zapogi.ru 1


СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ И ЯЗЫКОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

КАФЕДРА РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (3-Я ТРЕТЬ).


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Составитель – д.филол.н., доцент К.В. Анисимов


Красноярск 2009


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Последняя треть XIX в. – это время, когда русская литература не только достигла мирового художественного уровня, но во многом этот уровень определила. В романном творчестве Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, по мнению многочисленных исследователей их творчества, были явлены вершинные образцы романного жанра. Достижение известного предела эстетического совершенства и философской глубины главного жанра литературы XIX в. закономерно повлекло за собой трансформацию романного мышления и переход литературы к малым формам, что нашло яркое воплощение в творчестве А.П. Чехова. Кроме того, данный период ознаменовался бурным расцветом сатиры как в ее традиционном для национальной словесности политическом обличье, так и в виде пародийной рефлексии относительно главных жанров литературы. Центральной фигурой, соединившей обе тенденции в блистательный сплав, стал М.Е. Салтыков-Щедрин. Приоритетное внимание в рамках лекционного курса (32 часа) будет уделено творчеству этих писателей. Дополняющие лекции практические занятия (24 часа) будут посвящены анализу ключевых произведений традиции и осмыслению классических методов их истолкования (как, например, воззрениям М.М. Бахтина на творчество Ф.М. Достоевского).


ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС (32 ЧАСА)


1. Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина (6 часов)

М.Е. Салтыков в 40-е гг. Становление социального критицизма под воздействием М.В. Буташевича-Петрашевского. Значение утопических идей Ш. Фурье и К.-А. Сен-Симона в формировании идейного мира писателя. Первые повести Салтыкова «Противоречия» и «Запутанное дело»: традиции натуральной школы. Ссылка в Вятку и опыт чиновничьей службы как залог формирования новой поэтики: трансформация М.Е. Салтыкова в Николая Ивановича Щедрина. «Губернские очерки» как переломный для писателя текст: сочетание традиционных (влияние Н.В. Гоголя; гоголевские типы в «Очерках») и новых принципов сатиры. Параметры поэтики зрелого Салтыкова-Щедрина: мировоззренческая основа поэтики (крепостное право как «зло», делающее «из людей автоматов»). Гротескные параллелизмы «человек \ кукла», «человек \ автомат», «человек \ призрак». Авторская рефлексия о поэтическом инструментарии: сказка «Игрушечного дела людишки». Прием реализации метафоры как двигатель сюжета. Пародия на официальный документ как доминанта стиля. «Помпадуры и помпадурши» как первый сатирический цикл зрелого Салтыкова-Щедрина. Смеховая семантика заглавия, приемы создания образа героя: от метонимии к политическому эзопову языку. Антитеза Митеньки Козелкова и Феденьки Кротикова как пример ложного противопоставления. Мотивные переклички «Помпадуров и помпадурш» с глуповским циклом. Литературные метатексты «Помпадуров…» «История одного города» как вершина сатирического творчества Салтыкова-Щедрина. Становление образа города Глупова: «Сатиры в прозе», рассказ «Гегемониев». Пародийность «Истории одного города» как основа жанровой поэтики текста. «Римские» и «московские» аллюзии в образе города Глупова. Типология героев «Истории одного города». Композиция. Персонажная группа Фердыщенко, Бородавкина и Угрюм-Бурчеева. Эсхатология «Истории одного города»: символика финала. Тема народа в «Истории одного города». Проблема конфликта. Роман «Господа Головлевы»: проблематика, контекст. Раздвоение человека как идея и как приём. Мотивы запоя и актерской игры как определяющие для сюжетосложения и в рамках психологического анализа. Образ Порфирия Головлева. Проблема финала произведения.


2. Творчество Ф.М. Достоевского (10 часов)

