zapogi.ru 1



Конспект

комплексного занятия

по развитию речи и лепке

«Главные жители в царстве моем»

в старшей группе,

проведенного воспитателем

БДОУ КМР ВО «Детский сад № 2 г. Кириллова»

Козловой Н. А.

2012 год.


Цели и задачи:

- продолжать формировать навыки экологического поведения в природе, закреплять представления о сезонных изменениях в природе

- обогащать и уточнять представления о деревьях, их разнообразии, строении, о сезонных изменениях в природе

- учить детей лепить осеннее дерево способом «налепа» на картон по представлению

-продолжать работу по укреплению здоровья детей

-развивать умение поддерживать беседу, активировать словарь детей (похолодало, ранняя осень, крона дерева, детки-побеги, прижимание и др.)

- развивать творческое воображение, память, внимание, мелкую моторику рук

- воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе.


Предварительная работа:

Чтение детям произведений о природе В. Бианки, Ю. Дмитриева, М. Пришвина и других писателей;

загадывание загадок, рассматривание иллюстраций с изображением деревьев в разное время года, экскурсия в осенний парк, по улицам города, наблюдение за деревьями, окраской листьев на участке д/сада, рисование осенних листьев, беседа об осенних явлениях в природе, дидактические и подвижные игры, чтение стихотворений об осени.


Методы: игровой, словесный, наглядный, практический.


Приемы: игровая мотивация, беседа, загадывание загадок, использование Т.С.О., динамическая пауза, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, словесная игра, лепка дерева из пластилиновых жгутиков-колбасок.


Действующие лица: сестра Лесовичка, дети.

Материал и оборудование:


импровизированная лесная полянка,

костюм сестры Лесовичка,

картины с разными деревьями,

пластилин,

досочки для лепки,

картон на каждого ребенка,

корзинка с яблоками,

аудиозаписи «Звуки леса» (голоса птиц, шум ветра, листвы, журчание ручья),

фрагменты звучания инструментальной музыки,

мольберт,

наборное полотно.


ХОД ЗАНЯТИЯ:

Детей в группе встречает сказочный персонаж Сестра Лесовичка.

С. Л. – Здравствуйте, дети!

Я - сестра Лесовичка.

Я пришла вас навестить,

В гости к брату пригласить

В лесное царство,

Таинственное государство.

Но не одна сегодня я у вас в гостях. Поздоровайтесь с гостями (дети здороваются)

- Дети, а вы сказки и чудеса любите?

- Хотите попасть к нам в лесное царство?

- Трудностей и опасностей не боитесь? ( Нет).

- Давайте будем собираться…


- Какое сейчас время года? (Осень).

- А какое время года было до осени? (Лето).

- А какая погода осенью? ( Похолодало, часто идут холодные дожди).

- Давайте оденемся перед путешествием.

Надеваем сапожки (имитация движений), плащи, застегиваем пуговицы, надеваем шапочки.

- А рукавички надевать будем? (Нет).

- Почему? (сейчас ранняя, золотая осень, еще тепло).

Вставайте за мной друг за другом и не отставайте, чтобы не заблудиться в лесу.

Полоса препятствий (Дети «змейкой» идут за сестрой Лесовичка).

«По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки

Раз, два, раз, два.

По камушкам, по камушкам,

В ямку - бух (прыжки, приседания).

Выбрались из ямки дальше пошли.

По тропинке мы шагаем,

Выше ножки поднимаем (ходьба с высоким подниманием колена), перешагиваем через кочки,

По тропинке мы идем

И ничуть не устаем (ходьба обычная).


С.Л. - Вот мы и пришли, никого не потеряли?

- Молодцы!

- Давайте присядем на лесной полянке, отдохнем, поздороваемся с птицами, лесом, скажем всем: «Доброе утро!»

Послушаем звуки леса.

- Закройте глаза. «Кто немного помолчит,

Для тех лес вдруг зазвучит».

Фонограмма «Звуки леса» (голоса птиц, шум ветра, листвы, журчание ручья).


С.Л. - Дети, что вы услышали? Какие звуки (ответы детей)

- Царство наше - лес, в нем много деревьев. А какие деревья растут в лесу, вы узнаете, отгадав загадки.

Дети отгадывают загадки и находят отгадки на картинках.


  1. «Я дерево могучее, я леса санитар

И знает это дерево любой – и млад и стар

Расту до самой старости –

И сто, и двести лет,

Любому дам я силу

И всем, конечно, люб.

Меня узнали, дети?

Ведь я могучий … (ДУБ


  1. «Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане. (БЕРЕЗА)»


  1. «Всегда от холода трясусь,

Всего-всего в лесу боюсь.

Не береза, не рябина,

Я пушистая …. (ОСИНА)»


  1. «Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

А в иголках круглый год… (ЕЛКА)»


С.Л. - Ай да молодцы! Все деревья угадали.

- А какие еще деревья вы знаете? (ответы детей)

- Что есть у деревьев? (Корни, ствол, ветви с листьями).

- Как называются ветви с листьями? ( Крона).


- А как вы думаете, дерево живое? (Да)

- Почему? (Оно дышит, растет, питается, у него появляются детки-побеги)

- А кто еще живет в лесу? ( Звери, птицы, насекомые)

- А они тоже живые? (Да)

- А чем деревья отличаются от зверей и птиц? (Деревья молчат и не могут двигаться!)

