zapogi.ru 1 2 3




УТВЕРЖДЕН

постановлением

Правительства области

от 17.02.2012 № 137

Комплекс мер по модернизации системы

общего образования в Вологодской области в 2012 году

(далее – Комплекс мер)


  1. Текущее состояние системы общего образования

Целью проводимой на территории области модернизации системы общего образования является повышение доступности качественного образования. Приоритеты государственной образовательной политики закреплены в следующих документах:

  • Стратегии социально-экономического развития Вологодской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства области от 28 июня 2010 года № 739;

  • Стратегии развития образования в Вологодской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства области от 3 марта 2009 года № 398;

  • долгосрочной целевой программе «Развитие образования в Вологодской области на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства области от 4 октября 2010 года № 1132 (далее – программа «Развитие образования в Вологодской области на 2011-2015 годы»);

  • долгосрочной целевой программе «Безбарьерная среда» на 2010-2014 годы», утвержденной постановлением Правительства области от 26 марта 2010 года № 334 (далее - программа «Безбарьерная среда» на 2010-2014 годы»);

  • Комплексе мер по модернизации системы общего образования Вологодской области в 2011 году, утвержденном постановлением Правительства области от 11 июля 2011 года № 826 (далее – Комплекс мер в 2011 году).

За 6 лет в рамках реализации 7 направлений приоритетного национального проекта «Образование» освоено 2,45 млрд. рублей, из них областные средства составляют 1,385 млрд. рублей, федеральные – 1,065 млн. рублей. В 2011 году федеральные средства составили 252,6 млн. рублей, областные средства – 112,9 млн. рублей.


Полученные результаты:

более 6 тыс. учителей получили вознаграждение за классное руководство;

увеличилось количество проводимых конкурсов с 4 до 8; увеличилось в два раза количество педагогических работников, участвующих в конкурсных мероприятиях (2006 – 284 чел., 2011 – 531 чел.); каждый 6-й педагог области был участником, каждый 13-й – победителем конкурсов;

приобретено 232 автобуса, вследствие чего увеличилось на 6,5 % по сравнению с 2010 годом количество детей, подвозимых на занятия в школу;

количество победителей различных конкурсов среди талантливой молодежи превысило квоту для области в 5 раз (квота – 13 чел., победителей 2011 года – 62 чел.);

создана инфраструктура дистанционного образования детей-инвалидов;

обеспечен доступ к сети Интернет во всех школах области;

каждая 3-я школа стала победителем конкурса; гранты в размере 1,0 млн. рублей были направлены на улучшение материальной базы.

Результаты независимой оценки свидетельствуют о достаточном уровне учебных достижений обучающихся Вологодской области:

на ступени начального общего образования по результатам областного мониторинга качество обучения по математике и русскому языку составило 70%;

на ступени основного общего образования по результатам государственной итоговой аттестации качество обучения по математике и русскому языку находится на уровне 50%;

на ступени среднего (полного) общего образования по результатам единого государственного экзамена (ЕГЭ) средние баллы по математике и русскому языку (48,0 и 64,2 балла соответственно) существенно выше показателей прошлых лет, а также традиционно превышают результаты по Российской Федерации.

По данным социологического исследования, с 2009 года не менее 93 % обучающихся и их родителей (законных представителей) отмечают высокий уровень качества общего образования в области.

Модернизация системы общего образования в 2010-2011 годах в Вологодской области проводилась в соответствии с основными направлениями национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».


1. Переход на новые образовательные стандарты.

Задача на 2010-2011 годы – обеспечение введения федеральных государственных стандартов начального общего образования (далее – ФГОС НОО) в 100 % первых классов школ области.

Полученные результаты:

с 1 сентября 2011 года по ФГОС НОО обучается 31 % всех первоклассников и второклассников (в 2010 году – 1,17 %);

удельный вес численности обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться учебным оборудованием для практических работ в соответствии с новым ФГОС НОО, составил 27,2 % всех обучающихся первой ступени (в 2010 году – 0,51 %);

обучены на курсах повышения квалификации для работы в соответствии с ФГОС НОО за счет средств областного бюджета 26,9 % учителей и руководителей общеобразовательных учреждений;

разработана и осуществлена стартовая диагностика универсальных учебных действий первоклассников.

