zapogi.ru 1

ПРОГРАММА ПО ИНФОРМАТИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

МБОУ СОШ №85 «ЖУРАВУШКА»

г. Новосибирска


на 2010-2011уч.г.


Актуальность

Живя в мире высоких информационных технологий, само общество вовлекает всех в процесс информатизации. Потребность человека занять свое место в социуме, приводит к необходимости применения современных информационных технологий на практике. Умение находить информацию при наименьших потерях времени – жизненная необходимость общества, где количество информации в течение 5 лет удваивается.

^ Программа информатизации – это комплекс мер, направленных на обеспечение использования оперативных знаний во всех видах деятельности в нашей школе.

Обоснование программы

За последние десять лет произошло коренное изменение роли и места ПК и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Как показывает практика, без новых информационных технологий невозможно представить современную школу. Данная программа "Информатизация образования" определяет основные направления деятельности по внедрению современных информационных технологий и совершенствованию управленческой деятельности в школы.

Современный педагог должен применять на практике ИКТ и обладать ИКТ-компетентностями, это означает, что он может решать задачи в своей профессиональной области, правильно используя там, где необходимо, широко применяемые в данной области общепользовательские и профессиональные средства ИКТ.

^ Общепользовательские умения: включение ПК запуск ИС; работа со стандартными устройствами ввода-вывода информации, выбор полей на экране и готовых значений меню; пользование базовыми командами ИС, квалифицированный ввод текста.

ИКТ-компетентность педагога означает способность осуществлять образовательный процесс в соответствии c целями, которые ставятся информационным обществом перед системой общего образования, и продуктивно использовать ИКТ в этом процессе. Она связана c глубокой перестройкой методики обучения и содержания образования. Педагогическая ИКТ-компетентность включает в себя общепедагогическую и предметную педагогическую ИКТ-компетентность, a общепедагогическая ИКТ-компетентность - способности:

• обеспечивать эффективную коммуникацию с применением ИКТ (выступление и работа c классом с использованием проектора, размещение материалов в информационной среде, рассмотрение материалов, размещенных учащимися, формирование и рассылка информации;

• проводить диагностику трудностей и достижений, сильных и слабых сторон в работе учащихся (анализ работ учащихся, размещенных в ИС, видео-аудиофиксация выступлений учащегося и его коммуникации с другими учащими, формирование и рассмотрение портфолио учащихся, проведение аттестации с применением ИКТ)

• находить в информационном пространстве, содержащем информационные источники своего образовательного учреждения, федеральные электронные хранилища цифровых образовательных ресурсов и всю сеть Интернет, источники информации, нужные для собственного выступления, ответа на возможные вопросы учащихся, а также рекомендуемые учащимся для самостоятельной работы и т.д.; представлять связи между понятиями, объектами, явлениями и событиями в форме диаграмм и карт;
• планировать свою работу c применением ИКТ в разных масштабах - от элемента урока до многолетнего курса и всего образовательного процесса и т.д.
^ Общепедагогическая ИКТ-компетентност предполагает общую ИКТ-квалификацию - умение работать с текстовым редактором, сканером, видеокамерой и т.д. Она включает в себя и некоторые более специальные умения. Предметная педагогическая ИКТ-компетентность предполагает квалификацию в использовании различных инструментов ИКТ, применение специфических компьютерных моделей, применение программ контроля, применение методик и технологий построения учебных текстов в копьтерной среде; моделями формирования стилистики работы с электронной почтой, форумами;поиск, цитирование, комментирование, реферирование и анализ; использование геоинформационных систем, спутниковых фотоснимков,
виртуальных лабораторий и цифровых измерительных инструментов.
ИКТ-компетентность учителя начальных классов складывается из предметных компетентностей учителей-предметников с учетом возрастных особенностей младших школьников.

