zapogi.ru 1




АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ


УПРАВЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

И ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ


ПРИКАЗ


26.04. 2012г. № 1670

г. Барнаул



Об оснащении общеобразовательных учреждений оборудованием для реализации ФГОС начального общего образования


В целях создания в общеобразовательных учреждениях условий для реализации ФГОС начального общего образования, обеспечения эффективного использования средств субсидии в рамках комплекса мер по модернизации общего образования в Алтайском крае

п р и к а з ы в а ю:

  1. Утвердить Методические рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений оборудованием для реализации ФГОС начального общего образования (приложение 1).

  2. . Рекомендовать:

    1. общеобразовательным учреждениям приобрести учебно-лабораторное и наглядное оборудование, мебель и оборудование для внеурочной деятельности на основе анализа и в соответствии с решением педагогического коллектива согласно методическим рекомендациям.

    2. муниципальным органам управления образованием взять на особый контроль целевое и эффективное приобретение общеобразовательными учреждениями учебно-лабораторного, наглядного оборудования, мебели и оборудования для внеурочной деятельности.

3. Контроль исполнения приказа возложить на заместителя начальника управления Ю.Г. Абдуллаева.



Заместитель Губернатора Алтайского края,

начальник управления

Ю.Н. Денисов



Калашникова Ирина Анатольевна, 63-17.34


Приложение 1

к приказу управления Алтайского края

по образованию и делам молодежи

от 26.04.2012 № _1670


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по оснащению общеобразовательных учреждений оборудованием

для реализации ФГОС начального общего образования


Рекомендациями по оснащению общеобразовательных учреждений компьютерным, цифровым, учебно-лабораторным, наглядным оборудованием и мебелью для внеурочной деятельности, необходимыми для реализации федеральных образовательных стандартов (далее – ФГОС) начального общего образования (НОО) разработаны в дополнение к приказу управления Алтайского края по образованию и делам молодежи от 28.03.2012 №1138.

Рекомендации составлены в соответствии с ФГОС НОО, Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений1, санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях2, Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников3.

В рамках комплекса мер по модернизации общего образования в 2012 году для оснащения общеобразовательных учреждений с целью создания условий для реализации ФГОС начального общего образования в муниципалитеты средства выделены в соответствии с количеством общеобразовательных школ с учетом численности учащихся на:

мебель для организации внеурочной деятельности в зависимости от направлений в соответствии с количеством школ с численностью учащихся от 100 чел. (стоимость 50 тыс.руб.);

учебно-лабораторное и наглядное оборудования для начальной ступени в соответствии с количеством школ и численностью учащихся (для школ до 100 человек – 20 тыс.руб., свыше 100 человек – 30 тыс.руб.);


оборудование для организации внеурочной деятельности в соответствии с количеством школ и численностью учащихся (для школ до 100 человек – 20 тыс.руб., свыше 100 человек – 30 тыс.руб.);

комплекты компьютерного оборудования для реализации ФГОС начального общего образования (компьютер или ноутбук, МФУ, проектор и экран, набор ЭОР для начальной школы, электронный конструктор с обратной связью для начальной школы ПервоРобот) в соответствии с количеством школ, не оснащенных указанным оборудованием в 2011 году (стоимость комплекта 72,9 тыс.руб.).

Кроме того, в соответствии с количеством кабинетов для 1-х классов и численностью первоклассников в школы централизовано будет приобретена ученическая и классная мебель (ориентировочная стоимость комплекта ученической мебели – 3,5 тыс.руб., классной – 12 тыс. руб.), а также в соответствии с количеством школ с численностью учащихся свыше 100 человек интерактивные доски, цифровые лаборатории, микроскопы и фотоаппараты.

Принципы распределения средств по школам необходимо довести до каждого педагогического коллектива, утвердить объем средств, направляемых в школы приказом, разместив его в доступном для общественности месте.

Необходимо обеспечить проведение общеобразовательными учреждениями анализа имеющегося оборудования для реализации утвержденной основной образовательной программы начального общего образования, в том числе рабочих программ по предметам и внеурочной деятельности.

