zapogi.ru 1 2 3 4



Мониторинг психолого – педагогического

сопровождения ЛОО


Мониторинг психолого – педагогического сопровождения

образовательного процесса в Шипуновской школе.


Модель школьной психологической работы опирается на концепцию психолого – педагогического сопровождения, которая включает следующие идеи:


  1. Систематическое отслеживание психолого – педагогических особенностей и динамики психического развития учащихся в процессе школьного обучения.

  2. Создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

  3. Создание социально – психологических условий для оказания помощи детям с проблемами в обучении, поведении (так называемая «группа риска»).

Одним из направлений работы психолого – педагогической службы нашей школы является психолого – педагогическое сопровождения процесса адаптации учащихся в переходные периоды:

    1. Мониторинг психических и интеллектуальных процессов учащихся.

    2. Ознакомление с результатами администрации, педагогов, родителей.

    3. Представление результатов на психолого – педагогическом консилиуме, семинаре, педагогических советах, совещаниях.

    4. Организация и проведение коррекционных и развивающих мероприятий.

А теперь о технологии проведения мониторинга.

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-ом классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется низкой организованностью, учебной рассеянностью и недисциплинированностью, снижением интереса к учебе и ее результатам, с психологической – снижением самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Наблюдение за детьми, общение с ними в этот период показало, что они растеряны, не могут понять, как теперь им надо общаться с педагогами, какие требования обязательны для выполнения, а какие нет. Поэтому основной целью психолого – педагогического сопровождения при переходе учащихся из начального звена в среднее является создание социально – психологических предпосылок для успешного перехода в среднее звено. На этом этапе моя работа была направлена на изучение межличностных отношений учащихся 4 класса, выявление уровня тревожности. Для этого было проведено социометрическое исследование среди учащихся на предмет межличностных отношений, и тест Филипса для определения уровня тревожности.



Были исследованы 13 учащихся 4 класса. Социометрическое исследование показало наличие в классе 8 лидеров

1 предпочитаемого

3 принятых

1 изолированного

По результатам этого обследования была проведена серия психологических классных часах ,основанных на сказкотерапии. Такие как: «Классный час для младших школьников с нарушениями межличностных отношений в коллективе», «Классный час по вопросам взаимоотношений мальчиков и девочек», и т.д., а также психологические тренинги на сплочение коллектива. Социологическое исследование, проведенное уже в 5-ом классе, показало уменьшение числа лидеров с 8 до 3 и увеличение числа предпочитаемых с 1 до 6.

Общий уровень тревожности у учащихся 4 класса составил 48% - это

нормальный показатель, в общем, по классу. Но по факторам тревожности у некоторых учащихся показатель был превышен.

Я работаю комплексно, по определенному плану, который был составлен мною, исходя из результатов, полученных в 4-ом классе. Цель, которую я преследую на данном этапе – создание условий позволяющих каждому пятикласснику как можно легче и радостнее вступить в новый этап школьного обучения; поддержка и развитие интереса у детей к знаниям. Работа ведется по следующим направлениям:


  • психологическая диагностика

  • консультативная работа с педагогами, родителями

  • профилактическая работа

  • коррекционно – развивающая

  • аналитическая

Для выявления уровня адаптации учащихся 5 класса и причин, мешающих адаптации, были использованы различные методики:

  • модификационный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой

  • социометрическое исследование на предмет межличностных отношений;

  • тест школьной тревожности Филипса

  • графическая методика «Атмосфера в группе»

Результаты теста школьной тревожности показали высокий и повышенный уровень тревожности у отдельных ребят по некоторым факторам. Поэтому для снижения уровня тревожности в 5-ом классе была запланирована серия классных психологических часов. Таких как «Классный час для подростков по развитию самооценки», «Классный час по проблемам добра и зла» и т.д. С родителями детей имеющих высокий уровень тревожности, были составлены беседы о возможных причинах тревожности, о том, какую помощь родители могут оказать детям в данный школьный период. Учителя – предметники были нацелены на построение обучения в соответствии с индивидуальными особенностями этих детей.



