zapogi.ru 1

Когда дети начинают дружить

Как маленькие дети начинают дружить, возрастное развитие

Считается, что дети до года не проявляют особых чувств, показывающих их заинтересованность в дружбе. Однако, младенцы уже в раннем возрасте способны проявлять некоторые поведенческие модели, которые ведут к дружбе.

Как дети проявляют желание дружить, как они дружат в зависимости от возраста:

От рождения до 11 месяцев

Дети начинают тянуться друг к другу.

Когда один начинает плакать, другой присоединяется.

Дети выделяют понравившегося им ребенка и смотрят на него, улыбаясь.

Дети познают, что такое взаимодействие – «я делаю одно, а ты - другое; я делаю это, а ты-то».

От года до двух лет

Малышей привлекают люди, которые заняты с ними одним делом.

Дети проявляют интерес к людям, не относящимся к их семейному кругу.

Дети могут создавать «сходства», когда хотят пообщаться с незнакомым ребенком. Например, если один малыш держит красный мяч, второй тоже возьмет красный мяч.

Дети могут подходить друг к другу, рассматривать, трогать друг друга, производить забавные звуки или даже стукнуть кулачком.


Вы можете заметить, как ребенок на языке тела показывает свою радость при виде своего друга.

Дети могут взаимодействовать друг с другом без слов, напоминая тем самым супругов, которые долго прожили вместе и понимают друг друга без слов.

2 года

В этом возрасте начинают проявляться собственнические интересы, поэтому объекты, с которыми играют дети, становятся очень важными.

Конфликты неизбежны, так как малыши еще не научились принимать точку зрения другого человека.

Дети играют, копируя увиденные действия взрослых и детей.

3 года

Взаимодействие детей становится более сложным. Они вместе играют с игрушками и в разные игры, учатся делиться друг с другом.


Развитие речи и социальных навыков переводит дружеские отношения на новый уровень.

Дружба меняется от "совместной активности" к "совместному времяпровождению"

Ролевые игры становятся самым распространенным видом игровой деятельности в этом возрасте.


Взаимоотношения ребенка с другими детьми

Ребенку 2—3 лет необходимо общество других детей. Ребенок, посещающий ясли, много времени проводит среди сверстников, и это очень полезно ему. Играя с детьми, ребенку приходится вступать с ними в различные взаимоотношения.

В совместной игре ребенок учится считаться с интересами другого, уступать, делиться с товарищем, помогать ему. Если ребенок воспитывается дома, то надо время от времени объединять в игре 2—3 детей, сравнительно близких по возрасту. Лучше всего такие совместные игры устраивать на прогулке.

Взрослые, следя за игрой детей, должны направлять их взаимоотношения, так как иногда игра не удается из-за того, что малыши еще не умеют правильно распределять между собой роли, иногда не могут еще согласованно действовать.

Взрослые своими указаниями должны помогать детям совместно играть, стараясь создать положительные взаимоотношения между ними, предупреждая возможные недоразумения и ссоры.

Надо учить детей делиться своими игрушками («Смотри, у Сережи нет ни одной игрушки, ему также хочется играть, дай ему кубики»); считаться с интересами другого («Нельзя отнимать у Зиночки, она тоже хочет играть куколкой»); помогать друг другу, оказывать внимание («Посмотри, Оля никак не может достать игрушку, ты побольше, пойди, помоги ей достать»); вызывать сочувствие («У него ножка болит, и он не может бегать, поди поиграй с ним, покажи ему твою машину»).

Если дети поссорились, то необходимо разобраться в причинах ссоры и справедливо разрешить возникшее недоразумение. Нельзя считать своего ребенка непогрешимым. Он так же, как и другие дети, может поступать неправильно, и не надо его в этом поощрять. Нельзя разрешать ему отнимать игрушки, обижать других детей, следует выразить недовольство его неправильным поступком и обязательно подсказать ему, как следует поступать в том или другом случае. Если ребенок не слушается и продолжает вести себя неправильно, увести его от детей, предложить играть одному, если он не хочет играть вместе.