zapogi.ru 1



Родительское собрание «Здоровый образ жизни»





Мы так привыкли к этому приветствию, что не задумываемся над его значением. Каждый день мы желаем другим здоровья. Так почему мы, зачастую, не следим за своим здоровьем? Сегодня мы постараемся рассказать вам как вести здоровый образ жизни. Мы уверяем, что результаты не заставят себя ждать.


        Основное правило:

Научи того, кто рядом с тобой, тому, что ты знаешь о здоровье, как ты помогаешь своему здоровью, помоги полюбить спорт , заняться интересным делом

Что такое здоровый образ жизни? Самой простой была бы такая формулировка: «Все, что благотворно влияет на здоровье человека и людей вообще». Но если это так, то сюда нужно включить, прежде всего, жизненные условия, воздействие которых мы разбирали, когда давали представление о главных определяющих факторах. Здесь же речь идет об одном из важных качеств образа жизни — деятельной, активной категории, обо всех компонентах разных видов деятельности, но направленной на охрану, улучшение здоровья, как индивидуального, так и общественного. Что же формирует здоровый образ жизни? Коротко можно ответить так: все стороны и проявления социалистического образа жизни, которые воплощают в себе положительные черты, свойственные социализму. Следовательно, в стратегии здоровья, в гигиеническом воспитании нужно учитывать многообразие воздействий, условий и факторов, определяющих характер и уровень здоровья человека, группы людей, населения. С этих позиций недостаточно лишь борьбы с алкоголизмом, курением, гиподинамией, нерациональным питанием, грубостью, бюрократизмом, ненормальными, напряженными отношениями в семье, на работе и другими факторами риска, хотя такая борьба имеет большое значение; помимо «выправления» поведения конкретных лиц, надо уметь видеть, находить и использовать позитивные для здоровья стороны нашего бытия. Формирование здорового образа жизни — главный рычаг профилактики, генеральной линии здравоохранения. Мы уже отмечали, какое место здесь занимает наиболее действенный метод—диспансеризация. Но гораздо важнее не допустить возникновения самих причин болезней. Это уже задача первичной профилактики — начального, а потому решающего звена охраны и укрепления здоровья народа. Исключительную роль она приобретает в борьбе с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями, с травматизмом. Возьмем, к примеру, такие понятия как здоровье и красота.


Эти два понятия неразрывно связаны друг с другом. Нельзя заботиться о красоте, пренебрегая здоровьем. Ведь красота зачастую является результатом хорошего здоровья. Поэтому если вы заботитесь о своей красоте вам необходимо вести здоровый образ жизни, который поможет сохранить ваше здоровье. Мы подскажем, как заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни и быть красивыми. Здоровый образ жизни состоит из правильного питания и физических упражнений. Упражнения необходимы и для здоровья, и для красоты. Выполняя упражнения, вы избавитесь от лишних килограммов, сделаете мышцы упругими. Но следует правильно подбирать комплексы упражнений, по которым вы занимаетесь. Вы должны определиться, что вы хотите от упражнений: укрепить сердце, стать гибкими, похудеть. И вот только тогда, выбирать необходимые упражнения, которые помогут максимально быстро вернуть вам здоровье и красоту. Ведя здоровый образ жизни, уделяя немного времени каждый день своему здоровью, вы можете быть уверенными, что ваша красота не потускнеет. Но кроме красоты тела есть и красота духовная.

Проблема здоровья человека в контексте общечеловеческих ценностей приобретает все большее значение. Широкий общественный резонанс получает понимание того, что среди проблем, решение которых не должно зависеть от общественно-политических коллизий, центральное место занимает проблема здоровья детей, без решения которой у страны нет будущего. По данным Минздрава, до 60-70% школьников к выпускному классу имеют нарушения органов зрения, 30% - хронические заболевания. Состояние здоровья детей и подростков неуклонно ухудшается. Доля здоровых детей к концу обучения в школе не превышает 20 – 25 %, а в Санкт-Петербурге здоровых выпускников всего 3 – 4 % Данные о заболеваемости детей являются одним из основных критериев в оценке состояния здоровья детей и эффективности мероприятий по его охране и улучшению. Очевидным является также утверждение о том, что в сложной системе факторов, влияющих на состояние здоровья, существенную роль играет оптимальный уровень двигательной активности, а так же стиль жизни современных школьников.


Проблема здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы, стратегическая цель которой - воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Ведущими задачами школы в настоящее время являются: развитие интеллекта, формирование нравственных чувств, а так же забота о здоровье детей. Все это согласуется с основными направлениями проекта реформы общеобразовательной школы (1998), в котором на одном из первых мест стоит здоровье школьников. Школа в своей деятельности исходит из необходимости творческого развития личности, содействует становлению, развитию интеллектуальных, психофизических способностей, социальному самоопределению. Все это возможно только при наличии здоровьетворящей среды в образовательном учреждении, психологического комфорта учащегося и учителя, системно организованной воспитательной работы по формированию стиля жизнедеятельности

В свою очередь, здоровьетворящая среда обеспечивается наличием условий сохранения и укрепления здоровья школьников, с одной стороны, и целенаправленным формированием культуры здоровья всех участников образовательного процесса - с другой. Центральное место в культуре здоровья занимают ценностно-мотивационные установки, а также знания, умения, навыки сохранения и укрепления здоровья, организации здорового образа жизни.

Таким образом, изучение отношения современных школьников к основам здорового образа жизни и физической культуре как неотъемлемой слагаемой формирования его является актуальным, так как содержит важную информацию для работников общеобразовательных учебных заведений, родителей и учителей.