Далее в каждом педагогическом коллективе следует рассмотреть предложения методического объединения учителей начальных классов (МО школьного округа) по приобретению конкретного оборудования с учетом специфики образовательного учреждения, принять коллективное и согласованное решение (например, утвердить на заседании педагогического совета) о приобретении с точки зрения его целесообразности и перспектив развития школы.

В обязательном порядке школы с численностью учащихся до 100 человек, в том числе школы до 10 человек, оснащаются (дооснащаются):
Компьютерным оборудованием (компьютер или ноутбук, проектор и экран, мфу, эор для начальной школы, цифровой фотоаппарат). Перворобот – при условии его эффективного использования (72,9 тыс. Руб.);
Учебно-лабораторным и наглядным оборудованием для реализации программы в соответствии с рекомендуемым перечнем и в зависимости от его наличия или отсутствия (20 тыс. Руб.);
Оборудованием для организации внеурочной деятельности в соответствии с реализуемыми школой направлениями и программами внеурочной деятельности (20 тыс. Руб.).

Школы с численностью учащихся свыше 100 человек оснащаются (дооснащаются):

Мебелью для организации внеурочной деятельности в зависимости от направлений и реализуемых программ 50 тыс.руб.;

Учебно-лабораторным и наглядным оборудованием для начальной школы на сумму 30 тыс.руб.;

Оборудованием для организации внеурочной деятельности на сумму 30 тыс.руб.);

Комплектами компьютерного оборудования для реализации фгос начального общего образования (компьютер или ноутбук, мфу, проектор и экран, набор эор для начальной школы, перворобот).

За счет осуществления централизованных закупок в данные школы для начальных классов будут направлены цифровая лаборатория, микроскоп, фотоаппарат, интерактивная доска.

Обращаем внимание на то, что речь идет не об оснащении каждого кабинета, а об оснащении школы, поэтому, приобретая оборудование, необходимо продумать меры по его размещению, систематизации, обеспечению доступа и эффективному использованию в образовательном процессе:
компьютерное оборудование размещается, в первую очередь, в школьной библиотеке (в случае ее отсутствия – в кабинете начальных классов);
например, в одном учебном кабинете разместить учебно-лабораторное оборудование для окружающего мира, в другом – по математике и.т.д.;
Организовать эффективное использование оборудования и предметных кабинетов (лабораторий) основной и старшей школы, кабинетов музыки, изобразительного искусства. Решая вопрос о целесообразности приобретения учебно-лабораторного и наглядного оборудования, следует учесть, что часть оборудования может быть в цифровом виде (плакаты, таблицы и др.), но только при условии создания в учебном кабинете возможности для его демонстрации (компьютер, проектор, экран), в том числе в виде передвижного комплекса.
Рекомендуем в качестве ориентира для приобретения учебно-лабораторного и наглядного оборудования использовать разработанный перечень оборудования для общеобразовательных учреждений, реализующих программу начального общего образования (согласован краевым методическим объединением учителей начальных классов).

В данном перечне указано:

*оборудование, которое может быть в общеобразовательном учреждении в цифровом виде;

** оборудование, которое желательно иметь в общеобразовательном учреждении.

Д – не менее 1 экземпляра;

К – на каждого ученика;

Ф – 1 экземпляр на двух учеников;

П – 1 экземпляр на 5-6 человек.



ПЕРЕЧЕНЬ
учебно-лабораторного и наглядного оборудования
для общеобразовательных учреждений, реализующих программу начального общего образования






Наименования объектов и средств

Необходимое количество



Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв)

Д



Касса букв и сочетаний (по возможности)

Ф



Таблицы к основным разделам по русскому языку, математике, иностранному языку, окружающему миру*

Д



Наборы сюжетных ( и предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру*

Д

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в стандарте начального образования по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру*


Д



Портреты поэтов и писателей*

Д



Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов и др.)*

Д



Аудиозаписи и видеофильмы в соответствии с программой начального общего образования по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, иностранному языку*