^ Основные цели:

  • Повышение качества образования через повышение информационной культуры всех участников образовательного процесса и активное использование ИКТ;

  • Развитие информационной, исследовательской образовательной компетенции педагогов и школьников;

  • Создание современных условий работы школы в соответствии с направлением Концепции модернизации российского образования;

  • Оказание методической помощи учителям в повышении уровня их педагогического профессионализма;

  • улучшение качества обучения на основе использования современных цифровых технологий для учебной деятельности.

Направления:

1. Определить готовность учителей к работе в условиях применения информационных технологий и средств ИКТ;

2.    Определить количество и качество применения различных компьютерных программ и систем, используемых в образовательном процессе;

3.   Создать дидактический комплекс, включающий медиатеки, сборники авторских разработок, программ и тестов;

4. Продолжать развивать информационные и исследовательские образовательные компетенции. Принципы: информатизация; научность; актуальность; практическая ориентация; самостоятельность; системность.

Основные задачи программы:

1. Создать условия для развития у педагогов, учащихся и родителей информационной культуры;

2. Обновить и заполнять сайт школы;

3. Создать школьную медиатеку;

4. Организовать практическое освоение преподавателями компьютерных технологий в области обучения;

6. Организовать участие учителей и учащихся в проектной деятельности;

Приоритетные задачи внедрения ИКТ в образовательное пространство школы:

  • повышение профессиональной компетентности современного учителя, уровня теоретических знаний педагогов по внедрению ИКТ в образовательное пространство школы;

  • организация работы по осуществлению непрерывного образования педагогов;

  • совершенствование методики использования ИКТ, повышение эффективности и качества проведения всех видов учебных занятий с целью повышения эффективности образовательного процесса в целом;

  • формирование активной позиции педагога по отношению к разработке и внедрению педагогических инноваций;

  • формирование активной позиции педагога по отношению к обобщению и презентации своего педагогического опыта по использованию ИКТ на различном уровне.

  • оказание практической помощи учителям в вопросах: совершенствование теоретических знаний и повышения педагогического мастерства в области ИКТ; создание методического банка данных, обобщение ППО, использование ИКТ в преподавании различных дисциплин и воспитательном процессе;

      • организация семинаров и конкурсов педагогических инициатив в области применения ИКТ в образовательный процесс

Достижение через следующие средства:

  • самостоятельная деятельность педагогов и учащихся;

  • использование современных педагогических технологий;

  • использование современных информационно-справочных и цифровых материалов;

  • мониторинг и диагностика процесса развития информатизации;

  • создание условий для творческой деятельности;

^ Необходимые ресурсы: информационные (в школе есть выход в Интернет, наличие локальной сети); собственные усилия, практическое участие преподавателей и учащихся в выполнении Программы информатизации; взаимопомощь; наличие МТБ; временные.
^

Основные этапы программы


Первый этап - Обучение учителей ИКТ, анализ оснащения школы средствами компьютерной техники. Использование ИКТ на отдельных уроках. Обновление и дальнейшее продвижение сайта школы с обязательным участием в работе над ним администрации, преподавателей и учащихся. Освоение программы «МОНАР». Подбор и просмотр электронных пособий для создания медиатеки.

^ Второй этап - Подготовка преподавателей по использованию ИКТ в обучающем процессе. Массовое использование ими ПК при изучении предметов школьного курса. Организация бюллетеней успеваемости, личных страничек преподавателей, классов и учащихся школы. Создание медиатеки. Приобретение наушников. Продолжение работы в программе «МОНАР». Заполнение школьного сайта.

Третий этап – Отслеживание сохранности и грамотной эксплуатации школьного компьютерного оборудования. Заполнение школьного сайта.

^ Четвертый этап - Внедрение непрерывного курса информатики и ИТ с 5 по 11 классы. Использование возможностей INTERNET на уроках. Подбор программного обеспечения, создание медиатеки. Заполнение и модернизация школьного сайта. Организация компьютерного тестирования. Создание единой информационно - образовательной среды школы. Участие учителей и учащихся в проектной деятельности с применением ИКТ.

