zapogi.ru 1 2 ... 7 8


ГОУ Центр внешкольной работы "Гольяново"


УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГОУ ЦВР "Гольяново"

Воронцова Л.А.

______________________

от . . г.


УТВЕРЖДЕНО:

Программно-Методической комиссией ГОУ ЦВР "Гольяново"

Протокол № _______

от . . г.




дополнительнАЯ Образовательная программа


"бальный танец:

синтез искусства и спорта"


Педагог дополнительного образования

Маринич Михаил Александрович


Москва 2008

Информационная карта программы

Город: Москва, Восточный административный округ


Учреждение дополнительного образования:

ГОУ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Направление деятельности: художественно-эстетическое

Название программы: "бальный танец:

синтез искусства и спорта"

Тип (вид) программы: авторская

Автор: Маринич Михаил Александрович

п.д.о. I квалификац. категории (13 разряд ЕТС)

год разработки: вариант 1 – 2008г.; вариант 2 – 2010г.

Программа утверждена: Методическим советом – 18.10.2010г.

Возраст учащихся, на которых рассчитана программа:

от 7 до 13 лет (1-7 классы)
Срок реализации (продолжительность образовательного цикла): 5 лет

Режим занятий по годам обучения:

1-й год – 2 раза в неделю по 2 часа

2-й и последующие годы – 3 раза в неделю по 2 часа


Количество учащихся в учебной группе:

1-й год обучения – 12-14 учащихся

2-й год обучения – не более 12 учащихся

3-й и последующие годы – не более 10 учащихся

Цель программы:

художественно-эстетическое, творческое, физическое развитие личности детей школьного возраста через приобщение к миру бального танца

Результат обучения по программе – воспитанники объединения


  • лауреаты и дипломанты фестиваля "Хрустальная капелька";

  • финалисты и полуфиналисты Московского городского фестиваля "Юные таланты Московии";

  • неоднократные финалисты, призеры и победители рейтинговых соревнований Московской федерации танцевального спорта.



ОГЛАВЛЕНИЕ





I. Пояснительная записка

4



II. Учебно-тематический план первого этапа (1, 2, 3-й годы)

12



III.-1. Содержание программы 1-го года обучения

13



III.-2. Содержание программы 2-го года обучения

17



III.-3. Содержание программы 3-го года обучения

21



IV. Учебно-тематический план второго этапа (4, 5-й годы)

25



IV.-1. Содержание программы 4-го года обучения

26



IV.-2. Содержание программы 5-го года обучения

30



V. Методическое обеспечение программы

34



VI.-1. Литература, использованная при разработке программы

38



VI.-2. Литература, рекомендуемая учащимся и их родителям

38



ПРИЛОЖЕНИЕ

39





















I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная образовательная программа "Бальный танец: синтез искусства и спорта" предназна­чена для обучения детей в возрасте от 7 до 13 лет умению танцевать спортивные бальные танцы и подготовке учащихся к выступлению на соревнованиях по спортивным бальным танцам городского и всероссийского уровня. За время обучения по программе воспитанники получат возможность пройти несколько уровней танцевального мастерства по программе спортивных танцевальных соревнований для начинающих ("массовый спорт" – по классам N3, N4, N5), а к концу обучения по результатам выступлений учащимся может быть присвоен 2-й юношеский спортивный разряд (подтверждение класса "D").


Образовательная программа "Бальный танец: синтез искусства и спорта" относится к физкультурно-спортивному направлению, в процесс обучения включено участие в спортивных танцевальных соревнованиях различного уровня, вплоть до международного. Программа является долговременной, так как она рассчитана на 5 лет обучения, и состоит из двух этапов: первый этап (базовый) продолжительностью 3 года и второй этап (углубленный) – 2 года.

Занятия проходят наиболее эффективно, если в группе первого года обучения занимается не более 15 детей, в группе второго года – не более 12, а в группах третьего и последующих годов обучения – не более 10. Предварительный отбор в детский танцевальный коллектив не проводится, принимаются все желающие. К занятиям допускаются дети, имеющие разрешение врача и выполняющие правила поведения и техники безопасности.

При разработке данной программы были использованы дополнительные программы, опубликованные в окружном сборнике авторских программ "Ключ к успеху": Агаевой Я.В. "Научись говорить телом" (в № 10); Богачевой Ю.В. "Мир танца: начало пути" (в № 13), программа авторской группы под руководством Кочеткова А.Ф. "Шесть ступеней мастерства", а также программа Мошковой Е.И. "Ритмика и бальные танцы".