Д



Алфавит изучаемого иностранного языка и транскрипционные знаки (настенные таблицы)*

Д



Касса букв и буквосочетаний

Ф



Географическая карта/ы стран/ы изучаемого языка*

Д



Географические и исторические настенные карты*

Д

Набор ЭОР для начальной школы


Д



Объекты, предназначенные для демонстрации последовательного пересчета от 0 до 10, от 0 до 20

Д+Ф



Наглядное пособие для изучения состава числа (магнитное или иное), с возможностью крепления на доске

Д



Демонстрационная числовая линейка с делениями от 0 до 100 (магнитная или иная); карточки с целыми десятками и пустые

Д



Демонстрационное пособие с изображением сотенного квадрата*

Д



Демонстрационная таблица умножения*

Д



Термометры для измерения температуры воздуха, воды

К



Термометр медицинский

Д



Лупа

К



Компас

К




Часы с синхронизированными стрелками

Д



Микроскоп

Д



Глобус Земли физический М 1:50

Д



Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения : для измерения веса (весы рычажные. весы пружинные, наборы разновесов и т.д.), изучения свойств звука (камертоны, наушники и т.д.), проведения наблюдений за погодой (флюгер, компас и т.д.), по экологии (фильтры, красители пищевые и т.д.), и т.п.

Д/К/Ф/П



Цифровая лаборатория**

Д/П



Цифровая фотокамера**

Д/П



Цифровой микроскоп**

Д/П



Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта

Д


Коллекции полезных ископаемых


Д/П



Коллекции плодов и семян растений

Д/П



Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения)

Д/П



Раздаточные материалы для обучения последовательному пересчету от 0 до 10, от 0 до 20, от 0 до 100

К



Комплект для изучения состава числа

К



Фортепиано (пианино, рояль)**

Д



Баян /аккордеон; скрипка; гитара**

Д



Клавишный синтезатор**

Д



Комплект детских музыкальных инструментов: блок-флейта, глокеншпиль /колокольчик, бубен, барабан, треугольник, румба, маракасы, кастаньеты, металлофоны /ксилофоны и д.р.;

П


Народные инструменты: свистульки, деревянные ложки, трещотки;


 Ф



Дирижерские палочки

 Д



Аудиозаписи и Фонохрестоматии по музыке*

Д



Видеофильмы*

Д



Портреты русских и зарубежных композиторов*

Д



Таблицы по музыке: нотные примеры, тексты песен, музыкальные инструменты*

Д+П



Музыкальный календарь*

К



Дидактический раздаточный материал: карточки по музыкальной грамоте и хоровой работе*

Д



Портреты русских и зарубежных художников*

Д



Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента*

Д

Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта*


Д



Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека*

Д



Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству *

Д



Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте

К



Мультимедийные обучающие художественные программы**

Д



Игровые художественные компьютерные программы**

Д



Аудиозаписи по музыке и литературным произведениям*

Д



Видеофильмы (памятники архитектуры, народные промыслы, художественные музеи, творчество отдельных художников, художественные технологии) в соответствии с программой обучения*

Д



Мольберты**

К



Материалы для художественной деятельности: краски акварельные, гуашевые, тушь, ручки с перьями, бумага белая и цветная, фломастеры, восковые мелки, пастель, сангина, уголь, кисти разных размеров беличьи и щетинные, банки для воды, стеки (набор), пластилин / глина, клей, ножницы, рамы для оформления работ.

К



Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения**

К



Конструкторы для изучения простых конструкций и механизмов**.

Действующие модели механизмов**

Ф/П



Объемные модели геометрических фигур и объектов.