Мировое значение литературного наследия Ф.М. Достоевского. Достоевский в отечественном и западном литературоведении. Периодизация творчества. Роман «Бедные люди»: появление «нового Гоголя». Традиции «натуральной школы»: образ «маленького человека» и его версия в романе Достоевского: «каприз», «амбиция», эпистолярная форма как залог психологического самораскрытия персонажа. Самосознание героя: «Бедные люди» как первый полифонический роман Достоевского. Символика личных имен и типология главных героев. Фабульный уровень поэтики романа. Система литературных аллюзий как особенность построения текста: обработка пушкинских и гоголевских сюжетов. Двойничество в романе: триады персонажей Макар Девушкин – чиновник Покровский – Горшков; Варя Доброселова – Петр Покровский – Петенька Горшков. Повесть «Двойник»: становление «фантастического реализма». Источники сюжета: «Нос», «Записки сумасшедшего», «Мертвые души» Н.В. Гоголя. Мировые и национальные истоки мотива двойничества: демократическая сатира XVII в., «Повесть о Горе-Злочастии» как типологическая основа повести Достоевского. Эзопов язык произведения: «Двойник» и царствование Николая I (образ Рутеншпица, мотивы самозванства). «Записки из Мертвого дома». Синтез очерковости и мифопоэтики: «Записки…» у истоков «сибирского» мифа русской литературы. Проблема народа: становление почвеннического мировоззрения Достоевского. Коллизия дворянина (Горянчикова) и простолюдина. Соприкосновение интеллигента с народной массой: идеологические и мифологические обертоны сюжета («конклавные» сцены разборки барок, мытья в бане, театрального представления и т.д.). Проблема преступления и типы каторжников в «Записках…». Роман «Униженные и оскорбленные» как художественная лаборатория великого пятикнижия. Параллелизм сюжетов, значение детективной интриги, роль «хищного типа» в психологическом мире романа. Концепция отцовства и образы «случайной семейки». «Записки из подполья» как этапный текст Достоевского. Образ героя-идеолога, специфика его взаимоотношений с «идеей». Литературные корни Подпольного. Проблема «антигероя». «Записки из подполья» как шаг к роману нового типа. Конфликт и фабула «Записок из подполья». Идейные составляющие конфликта: полемика с Просвещением. Концепты «науки», «формулы», «цивилизации», «хрустального здания» как объекты разоблачения. Психоанализ Достоевского: обнаружение разрушительных и саморазрушительных энергий в типе Подпольного. «Преступление и наказание» как начальный текст пятикнижия. Проблематика и основные идеи произведения. Социальное и духовно-философское измерения конфликта романа. Проблема преступления: мир романа как тотально преступный. Социально-философская полемика: вопрос о «революционном» насилии и социализме. Поэтика и мифопоэтика: литературные, религиозные и мифологические корни романа. Притча о Лазаре и ее моделирующее значение для сюжета и истории главных героев. Экспансия мотивов смерти; «смертельная» тема в образах Раскольникова и Сони. Символические этапы раскаяния и «воскресения» Раскольникова. Трактовка убийства как преступления против земли и женского начала: «женское» как культурно-символический слой в поэтике «Преступления и наказания». Система образов героинь-женщин и двойнические отношения в этой системе (Дуня – Лизавета – Соня). Идеологические и этические двойники Раскольникова (Лужин – Свидригайлов – Лебезятников). Раскольников и Разумихин: проблема выбора в судьбе главного героя. Значение «Преступления и наказания» для творчества Достоевского. Роман «Бесы»: злободневно-политический и литературный контекст произведения. Революционные кружки 60-70-х гг., «нечаевское» дело и русский антинигилистический роман. Литературно-философский контекст «Бесов»: идейное и «естественное» происхождение революционера. «Человек сороковых годов» и его потомки в 60-70-е гг. С.Т. Верховенский и его прототип Т.Н. Грановский; пародийная пара Кармазинов – И.С. Тургенев. Истинная биография революционера: обсценные мотивы в образе П.С. Верховенского. Композиционная структура романа, проблема героя, проблема «идеи», типология «бесовства». Н. Ставрогин и его идейные проекции (Верховенский-мл. – А. Кириллов – И. Шатов). Символический финал произведения: образ книгоноши и ее роль в последнем путешествии Верховенского-ст. «Братья Карамазовы» как итоговый роман Достоевского. Конфликт и символическая топография романа: монастырь, скит, город Скотопригоньевск. Христианские коды к пониманию художественной структуры произведения. Образ рассказчика. Образ главного героя как героя-«медиатора». Два сюжета в повествовании. Агиографические черты в образе Алексея Карамазова. «Легенда о великом инквизиторе» как метатекст романа. Философская проблематика. Проблема чуда. Чудо в философской системе «Легенды о великом Инквизиторе». Проблема греха. Образ Ивана Карамазова. Грех в философской системе «Легенды о великом Инквизиторе». Проблема рационализма и социализма. Социальный смысл «Легенды о великом Инквизиторе». Проблема красоты. Женские образы. Образ Смердякова в перспективе агиографической поэтики текста. Проблема отцовства и ее символико-архетипические коннотации: образы Федора Павловича, Григория Кутузова, капитана Снегирева. Значение творчества Достоевского для русской и мировой культуры XX века. Достоевский и модернизм.