Целью работы явилось изучение влияния занятий физическими упражнениями как определяющего компонента формирования здорового образа жизни на состояние здоровья учащихся общеобразовательной школы.

Задачи работы:


  1. Изучить состояние вопроса по литературным источникам.

  2. Определить роль основных компонентов здорового образа жизни в формировании стиля жизни современных школьников среднего возраста.

  3. Установить уровень влияния занятий физическими упражнениями на сохранение здоровья и формирование основ здорового образа жизни современных школьников.

Гипотеза: акцентируемое влияние на формирование основ здорового стиля жизни посредством воспитания потребностей и умений самостоятельно заниматься физическими упражнениями будет способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся. Разработана программа


«ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

 

Данная программа создана не случайно . Критическое ухудшение здоровья детей и подростков, всего населения – одна из основных проблем современной системы образования. Сложившаяся ситуация является следствием влияния многих неблагоприятных социально-экономических факторов, итогом нерешенных педагогических проблем в области сохранения и укрепления здоровья школьников, педагогов, родителей.

      Одной из причин такой ситуации является то, что в последние годы с экранов телевидения демонстрируется пьянство, насилие, разврат, «герои» фильмов употребляют наркотики. Негативные телепередачи, видеофильмы, свободный доступ в приобретении табачных изделий, наркотиков, алкогольных напитков губительно влияет на здоровье учащихся, на межличностные отношения в семье, на улице, в школе.

      Стрессовая педагогическая практика в воспитании и обучении детей и подростков, несоответствии многих методик и технологий, нерациональная организация учебно-воспитательного процесса, нарушение гигиенических норм и санитарных правил, отсутствие положительной мотивации на здоровый образ жизни – все это способствует ухудшению здоровья участников образовательного процесса, разрушает здоровье нации.


      Общие статистические данные физического, психического и социального здоровья школьников по Российской Федерации и по общеобразовательным учреждениям выявили ряд проблем, имеющих социальную природу:

- количество детей с нарушением эмоциональной сферы с каждым годом увеличивается. Распространенным явлением стало состояние тревожности, испытание страхов, нервных потрясений;

- увеличивается количество детей с заниженной самооценкой, тревожностью, с отсутствием саморегуляции, с замкнутостью, неуверенностью в себе, некоммуникабельностью;

- у детей отсутствует стойкая мотивация к здоровому образу жизни, учащиеся не обладают достаточными знаниями о последствиях многих вредных привычек;

- на здоровье детей влияют межличностные отношения в семье, наследственность. Родители не имеют достаточных психолого-педагогических знаний о семейном воспитании;

- педагоги недостаточно используют Здоровьесберегающие технологии в организации учебно-воспитательного процесса.

            Все вышеназванные факторы и многие другие приводят к тому, что на сегодняшний день только одного из десяти школьников можно признать вполне здоровым. Следовательно, бесспорна необходимость и приоритетность существования  программ, направленных на воспитание элементарной культуры отношения к своему здоровью, формированию потребности умения и решимости беречь своё здоровье.

             Установка на здоровый образ жизни, как известно, не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, сущность которого, по словам И.И.Брехмана, состоит в обучении здоровью с самого раннего возраста.

 

      Здоровье – главная жизненная ценность. Забота о здоровье необходима и больному, и здоровому человеку.

 






Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого, мы не вправе перекладывать ее на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20 – 30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о здоровье.

Здоровье – это первая и важная потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь – это важное слагаемое человеческого фактора.

Так что же такое здоровый образ жизни?

Здоровый образ жизни – это жизнь, основанная на принципах нравственности, рационально организованная, активная, трудовая, закаливающая и, в тоже время, защищающая от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющая до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

                    Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием его организмов и систем.

                    Психическое здоровье – это характеристика уровня и качества мышления, развития внимания и памяти, степень эмоциональной устойчивости, развитие волевых качеств.

                    Нравственное здоровье – это такие моральные принципы, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе.

В здоровый образ жизни входят: плодотворный труд, рациональное питание, соблюдение биологического ритма, оптимальный двигательный режим, личная гигиена, соблюдение суточного режима.

1.                  Плодотворный труд – важный элемент здорового образа жизни. На здоровье человека оказывают влияние биологические социальные факторы, главным из которых является труд.


Рациональный режим труда и отдыха – необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и четко соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма.

Когда речь идет о рациональном питании, следует помнить о трех основных законах:

                                            Равновесие получаемой и расходуемой энергии.

                                            Соответствие химического состава рациона физическим потребностям организма в пищевых веществах.

                                            Свободное время для усвоения пищи. Представление, что физические упражнения после еды способствуют пищеварению, являются глубокой ошибкой.

2.                  Биологические ритмы влияют на наше здоровье. Одной из важнейших особенностей процессов, протекающих в живом организме, является их ритмический характер.

4. Оптимальный двигательный режим – важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом.

Способ достижения гармонии человека один – систематическое выполнение физических упражнений. Кроме того, экспериментально доказано, что регулярное занятие физкультурой способствуют не только укреплению здоровья, но и существенно повышают эффективность производительной деятельности.

5. Личная гигиена – это важный элемент здорового образа жизни. Он включает в себя суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви. Особое значение имеет и режим дня. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это, в свою очередь, создает наилучшие условия для работы и восстановления.

Так вот, давайте еще раз продумаем свои жизненные задачи и цели, выделив тем самым время для укрепления здоровья.

Конец формы



 

 

 

 

 

 

 

 


Родительское собрание


«Здоровый образ жизни.»


 

 


Март 2009 год.