zapogi.ru 1

Методика подготовки и проведения выставки

Выставки могут быть: рекламные, тематические, конкурсные, итоговые, учебные, персональные.

Этапы организации и проведения выставки:

1 этап. При выборе темы выставки необходимо учитывать: календарный и учебный период, тему учебного года, актуальные задачи детского объединения и образовательного учреждения.

Выбор места проведения выставки зависит от темы и сроков ее проведения. Местом проведения выставки могут стать: учебный кабинет, выставочный зал, коридор, рекреация, холл первого этажа образовательного учреждения.

Выставочные экспонаты могут располагаться в выставочных витринах, на стендах, в шкафах, на столах и т.д.

Время проведения выставки может колебаться от нескольких часов до нескольких месяцев в зависимости от ее назначения.

2 этап. Составление тематико-экспозиционного плана выставки позволит максимально содержательно и организованно подготовить и провести выставку любого уровня.

Структура тематико-экспозиционного плана выставки:

1. Тема выставки.

2. Место проведения выставки.

3. Сроки проведения выставки.

4. Цели выставки.

5. Задачи выставки.

6. Композиционное построение выставки: композиционный центр выставки, принцип расположения экспонатов выставки, место расположения экспонатов выставки.

7. Тематика выставочных работ.

8. Тип выставочных работ и критерии их отбора.

9. Требования к оформлению выставочных работ.

10. Дополнительное оформление выставки: музыкальное сопровождение (фон), каталог выставочных работ, дополнительная информация (по теме выставки или о детских объединениях), эстетические дополнения.


3 этап. Подбор выставочных экспонатов может осуществляться следующим образом:


  1. Работы могут быть взяты у воспитанников детского объединения на

период проведения выставки;

  1. Может осуществляться систематический отбор выставочных работ (формируется выставочный фонд детского объединения); можно выполнить коллективные работы.

При отборе выставочных работ можно провести их конкурсное представление, а также коллективное обсуждение.

Правила оформления выставочных работ воспитанников детского объединения: каждая работа должна иметь законченный вид, необходимое оформление (паспарту, эстетические дополнения, фон и т.д.), должна быть приложена этикетка со следующей информацией: название работы, фамилия и имя ребенка, его возраст, образовательное учреждение, название детского объединения, фамилия и инициалы педагога.

4 этап. Прежде всего, необходимо помнить, что выставка - организованное педагогическое мероприятие, способствующее решению целого ряда педагогических задач, а не украшение интерьера образовательного учреждения.

Выставка должна иметь: название, композиционный центр, необходимые информационные и литературные дополнения, эстетическое оформление, каталог.

Возможные варианты расположения выставочных работ:

последовательно от простых работ начинающих воспитанников до сложных работ учащихся старших лет обучения, выпускников, а, возможно, и педагога детского объединения;

композиционно, т.е. разные детские работы объединены по небольшим тематическим композициям;

работы каждой учебной группы (или каждого детского объединения) могут быть расположены отдельно;


работы могут быть сгруппированы по направлениям или видам деятельности.

5 этап. Открытие выставки - небольшой, но очень важный этап ее организации и проведения.

Открытие может включать следующие элементы: вступительное слово педагога или администрации образовательного учреждения, презентацию содержания выставки, представление участников выставки, организационные вопросы (сроки и время работы выставки, платный или бесплатный вход и т.д.), экскурсию по выставке.

6 этап. Проведение выставки можно организовать следующим образом:

организовать дежурство учащихся детского объединения на выставке;

подготовить экскурсии по выставке;

организовать опрос мнений посетителей о выставке (книга отзывов, приз зрительских симпатий, голосование в какой-либо форме и др.).

Дополнением к выставке могут быть выступления творческих коллективов образовательного учреждения, театрализованные действа, соответствующие тематике выставки, музыкальное сопровождение и т.д.

7 этап. Закрытие выставки (также как и открытие) имеет очень важное организационно-педагогическое значение, т.к позволяет подвести итог не только данного мероприятия, но и определенного этапа работы с детьми.

