zapogi.ru 1

БЕЛОБОРОДОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Уроки Развития речи (2 ч.). в 7 классе

Сочинение по картине И. В. Шевандроновой

"В сельской библиотеке"

Проведены 26.12.08.

Учитель русского языка :

Леванцова

Людмила Александровна

2008




Уроки Развития речи (2 ч.).

Сочинение по картине И. В. Шевандроновой

"В сельской библиотеке"

Цель: отработка умения включать различные виды описаний в повествование, подчинять сочинение основной мысли, писать на заданную тему.

Задачи:

  • Формирование умения использовать в соб­ственной речи наречие как выразительное средство языка.

  • Развитие связной речи.

  • Воспитание любви к искусству бытовой живописи.


Оборудование: репродукция картины И.В, Шевандроновой «В сельской библиотеке», мультимедийный проектор.

Материалы к уроку: Богданова Г.А. Книга для учителя; http://art.1september.ru

Ход урока

  1. Введение

  1. Организационный момент.

  2. Постановка познавательных задач

  1. Слово учителя

Как вы знаете, библиотеки бывают большие и даже огромные. О них можно прочитать в энциклопедии или справочнике. А есть библиотеки совсем крошечные, в справочной литературе сведений о них вы не найдете. Однако об одной из таких библиотек с помощью кисти и красок рассказала художница Ирина Шевандронова. Ее картина называется «В сельской библиотеке».

Картина «В сельской библиотеке. Читатели.» демонстрируется через проектор.

Ирина Васильевна Шевандронова родилась в 1928 г. В 1953 г. она окончила Московский государственный институт им. В.И. Сурикова. А уже в следующем году ее картина «В сельской библиотеке» была представлена на Всесоюзной художественной выставке. Многие посетители останавливались около этой незамысловатой по сюжету картины: она словно притягивала к себе. Притягивала не только ощущением светлой радости, но и влюбленностью молодой художницы в своих героев. Казалось, Шевандронова обращалась к зрителю: «Ну посмотрите же на этих ребят! Ведь правда они замечательные?» Эта картина полна какой-то особой теплоты, сердечности, глубокого поэтического чувства.


- Не кажется ли вам, ребята, что Шевандронова нарисовала картину «В сельской библиотеке» — и словно обронила на нашем пути клубок с волшебной нитью. Давайте попробуем размотать этот клубок. Пусть нитка поведет нас с библиотечного крылечка в огромный мир ассоциаций: книги и библиотеки, изобразительное искусство и поэзия, золотые россыпи пословиц и наша собственная фантазия... Итак, в путь!


  1. Беседа по картине.

  • Вспомните, когда была написана картина. Опишите библиотечное помещение.

Предполагаемые ответы детей. (Небольшая комната. Дощатый пол выскоблен добела и вымыт. Топится печь. Из ее приоткрытой дверцы видны отблески огня. На полу лежит охапка золотисто-коричневых поленьев. Ведь дров-то нужно побольше: на дворе зима. Обращает на себя внимание огромное светлое окно.)

  • Это окно напоминает мне одно из тех, о которых писал поэт:

Застекленные синью,
Как большие глаза,
Смотрят окна в Россию,
На поля и леса.

(Ю. Мельников. «Окна»)

А если учесть, что это не простое окно, а библиотечное, то на ум приходят слова известного педагога В.А. Сухомлинского: «Книги — это окно в мир, почаще заглядывай в него». Вывод напрашивается сам собой: почаще приходите в библиотеку, берите и читайте книги, и они расскажут вам обо всем на свете.

 Попытайтесь описать, как обставлена библиотека.

(Если вспомнить, что картина демонстрировалась на выставке в 1954 г., то нетрудно подсчитать, сколько лет прошло после окончания Великой Отечественной войны. И хотя не все еще из того, что фашисты сожгли и разрушили, было восстановлено, сельская библиотека работала. Правда, в ней тесно, и обставлена она очень скромно: застланный газетами стол, табуретка, стул, библиотечная стойка да книжные полки. И вся эта мебель, по-видимому, сработана колхозным плотником. И везде книги, книги, книги.)


Книги. Они, как и люди, рождаются, живут; те, которые читают, — работают, а те, которые не пользуются читательским спросом, — бездельничают; одни — помощники, другие — воры времени.

...Когда в Германии к власти пришли фашисты, они жгли книги. И те, подобно Джордано Бруно, Жанне Д’Арк, сподвижнице Степана Разина Алене Арзамасской, горели на кострах.

Как и люди, книги бывают наставниками, а иногда и спасителями. Одна из них — «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого.

Книги, как и люди, могут быть настоящими друзьями. Рассказывают, что перед смертью А.С. Пушкин, окинув взглядом книги своей библиотеки, произнес: «Прощайте, друзья мои...»

