zapogi.ru 1

План-конспект урока-практикума «Окружающий мир»

Тема: Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств.

Цель: Учить детей делать открытия опытны путем, обобщать, анализировать, сравнивать, делать выводы, создавать правила работы, следовать инструкциям, планировать свою деятельность.

Воспитывать уважение к экспериментальной деятельности, внимательность, наблюдательность, формировать потребность в продуктивной работе учащихся.

Развивать распределяемость внимания, ее концентрацию, развивать культуру делового общения.

Задача:

Достичь в процессе эксперимента понимания и обобщения роли органов чувств: только участие органов чувств одного, чаще нескольких, помогает определить предмет и его признаки. В то же время, существует вероятность ошибочного восприятия предмета, если задействовано минимальное количество органов чувств в определения признаков предмета.


Инструментарий: Учебник «Наш мир» авт. Г.В.Трафимова, С.А. Трафимов, Н.О.Федотова,

«Наш мир в вопросах и заданиях: Тетрадь для самостоятельных работ» авторы те же.

Для первого опыта: 11 непрозрачных мешочков, в каждом мешочке находятся: 1 счетная палочка, 1 ключ, 1 колечко, 1 сосновая шишка, 1 теннисный мяч, 1 катушка ниток.

Для второго опыта: 11 стаканчиков с холодной водой, 11 стаканчиков с теплой водой.

Для третьего опыта: 11 тарелочек с семенами риса.

Для четвертого опыта: 11 пакетиков с листьями смородины, укропа сушеного, дольки чеснока.

Для пятого опыта: 11 стаканчиков (одноразовых) с минеральной водой, 11 стаканчиков с томатным соком.

Для шестого опыта: 11 разовых тарелочек, 22 разовые ложечки, 4 вазочки с сахаром, солью, мукой, крахмалом.


План урока.


  1. Вхождение в урок – практикум. Создание учебной мотивации.

- Ребята, сегодня у нас будет необычный урок. Дело в том, что Маша собирается сделать одно важное открытие, которое ей поможет в дальнейшем более полно знакомиться с окружающим нас и ее миром, таким интересным и пока не совсем еще ей понятным. Она предлагает нам помочь ей, а для этого нужно срочно провести опыты. Но, прежде всего, давайте-ка проверим, готовы ли вы помочь Маше сделать открытие. Ведь для экспериментальной работы необходимы определенные знания.


- Вспомните, какие органы чувств помогают нам определять предметы по их признакам? Молодцы, ребята. Что же, думаю, вы справитесь с поставленной задачей.



  1. Знакомство с обучающим материалом урока-практикума.



-Откройте разворот учебника, стр. 8-9.

Прочтите тему практического занятия. Какова цель нашей работы?

Что обозначают предложенные условные знаки?

- Рассмотрите центральный рисунок. Расскажите, что делают Маша и Миша? Что она пытается определить? При помощи чего? Что делает Миша?

Дети выполняют условия эксперимента? Обоснуйте свой ответ.

- Рассмотрите рисунок слева. Что вы видите? Для чего предлагаются детям эти предметы? Рассмотрите рисунок справа. Что изображено? Какая связь между предметами, изображенными слева и справа?



  1. Выведение правил работы в парах при проведении опытов.

- Обратите внимание на центральный рисунок, как дети проводят эксперимент.

Можно ли стоять во время эксперимента?

Можно ли разговаривать друг с другом и для чего?

Будет очень шумно, если все заговорите одновременно, что же делать, как избежать шума, если все должны разговаривать друг с другом?

Как решить, кто в паре будет первым проводить опыт, а кто – наблюдать, но так, чтобы не поссориться?

Когда задание будет в паре выполнено, как молча сообщить об этом учителю?

Давайте подведем итог нашего разговора: выведем правила поведения во время эксперимента. (По мере проговаривания правило появляется на доске)

  1. Говори тихо.

  2. Проводи опыт по очереди (Начинает 1 вариант, затем поменяться ролями).