3. Творчество Л.Н. Толстого (10 часов)

Мировое значение Л.Н. Толстого, периодизация его творчества. Толстой как художник и религиозно-общественный деятель. Место Толстого в русской литературе XIX в. Миропонимание писателя. Фундаментальная антитеза правды и фальши и ее влияние на конфликт произведений. Происхождение и воспитание Толстого: становление художественного письма как продолжение дневника и эпистолярия. Молодой Толстой и литература Просвещения (Л. Стерн, Ж.-Ж. Руссо). Трилогия «Детство. Отрочество. Юность». Рождение толстовского типа повествования: «диалектика души». Поэтика трилогии. Социальный аспект. Роль фабулы. Историософский аспект: история семьи как прообраз «большой» истории. Возрастные этапы как «эпохи». Проблема повествователя. Севастопольские рассказы. Полемика с традицией героизации войны: «естественный» человек в военной обстановке. Севастопольские рассказы как «мост» к историческому роману нового типа. Эпопея «Война и мир». Жанровая природа произведения: преломление традиций исторического романа «вальтер-скоттовского» типа и национального эпоса. Эволюция замысла. Историософия Толстого: проблема личности в истории. Наполеонизм и русская культура 60-х гг. XIX в. Толстой и Достоевский о Наполеоне. История и «микроистория» в романе. «Мысль народная» как смысловая энергия, организующая всё повествование. «Национальная идея» «Войны и мира»: народ как природа. «Органическая» метафорика романа: война / охота, противник / раненый зверь, партизанское движение / дубина народной войны, Москва / улей, Москва / женщина. «Природный» критерий как средство типологизации персонажного мира романа. Наташа Ростова как полюс природно-национального естества. Художественная структура романа «Война и мир». Система взаимодействия персонажей: центральные группы героев, стягивающих к себе важнейшие смысловые уровни текста. Князь Андрей – Пьер Безухов – Nicolas Ростов; Марья Болконская – Наташа Ростова – Элен Курагина. 1806 г. как «осевое время» романа: становление персонажной цепи героев-мужчин. Распределение векторов духовной эволюции – Пьер / служба людям (экстравертированный тип); кн. Андрей / служба себе (интровертированный тип); Н. Ростов / служба государству. Мировоззренческое становление Пьера: от хаоса повседневности к масонству, кн. Андрея: от наполеонизма к эгоцентризму, Н. Ростова: от семейственности к культу Александра I. Результаты духовных исканий героев: трагизм судьбы кн. Андрея – невозможность избавиться от обаяния наполеонизма: М.М. Сперанский как двойник Наполеона. Толстовское понимание государственно-бюрократической службы и отвлеченного мышления. Универсальная антитеза природы / цивилизации в романе. Отечественная война и ее переживания главными героями: осознание (кн. Андрей), непосредственное участие (Н. Ростов, Пьер Безухов). «Проверка» героев Бородинским сражением: ключевая роль Пьера Безухова. М.И. Кутузов и Платон Каратаев как субъекты народного видения истории. Антитеза Кутузова и Наполеона. Отечественная война в перспективе религиозных исканий кн. Андрея и Пьера. Платон Каратаев: человек как «частица целого». Антитеза Платона Каратаева и Наполеона. Светское общество в романе и его место в структуре текста. Семейство Курагиных и его влияние на главных героев: Анатоль и княжна Марья; Анатоль и Наташа Ростова, Элен и Пьер. Мотивы обольщения, похищения, политического ренегатства и вероотступничества. Значение романа «Война и мир» для русской литературы XIX-XX вв. Толстой в 70-е гг.: замысел романа о Петре I. Творчество А.С. Пушкина и созревание замысла романа «Анна Каренина». Сходства и отличия «Анны Карениной» и «Войны и мира». Поэтика романа «Анна Каренина». «Мысль семейная» как организующее начало. Сюжетная симметрия. «Фоновые» коллизии, отражающие ядро структуры текста: Николай Левин – Марья Николаевна; Бетси Тверская – Тушкевич. Экспозиция романа: три измены. Развитие отношений Вронского и Анны в психологической и символической перспективе. Трагический контекст отношений: «мужичок, кующий железо», железная дорога, Фру-фру. Техницизм и рационализм Вронского – природное начало Анны. Полемика Толстого с идеей адюльтера как возможностью выбора: Вронский – двойник А.А. Каренина. Этическая проблема романа: «мне отмщение…» Судьба Анны в свете эпиграфа к роману. Лейтмотивы образа героини: цветовая символика, «бесовское» начало и «броня лжи». Моральная реабилитация Анны. Антитеза Вронского-Каренина и Левина. Левин как антирационалист и антитехницист. Финалы «Анны Карениной» и «Войны и мира». Значение «Анны Карениной» для русской литературы XIX-XX вв. Толстой после нравственного переворота 1881 г.: эволюция эстетических воззрений, становление рационалистического христианства и морализма, конфликт с официальной церковью. Творчество писателя в 1890-1900-е гг.: роман «Воскресение» как вершина толстовского реализма. Развитие замысла из «коневской истории». Моралистическая проблематика и символический язык произведения. Позднейшие повести Толстого: «Отец Сергий», «Хаджи-Мурат», «Дьявол». Значение Толстого для русской литературы конца XIX-XX в.: Толстой и Чехов, Толстой и Леонид Андреев, Толстой и Горький, Толстой и Куприн, Толстой и Бунин, Толстой и Блок.