Образовательная программа разработана в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями* в части определения рекомендуемого режима занятий.

Краткие сведения из истории бальных танцев

Бальный танец или, по другому, "салонный" бытовой танец как историческое явление уходит своими корнями в быто­вые формы народного танца. Его появление и становление относится к концу XVII века, когда происходит постепенное отдаление традиций народно-бытового танца. С этого момента начинается и продолжается их развитие, которое трансформировалось в современную программу спортивно-бальных танцев. В России период становления бальных танцев приходится на правление Петра I.



Актуальность программы

Бальный танец – один из самых красочных видов массового искусства для людей любого возраста и особенно детей. Это искусство красиво двигаться. Искусство, в котором дети знакомятся с танцами двух разных континентов: Европы и Южной Америки; с танцами различных эпох и стилей.

Так как бальный танец – это синтез искусства и спорта, в образовательной программе уделяется много внимания развитию физических качеств детей, раскрытию их творческих способностей средствами бального танца, удовлетворения их желания заниматься бальными танцами и в дальнейшем профессионально заниматься танцевальным спортом.

Способность согласовывать движения своего тела с музыкой вызывает комфортное состояние, и танцующий, осваивая те или иные движения, испытывает радость и удовольствие. Регулярные занятия танцами, как и занятия спортом, создают и укрепляют мышечный корсет, улучшают работу сердца, нервной системы, укрепляют психику.

Занятия танцами способствуют не только развитию внешних данных ребенка, но и формированию его внутреннего мира. Все бальные танцы являются парными, но на начальном этапе обучения (N класс) детям предоставляется возможность выступать сольно.

Одним из положительных аспектов обучения по дополнительной образовательной программе является то, что в детский коллектив принимаются все желающие дети без предварительного отбора, прошедшие медосмотр и предъявившие справку от врача с разрешением посещать занятия.

Практика последних лет показала, что среди детей, пришедших в танцевальный коллектив, распространены сколиоз, косолапие, плоскостопие, нарушение координации движений. Поэтому сложность работы с такими группами заключается в том, что, рассматривая все особенности учащихся объединения, к концу первых трех лет необходимо научить их элементарным основам танца, т.е. создать фундамент для более серьезного увлечения и приобщить к этому прекрасному виду искусства и спорта одновременно. В дальнейшем, имея хорошую физическую и танцевальную базу, воспитанники могут улучшать свой технический уровень и творчески его развивать.


Занятия бальными танцами развивают у детей художественный вкус, расширяют кругозор. Этому способствует многие аспекты: изучение истории бального танца, просмотр исторических и современных танцевальных костюмов, ознакомление с миром профессий, связанных с танцевальным спортом, посещение танцевальных турниров, ознакомление и разбор различных музыкальных композиций.

В подготовке спортсменов к соревнованиям по спортивным бальным танцам участвуют люди разных профессий: тренеры, хореографы, специалисты по изготовлению танцевальной обуви, костюмов, стилисты.

Для организации и проведения соревнований по спортивным бальным танцам приглашаются: судьи, ведущие, звукооператор, светотехник.

Новизна программы

Новизна программы состоит в том, что в тематический план включены специально подобранные игры, посредством которых дети развиваются физически и интеллектуально, эмоционально раскрепощаются, приобретают сценический опыт, который пригодится на выступлениях, развивают свое тело, сплачиваются в крепкий и дружный коллектив.

При индивидуальном подходе к каждому ребенку, принятому в танцевальный коллектив без специального отбора, определяется оптимальная программа обучения бальному танцу, способствующая развитию танцевальных умений и навыков, воспитанию эстетического вкуса в период его раннего развития, а в дальнейшем, его взросления и становления, что ведет к общему духовно-нравственному росту личности.

В процессе разработки образовательной программы "Бальный танец: синтез искусства и спорта" был учтен и адаптирован опыт многих преподавателей бального танца, на базе чего создана эффективная авторская методика, которая позволяет учащимся быстрее достигать высокого танцевального уровня и закладывает основу для дальнейшего профессионального роста.

Цель программы:

художественно-эстетическое, творческое, физическое развитие личности детей школьного возраста через приобщение к миру бального танца


Обучающие задачи программы:


  • научить слышать и чувствовать музыкальный ритм;

  • обучить необходимым двигательным навыкам, согласованию движения своего тела с музыкой;

  • научить правильной осанке;

  • научить ориентироваться в танцевальном зале;

  • научить воспитанников искусству общения со зрителем;

  • подготовить детей к выступлениям на нескольких уровнях танцевального мастерства по программе спортивных танцевальных соревнований для начинающих ("массовый спорт" – по классам N3, N4, N5), а к концу обучения – подтверждение исполнительского уровня 2-его юношеского спортивного разряда (выступление по классу "D").