  3. Выполнив задание, покажите готовность в паре.
  4. Замени оборудование (По разрешению учителя подойди к столу и проведи замену «лабораторного» оборудования по порядку его размещения на столе).


4. Практическая работа.

5. Обсуждение результатов проведенных опытов.

-Расскажите, как выполнили первые три опыта? Что обнаружили?

Подведем итог: не видя предметов, вы смогли их узнать при помощи кончиков пальцев. Вы не знали, в каком стакане холодная вода, пока не потрогали ее или стакан: холодный он или теплый. Семена риса вы то же узнали при помощи кожи рук.

Какую же функцию выполняет кожа человека?

Запомни: кожа - это орган осязания, который помогает нам узнать предмет даже тогда, когда мы его не видим.

- Расскажите, как провели 5 и 6 опыты?

Как отличили соль от сахара? Какие органы использовать пришлось? Почему?

Как определили муку? крахмал? С помощью чего вы определяли вкус этих предметов?

Какой вывод можно сделать?

- Расскажите, как прошел четвертый опыт, все ли удалось определить и какими органами чувств вы пользовались? Какой вывод следует?



  1. Работа в тетради для самостоятельной работы.

Задание 5, какие органы чувств необходимо задействовать, чтобы определить в темноте предмет?


ДМ: - Определите источник звука: что или кто издает звук? (открыть дверь, закрыть, хлопок, стук ложки о стакан, шелест бумаги, звук льющейся из крана воды)



  1. Итог. – Рассмотрите на развороте учебника изображенные справа органы чувств. Какую же функцию они выполняют, чтобы помочь нам, Маше и Мише узнавать окружающий мир?



Дополнительно, если останется время: Тетрадь для самостоятельных работ. Задание 6- 7.


План урока «Окружающий мир» Изучение нового материала.

Тема: Жизнь лесных зверей зимой.

Цель: уточнить и дополнить знания учащихся о зимовке животных, выяснить признаки сходства млекопитающих животных – зверей.


Развивать логическое мышление чрез сравнение, развивать внимание, память, устную речь, словарный запас учащихся, расширять их кругозор.

Воспитывать наблюдательность, бережливость, любознательность, любовь, уважение к родному краю, природе, окружающей нас.


Инструментарий: Учебник « Наш мир», Тетрадь для самостоятельных работ, учебник - хрестоматия «Давай знакомиться, мир» Авторы: Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов, О.Н.Федотова, «Учите детей отгадывать загадки» Ю.Г.Илларионова


План – конспект урока, который проходит на базе районного краеведческого музея в зале № 1 «Животный мир родного края», где есть столы и стулья для размещения детей..


  1. Вхождение в урок.

- Мы попали с вами в Музей природы родного края. Здесь вы можете увидеть животных, которые обитают в наших краях. Поиграем в игру, её очень любит Миша.

Называется игра «Зоркий глаз». На столе разложены картинки, проходя мимо них нужно постараться, как можно больше запомнить животных. (собака, олень, сова, белка, норка, кошка, рысь, филин, глухарь)

- Назовите по памяти всех животных, которых вы видели на картинках, и найдите их чучела на экспозиции.

-А теперь загадки. Пока я загадываю загадку, вы ищите глазами то животное, которое соответствует называемым признакам.


Хвост пушистый, мех золотистый,

В лесу живет, в деревне кур крадет.

Кто зимой холодной

бродит в лесу злой и голодный?

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна, просыпается от сна.

Маленький мальчишка в сером армячишке

По дворам шныряет, крохи собирает.

Сердитый недотрога живет в глуши лесной.

Иголок очень много, а нитки - ни одной.

Водяные мастера строят дом без топора,

Дом из хвороста и тины и большущую плотину.


Восемь ног, как восемь рук, вышивают шелком круг.

Мастер в шелке знает толк, покупайте, мухи, шелк!


- Повторите, каких животных называли? Какого нет в экспозиции зала? Какие животные лишние? Почему? Чем отличаются звери от птиц? Перечислите отличительные признаки.