Закрытие выставки может включать следующие элементы: вступительное слово педагога или администрации образовательного учреждения; подведение итогов выставки (можно отметить лучшие работы, активных учащихся, творческие находки детей); награждение участников выставки; заключительное слово педагога или администрации образовательного учреждения (о дальнейших перспективах выставочной деятельности детского объединения).

8 этап. Этап последействия очень важен для дальнейшей работы с детьми: это подведение итогов и определение перспектив на будущее. На этом этапе работы необходимо создать ситуацию успеха для каждого ребенка - участника выставки. Для этого можно провести награждение детей грамотами и призами, издать приказ с благодарностью учащимся от администрации за организацию и проведение выставки, сообщить в школу об успехах ребенка, организовать для участников экскурсию, включить информацию о выставке в летопись детского объединения.





Методика подготовки и проведения концерта


Концерты могут быть: рекламные, отчетные, праздничные, тематические.

Основные этапы организации и проведения концерта:

1 этап. При определении темы (формы проведения) концерта необходимо учитывать: календарный и учебный период, актуальные задачи деятельности детского объединения (учреждения), тему учебного года, особенности аудитории.

2 этап. Определяя дату и время проведения концерта, необходимо учесть:

режим учебы школьников;

день недели, выходные и праздничные дни;

каникулярный период;

возможность посещения концерта родителями;

тему концерта.

Оптимальным для проведения концерта является время с 17 часов в рабочие дни и с 12-14 часов в выходные и праздничные дни. Местом проведения концерта может быть: концертный (актовый) зал, большая рекреация, холл первого этажа, большое крыльцо образовательного учреждения, открытая сцена на улице, большая уличная площадка.

3 этап. При составлении программы или плана проведения концерта необходимо соблюдать следующие правила:

концерт должен начинаться и заканчиваться "ярким" массовым номером.

если концерт состоит из различных по жанрам и стилям номеров: начать нужно с "классики" и постепенно переходить к современной эстраде; нельзя ставить подряд однотипные номера; нельзя после массового номера, сопровождаемого громкой музыкой, ставить выступление солиста.

Следует также учитывать возраст участников концерта - начать концерт лучше с выступлений младших детей, а закончить выступлениями участников старшего возраста.


4 этап. Концертные номера нужно просмотреть и отобрать необходимые заранее - не менее чем за две недели до даты проведения самого концерта. До просмотра номеров необходимо ознакомить предполагаемых участников с проектом сценария, чтобы они заранее продумали тематику выступления.

При отборе концертных номеров нужно предъявлять к ним следующие требования: номер должен иметь законченный вид, соответствовать теме (форме) концерта, содержание номера должно соответствовать возрасту детей и уровню их подготовки.

5 этап. Конферанс является необходимой и важной содержательной составляющей любого концерта.

Конферанс позволяет: создать праздничное настроение, изложить необходимую информацию об участниках концерта и концертных номерах, дополнить концертные выступления тематической информацией, провести поздравление и награждение участников и гостей концерта, сгладить организационные недочеты при проведении концерта.

В качестве конферансье на детские концерты лучше всего подготовить двух детей - мальчика и девочку (юношу и девушку). Текст конферанса с ребятами нужно разучить заранее, а также проговорить возможные варианты действий ведущих в случаях организационных недоразумений в ходе проведения концерта.

Важно обсудить с ведущими форму одежды, а также тщательно отрепетировать поведение на сцене.

6 этап. Пригласительные билеты на концерт можно оформить на компьютере или пишущей машинке, а при необходимости и изготовить с детьми вручную. На таком билете необходимо разместить следующую информацию: личное обращение к приглашаемому, название концерта, дату, время и место проведения концерта, адрес, проезд и телефон места проведения концерта, краткую аннотацию концерта.

Распространить пригласительные билеты в образовательном учреждении.


7 этап. Афиша должна содержать следующую информацию: название концерта, дату, время и место проведения концерта, адрес, проезд и телефон места проведения концерта, краткую аннотацию концерта; условия посещения концерта (платно или бесплатно).

8 этап. Репетиция - необходимый этап организации концерта, позволяющий решать целый ряд организационных задач. В ходе репетиции следует: каждый включенный в программу концертный номер просмотреть на сцене; отрепетировать с каждым участником концерта выход и уход со сцены; прорепетировать, если предусмотрено, награждение участников концерта; проговорить с выступающими требования (во всех деталях) к форме сценической одежды; назначить время сбора участников концерта.