Выявленные проблемы:

не все обучающиеся по ФГОС НОО обеспечены оборудованием;

отсутствует мониторинг сформированности универсальных учебных действий первоклассников, мониторинг ведения и результатов внеурочной деятельности в школах области в соответствии с ФГОС НОО.

2. Развитие системы поддержки талантливых детей.

На решение задачи создания системы выявления, поддержки и развития одаренных детей направлена подпрограмма «Одаренные дети» программы «Развитие образования в Вологодской области на 2011-2015 годы», в 2010 и 2011 годах выделено по 31,5 млн. рублей.

Задачи на 2010-2011 годы:

расширение массовости участников всероссийской олимпиады школьников;

формирование современной системы управления олимпиадой.

Полученные результаты:

выросло число участников и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников: в 2009-2010 учебном году – 22 призера из 64 участников, в 2010-2011 учебном году – 29 из 73 участников;


эффективность участия команды области в заключительном этапе олимпиады в 2010-2011 учебном году составила 39,7 % (в 2009-2010 учебном году – 34,4 %). По результатам исследования компании BEGIN GROUP на основе открытой информации Минобрнауки России о победителях заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников с 2003 по 2010 год, Вологодская область включена в число регионов-лидеров;

с 2009 по 2011 год школьники области завоевали шесть медалей на Международных юниорских олимпиадах и олимпиадах по химии и физике;

растет количество школ, обеспечивающих дистанционное обучение детей;

создана эффективная система сопровождения школьников, осуществляется подготовка качественных олимпиадных заданий для школьного и муниципального этапов, действует эффективная система организации регионального этапа;

создан Центр по работе с одаренными детьми (на базе АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования») для комплексного сопровождения одаренных детей, работы с их родителями и педагогами, координации деятельности различных образовательных учреждений по данному направлению;

создан и функционирует областной банк данных одаренных детей, в который включены победители и призеры всероссийской и межрегиональных олимпиад школьников;

система дополнительного образования детей в области обеспечивает более 49 % обучающихся области качественными образовательными услугами.

Выявленные проблемы:

отсутствие системы выявления одаренных детей;

недостаточное развитие сети школ, работающих с одаренными детьми с использованием дистанционных технологий;

отсутствие системы повышения квалификации педагогов по работе с одаренными детьми.

3. Совершенствование учительского корпуса.

Задачи на 2010-2011 годы:

повышение заработной платы учителям общеобразовательных учреждений и педагогическим работникам всех типов образовательных учреждений;


обеспечение повышения квалификации по адресной модели не менее 20 % руководящих и педагогических работников;

реализация нового порядка аттестации педагогических и руководящих работников;

подготовка кадрового резерва руководящих работников системы образования.

Полученные результаты:

достигнуто соотношение средней заработной платы учителя к среднемесячной заработной плате по экономике – 89,0 %;

обеспечено совершенствование системы оплаты труда в 2011 году, стимулирующая часть фонда оплаты труда доведена до 30 %. В результате стимулирующий фонд оплаты труда повысился и с 1 сентября 2011 года составил 33,9 %;

доля учителей, прошедших курсы повышения квалификации по адресной модели, в общей численности педагогических работников общеобразовательных учреждений в 2011 году составила 20 %;

доля учителей, прошедших оценку качества работы в соответствии с новым порядком аттестации педагогических работников в 2011 году, - 7,5 %;

начал работу отраслевой государственно-общественный координационный совет по подготовке квалифицированных специалистов для отрасли «Образование», утвержденный постановлением Правительства области от 16 мая 2011 года № 525;

сформирован кадровый резерв руководящих работников муниципальных систем образования;

АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования» ведет подготовку руководящих работников по программе «Менеджмент организации»;

в рамках действующей стажировочной площадки формируется корпус ведущих консультантов по вопросам развития общего образования.

Выявленные проблемы:

«старение» педагогических кадров;

низкая доля учителей, прошедших оценку качества работы в соответствии с новым порядком аттестации педагогических работников;

низкая доля руководителей образовательных учреждений, прошедших повышение квалификации в области управления образованием;


средняя зарплата учителей не соответствует уровню средней зарплаты по экономике в области.