4. Творчество А.П. Чехова (6 часов)

Творчество Чехова как финал классического периода русской литературы XIX века. Чехов и Бунин – «последние классики». Биография Чехова: демократизм происхождения, научно-медицинский характер интересов и их влияние на творчество. Дистанцирование художника от дидактизма и социал-утопизма; политический индифферентизм, упование на «норму» человеческой жизни и прогресс цивилизации. Становление художественной манеры в сфере юмористики и в пространстве малых форм. Падение интереса к роману. Эстетика Чехова: фрагментарность восприятия мира и поиски ее жанрового адеквата (короткий рассказ-«случай», очерк, фельетон, пьеса), пафос краткости. Периодизация творчества. Поэтика прозы 80-х гг. Соединение притчи и анекдота в коротком юмористическом рассказе: «вечное» во «временном». Пародийная установка по отношению к «классическим» сюжетным схемам и типам героя русской литературы XIX в. Травестирование образа «маленького человека» («Смерть чиновника»). Реабилитация образа карьериста; парадоксальная ассоциация государственно-бюрократического аппарата с образом социально ущемленного героя («Толстый и тонкий»). Зарождение характерных «чеховских» лейтмотивных линий: хамелеонство и футлярность человека. Разработка нового типа повествования в 1887-1888 гг.: рассказ «Огни» и повесть «Степь». Повесть «Скучная история»: драма взаимного непонимания, распада семейных связей, «уединенность» и одиночество человека. Путешествие Чехова на о. Сахалин: рождение очерковых циклов «Из Сибири» и «Остров Сахалин». Мифопоэтический субстрат путешествия, соотношение с жанровой традицией травелогов XVIII-XIX вв., культурно-нравственное звучание наблюдений писателя. Чеховская проза 90-х – начала 1900-х гг.: развитие основных поэтических принципов и содержательных стратегий. «Дуэль», «Палата №6», «Супруга», «Ионыч» «Человек в футляре», «Архиерей» и др. Драматургия Чехова в контексте европейской «новой драмы». Национальные особенности театра Чехова: комедия как жанровый архетип; родовые черты комедии и их усвоение Чеховым-драматургом. Новаторство: прозаизация (эпизация) драмы, редукция сюжетности и событийности, экспансия детали, расширение художественного пространства пьесы (образы леса, озера, сада, дома, провинциального города). Стиль: вторжение окказионализмов, спонтанных сентенций, умолчаний, пауз; развитие общей ситуации непроговоренности главного. Трансформация комедийного быта русской драматургии (от Д.И. Фонвизина до А.Н. Островского) в нейтральную повседневность реалий и бытийность переживаний и ощущений чеховских героев. Образ времени и его конкретно-пластические воплощения (разбитые часы, точность возрастных указаний). Символизм драматургических текстов Чехова: отличия от символистской программы модернистов 1890-1900-х гг. – связь чеховского символа с посюсторонней реальностью, знаковое отсутствие двоемирия. Пьеса «Чайка» и формирование канона чеховской драмы. Эволюция драматургии: от «Иванова» к «Вишневому саду». Значение творчества А.П. Чехова для русской литературы XX-XXI вв.



СПИСОК ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Учебная литература:


  1. История русской литературы XIX века: Вторая половина / Под ред. Н.Н. Скатова. М, 1992.

  2. История русской литературы XIX века (вторая половина) / Под ред. С.М. Петрова. 4-е изд. М., 1978.