9 этап. Правила организации концерта:

1. За 1-2 часа до начала концерта необходимо проверить место его проведения.

2. Необходимо назначить дежурство педагогов в зрительном зале, на сцене, за сценой, у входа в образовательное учреждение.

3. Программу концерта (краткий вариант) необходимо отпечатать в нескольких экземплярах и развесить у входа в зрительный зал, за сценой, на сцене.

4. Время сбора участников концерта необходимо назначить не менее чем за 30 минут до начала концерта.

5. Перед началом концерта нужно проверить организационную подготовку всех участников концерта, а также настроить их на предстоящее выступление.

6. Организатору концерта необходимо постоянно находиться на сцене, чтобы контролировать все происходящее на сцене и за сценой.

По окончании концерта следует зайти к каждому детскому коллективу, чтобы поблагодарить всех детей и педагогов за участие (вне зависимости от качества выступления).


10 этап. Этап последействия должен включать в себя: обсуждение ошибок и недочетов концертного выступления, исправление выявленных недостатков, определение перспектив концертной деятельности.






Методика подготовки и проведения конкурсных мероприятий:


Педагогическое назначение конкурсных мероприятий:

  • выявление уровня специальной подготовки детей в определенном виде деятельности;

  • выявление и поддержка творчески одаренных детей;

  • стимулирование творческой активности учащихся детских объединений дополнительного образования;

  • поддержка творчески работающих педагогов дополнительного образования;

  • организационная и моральная поддержка данного вида творчества.

Формы конкурсных мероприятий: соревнование (турнир), фестиваль, олимпиада, выставка-конкурс, конкурс детских работ (в определенном виде творческой деятельности), конкурс юных исполнителей (солистов, ансамблей, массовых коллективов), смотр-конкурс, тематический конкурс или фестиваль, конкурс мастерства.

Уровни организации и проведения конкурсных мероприятий: международный, федеральный, региональный, городской, окружной, районный, учрежденческий, конкурсное мероприятие в рамках одного детского объединения.

Основные этапы организации и проведения конкурсного мероприятия:

1 этап - создание инициативной группы, определение уровня и тематической направленности конкурсного мероприятия, определение его организаторов;

2 этап - разработка положения о конкурсном мероприятии (см. далее);

3 этап - рассылка положения предполагаемым участникам конкурсного мероприятия;

4 этап - организация и проведение организационных и методических мероприятий (собраний, консультаций, мастер-классов и т.д.) для педагогов - будущих участников конкурсного мероприятия;

5 этап - сбор заявок на участие в конкурсном мероприятии;

6 этап - составление плана проведения конкурсного мероприятия (графика просмотра или прослушивания, плана конкурсной выставки и т.д.), формирование состава жюри;

7 этап - организация контактов с участниками конкурса и решение организационных вопросов;

8 этап - организация и проведение основных конкурсных мероприятий (просмотров, прослушиваний, выставочных показов, состязательных мероприятий и др.);

9 этап - подведение итогов конкурса, определение победителей конкурсного мероприятия;

10 этап - организация и проведение итоговых мероприятий (гала-концертов, показательных выступлений и т.д.), награждение победителей;

11 этап - организация и проведение методических мероприятий для педагогов - участников конкурсного мероприятия (анализ итогов конкурсного мероприятия).

Дополнительные действия в ходе организации и проведения конкурсного мероприятия:

на детских конкурсных мероприятиях обязательно должны присутствовать дети: они могут быть просто зрителями, а могут участвовать в работе детского жюри или выбирать лучшего участника конкурса в номинации "Приз зрительских симпатий";

для привлечения внимания к конкурсному мероприятию необходимо за несколько дней до его проведения вывесить афишу, распространить пригласительные билеты (обязательно нужно отправить пригласительные билеты всем членам инициативной группы данного конкурсного мероприятия, а также руководителям органов образования и местной администрации);


место проведения конкурса следует оборудовать и оформить в соответствии со спецификой данного конкурсного мероприятия;

подведение итогов конкурсного мероприятия и награждение лучше проводить в отдельный день, а вручение призов и подарков сочетать с показательными выступлениями победителей;

в дипломах победителей конкурсного мероприятия обязательно нужно указать не только фамилию и имя ребенка, но и название образовательного учреждения и детского творческого объединения, а также фамилию и инициалы педагога.