^ Виды деятельности по реализации Программы

Для эффективного использования имеющейся компьютерной базы и программного обеспечения на этапе реализации настоящей программы школы необходимо:

  1. Провести соответствующую научно-методическую работу в коллективе.

  2. Организовать работу внутришкольных семинаров,

  3. Организовать методическую копилку достижений, презентаций и разработок уроков учителей начальной школы.

  4. Обеспечить учащимся и педагогам доступ к компьютерам и широкому диапазону современного программного обеспечения для индивидуальной работы во внеурочное время

  5. Привлечь учителей к использованию компьютеров в своей работе:

  6. Продолжать работу с преподавателями, желающими применять компьютеры для преподавания своих дисциплин. Обучить желающих основам компьютерной грамотности.

  7. Наполнить содержанием Web-сайт

  8. Привлекать педагогов и школьников для разработки и заполнения Web-сайта

  9. Наладить выпуск школьной прессы

  10. Создание единой информационно - образовательной среды школы

  11. Организация исследовательской, реферативной и презентационной деятельности школьников с применением ИКТ.

  12. Постоянно заботится о пополнении медиатеки школы.

Ожидаемые результаты:

  • Достижение высокого уровня информационной культуры участников образовательного процесса.

  • Автоматизация документооборота для решения задач школьного делопроизводства и управления состоянием материально-технической базы школы. 

  • Укрепление традиции по соблюдению общих правил использования средств ИКТ

  • Повышение грамотности преподавателей в области ИКТ и использование информационных технологий в преподавании школьного курса обучения.

  • Повышение качества образования за счет эффективного использования современных педагогических технологий и ИКТ.

  • Использование компьютерных информационных технологий для преподавания различных предметов, повышению мотивации к информационной деятельности;

Основные направления деятельности:

  • Информационное и научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса

  • Интеграция ИКТ в образовательный процесс.

  • Развитие информационной культуры педагогов на основе ИКТ.

  • Участие в различных мероприятиях по использованию ИКТ.

  • Материальное и моральное стимулирование работников, участвующих

в инновационных процессах.

  • Повышение квалификации работников в области внедрения ИКТ в образовательный процесс.

  • Методическое сопровождение внедрения ИКТ в образовательный процесс.

  • Формирование активной позиции педагога по отношению к презентации своего.

  • педагогического опыта на уровне школы, района, области.

  • Использование медиаресурсов на занятиях.

задачи:

- Устранение дефицита количества информационного материала в существующих учебно-методических пособиях (в учебниках нет определённых иллюстраций, схем, текстов и т.д.).

- Повышение эффективности индивидуального подхода к работе обучающихся.

- Повышение эффективности усвоения учебного материала (одновременная визуальная и аудиальная подача учебного материала повышает эффективность его усвоения на 60%).

- Формирование информационной культуры школьника (поиск, отбор, переработка, упорядочение информации).

- Развитие наглядного образного мышления.

- Интенсификация учебно-воспитательного процесса (за счёт уменьшения времени подачи учебного материала).

  • Обновление профессиональных компетенций педагогов в коллективной информационной деятельности:

- активное и повсеместное использование учителями дополнительного цифрового оборудования (видео, фото, интерактивных досок, датчиков и цифровых микроскопов, аудио оборудования);

- профессиональные навыки выступлений учителя с использованием интерактивных компьютерных сред и цифровых образовательных ресурсов;

- использование ИКТ инструментов управления учебным процессом – электронных журналов, баз данных учащихся, цифровых коллекций образовательных ресурсов;

- внедрение образовательных информационных систем (единой коллекции ЦОР, АСУ школ, систем ДО, систем компьютерного тестирования, систем педагогического сетевого взаимодействия) в школах предполагает активное вовлечение всех без исключения учителей в информационное образовательное пространство страны на регулярной основе.

Планирование деятельности:

- обеспечение программными продуктами участников образовательного процесса,

- создание условий по внедрению ИКТ в учебную деятельность,

- здоровьесберегающие технологии на различных уроках, охрана труда,

-сохранение оборудование, своевременная подготовка к эксплуатации.