  3. История русской литературы: В 10 т. М.-Л., Изд-во АН СССР, 1954-1956. Т. 8 (кн. 1-2).

  4. История русской литературы: В 3 т. М.: Наука, 1963. Т. 3.

  5. История русской литературы: В 4 т. Л.: Наука, 1982-1983. Т. 3, 4.

  6. История всемирной литературы: В 9 т. М.: Наука, 1990, 1982-1983. Т. 7.


Научная литература:


  1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 4-е. М., 1979.

  2. Бочаров С.Г. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Изд. 4-е. М., 1987.

  3. Николаев Д.П. Смех Щедрина: Очерки сатирической поэтики. М., 1988.

  4. Панченко А.М. Лесковский Левша как национальная проблема // Панченко А.М. О русской истории и культуре. СПб., 2000. С. 396-400.

  5. Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа. М., 1989.

  6. Эйхенбаум Б.М. Молодой Толстой // Эйхенбаум Б.М. О литературе. М., 1987. С. 34-129.


Художественные произведения:


Ф.М. Достоевский

Бедные люди. Двойник. Записки из мертвого дома. Униженные и оскорбленные. Записки из подполья. Преступление и наказание. Идиот. Бесы. Братья Карамазовы.

Н.С. Лесков

Однодум. Соборяне. Несмертельный Голован. Человек на часах. Житие одной бабы. Очарованный странник. Запечатленный ангел. Левша. Тупейный художник. Некуда.

Л.Н. Толстой

Детство. Отрочество. Юность. Севастопольские рассказы. Казаки. Война и мир. Анна Каренина. Смерть Ивана Ильича. Крейцерова соната. Воскресение. Живой труп. Хаджи-Мурат. После бала.

Г.И. Успенский


Нравы Растеряевой улицы. Власть земли. Выпрямила.

В.М. Гаршин

Четыре дня. Трус. Из воспоминаний рядового Иванова. Происшествие, Надежда Николаевна. Художники. Аttalea princeps. Красный цветок. Сказание о гордом Агее. Сигнал.

В.Г. Короленко

Чудная. Сон Макара. Соколинец. Река играет. Лес шумит. Слепой музыкант. Тени. Парадокс. Мгновение. Огоньки. История моего современника.

М.Е. Салтыков-Щедрин

Губернские очерки. Помпадуры и помпадурши. История одного города. Господа Головлевы. Сказки (Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил; Дикий помещик; Премудрый пискарь; Карась-идеалист; Добродетели и пороки; Игрушечного дела людишки).

А.П. Чехов

3-4 юмористических рассказа. Степь. Скучная история. Припадок. Огни. Дом с мезонином. Дама с собачкой. Студент. Ионыч. Дуэль. Палата № 6. Учитель словесности. Моя жизнь. Скрипка Ротшильда. Черный монах. Архиерей. Человек в футляре. Крыжовник. О любви. Мужики. Новая дача. В овраге. Невеста. Чайка. Дядя Ваня. Три сестры. Вишневый сад.


Планы практических занятий:

Семинар № 1


Творчество В.М. Гаршина


1. Своеобразие личности и взглядов писателя.

2. Жанр новеллы и гаршинский рассказ.

3. Основная тематика и проблематика рассказов Гаршина, их художественное решение.

4. Народничество и Гаршин. Народническая тема в прозе писателя

5. Всеволод Гаршин и Лев Толстой («Сигнал», «Сказание о гордом Агее»).


Литература:


1. Бялый Г.А. Всеволод Михайлович Гаршин. М., 1969.

2. Короленко В.Г. Всеволод Михайлович Гаршин // Короленко В.Г. Собр. соч.: В 8 т. Т. 8. М., 1955.

3. Порудоминский В.И. Грустный солдат, или жизнь Всеволода Гаршина. М., 1989.

4. Эткинд Е.Г. «Внутренний человек» и внешняя речь. Очерки психопоэтики русской литературы XVIII-XIX вв. М., 1999. С. 339-348 (гл. «Вс. М. Гаршин. Поэтика сиюминутности крупных планов»).



Семинар № 2


«Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова-Щедрина как социально-психологический семейный роман


1. Русская общественная мысль 70-х годов XIX века и проблема семьи.

2. Творческая история романа.

3. Своеобразие композиции романа «Господа Головлевы» как «истории умертвий».

4. Судьба «выморочного» рода в биографиях его представителей: образы Степана-балбеса, Павла, Владимира Михайлыча, Арины Петровны, Анниньки и Любиньки, Иудушки. Мотивы запоя, театральной игры.