Развивающие задачи программы:

  • расширить кругозор учащихся: ознакомить с историей бального танца, ознакомить учащихся с некоторыми танцевальными направлениями, историческими и современными танцевальными костюмами, ознакомить с миром профессий, связанных с танцевальным спортом;

  • укрепить общее физическое состояние организма;

  • развить координацию движений;

  • развить умение через танец выражать свои эмоции;

Воспитательные задачи программы:

  • воспитать художественный вкус, интерес к танцевальному искусству, приобщить к его истории и традициям;

  • воспитать и развить у детей такие личностные качества как волевая активность, вера в свои силы, дисциплинированность;

  • воспитать у учащихся культуру общения: уважительное отношение к другим детям, уважительное общение с преподавателем;

  • воспитать у детей коммуникабельность, терпимость, толерантность, умение настроиться на партнера.

Общепедагогические задачи программы:

  • раскрытие потенциала личности средствами танцевальной деятельности;
  • привить детям любовь к танцу и вовлечь его в творческую деятельность в танце.


Режим занятий

Занятия в учебных группах первого года обучения проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, на втором году обучения и во все последующие годы режим занятий: 3 раза в неделю по 2 часа.

В группах первого года обучения занимаются дети в возрасте 7-9 лет, второго года – 8-10 лет, третьего – 9-11 лет, четвертого – 10-12 лет, в группах пятого года обучения возраст детей – 11-13 лет.

Занятия проводятся в просторном зале, оборудованном зеркалами. Дети приходят на занятия в специальной репетиционной форме (костюм, обувь).

Характеристика возрастных особенностей

Поступление ребенка в коллектив бального танца – важное событие в его жизни. Он оказывается в другой сфере общения. Новым для него являются и взаимоотношения с педагогом и со сверстниками: необычностью построения танцевального занятия в отличие от школьного урока.

Необходимо учитывать особенности младшего школьного возраста, чтобы программа усваивалась успешнее. У младших школьников возрастает скорость движений, но точ­ность их еще недостаточна, остаются еще "лишние", неосознанные движения. Дети недостаточно хорошо различают и запоминают внешне сходные физические упражнения, движения; дифференцируют их по основным параметрам управления хуже, чем в более старшем возрасте. Затрудняет обучение и усвоение двигательных навыков то, что в младшем школьном возрасте мышление, распределение и переключение внимания находятся еще в развитии. В этот период необходимо работать над точностью, ловкостью и коор­динацией движений, чтобы в процессе интенсивного роста ребенка не воз­никло диспропорции в управлении двигательным аппаратом.

Неуклюжесть движений может быть причиной застенчивости, робости, неуверенности в себе и в более старшем возрасте, что, в свою очередь, мешает социальной адаптации ребенка.

В младшем и среднем школьном возрасте важна профилактика нарушения осанки, так как этот возраст наиболее подвержен отрицательному влиянию средовых факторов в силу незавершенности окостенения позвоночника, недостаточной сформированности мышечного корсета и адаптации к длительному сидению за партой. Формирование правильной осанки весьма важно для укрепления общего здоровья детей, так как заболевания сердечно-сосудистой и дыхательной систем среди школьников взаимосвязаны с нарушением осанки.


Прогнозируемые результаты освоения программы:

К концу первого этапа обучения воспитанники будут знать:


  • первоначальные сведения об изучаемых бальных танцах, их истории и географии; основные сведения о европейской и латиноамериканской программах, базовые сведения из истории конкурсов бального танца;

  • основные правила бального этикета;

  • понятия музыкальной азбуки бальных танцев (музыкальный размер, ритм, музыкальная фраза);

  • направление движения в танцевальном зале;

  • этикет общения с педагогом и в детском коллективе;

  • способы общефизической подготовки к занятиям танцами;

К концу первого этапа обучения воспитанники будут уметь:

  • слушать и понимать музыку, команды педагога; слышать ритм и определять музыкальный размер бальных танцев;

  • владеть основными движениями бального танца; правильно ставить позиции рук и ног; разнообразить набор привычных движений;

  • ощущать характер музыки и отображать его; выражать свои эмоции в танце;

  • танцевать в паре, используя визуальное и контактное ведение;

  • общаться со зрительным залом;

  • выполнять комплекс общеразвивающей гимнастики для укрепления мышц, развития пластики и координации движений.