Методика подготовки и проведения спортивного праздника:





Спортивные праздники могут быть: спортивно-развлекательные, семейные, спортивно-игровые, тематические.

Основные этапы организации и проведения спортивного праздника:

1 этап. При определении темы (формы проведения) спортивного праздника необходимо учитывать: календарный и учебный период, актуальные задачи деятельности учреждения, особенности аудитории.

2 этап. Определяя дату и время проведения спортивного праздника, необходимо учесть:

режим учебы воспитанников;

день недели, выходные и праздничные дни;

каникулярный период;

возможность посещения спортивного праздника родителями;

тему спортивного праздника.

Оптимальным для проведения спортивного праздника является время с 16.30 часов в рабочие дни и с 12-14 часов в выходные и праздничные дни. Местом проведения спортивного праздника может быть: спортивный зал, открытая спортивная площадка на улице.


3 этап. При составлении программы или плана проведения спортивного праздника необходимо соблюдать следующие правила:

спортивный праздник должен начинаться и заканчиваться "ярким" массовым номером (группа поддержки).

Следует также учитывать, что в программу праздника должны входить не случайно подобранные, не связанных друг с другом спортивные мероприятия, а комплекс в неразрывном единстве всех составляющих его элементов.

Спортивные эстафеты нужно подобрать заранее - не менее чем за две недели до даты проведения самого спортивного праздника.

При подборе эстафет нужно предъявлять к ним следующие требования: соответствовать теме (форме) праздника, содержание эстафеты должно соответствовать возрасту детей и уровню их подготовки.

4 этап. Ведущий является необходимой и важной содержательной составляющей любого спортивного праздника.

Ведущий позволяет: создать праздничное настроение, изложить необходимую информацию об участниках спортивного праздника и правила эстафет, дополнить спортивный праздник тематической информацией, провести поздравление и награждение участников и гостей спортивного праздника, сгладить организационные недочеты при проведении спортивного праздника.

В качестве ведущего на спортивный праздник лучше всего подготовить педагога по спорту. Текст ведущего нужно разучить заранее, а также проговорить возможные варианты действий ведущего в случаях организационных недоразумений в ходе проведения спортивного праздника.

Важно тщательно отрепетировать поведение ведущего на празднике.

5 этап. Афиша для спортивного праздника должна выглядеть ярко, и вывешена за месяц до начала праздника.


Афиша должна содержать следующую информацию: название спортивного праздника, дату, время и место проведения праздника, адрес, проезд и телефон места проведения праздника, краткую аннотацию спортивного праздника; условия посещения праздника.

6 этап. Для спортивного праздника нужно подготовить реквизит с учетом предполагаемых эстафет. Немало важную роль играет и оформление спортивного зала (площадки) для проведения спортивного праздника.

7 этап. Репетиция ведущего - необходимый этап организации спортивного праздника, позволяющий решать целый ряд организационных задач.

8 этап. Правила организации спортивного праздника:

1. За 1-2 часа до начала спортивного праздника необходимо проверить место его проведения.

2. Необходимо назначить дежурство педагогов в спортивном зале (площадке), у входа в образовательное учреждение.

3. Программу спортивного праздника (краткий вариант) необходимо отпечатать в нескольких экземплярах и развесить у входа в спортивный зал.

4. Время сбора участников праздника необходимо назначить не менее чем за 30 минут до начала мероприятия.

5. Организатору спортивного праздника необходимо постоянно находиться в зале (на площадке), чтобы контролировать все происходящее.

По окончании праздника следует поблагодарить всех детей и педагогов за участие (вне зависимости от качества выступления).

10 этап. Этап последействия должен включать в себя: обсуждение ошибок и недочетов спортивного праздника, исправление выявленных недостатков, определение перспектив спортивных праздников.