zapogi.ru 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Березка»


Звуковая культура речи


Щеглова Елена Ивановна,

воспитатель МДОУ детский сад «Березка»


п. Сатинка

2010 г.


Основным направлением моей профессиональной деятельности является и развитие формирование звуковой культуры речи детей дошкольного возраста.
Решению задач речевого развития дошкольников посвящено много исследований психологов, педагогов, лингвистов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Ф.А. Сохин)
Звуковая культура речи является составной частью общей речевой
культуры. Она охватывает все стороны звукового оформления слов и
звучащей речи в целом. Нормальное функционирование речедвигательного и
слухового аппаратов, наличие полноценной окружающей речевой среды — неотъемлемые условия своевременного и правильного формирования
звуковойикультурыиречи.
В процессе воспитания у детей звуковой культуры речи мною решаются
задачи формирования у них правильного звукопроизношения, четкого и
ясного произнесения слов в соответствии с языковыми нормами, развития
голосового аппарата (умения регулировать громкость произнесения слов и
фраз), выработки умеренного темпа речи, правильного речевого дыхания, навыков умелого использования интонационных средств выразительности (изменение в зависимости от содержания высказывания высоты и силы голоса,темпа,речиииьт.бд.).

В зависимости от физиологических и психологических возможностей детей задачи воспитания звуковой культуры речи на разных возрастных этапах усложняются, распределяясь неравномерно. Например, в младшем дошкольном возрасте больше внимания уделяем формированию навыков правильного произношения звуков, развитию речевого слуха; в старшем возрасте — выработке четкой дикции, развитию интонационных средств выразительности, совершенствованию фонематического восприятия.

Работу по воспитанию звуковой культуры речи осуществляю систематически не только на специальных речевых занятиях, но и включаю в содержание других занятий. Например, в процессе прослушивания музыки, во время пения, выполнения музыкально-ритмических движений решается одновременно и ряд задач, направленных на развитие речевого дыхания, слухового внимания, голоса, темпа речи и др.
для воспитания звуковой культуры речи использую утреннюю речевую гимнастику, прогулки. Так, во время утренней речевой гимнастики тренирую артикуляционный аппарат детей, уточняю и закрепляю в игровой форме произношение того или иного звука; на прогулке и в другие режимные моменты – упражняю отдельных детей в отчетливом произношении слов, в правильном употреблении интонационных средств выразительности. В вечерние часы организую индивидуальные и групповые подвижные, хоровые, речевые дидактические игры, например, с целью закрепления правильного произношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе воздуха через рот. Работу вне занятий организую с подгруппой детей, а также в индивидуальном порядке. Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи.
Работая над звуковой культурой речи детей, формирую активный и пассивный словарь, грамматический строй речи, ее связность, что в конечном итоге является подготовкой детей к школе, обеспечивает полноценное интеллектуальное и личностное развитие ребенка и успешную социализацию. Таким образом, цель моей профессиональной деятельности целиком согласуется с целями деятельности дошкольного образовательного учреждения, в котором я осуществляю свою деятельность.
Одна из задач, решаемых педагогическим коллективом, является задача речевого развития как компонента социально-личностного развития дошкольника.

Осуществляя сложную и ответственную задачу всестороннего развития духовных и физических способностей каждого ребенка в процессе его воспитания и обучения я с младших групп детского сада формирую у ребенка психологическую готовность к школе, где большое внимание уделено культуре общения, речевому развитию. Воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: “Не рядом и не над, а вместе!”. Его цель - содействовать становлению ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач: развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования (психологическое здоровье); формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности ребенка». В процессе воспитания я не подгоняю развитие каждого ребенка к определяемым канонам, а предупреждаю возникновение возможных тупиков личностного развития детей. Знания, умения и навыки рассматриваются мною не как цель, а как средство полноценного развития личности ребенка. Способы общения предполагают умение стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения - сотрудничество. Личностно-ориентированная модель общения ни в какой мере не предполагает отмены систематического обучения и воспитания детей, проведения с ними планомерной педагогической работы. Поэтому занятия проводим индивидуально и по подгруппам и с учетом результатов диагностики и индивидуальных потребностей детей.

диагностика развития детей дошкольного возраста, будучи включена в дошкольное образование, призвана помогать педагогам и родителям ребенка правильно строить с ним педагогическоё общение. Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему педагоги и родители. Ориентация на «среднего» ребенка ведет к тому, что развитие детей с высоким интеллектом искусственно тормозится, и они лишаются возможности полноценной реализации своих способностей. дети же с более низким уровнем развития вынуждены постоянно переживать неуспех, что негативно сказывается на их эмоциональном благополучии. В обоих случаях это приводит к появлению таких нежелательных черт личности, как неоправданная самоуверенность, агрессивность, невротизация, излишняя застенчивость, постоянная неудовлетворенность собой.