5. Авторские отступления в художественной структуре романа: проблема национальных разновидностей лицемерия (гл. «Семейные итоги») и семьи «мелкой дворянской сошки» (гл. «Расчет»).

Литература:


  1. Бушмин А.С. М.Е. Салтыков-Щедрин. М., 1970.

  2. Кирпотин В.Я. Салтыков-Щедрин М.Е. Жизнь и творчество. М., 1955.

  3. Николаев Д.П. Смех Щедрина: Очерки сатирической поэтики. М., 1988.

  4. Турков А. Ваш суровый друг. М., 1988.

  5. Щенников Г.К. Сатира и трагедия как жанровые составляющие русского классического романа: «Господа Головлевы», «Братья Карамазовы» // Роман Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Современное состояние изучения. М., 2007. С. 687-693.

  6. Эйхенбаум Б.М. О прозе. Л., 1969.


Семинар № 3


Книга М.М. Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского» как этап в осмыслении художественного наследия писателя


1. Проблема автора и героя в полифоническом романе.

а) Самосознание героя: «Бедные люди»; «Записки из подполья»

б) Достоевский и Лев Толстой: автор и герои в рассказе Л. Толстого «Три смерти».


2. Роман Достоевского как «роман идей».

а) Типы монологических мировоззрений: идеалистическая философия, Просвещение, утопический социализм.

б) Композиция романа Достоевского как контрапункт идей: «Преступление и наказание».


в) Отношение Достоевского к идее как абстракции: идея и человек.

г) Отношение Достоевского к притчам и афоризмам как слагаемым монологических идеологий и художественных систем.


3. Историческая поэтика романа Достоевского.

а) Понятие памяти жанра.

б) Место романа Достоевского в системе европейского романа XVIII-XIX вв.: социально-биографический, авантюрный, плутовской романы.

в) Архетипы карнавальной культуры и творчество Достоевского.

г) Античные прообразы романа Достоевского: сократический диалог; Мениппова сатира.


4. Слово у Достоевского.

а) Явление двуголосого слова: стилизация, пародия, сказ, диалог.

б) Двуголосое слово в «Бедных людях», «Двойнике», «Записках из подполья».

в) Понятие слова с лазейкой: образы Ипполита, Настасьи Филипповны.

г) Исповедь без покаяния: образ Ставрогина.

д) Диалог в произведениях Достоевского.


Семинар № 4


Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»


  1. Достоевский и Западная Европа. Европейские путешествия писателя: их цели, результаты, значение для творчества. История создания романа «Идиот» как произведения о «положительно прекрасном» человеке.

  2. Образ князя Л.Н. Мышкина:

а) внешность героя.

б) положение в системе персонажей романа.

в) христианские аллюзии как важнейший компонент структуры образа.

г) литературная и историко-культурная подоплека образа героя: Дон-Кихот, педагогическая теория Ж.-Ж. Руссо, сентиментализм, «швейцарское» в Мышкине.

д) князь Мышкин как герой-идеолог: концепции России и православия в романе.

3. «Пороговое» время романа: «карнавал» и Апокалипсис. Значение рассказов о последних мгновениях человека перед смертью (преступник Легро, графия Дюбарри, Ипполит Терентьев, Степан Глебов).


4. Сюжетное строение романа.

а) Князь Мышкин и Рогожин: со-/противопоставленность героев.

б) История с «сыном Павлищева» и ее значение в сюжете романа. Тема воспитания.

5. Женские образы романа (Мари, Аглая, Настасья Филипповна), их соотнесенность с образом князя Мышкина. «Красота спасет мир»?


Литература:


  1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. Изд. 4-е. М., 1979. С. 202-206. (Гл. 4); С. 273. (Гл. 5).

  2. Гроссман Л.П. Достоевский. М., 1965.

  3. Кашина Н.В. Эстетика Достоевского. М., 1976.

  4. Селезнев Ю. В мире Достоевского. М., 1980.

  5. Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»: современное состояние изучения. Сб. работ отечественных и зарубежных ученых под ред. Т.А. Касаткиной. М., 2001.

  6. Рогова Н.Б., Лопатин А.А. Топография сентиментализма: Образ Швейцарии в романе Ф.М. Достоевского «Идиот» (от Ж.-Ж Руссо до Н.М. Карамзина и В.А. Жуковского) // Евроазиатский культурный диалог: «Свое» и «чужое» в национальном самосознании культуры: Сб. ст. / Под ред. О.Б. Лебедевой. Томск, 2007. С. 64-92.