Тест школьной тревожности Филипса.

Его особенностью и главным преимуществом перед многочисленными опросниками, фиксирующими так называемую «базовую» или «личностную» тревожность, является его деятельностная направленность. Он позволяет выявить уровень тревожности младшего подростка в различных школьных ситуациях, определить, в каких именно сферах внутришкольных отношений локализуется тревожность и какие конкретно формы принимает.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться, а могут предлагаться в письменном виде. При обработке результатов выделяются вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста.

При обработке подсчитывается:

Во-первых, общее число несовпадений по всему тесту. Если оно больше 50%, то можно говорить о повышенной тревожности ребёнка; если больше 75% от общего числа вопросов теста- о высокой тревожности;

Во- вторых, число несовпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тесте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Содержательная характеристика каждого синдрома:

1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребёнка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2. Переживания социального стресса - эмоциональное состояние ребёнка, на фоне которого развиваются его социальные контакты.

3. Фрустрация потребности в достижении- неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребёнку развивать свои потребности в успехе, достижении высоких результатов.

4. Страх самовыражения- негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряжённых с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

5. страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки, особенно публичной, знаний, достижений, возможностей.


6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимых других в оценке своих результатов. Поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребёнка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребёнка.


ТЕСТ.

1(д). Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?

2(2). Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?

3(д,3). Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

4(х,4). Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того , что ты не знаешь урок?

5(с). Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?

6(д). Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймёшь, что он говорит?

7(х,2). Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?

8(3). Случается ли с тобой, что ты не решаешься высказаться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?

9(4). Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

10(с). Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

11(д). Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

12(х,2). Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?

13(3). Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

14(4). Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?


15(с). Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто у твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?

16(х,2). Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?

17(д,3). Трудно ли тебе получать отметки, каких ждут от тебя родители?

18(4). Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?

19(д). Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?

20(с). Похож ли ты на своих одноклассников?

21(х,2). Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том , хорошо ли с ним справился?

22(3). Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что всё хорошо запомнишь?

23(х,4). Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопросы учителя?

24(с). Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?

25(д). Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться а классе с результатами твоих одноклассников?

26(х,2). Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

27(1). Боишься ли ты временами вступать в спор?

28(х,4). Чувствуешь ли ты, что твоё сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

29(д). Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

30(с). Хорошо ли ты чувствуешь себя с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым уважением?

31(1,с). Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?

32(д). Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учёбой?

33(с). Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращает на тебя внимание?

34(1). Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?

35(д). Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?


36(с). Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как мамы других твоих одноклассников?

37(1). Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?

38(д). Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?

39(с). Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?

40(1). Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?

41(д). Обладают ли способные ученики каким-то особыми правами которых нет у других ребят.

42(с). Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удаётся быть лучше их.

43(д). Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?

44(с). Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаёшься один на один с учителем?

45(1). Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?

46(х). Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?

47(х). Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

48(х). Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?

49(х). Работая над трудным заданием, чувствуешь лм ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?

50(х). Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?

51(х). Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?

52(х). Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?

53(х). Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?

54(х). Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?

55(х). Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?

56(х). Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?

57(х). Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?

58(х). Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?


ФАКТОРЫ



название

№ вопросов

Условные. обозначения

1.

Общая тревожность

2, 4, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58.

Е=22

Х

2.

Переживания социального стресса

5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44.

Е=11

С

3.

Фрустрация потребности в достижении успеха

1,3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43.

Е=13

Д

4.

Страх самовыражения

27, 31, 34, 37, 40, 45.

Е=6

1

5.

Страх ситуации проверки знаний

2, 7, 12, 16, 21, 26.

Е=6

2

6.

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

3, 8, 13, 17, 22.

Е=5


3

7.

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

9, 14, 18,23, 28.

Е=5

4

8.

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47.