Кроме проблемы разного уровня учебной подготовленности детей я нередко сталкиваюсь с детьми, у которых обнаруживаются негативные тенденции в обучении и поведении, вызванные теми или иными отклонениями в развитии. Они могут относиться к моторной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере, а также к отдельным сторонам психической деятельности. В связи с этим возникает необходимость проведения занятий по подгруппам и индивидуально. Подгруппы формирую в соответствии с такими индивидуальными особенностями детей, как медицинские показатели здоровья, умственные способности и эмоционально-личностное развитие. Все эти факторы я учитываю при формировании подгрупп для организации плановых занятий, в процессе которых дозирую задания определенной сложности, адекватные составу подгруппы, создавая тем самым комфортные условия для каждого ребенка. Кроме того, формирование подгрупп производится с учетом содержания педагогического процесса и индивидуальных особенностей детей. Изменение состава подгрупп инициируются как взрослыми, так и самими детьми. Во всех случаях, когда это возможно, детям, участвующим в занятии, предлагаются разные варианты задания. детям, выполнившим свои задания раньше других, даются дополнительныеизадания.

В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей дошкольников предметно-пространственная среда обеспечивает право ребенка на любимое занятие. Для этого при зонировании помещений группы предусматриваю периодическое обновление материала и оборудования, ориентированное на интересы разных детей.

.


В учебно - образовательном процессе применяю различные технологии:
• Личностно — ориентированные выступают основными в образовании, цель которых оказать педагогическую поддержку каждому ребенку на пути его саморазвития, самоутверждения и самопознания. Они призваны помогать ребенку устанавливать свои отношения с обществом, культурой человечества, в которых он станет субъектом собственного развития.
• Здоровьесберегающие технологии ориентируют на сохранение здоровья, эмоционального и психологического благополучия. деятельность дошкольников в образовании сопряжена с высокими нагрузками, часто ведущими к перегрузкам. Здоровье детей является важнейшим условием эффективного их участия в образовании, а различные отклонения и ухудшения его создают препятствия в достижении дошкольниками уровня образованности, соответствующего Государственному образовательному стандарту. Поэтому внедрение здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий, учет валеологических подходов при организации воспитательно-образовательного процесса позволяет повысить уровень интеллектуального, познавательного развития детей, адаптировать их в обществе.
• Коммуникативно — диалоговые способствуют в развитии речевых коммуникаций в процессе различных видов деятельности.
• Творчески — развивающие обеспечивают развитие интеллектуальных, художественных способностей, создают пространство для самореализации ребенка.

При проведении занятий использую различные методы и приемы обучения: словесные, наглядные, организационные, исследовательские. В зависимости от обстоятельств и условий протекания процесса обучения, от потребностей воспитанников они постоянно варьируются, способствуя наиболее полному раскрытию возрастных возможностей и способностей ребенка.

В педагогическом процессе для более успешного усвоения материала использую разные по форме организации занятия: индивидуальные, интегрированньие, тематические, сюжетные, включаем опытническую деятельность, что позволяет уделять необходимое время каждому ребенку; задействую комнатные растения и животных, находящихся в группе.
Для повышения познавательной активности на занятиях использую занимательные проблемные ситуации сказочного характера. На протяжении всего занятия разнообразим интеллектуальную и практическую деятельность с использованием физкультминуток, со сменой динамических поз. Активно использую технические средства обучения: видео-, аудиозаписи, проекционный аппарат. Проведение дидактических игр (хороводных, подвижных (с произнесением слов), сюжетно-ролевых, словесных), а также использование разнообразного речевого материала (звукоподражательных слов, потешек, поговорок, половиц, чистоговорок, скороговорок, стихотворений, небольших сказок, рассказов, специальных игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания, артикуляционного и голосового аппаратов) сопровождается показом наглядного материала: предметных и сюжетных картинок, игрушек, муляжей,настольныхиигр.
Эффект образовательной работы зависит не только от программы, но и от личности педагога, который даже самую обычную ситуацию может сделать эмоционально насыщенной, привлекательной и интересной для ребенка.

Главной задачей развития отношений детей становится укрепление и обогащение их нравственной основы и мы, педагоги, формируем при взаимодействии детей необходимые нормы нравственности, важнейшими из которых являются порядочность, доброта, ответственность, сочувствие, готовность прийти на помощь. Соотнося свои успехи и неудачи с результатом аналогичной деятельности других детей, ребенок обучается правильно оценивать собственные возможности. Вежливое обращение к детям создают микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности ребенка, забота о нем. Живой пример воспитателя, умение побудить к проявлению добрых чувств и поддержать инициативу, искреннее участие в делах и проблемах детей - важнейшие условия успешного социально — эмоционального развития дошкольников, в котором взрослые и дети выступаютикакбравноправныеипартнеры.