П



Таблицы и плакаты по основным темам программы*

Д



Развивающие игры







Физическая культура






Бревно напольное (3 м)

П


Козел гимнастический


П



Перекладина гимнастическая (пристеночная)

П



Стенка гимнастическая

П



Скамейка гимнастическая жесткая (4 м; 2 м)

П



Комплект навесного оборудования (перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты)

П



Мячи: набивной 1 кг и 2 кг; мяч малый (теннисный), мяч малый (мягкий); мячи баскетбольные; мячи волейбольные; мячи футбольные

К



Палка гимнастическая

К



Скакалка детская

П



Мат гимнастический

П



Акробатическая дорожка

К




Коврики: гимнастические, массажные

П



Кегли

К



Обруч пластиковый детский

К



Планка для прыжков в высоту

Д



Стойка для прыжков в высоту

Д



Флажки: разметочные с опорой; стартовые

Д



Лента финишная

Д



Дорожка разметочная резиновая для прыжков

Д



Рулетка измерительная

К



Набор инструментов для подготовки прыжковых ям

П




Лыжи детские (с креплениями и палками)

Д



Щит баскетбольный тренировочный

П



Сетка для переноса и хранения мячей

 П



Жилетки игровые с номерами

К



Волейбольная стойка универсальная

Д



Сетка волейбольная

Д



Аптечка

П



Стол для игры в настольный теннис

П



Сетка и ракетки для игры в настольный теннис

П



Настольный футбол

П




Шахматы (с доской)

П



Шашки (с доской)

П


ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Согласно требованиям ФГОС внеурочная деятельность организуется общеобразовательным учреждением самостоятельно по следующим направлениям развития личности:

  • Спортивно-оздоровительное

  • Духовно-нравственное

  • Социальное

  • Общеинтеллектуальное

  • Общекультурное

Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности и основанием для построения соответствующих рабочих программ ОУ. В зависимости от конкретной специфики ОУ, направлений, форм и способов организации внеурочной деятельности разработчиком (автором) определяются условия (средства) реализации рабочих программ.

В числе условий особо выделяются требования к помещениям и оборудованию для внеурочной деятельности по каждому из направлений, реализуемых школой. Перечень мебели и оборудования для организации внеурочной деятельности определяется исходя из рабочих программ, утвержденных приказом директора школы и согласованных на заседании педагогического (методического) совета ОУ. Недопустимо приобретение мебели или оборудования, которые не являются средствами реализации программ по внеурочной деятельности и не используется в ходе ее организации. Например, стулья в столовую.

Внеурочная деятельность организуется как в помещении школы, так и за ее пределами. ОУ в зависимости от специфики определяет помещения, которые требуется оборудовать для проведения занятий по внеурочной деятельности. Это могут быть фойе, спортивные и актовые залы, учебные кабинеты, лаборатории, игровые комнаты, уголки отдыха, кабинет психолога и др. В соответствии с содержанием рабочих программ определяется необходимое оборудование. Так для реализации программы «Весь мир театр» специальная мебель не требуется, но необходимо приобретение ширмы и кукол, а для реализации программ общеинтеллектуального направления возможно потребуется приобрести развивающие игры или лабораторное оборудование, шкафчики для их хранения, столики и мягкие диваны,.


Организация внеурочной деятельности обучающихся по художественно-эстетическому направлению потребует иного оборудования. Знакомство с шедеврами искусства различных видов, форм, жанров, стилей, направлений, эпох возможно при оснащении кабинета искусства (мировой художественной культуры) коллекцией аудио- и видеозаписей (аудиокассеты, CD и DVD диски, в т.ч. электронные учебники и диски по истории искусств, музеям мира и т.п.); коллекций печатных пособий, посвященных стилям и направлениям искусства, отдельным его видам и жанрам. Необходима хрестоматия музыкальных произведений, используемых для реализации учебного курса; возможно оснащение кабинета искусства специальными комплектами слайдов и печатными пособиями, где излагаются жизнь и творчество выдающихся деятелей культуры, композиторов, исполнителей, художников и др.

Следует еще раз обратить внимание на то, что для организации внеурочной деятельности в большинстве случаев используется учебно-лабораторное, наглядное, компьютерное, цифровое оборудование, которое необходимо для реализации программы начального общего образования. Например, для уроков окружающего мира необходима цифровая лаборатория с датчиками, а для внеурочной деятельности надо, чтобы таких лабораторий было по количеству учащихся в группе. Поэтому Перечень может быть ориентиром для приобретения оборудования. Кроме того, школа должна понимать и перспективу его дальнейшего использования.


ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ

мебели и оборудования для организации внеурочной деятельности


Бескаркасный диван

Материалы, из которых изготовлены подушки дивана, безопасны для здоровья, так как не содержат вредных химических соединений, аллергенов и тяжелых металлов, не сваливаются и не слеживаются. Размеры: 110х50см,
высота сидения25см. Материал:гобелен

Из-за отсутствия жесткого каркаса мебель безопасна для детей и позволяет достичь максимальной мягкости и удобства.


Кресло-мешок с гранулами

кресло заполненно полыми мягкими полистироловыми шариками диаметром 1-2 мм. Благодаря несметному количеству микрошариков кресло-мешок может принимать любую форму, уютно облегать тело, повторяя его контуры. Наполнитель кресла в виде шариков способствует постоянному воздухообмену, поэтому кожа человека не увлажняется даже при длительном контакте с поверхностью кресла. Размеры кресла: высота 70см, диаметр 42см., чехол из искусственной кожи.

Детский стол и четыре стула

Детский стол и четыре стула. Размеры: 97х57,5х45,5 см.стул 31х27,4х26,5 см.

Тележка деревянная в комплекте с физкультурно-оздоровит.принадлежностями

Деревянная тележка для физкультурно-оздоровительных принадлежностей. Размеры: 120х40х90 см. В комплект входят принадлежности для занятий, не менее 10 наименований

Модуль "Детская полоса препятствий"

Модуль включает 12 мягких элементов. Предназначен для организации предметно-игрового пространства и физических упражнений. Позволяет выполнять разнообразные варианты упражнений разного уровня. Комплектность: Мат (180х60х7) – 1 шт. Модуль опорный многофункциональный (60х60х20) – 2шт. Модуль «Балка» большая (120х30х30) – 2шт. Модуль «Трапеция» (60х60х30) – 1шт. Модуль «Цилиндр» (дл.120, диам.30) – 1шт. Мостик полуовал с вырезом (60х30х30) – 2шт. Мостик прямоугольный (60х30х20) – 2шт. Модуль «Туннель» (80х30х10) – 1шт.

Мольберт двухсторонний магнитный с набором для творчества

Мольберт, Размеры:52,5х47,5х120 см

Материал: сосна, металл, пластик белый. В комплект входит набор для творчества (кисти, краски, баночки для краски, набор маркеров)


Ширма для кукольного театра трехсекционная в комплекте с набором кукол

Размер: 590х65х1750мм. Материал: ткань "Турист", фанера. В комплект входят не менее 17 кукол-перчаток, изображающие персонажей сказки, состоят из головы, изготовленной из ПВХ, и перчатки из хлопчатобумажной ткани

Базовый комплект для тактильной игры "Рисуем на песке"

В наборе: прочный ящик из буковой древесины с дном из небьющегося стекла; 1 кг тонкозернистого белого кварцевого песка; 2 скребка для рисования на песке, приспособление для выравнивания песка. Позволяет в комфортной обстановке развивать мелкую моторику, координацию «глаз–рука» и умение концентрировать свое внимание.

Детский игровой домик-горка

Детский игровой комплекс горка-домик предназначен для активных и подвижных игр. Надежная и устойчивая конструкция выполнена из высококачественной пластмассы. Открывающаяся дверка с зеркалом и ящиком для почты, игровой стол-табурет с крышкой и отличная горка предоставляют массу возможностей для полета детской фантазии в выборе игры

Угловой сухой бассейн с шариками

Этот игровой комплекс выполнен из безопасного высококачественного материала – искусственной кожи, прост в уходе, может использоваться как в помещении, так и на свежем воздухе. Легко собирается и разбирается, при хранении занимает малое пространство.
В подарок шарики-наполнители 800 шт.
Длина: 150 см, Ширина: 150 см
Высота: 40 см, Толщина: 15 см. В комплект входят 800 шариков



1 Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19682)



2  СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993)


3 Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676)

 Письмо Минобрнауки России от 24 ноября 2011 г. № МД-1552/03