный кругозор

-объективная самооценка, чувство собственного достоинства, самоуважение

-внутренняя свобода, независимость

-обязательность, честность

-умение делать выводы, принимать решения

-знание и соблюдение правил и норм поведения в обществе

-эстетический вкус, кругозор и культура общения

-стремление к общечеловеческим ценностям- добру, справедливости, красоте, истине.

Гражданин

-чувство национальной гордости и патриотизма -чувство долга перед страной, обществом

-бережное отношение к национальным богатствам страны, языку, культуре, традициям -бережное отношение к природе -уважение прав и свобод других людей -гуманизм, милосердие, человеколюбие

Семьянин

-желание создать крепкую, благополучную семью -осознанная ответственность за воспитание детей -уважение к родным, старшим, милосердие -правовые знания

-психосексуальная подготовленность -здоровый образ жизни, гигиенические навыки -умение организовывать и проводить досуг -доброжелательность, терпимость, тактичность, порядочность-жизненно-социальный оптимизм

Работник

-социальная направленность жизнедеятельности, общие экономические и специальные знания, -уважительное отношение к труду -ответственность за результат

-профессиональная гордость, уважение к мастерству


-работоспособность, старательность, добросовестность, сотрудничество, партнерство

С диагностической целью педагогами классов проводится мониторинг на основе материалов А.А.Хилько «Индивидуальный план улучшения качества жизни молодых людей с нарушениями интеллекта»( Институт коррекционной педагогики г. Москва)

Три раза в год педагоги оценивают состояние воспитанников группы по параметрам: здоровье; отношение к труду, творчеству; основы социализации и межличностного общения; эмоциональное здоровье и т.д., и тем самым создают постоянно действующую систему мониторинга.

По указанным параметрам оценивается их состояние у воспитанников группы, каждому выставляется оценка по 5-ти бальной системе, а затем усредняется. По среднему баллу строится график, диаграмма. Создается такая общая картинка состояния каждого из параметров качества жизни у детей в группе, которая затем сравнивается с картинкой в январе, мае, а также по годам, что дает возможность определить результативность и приоритетные цели и задачи на следующий учебный год. По данному мониторингу удобно отследить не только каждого воспитанника по месяцам и годам обучения, но и по коллектив группы в целом, что дает возможность пед коллективу группы выбрать нужное направление в работе на будущее.