Важным условием положительного взаимодействия являются благоприятные личные взаимоотношения, поэтому я учу детей устанавливать хорошие личные контакты, располагать к себе людей, создавать и поддерживать у них хорошееанастроение.
Необходимо отметить, что с каждым годом увеличивается количество детей с какими — либо поведенческими расстройствами. В большинстве случаев это дети из неполных и распадающихся семей, характеризующихся деформацией психологической атмосферы в семье, вследствие чего значительно снижена полноценность осуществления воспитательной функции, а также имеет место искажение формирования эмоциональных реакций ребенка. детей из таких семей наряду с педагогической запущенностью обычно отличает плохое адаптирование, неуверенность в себе, трудности при вступлении в контакт со сверстниками и взрослыми. В отдельных случаях дети проявляют элементы деспотических требований при стремлении достичь своих целей. Самозащита выражается как в виде пассивно — оборонительных действий, так и в виде эффективных вспышек. Как бы «эмоционально заряжаясь», дети легко перенимают, копируют способы выражения чувств, что проявляется в ходе игровых ситуаций, а также в процессе контактов со сверстниками и взрослыми (сквернословие, особенности эмоциональных реакций и их двигательных компонентов, характер конфликта и т.д.).
Созданию в группе общей благожелательной атмосферы способствует правильно построенная предметно-развивающая среда, учитывающая социально-психологические и возрастные особенности детей, эмоциональноличностное развитие, индивидуальные интересы, склонности и потребности дошкольников. При этом для обеспечения оптимального баланса совместных и самостоятельных действий детей в каждой группе создаем зоны для разных видов детской активности: двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной и т.д., а также условия для фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий.

Учитывая эти особенности, в группе преобладает в основном спокойная, ровная, веселая атмосфера, т.к. педагоги и дети стоят друг по отношению к другу в позиции дружественного понимания. Благодаря такому стилю общения у детей формируются положительные эмоции, уверенность в себе.

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации отмечает, что возможность использования психологопедагогической диагностики на основе наблюдения за динамикой психического и физического развития ребенка с целью осуществления индивидуального подхода в Образовательном процессе не вызывает сомнения. В условиях вариативности программно-методического обеспечения современной системы дошкольного образования психологическая или педагогическая диагностика ребенка может выступать только в качестве контроля за эффективностью конкретной образовательной программы, реализуемой детским садом. В этом случае диагностические методики применяются для того, чтобы проследить за динамикой продвижения ребенка в освоении данной программы, ее влияния на развитие ребенка, а также за эффективностью результатов педагога по данной программе.
В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте», поэтому педагогический коллектив нашего детского сада в течение многих лет проводит планомерную работу с родителями, направленную на создание единого образовательного пространства. При этом решаются такие задачи, как повышение педагогической и психологической компетентности родителей, приобщение их к участию в жизни детского сада. В настоящее время используем следующие формы взаимодействия с родителями: информационно-наглядные, индивидуальные, коллективные, познавательные, информационно-аналитические, досуговые, наглядно- информационные.

Важной формой осуществления контакта с родителями является индивидуальная работа, которую строим на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей. Родители должны знать о ребенке не только положительную информацию, но и отрицательную; должны знать проблемы ребенка и помогать их разрешить. Индивидуальные беседы воспитателя с родителями, консультации помогают установить непосредственный контакт с родителями, добиться большего взаимопонимания в поиске путей совместного влияния на ребенка. Вежливый тон в общении воспитателя совсем не исключает строгого педагогического требования, а в определенных ситуациях оно является необходимым.

давая характеристику каждому ребенку, показываем динамику его развития, т.е. те изменения к лучшему (даже самые маленькие), которые произошли у него благодаря совместному воспитанию педагогов и родителей, вместе с тем даем советы родителям. В некоторых случаях мнения педагогов и родителей по вопросу успеваемости ребенка расходятся. В этом случае убеждаем родителя посетить занятия, на которых их ребенок будет работать, и дать возможность им (родителям) воочию и реально оценить способности их ребенка, особенно на фоне ответов других более сильных по уровню учебной подготовленности детей.
Проводимое нами анкетирование родителей позволяет лучше выяснить степень информированности родителей относительно процесса воспитания в ДОУ, изучить характер взаимоотношений в семье, определить стиль семейного воспитания и многое другое, наладить обратную связь.
Педагогу для полноценной профессиональной деятельности, необходимо иметь возможность открытого, доверительного общения с коллегами, пользоваться вниманием с их стороны, признанием и иметь успех. Все это достигается созданием благоприятного психологического климата, который сформировался в педагогическом коллективе МДОУ «Березка». Он отличается сотрудничеством, взаимопомощью, поддержкой и уважением, в котором испытываешь радость
от совместного труда, желание находиться в таком окружении, где замечаются и систематически оцениваются достижения и успехи его членов. Положительные оценки стимулируют педагогов, отрицательные — дают основание для пересмотра своих профессиональных позиций и переоценки отношения к окружающим, к своей деятельности. В нашем педагогическом коллективе сложились взаимоуважительные и принципиальные, требовательные и доброжелательные отношения.
Основным путем повышения моей профессиональной грамотности являются курсы повышения квалификации при ТОИПКРО. Второй путь — самообразование, которое включает систематическое ознакомление с

новейшими достижениями различных отраслей науки, прямо или косвенно связанных с обучением и воспитанием, поэтому мною регулярно изучаются журналы «дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика»; приобретается методическая литература и подбирается картотека методических рекомендаций, по моей профессиональной деятельности. Выступление на педагогических советах, участие в семинарах расширяют возможности моей профессиональной деятельности.