zapogi.ru 1

Инструкция №68 по охране труда

для учителя биологии.

1. Общие требования безопасности:

1.1. Заведующий кабинетом биологии, учитель биологии (далее учитель) допускается к работе после инструктажа по технике безопасности на рабочем месте, который проводится непосредственным руководителем при приеме на работу и в дальнейшем не реже одного раза в шесть месяцев.

1.2. Опасные факторы в работе:

- поражение глаз и кожи вследствие термических и химических ожогов;

- отравление веществами;

- повреждения вследствие механических воздействий;

- повреждения вследствие контакта с животными.

1.3. Учитель обязан соблюдать установленный режим труда и отдыха, выполнять только работу, предусмотренную должностными обязанностями и порученную администрацией, при условии, что безопасные способы выполнения данной работы хорошо ему известны.

1.4. Учитель обязан знать и соблюдать требования Правил по технике безопасности при изучении биологии в общеобразовательной школе, правил пожарной безопасности, меры безопасности, при работе с техническими средствами обучения (ТСО), а также требования настоящей инструкции и несет ответственность за нарушение данных требований в соответствии с законодательством.

1.5. Учитель должен приостановить проведение работы и занятий в условиях, связанных с опасностью для жизни и здоровья учителя и школьников и сообщить об этом руководителю учреждения.

1.6. Учитель обязан проводить инструктаж школьников по ТБ в начале учебного года, а затем перед проведением практических занятий по каждой новой теме, перед выполнением новых видов работ (в уголке живой природы, на учебно-опытном участке и т.п.).

1.7. Учитель должен следить за наличием аптечки для оказания первой помощи при несчастных случаях в кабинете биологии, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы, во время экскурсий и уметь оказать доврачебную помощь пострадавшему.


1.8. Учитель должен обеспечить безопасное проведение учебно-воспитательного процесса и несет ответственность за несчастные случаи, происшедшие во время проведения им занятий, мероприятий со школьниками.


2. Требования безопасности перед началом работы:

2.1. Перед работой в кабинете (лаборантской) биологии проверить исправность используемых ТСО, электроприборов, убедиться в отсутствии воздействия электрического тока при прикосновении к корпусу и другим частям электрооборудования, проверить наличие и исправность средств пожаротушения перед выполнением пожароопасных работ, подготовить необходимые приспособления, инструменты на рабочих местах.

2.2. Перед работой на школьном учебно-опытном участке, уголке живой природы проверить наличие у учащихся халатов или фартуков, перчаток, убедиться в наличии и исправности необходимого рабочего инвентаря.

2.3. При подготовке экскурсии по биологии:

- обследовать участок, куда будут выведены дети, и выбрать безопасные места;


- согласовать с администрацией цель, задачи, место и время проведения экскурсии, количество школьников, (не более одного класса), маршрут следования, меры безопасности, помощников учителя;

- перед экскурсией проверить количество школьников по списку и выяснить их самочувствие, убедиться в соответствии их одежды и обуви условиям проведения экскурсий, проверить наличие питьевой воды;

- проверить комплектность аптечки;

- провести инструктаж школьников по технике безопасности при планируемом виде работ (проверить по журналу прохождение школьниками инструктажа). Учащиеся не прошедшие инструктаж и имеющие неудовлетворительное состояние здоровья, к практическим занятиям, участию в экскурсиях не допускаются.


3. Требования безопасности во время работы:

3.1. Запрещается без разрешения администрации проводить мероприятия, занятия не предусмотренные программами, планами учебно-воспитательного процесса.


3.2. Во время занятий, мероприятий со школьниками не отвлекаться, во избежание несчастных случаев не оставлять учащихся одних в кабинете и лаборантской, а также в течение всего времени работы на учебно-опытном участке и в других местах под руководством учителя.

3.3. Запрещается уходить из кабинета во время проведения опытов, оставлять без присмотра включенные нагревательные приборы.

3.4. Соблюдать правила хранения химических веществ.

3.5. Запрещается хранить в кабинете (лаборантской), уголке живой природы и использовать в работе гербициды и инсектициды, поскольку они ядовиты.

3.6. Стеклянную посуду, колющие и режущие инструменты хранить в запертых шкафах с глухими дверками, спиртовки – в металлических ящиках.

3.7. Запрещается иметь в кабинете и использовать электрические нагревательные приборы с открытой спиралью.

3.8. Соблюдать меры безопасности при подготовке и демонстрации эксперимента:

- с химическими веществами работать в халате, защищать руки от агрессивных и токсических веществ резиновыми перчатками;

- при работе с колющими и режущими инструментами избегать резких и неточных движений, не держать пальцы вблизи режущих поверхностей, не направлять острые части на себя и окружающих.

3.9. Соблюдать меры безопасности при содержании уголка живой природы:

- запрещается содержание диких хищников, хищных птиц и ядовитых животных;

- иметь постоянный ветеринарный надзор за животными, при признаках болезни исключить доступ детей к больным животным и вызвать ветеринара.

3.10. При уходе за растениями, животными надевать халат и перчатки, при работе с удобрениями использовать неметаллические ложечки, совки для их набирания.

3.11. Не привлекать школьников к работе с ядохимикатами, гербицидами и т.д., к переносу тяжестей сверхустановленных норм.

3.12. Не допускать учащихся к выполнению операций по очистке и обработке почвы без сельхозорудий: лопат, грабель, рыхлителей и т.п., соблюдать санитарно-гигиенические требования к режиму работы школьников.


3.13. Размеры сельхозорудий для учащихся должны соответствовать возрасту и росту детей, в лейке следует наливать не более четырех литров воды.

3.14. При работе с секатором следует держаться левой рукой за верхнюю часть побега, правой – производить срезку. В перерывах секатор должен быть закрыт и уложен в сумку.

3.15. Нельзя производить работы по срезке веток, обрезке влажных деревьев, кустарников. Работы на высоте следует производить с лестницы-стремянки, при работе не следует стоять на двух верхних ступенях, использовать в качестве опоры ветви, запрещается работать стоя на ящиках, бочках и других случайных подставках.


4. Требования безопасности по окончании работы.

4.1. Выключить электроприборы, погасить и убрать в металлические ящики спиртовки, склянки с химическими веществами, запереть шкафы. Привести в порядок рабочее место и вымыть руки с мылом.

4.2. Проверить выключены ли технические средства обучения, закрыть краны водоснабжения, форточки, выключить освещение, запереть помещение на ключ.

4.3. В уголке живой природы проверить отсутствие внешних признаков болезни у животных, убедиться, что все клетки надежно заперты.

4.4. После работы на учебно-опытном участке убрать удобрения в отведенное место, убедиться в отсутствии условий для возникновения пожара.


5. Требования безопасности в аварийных ситуациях:

5.1. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее воспламенении эвакуировать учащихся из кабинета, сообщить о пожаре в пожарную часть, приступить к тушению загорания с помощью первичных средств пожаротушения.

5.2. В случае, если разбилась лабораторная посуда, не собирать их руками, использовать щетку и совок.

5.3. При получении травмы сообщить об этом администрации, при необходимости отправить пострадавшего в больницу.


СОГЛАСОВАННО

Заместитель директора по УВР