  1. Расширение знаний детей о том, как звери готовятся к зиме.

- Как с наступлением зимы изменяется окраска, и густота шерсти у зверей?

Работа в тетрадях. Задания 25-26.

- Расскажите о зимних запасах полевки и белки.

- Какие звери не запасают корм на зиму?

Чем же они запасаются вместо корма, что является для этих животных питанием в голодные зимние дни? ( Жир – тот же запас пищи)


Отправимся с вами в настоящий лес на вертолете. Откройте стр. учебника 36-37.

- Что мы будем наблюдать сейчас? (дети читают тему урока: Жизнь лесных зверей зимой.)

- Каких зверей мы видим с вертолета, а каких нет. Почему?

- Каких зверей вы видели сами в зимнем лесу?

- Догадайтесь, какой зверь по снегу в лесу на лыжах бегает?

А вот послушайте рассказ об этом, откройте хрестоматии стр. 26.

- Найдите-ка следы русака. Определите, где следы передних, а где задних лап?

Посмотрите в учебник на стр.37 справа Найдите следы лап зайца. Где какие лапки наступили? А какой это заяц пробежал: русак или беляк?

- Молодцы, настоящие следопыты.

Отгадайте загадку:

Что за зверь лесной встал, как столбик под сосной,

И стоит среди травы – уши больше головы.


- Знаете ли вы, почему зайцы снег ждут? А как думаете, почему оно его ждут? Саша вам прочтет об этом рассказ, а вы сравните свои предположения. Хрестоматия. стр.26…Так почему зайцы снега ждут?

- Кто это? Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко, рога раскинув широко.



- Что вам известно о жизни лося? (Дополнения и рассказ учителя)

Рассматривание картинки слева на стр.36 в учебнике, ответы на вопросы.

Кто на ветке шишки грыз и бросал объедки вниз?

Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет, сушит на зиму грибы?

- Что защищает белочку от мороза?

(рассказ детей и дополнения учителя)

3. Практическая часть. ДМ : работа в группах.


Правая полоса в учебнике на стр. 37.

-Сравнить следы на снегу разных животных. Задания выбираете наугад.

( 1ребенок из группы берет листочек с заданием и идет к своему столу)


  • Как отличить на снегу следы лося от следов кабана?

  • Как отличить на снегу следы зайца от следов лисы?

  • Как отличить на снегу след передней лапы медведя от следа задней лапы?

  • Как отличить след задней лапы зайца от передней?

  • Как отличить на снегу след лисы от следа белки?

Подготовьте рассказ на заданную тему и зарисуйте следы, которые вы сравниваете.


4. Доклады учащихся.

В группе одна пара делает доклад, а другая выполняет рисунок и показывает по ходу рассказа отличительные признаки следов.

5. Игра – проверка.

-Ребята, ночью звери с нашей экспозиции решили прогуляться, посмотреть экспозиции в другом зале и наследили там. Вам предстоит определить: кто же ходил по музею.

(Дети выходят в другой зал, там на полу разложены 22 следа. Каждый берет следочек и определяет «кому он принадлежит».

6. Итог.

- Ребята, назовите общие признаки всех зверей? Что спасает зверей от зимних морозов?

Какие животные не делают запасов на зиму? Как они зимуют? Чем питаются? Какие животные впадают в спячку? Кто меняет окраску? Чем может помочь человек диким животным, чтобы им легче было зимовать? Что ты сегодня впервые узнал?

Дома, если возможно, обратите внимание на следы домашних животных, которые они оставят на снегу. А еще, вместе с родителями поинтересуйтесь такими вопросами: для лисицы снег – друг или враг? А кабаны как себя чувствуют в снежную зиму?

Поможет найти ответы на эти вопросы хрестоматия на стр. 28-29. Если информация вас заинтересует, расскажите новости и нам, и своим друзьм, ведь всегда интересно общаться с человеком, который много знает. Правда? Спасибо за активную плодотворную работу на уроке! Вам понравилось работать в музее? Чем? Поблагодарите работников музея за гостеприимство.