Знаете ли вы, что книги, как и люди, побывали в космосе? Герман Титов брал с собой в космический полет томик стихов любимого поэта М.Ю. Лермонтова. Ну где как не в космосе уместно было процитировать строчки: «И звезда с звездою говорит...»

Книге, как и человеку, ставят памятники, например в Санкт-Петербурге.

Книге, как и людям, посвящают стихи. Не верите? Тогда слушайте!

Отраженье исчезнувших лет,
Облегченье житейского ига,
Вечных истин немеркнущий свет –
Это книга. Да здравствует книга!

.........................................

Чистых радостей светлый исток,
Закрепленье счастливого мига,
Лучший друг, если ты одинок, –
Это книга. Да здравствует книга!

(Т.Л. Щепкина-Куперник. «Отраженье исчезнувших лет...»)

  На любой картине художника даже самая маленькая деталь играет важную роль. Она своеобразная подсказка. Судите сами. На картине «В сельской библиотеке» мы видим лежащую на столе книгу. Она открыта. Во-первых, по портрету на титульном листе можно установить ее автора — это А.С. Пушкин. Во-вторых, по характерной детали одежды портретируемого — высокому стоячему воротнику белой рубашки — можно узнать художника. Это — В. Тропинин. В-третьих, раскрытая книга — свидетельство того, что библиотекарь ее читала, что она любит перечитывать именно А.С. Пушкина, вообще любит читать и использует для этого каждую свободную минуту; библиотекарь не ушла, а вышла (отошла от стола) ненадолго.


 Укажите несколько других деталей-подсказок и расшифруйте (прокомментируйте) их.

Предполагаемые ответы детей.

( · Стол застлан газетами. — Средства на оформление библиотеки очень скромные. Или: библиотека открылась совсем недавно, поэтому оформление еще не закончено.

· На приоткрытой печной дверце видно отражение пламени. – Печь топится. В помещении прохладно.

· За окном виднеются не многоэтажные дома, а избы. – Библиотека находится не в городе, а в деревне или селе.

· Поднятый воротник пальто у девочки в платке. – На улице мороз.

· Оттопыренное «ухо» на шапке-ушанке мальчика с книгой в руках, стоящего к нам спиной. – Возможно, он так торопился, что не посмотрел в зеркало. А может быть, подрался с кем-нибудь по дороге — ведь мальчишки такие «петухи», — шапка упала, и он впопыхах нахлобучил ее кое-как.

· Шаль, висящая на спинке стула. – В помещении холодно, приходится утепляться. Библиотекарь где-то в здании и скоро вернется.)

- Ребята, возможно, вы когда-нибудь задумывались над тем: а что же такое живопись? Живопись — это умение изображать красками то, что видишь: природу, людей, события. С помощью красок художник раскрывает свои мысли и чувства, рассказывает о том, каким он видит окружающий мир или каким бы он хотел его видеть.

Много веков прошло с тех пор, как первобытный человек в лохматой звериной шкуре,
впроголодь живя, кореньями питаясь,
Вдруг различил однажды неба цвет.
Тогда в него навек вселилась зависть
К той гамме красок. Он открыл секрет
Бессмертья их. И где б теперь он ни был,
Куда б ни шел, он всюду их искал...

(Н. Майоров. «Рождение искусства»)

И нашел. Он собрал разноцветную глину — и на гладкой, отполированной ветром и дождями скале появилось первое цветное изображение... И сегодня перед каждым современным художником встают все те же проблемы цвета и света.


Обратите внимание на то, как мастерски справилась с ними молодая художница Ирина Шевандронова. Цветовая гамма картины «В сельской библиотеке» — сочетание белых (снег, пол, газеты на столе), приглушенно-серых (одежда детей, мебель) и горячих красных цветов (огонь в печи, блики на шали) как нельзя лучше выражают внутреннюю теплоту этого художественного полотна. А фигуры главных героев картины словно высвечиваются мягким силуэтом на фоне ярко-белого снега за большим окном.

 Детей на картине пятеро. Давайте опишем их.

Предполагаемые ответы детей с помощью учителя.

(На переднем плане лицом к зрителю — девушка лет двенадцати. У нее высокий чистый лоб, большие карие глаза широко распахнуты. Она смотрит вслед ушедшей за книгами Варваре Петровне и с нетерпением ждет, когда та вернется. Одета девочка так, как обычно одевались все деревенские ребятишки того времени: байковые шаровары, на голове — теплый платок, и мы не удивимся, если пальто сшито из бабушкиной шали, а валенки — одни на семью. Чтобы руки были свободными, она носит портфель, как военные свой планшет.