  • свободно танцевать усложненную программу Диско-танцев, танцы программы класса N5 (программа спортивных танцевальных соревнований для начинающих);

К концу первого этапа обучения:

  • у детей будет проявляться этическое отношение к танцевальным занятиям;

  • воспитанники будут с удовольствием участвовать в сюжетно-ролевых и музыкально-танцевальных играх;

  • у воспитанников будут более развиты: внимание, заинтересованность, память, чувство ритма, музыкальность, пластика, координация;

  • дети смогут активно принимать участие в беседах о бальном танце и задачах поведения в паре.


К концу второго этапа обучения воспитанники будут знать:

  • основную информацию об истории возникновения и развития каждого изучаемого бального танца;

  • некоторые сведения из истории танцевального костюма;

  • правила бального этикета, принципы общения и взаимодействия с партнером в паре;

  • правила поведения выступления на конкурсной площадке и вне танцевального зала;

  • комплекс упражнений партерной гимнастики

К концу второго этапа обучения воспитанники будут уметь:

  • комплекс упражнений партерной гимнастики;

  • свободно танцевать программу класса D (2-й юношеский спортивный разряд);

  • выполнять фигуры и исполнять танцы с более сложной координацией и ведением в паре;

  • подготовить себя к танцевальному турниру;

  • ориентироваться и вести себя на танцевальной площадке;

К концу второго этапа обучения:

  • учащиеся улучшат позицию в паре; освоят программу на уровне класса Е для дальнейшего совершенствования;

  • у воспитанников будет более развита логическая, музыкальная и мышечная память;

  • воспитанники будут активно участвовать в сюжетно-ролевых и музыкально-танцевальных играх;

  • дети будут активно принимать участие в обсуждениях конкурсов и показательных выступлений;

  • дети смогут самостоятельно отрабатывать технику движений, улучшат музыкальность и ритмичность; достигнут выразительности движений.

Кроме того, к концу обучения по программе у детей будут заложены такие личностные качества как волевая активность, вера в свои силы, дисциплинированность, коммуникабельность, толерантность, умение настроиться на партнера.

Воспитанники будут проявлять устойчивый интерес к танцевальному искусству, проявлять более развитый художественный вкус. Учащиеся смогут показать культуру общения, демонстрируя уважительное отношение к другим участникам коллектива и уважительно общаясь со своим педагогом.



Контроль за результативностью учебного процесса

В процессе обучения по программе проводятся разные виды контроля за результативностью усвоения программного материала.

Текущий контроль проводится на занятиях в виде наблюдения за успехами каждого учащегося, анализа творческой деятельности, анализ протанцовки определенного воспитанника всеми учащимися.

Периодический контроль проводится:


  • в виде соревнований по спортивным бальным танцам, на которых исполняется конкурсная программа;

  • в виде показательных выступлений, приуроченных ко Дню Учителя, Новому году, Международному Женскому дню 8 Марта, Международному дню танца (29 апреля).

Итоговый контроль проводится по результатам выступлений на соревнованиях по спортивным бальным танцам (таких как: окружной фестиваль "Хрустальная капелька", Московский городской фестиваль "Юные таланты Московии"; рейтинговые соревнования Московской федерации танцевального спорта) и заключительному конкурсу, проводимому внутри детского коллектива.

Критерии оценки усвоения программы

О достижении результатов можно судить:

  • по оценке творческой продукции ребенка – исполнению им танца на открытом занятии, концертах, праздниках, соревнованиях;

  • по повышению уровня общей и физической культуры;

  • по отношениям в коллективе;

  • по результатам выступлений на соревнованиях;

Методы оценки успешности усвоения программы:

  • наблюдение;

  • выборочное тестирование;

  • конкурсные мероприятия;

  • анализ творческой деятельности.

Порядок внесения изменений в программу

В процессе реализации образовательной программы может возникнуть необходимость ее изменения по таким принципиально значимым основаниям, как: цели, задачи, ожидаемые результаты, содержание программы, организация образовательного процесса, критерии оценки образовательных результатов.


С целью повышения эффективности учебно-воспитательной работы в детском объединении, решение о внесении изменений в программу в ходе ее реализации может быть принято:


  • по результатам контроля эффективности образовательного процесса;

  • при появлении условий, из-за которых могут возникнуть проблемы в реализации образовательного процесса, влияющие на расхождение между целями и результатами образования;

  • в зависимости от изменений, происшедших в детском объединении (предметно-развивающая среда, качественный состав воспитанников и материально-технические условия).

Переработанная программа детского объединения утверждается на Программно-методической комиссии учреждения.



следующая страница >>