  7. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972 (статья «Тематическая композиция романа “Идиот”». С. 23-87).

Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского. М., 1964.


Семинар № 5


Роман Л.Н. Толстого «Война и мир»


  1. Жанровая природа романа «Война и мир»: исторический роман? национальный эпос? «Несколько слов по поводу книги “Война и мир”» как пример авторского истолкования художественной и идейной природы произведения.

  2. Историософская программа Л.Н. Толстого (2-я часть эпилога «Войны и мира»): соотношение индивидуального и над-индивидуального начал в истории и человеческой личности.
  3. Исторически и биографически достоверный «слой» эпохи 1805-1812 гг. (Наполеон, Кутузов, Александр I, Сперанский) и его художественная трансформация. «Мысль народная» как критерий оценки исторической личности. Взгляд Толстого на причины и характер военной кампании 1805-1807 годов и Отечественной войны 1812 года.


  4. «Наполеоническое» в романе. Наполеон как герой времени - истоки и параллели образа: традиции Пушкина и Достоевского.

  5. Человек в истории. Этапы духовной эволюции Андрея Болконского: от «своего Тулона» к постижению истин жизни и истории. Судьба князя Андрея как трагедия «уединенного сознания».

  6. Человек в истории. Этапы духовной эволюции Пьера Безухова: от барского эпикурейства к соединению с народом. Пьер и «мысль семейная» в романе.

  7. Символический «язык» прозы Толстого: природа и пейзаж. Значение образов-символов дуба, охоты, раненого зверя. «Органические» метафоры Толстого: Москва как «женщина», Москва как «пчелиный улей» - их мифопоэтическая семантика.


Литература:


  1. Бахтин М.М. Эпос и роман // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975.

  2. Бочаров С.Г. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». Изд. 4-е. М., 1987.

  3. Громов П. О стиле Л. Толстого: «Диалектика души» в «Войне и мире». Л., 1977.

  4. Зайденшнур Э.В. «Война и мир» Л. Н. Толстого: Создание великой книги. М., 1966.

  5. Камянов В. Поэтический мир эпоса. М., 1978.

  6. Одиноков В.Г. Поэтика романов Л.Н. Толстого. Новосибирск, 1978.

  7. Толстой Л.Н. Несколько слов по поводу книги «Война и мир» // Толстой Л.Н. Собр. соч.: В 22 т. М., 1978-1985. Т. 7. С. 356-366.

  8. Чичерин А.В. Возникновение романа-эпопеи. М., 1975.


Семинар № 6


Поэтика чеховской прозы


  1. Чехов как художник-мыслитель: воззрения на человека, общество, историю.

  2. Поэтика чеховского рассказа: анекдот и притча как жанровые архетипы. Роль подтекстов. Чеховский рассказ как «шифр».

  3. Ранний Чехов: юмористические рассказы («Толстый и тонкий», «Смерть чиновника» и др.)

  4. «Скучная история». Конфликт, герои, сюжет.


Литература:


  1. Катаев В.Б. Проза Чехова: Проблемы интерпретации. М., 1979.

  2. Линков В.Я. Художественный мир прозы Чехова. М., 1982.

  3. Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа. М., 1989.

  4. Чудаков А.П. Поэтика Чехова. М., 1971.

  5. Шмид В. Проза как поэзия. Пушкин, Достоевский, Чехов, авангард. Изд. 2-е, испр. СПб., 1998.


Список вопросов для подготовки к экзамену:


  1. Сатирический мирообраз М.Е. Салтыкова-Щедрина: становление и эволюция. «Губернские очерки», «Помпадуры и помпадурши».

  2. «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина: развитие замысла, собирательные образы «эпох» русской истории, типология градоначальников, композиция, историко-культурные подтексты.

  3. Проблематика и поэтика романа «Господа Головлевы». Сочетание сатиры, социологического и психологического анализа. Мотивы запоя и театральной игры в художественной структуре произведения. Роль авторских отступлений.

  4. Проблематика и поэтика романа «Господа Головлевы». Судьба «выморочного» рода в биографиях его представителей: Арина Петровна, Владимир Михайлыч, Степан, Павел, Аннинька и Любинька.

  5. Проблематика и поэтика романа «Господа Головлевы». Образ Иудушки Головлева.

  6. «Сказки» М.Е. Салтыкова-Щедрина. Приемы создания сатирического иносказания, «эзопов язык», политическая злободневность, связь с центральными произведениями Щедрина. Анализ 3-4 сказок по выбору.