- А вы, дети, были в лесу? Что делали? (собирали грибы, ягоды, отдыхали)

- А чего нельзя делать в лесу? (Разводить огонь, шуметь, ломать деревья, рвать цветы, пинать несъедобные грибы).


- Лес – это дом зверей, птиц, насекомых, растений. Мы приходим к ним в гости, а в гостях нужно вести себя правильно: не шуметь, не вредить, уважать тех, кто здесь живет.

- Молодцы, дети, знаете правила поведения в лесу, выполняйте их обязательно.

- Дети, вы пришли в гости к лесу,

- А подарки принесли? (Нет, забыли)

- Да, непорядок!

- А вы любите лепить? Давайте вылепим осеннее дерево.

Вот это будет самый лучший подарок. Но он должен быть необычным. Согласны?


Сначала мы с вами чуть – чуть разомнемся

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Ветер дует очень сильный, Ноги - на ширине плеч, руки – вверх,

Он к земле склонил осины! Покачивание вперед – назад.

Приседание. Руки отпустить.

Покачал он сосны, ели, Руки – на пояс, наклоны туловищем

Так, что ветви захрустели! вправо, влево.

Раскачал подруг – берез Руки – на пояс, круговые

Так, что ветви захрустели! вращения туловищем.

Подхватил листочки ветер Руки – вверх, вниз,

И понес по белу свету.

Покружились, порезвились Повороты, кружение.

На полянке приземлились.

Только дуб стоит могуч, На носочки встать. Руки – вверх


Крона пышная такая! Руки развести в стороны.

Пусть в ней ветер поиграет! Поднимаем и опускаем руки.


С. Л. – Проходите, садитесь на места, посмотрите, как можно изобразить осеннее дерево с помощью пластилина.

- А делать дерево будем из тонких пластинок – колбасок.

- Для этого нужно нарезать и раскатать несколько коричневых колбасок (показ),

выложить из них на картоне дерево с листьями и прижать пластилин к картону.

- Чего не хватает? (Листьев).

- А когда дерево бывает с листьями? (Поздней весной, летом, ранней осенью).

- Листочки мы сделаем в виде шариков из пластилина.

- Какого цвета листья на деревьях осенью? (Разноцветные).

- Разноцветные шарики мы расположим на кончиках веток, прижмем их крепко. Вот какая красивая крона получилась! Вам понятно?

Давайте подготовим ваши пальчики для работы.


ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «НА ПОЛЯНЕ»

НА ПОЛЯНЕ ДОМ СТОИТ (встряхивание кистями рук)


ПУТЬ К НЕМУ ПОКА ЗАКРЫТ (по очереди соединить все пальцы,

начиная с мизинцев)


МЫ ВОРОТА ОТКРЫВАЕМ (развести руки)

И В НАШ ДОМИК ПРИГЛАШАЕМ (хлопки в ладоши)


С. Л. – Дети, лес в разное время суток выглядит по-разному, поэтому картон вы выберете сами, кто какого цвета хочет.


ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ.

(Звучит запись спокойной инструментальной музыки)

Выполненные работы детей раскладываются на большом столе.


С. Л. – Как красиво! Какие молодцы!

Такие замечательные, необыкновенные подарки сделали! Я их обязательно вручу лесным жителям. А знаете, чем сегодня утром они занимаются в лесу?

- Я вам покажу, а вы повторите за мной. (Встаньте в круг)

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА


«МЕДВЕЖАТА КОСОЛАПЫЕ

ХОДЯТ ПО ЛЕСУ ЗА ПАПАМИ. (ходят по-медвежьи)

МАЛЫШИ – ЗАЙЧАТКИ

ТОПАЮТ НА ПЯТКАХ (ходят на пятках)

ЛИСИЧКА – СЕСТРИЧКА

ИЩЕТ ЗЕМЛЯНИЧКУ (ходят, наклоняются,

РАЗ, ДВА – НЕ НАШЛА, имитируют

ПОВЕРНУЛАСЬ И ПОШЛА. сбор ягод, поворот)

МАЛЕНЬКИЙ ВОЛЧОНОК

ТОЛЬКО ЧТО СПРОСОНОК

ХОЧЕТ НА ПЕНЕЧЕК ВСТАТЬ (руки – вверх,

ЧТОБЫ СОЛНЫШКО ДОСТАТЬ приподнимаясь на носочках)


С. Л. – Дети, в лесу растут не только березы, ели, сосны, но и дикие яблоньки.

- А вы любите яблочки?

Давайте поиграем:

- Наложите мне в ладошки много разных слов о яблоках.

-Яблоко бывает КАКОЕ?


СЛОВЕСНАЯ ИГРА «КАКОЕ БЫВАЕТ?»

(Кислое, сладкое, круглое, наливное, сочное и т. д.)


С. Л. – Дети, вы мне сегодня очень понравились, многое знаете о лесе. Сделали чудесные подарки лесным жителям.

Я хочу угостить вас лесными яблочками.

(Дети находят в корзинке угощение – яблочки).

- А какие они на вкус, вы узнаете, когда угоститесь ими.

-Вам понравилось путешествие в лесное царство?

- А еще придете к нам в гости?

- Мой брат, Лесовичок, сейчас очень занят. В следующий раз, когда вы придете, мы расскажем вам, как звери и птицы осенью к зиме готовятся.

- А вам пора возвращаться в детский сад.


«МЫ НА МИГ ЗАКРОЕМ ГЛАЗКИ,

ОТКРЫВАЕМ – МЫ НЕ В СКАЗКЕ!»