Слева от зрителя, у библиотечной стойки — два мальчугана. Один из них без шапки. Он молодец — ведь в общественном месте мужчинам головные уборы положено снимать. Другой держит в руках книгу. Похоже, ребята не только разглядывают ее, но и что-то обсуждают.

В отсутствие Варвары Петровны любознательные читатели не теряют времени зря:

Они с головой ушли в чтение книг и журналов. Вот и девочка, присевшая на подоконник, тоже держит книгу в руках. Ее волосы заплетены в две косички и уложены сзади полумесяцем (тогда многие носили такую прическу).

И наконец, самый маленький посетитель библиотеки. Назовем его Антоном. Он дошкольник. Читать, скорее всего, еще не умеет. Как мальчик оказался в библиотеке, можно только предполагать. Или он братишка девочки, рядом с которой стоит, и пришел сюда из любопытства; или катался с горки, а увидев соседских ребят, увязался за ними; или и вовсе забрел сюда случайно. Но как бы там ни было, этот «мужичок с ноготок», не доросший пока до звания читателя, стоит и тоже ждетбиблиотекаря. А вдруг все-таки и ему она даст хотя бы подержать книжку с картинками. Смущенный малыш с затаенной надеждой смотрит на нас с картины из-под сползающей на глаза, по-видимому, отцовской шапки-ушанки.)


Заканчивая беседу по картине И.В. Шевандроновой «В сельской библиотеке», нужно сказать, что самое главное в картине — это переданное в колорите, в деталях, в общем настроении полотна ощущение светлой радости и привлекательности жизни, которая протекает в стенах этой крошечной сельской библиотеки.


  1. Вам предстоит написать сочинение или в форме описания картины, или в форме рассказа об изображенном на ней.

  1. С целью обогащения словаря семиклассников и предупреждения орфографических ошибок проводится предупредительный диктант на тему "Библиотека".

Библиотека

Библиотека, библиотекарь, стеллаж, книжная полка, книжный шкаф, подшивка, картотека, формуляр читателя, автор, титуль­ный лист, заглавие, заголовок, классик, иллюстрация, форзац, по­весть, роман, рассказ, фантастика, детективный роман.

  1. В помощь учащимся можно предложить таблицу наречий-синонимов, которые помогут учащимся более образно, ярко описать ребят, их поведение.

Внимательно, серьезно, сосредоточенно (читать).

Медленно, не спеша, неторопливо (перелистывать страницы, выбирать книгу).

Воодушевленно, увлеченно, восторженно (рассказывать).

Интересно, забавно, занимательно, занятно (передавать содержание прочитанного).

- Какие цвета использовала художница, работая над картиной?

(Холодные тона — серый, голубой, зеленоватый; теплые тона - коричневый, красный. Подчеркиваем, что с их помощью художнице удалось передать тепло и уют маленькой сельской библиотеки, в которой так хорошо и интересно ребятам.)

- Какой может быть основная мысль сочинения по картине?

(«Чтение книг обогащает человека, помогает ему лучше познать мир", "Какие разные эти маленькие читатели!", "Библиотека -место, в котором можно многое узнать о мире, о жизни людей, животных, о новых достижениях науки" и др.)


- В какой форме (рассказа или описания) вы будете писать сочинение и почему? В чем разница между рассказом и описанием?


  1. Самостоятельное составление плана сочинения.

Варианты планов проверяются учителем в момент работы над ними.

  1. Написание сочинения.

Сочинение ( примерный текст)

Картина И. Шевандроновой “В сельской библиотеке” открывает перед нами уголок небольшой сельской библиотеки. Весело потрескивают дрова, распространяя тепло. Здесь уютно и тепло, а за окном видна заснеженная деревенская улица, избы с пушистыми белыми шапками из снега, холодное зимнее небо.
В библиотеке собрались ребята. Видно, что это их любимое место сбора, все им тут привычно и знакомо. Одни ждут, когда им выдадут новые книги, другие, уже получив интересную книгу, тут же с любопытством рассматривают красочные картинки. Вот двое мальчиков. Художница не показывает их лиц, но по тому, как вытянулась шея младшего и задорно приподнялось ухо старой шапки другого, постарше, мы видим, как они увлечены новой книгой. У окна с журналом пристроилась аккуратная школьница.
Но главными героями картины, безусловно, являются большеглазая девочка в платочке и ее братишка, привалившийся к барьеру своей румяной щечкой. Дети с любопытством рассматривают окружающую обстановку. В их глазах такой интерес и ожидание “чуда”, что невольно проникаешься к ним симпатией.
Картина повествует о новой светлой жизни деревенской детворы, о том, что книги прочно вошли в их жизнь и стали необходимостью.

  1. Итоги

К концу второго урока дети сдают написанные сочинения.