  7. Ф.М. Достоевский: личность писателя, эволюция его духовно-философских и социальных воззрений, основные идеи и периодизация творчества.

  8. Творчество Ф.М. Достоевского в свете концепции М.М. Бахтина.

  9. «Бедные люди» Ф.М. Достоевского: проблематика, поэтика, литературные традиции.

  10. Фантастический реализм Ф.М. Достоевского: «Двойник».
  11. Роль «Записок из Мертвого дома» в идейной и художественной эволюции Ф.М. Достоевского.


  12. Роман «Униженные и оскорбленные» в идейной и художественной эволюции Ф.М. Достоевского.

  13. «Записки из подполья» как этапное произведение Ф.М. Достоевского.

  14. Роман «Преступление и наказание». Социально-философское и религиозное содержание романа, литературные традиции. «Теория» Раскольникова: ее становление, осуществление и крушение.

  15. Поэтика и мифопоэтика «Преступления и наказания»: психологический анализ, сны, сюжет о воскресении Лазаря, образ земли.

  16. Двойники Раскольникова: вариации «теории» главного героя.

  17. Женские образы романа «Преступление и наказание».

  18. Роман Ф.М. Достоевского «Идиот»: образ «положительно прекрасного человека».

  19. Особенности сюжетосложения и композиции в романе Ф.М. Достоевского «Идиот». Роль персонажей «второго плана».

  20. Роман Ф.М. Достоевского «Бесы»: система взаимодействия персонажей, образ главного героя. «Антиреволюционное» содержание произведения, «пророческий» характер романа.

  21. Философское содержание романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Социальная и духовно-религиозная проблематика «Легенды о великом Инквизиторе».

  22. Проблематика и поэтика романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Жанровые традиции, проблема сюжетосложения, образ повествователя, художественное пространство.

  23. «Мир идей» в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Идейные составляющие «карамазовщины». Образы Федора Павловича и Мити Карамазовых.

  24. «Мир идей» в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Образы Алеши Карамазова и старца Зосимы.

  25. «Мир идей» в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы». Образы Ивана Карамазова и Смердякова.

  26. Личность Л.Н. Толстого. Философские традиции, эволюция миропонимания, становление «морализма».
  27. Художественный мир Л.Н. Толстого. Концепция человека, способы типизации, роль дневников в становлении творческой манеры.


  28. «Диалектика души» в произведениях Л.Н. Толстого 1850-х гг. Трилогия «Детство. Отрочество. Юность».

  29. «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого. Художественное осмыслении темы войны.

  30. «Война и мир». Жанровые традиции, структура романа.

  31. «Мысль народная» и философия истории в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Платон Каратаев.

  32. «Наполеоновское» начало в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Наполеон и его «проекции».

  33. Духовные искания и судьба князя Андрея Болконского.

  34. Духовные искания и судьба Пьера Безухова.

  35. Образ Наташи Ростовой.

  36. Светское общество в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»: семейство Курагиных, салон А.П. Шерер.

  37. «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Семейства Карениных, Облонских и Левиных.

  38. Образ Константина Левина как тип нового героя Толстого.

  39. Светское общество в романе Л.Н. Толстого «Анна Каренина». Образ Вронского.

  40. Роман Л.Н. Толстого «Воскресение». Социальный критицизм и морализм писателя.

  41. Рассказы Н.С. Лескова о праведниках. Лесковское понимание национального «типа».

  42. «Левша» Н.С. Лескова как национальный русский тип (статья А.М. Панченко «Лесковский Левша как национальная проблема»).

  43. Творчество и судьба Вс. М. Гаршина.

  44. Творчество и судьба Г.И. Успенского.

  45. Творческий путь В.Г. Короленко.

  46. Поэтика юмористических рассказов А.П. Чехова: жанровые традиции; взаимосвязь с русской литературой XIX в.; вечное и временное. («Смерть чиновника», «Толстый и тонкий», «Унтер Пришибеев», «Лошадиная фамилия» и др.).

  47. Поэтика прозы зрелого Чехова («Скучная история», «Крыжовник», «Дом с мезонином», «Человек в футляре», «Черный монах», «Ионыч», «Дама с собачкой»).
  48. Русское общество и человек в творчестве А.П. Чехова («Палата № 6», «Дуэль»).

  49. Драматургия А.П. Чехова: основные эстетические и поэтические принципы. Связь с европейским театром («Дядя Ваня», «Чайка», «Три сестры»).

  50. Пьеса А.П. Чехова «Вишневый сад» как вершинное произведение чеховской драматургии.