4. Изменение школьной инфраструктуры.

Задачи на 2010-2011 годы:

совершенствование инфраструктуры базовых и цифровых школ;

развитие транспортной доступности общеобразовательных учреждений;

создание современных условий для полноценного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;

увеличение количества школ, имеющих высокоскоростной широкополосный Интернет.

Полученные результаты:

сформирована сеть базовых (55 школ с контингентом 21352 человека (18 % от общего количества обучающихся)) и цифровых (12 школ с контингентом 8748 обучающихся) общеобразовательных учреждений, обеспеченных материальными и кадровыми ресурсами;

рост численности обучающихся, которым предоставлена возможность обучаться в современных условиях, – до 63,4 %;

действует стажировочная площадка «Цифровая школа как ресурсный центр сетевого взаимодействия в муниципальной и региональной системах образования» в рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы;

в течение трех лет реализуется проект «Дистанционное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья», создавший условия для организации дистанционного образования на дому 80 детей-инвалидов по образовательным программам общего образования (39% от общего количества детей-инвалидов); в проект включены еще 90 детей-инвалидов из 16 муниципальных образований области. Это позволит обеспечить 79,1 % детей-инвалидов области дистанционным образованием;

формируется сеть базовых общеобразовательных учреждений (14 школ), обеспечивающих совместное обучение детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития.

В результате проведенных мероприятий по развитию инфраструктуры образовательных учреждений 15 % школ перешли на режим функционирования в рамках инициативы «Наша новая школа»; 63,4 % школьников предоставлена возможность обучаться в соответствии с основными видами (от 61 % до 100 %) современных требований. Высокоскоростной широкополосный Интернет (не менее 1 МБ/с) есть в 5,53 % школ области.


Выявленная проблема: не созданы современные условия образования во всех общеобразовательных учреждениях.

5. Сохранение и укрепление здоровья школьников.

Задачи на 2010-2011 годы:

обеспечение школьников горячим питанием, бесплатным молоком;

обеспечение двигательной активности обучающихся;

оснащение пищеблоков школьных столовых современным оборудованием;

оснащение школ современным спортивным оборудованием.

Полученные результаты:

охват обучающихся горячим питанием в 2011 году составил 88 %, при этом 68,8 % детей получают питание бесплатно; все учащиеся начальных классов общеобразовательных учреждений области обеспечены бесплатным молоком;

во всех общеобразовательных учреждениях обеспечена двигательная активность обучающихся: в соответствии с базисным учебным планом предусмотрено 3 часа физической культуры; 25 % школьников области занимаются в спортивных секциях;

в 92 школах реализуется проект «Школа укрепления здоровья», в 271 школе – мероприятия в рамках программ по здоровьесбережению;

увеличилось количество детей 1 и 2 групп здоровья в общей численности учащихся общеобразовательных учреждений на 2,9 % в 23 муниципальных образованиях области.

Выявленные проблемы:

износ оборудования школьных пищеблоков составляет от 40 до 70 %;

только 25 % школ обеспечены современным спортивным оборудованием;

уменьшение в 2011 году количества образовательных учреждений, имеющих оборудованные медицинские кабинеты.

6. Расширение самостоятельности школ.

Задачи на 2010-2011 годы:

создание сайтов в каждом общеобразовательном учреждении области;

корректировка нормативного подушевого финансирования общеобразовательного процесса в муниципальных общеобразовательных учреждениях;

подготовка к реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее - Федеральный закон от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ);


обеспечение функционирования государственно-общественного управления.

Полученные результаты:

100 % образовательных учреждений области работают по новой системе оплаты труда;

100 % общеобразовательных учреждений имеют сайты и органы государственно-общественного управления; 91,5 % школ опубликовали публичные отчеты в средствах массовой информации;

в течение 2010-2011 годов осуществлена подготовка к реализации Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ.

Выявленные проблемы:

8,5 % общеобразовательных учреждений области не разместили публичный отчет в средствах массовой информации или на сайтах в сети Интернет;

органы государственно-общественного управления недостаточно активно участвуют в оценке качества образования на уровне образовательного учреждения.



следующая страница >>