Е=8

У



КЛЮЧ К ВОПРОСАМ


1-

2-

3-

4-

5-

6-

7-

8-

9-

10-

11+

12-

13-

14-

15-

16-

17-

18-

19-

20+

21-

22+

23-

24+

25+

26-

27-

28-

29-

30+

31-


32-

33-

34-

35+

36+

37-

38+

39+

40-

41+

(-у)

42-

43+

44+

45-

46-

47-

48-

49-

50-

51-

52-

53-

54-

55-

56-

57-

58-









Очень важной задачей психологического мониторинга является создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения. Именно поэтому мною была составлена индивидуальная программа по проблеме школьной тревожности для учащихся, имеющих самый высокий уровень тревожности. После проведенной психологической работы и повторной диагностики в феврале можно отследить снижение уровня тревожности в 5 классе.


Снижение общего уровня тревожности в 5 классе произошло за счет снижения уровня тревожности у многих учащихся

Итоговую диагностику мы будем делать на конец года.

Задачу психолога в работе с первоклассниками я вижу в систематическом отслеживании психолого – педагогических особенностей и динамики психологического развития учащихся в процессе школьного обучения. В нашей школе уже два года работа с будущими первоклассниками начинается в группе кратковременного пребывания. Основной целью на данном этапе считаю проведение психолого – педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка. Для того, чтобы определить достаточно ли сформированы у будущих первоклассников те качества и умения, которые позволяют ему успешно учиться, т.е. школьную зрелость, используется методика определения школьной зрелости и факторов риска в развитии будущего первоклассника. Методика состоит из серии вопросов и заданий, объединенных в 10 блоков:


  • социальное развитие

  • личностный рост

  • организация деятельности

  • общее развитие мышления, запас сведений и знаний

  • развитие внимания и памяти

  • речевое развитие

  • развитие движений и пространственная ориентация

  • зрительно – пространственное восприятие и зрительно – моторные координации

  • здоровье

  • определение ведущей руки.




1 .Социальное развитие

баллы

1.

Спокойно идет на контакт со сверстниками и взрослыми




2.

Общается со сверстниками, знает правила общения




3.

Способен управлять своим поведением, знает, что можно и чего нельзя, неагрессивен, недрачлив




4.

Умеет общаться с чужими взрослыми людьми, тактичен




5.

Спокойно адаптируется к новой обстановке ( в гостях, в поездке и т. п.), не меняет своего поведения, не становится возбужденным




6.

Умеет различать ( чувствует) отношение и настроение взрослых




7.

Не избегает общения







2. Личностное развитие




вопросы




1.

Осознает свое положение в общении со сверстниками и взрослыми




2.

Стремится установить и сохранить положительные отношения со сверстниками и взрослыми в ходе общения




3.

Способен заниматься, учиться, а не только играть, может работать самостоятельно, а не только в присутствии взрослого




4.

Стремится к достижению результата в тех простых видах деятельности, которые выполняет, и способен достаточно объективно оценить этот результат




5.

Способен дифференцировать « что такое хорошо и что такое плохо», умеет оценивать свои поступки, но оценка себя во многом зависит от оценки взрослых




6.

Проявляет активный познавательный интерес ( к новым видам деятельности, к миру взрослых, к окружающему миру и т. п.)




7.

Стремится к личным достижениям («Я уже знаю, умею…»), самоутверждению, признанию






3. Организация деятельности




Вопросы




1.

Воспринимает инструкцию( задание) и по инструкции выполняет действие в соответствии с поставленной целью и задачами, не нужно несколько раз повторять инструкцию




2.

Может планировать свою деятельность, не действует хаотично, методом проб и ошибок




3.

Доводит задание до конца, умеет оценить качество его выполнения




4.

Способен самостоятельно найти и исправить ошибку в своей работе, не ждет конкретных указаний( сделай так, и так)




5.

Способен сосредоточенно, без отвлечений выполнять задание в течение 10-15 минут




6.

Не торопится, не суетится, не требует постоянного внимания




7.

При неудаче не сердится, принимает помощь взрослых, с подсказкой выполняет задание






4. Общее развитие




Вопросы




1.

Способен к систематизации и классификации (находит общее и различное в предметах, явлениях, процессах)




2.

Наблюдателен ,способен к анализу простых причинно-следственных связей




3.

Активно воспринимает любую новую информацию, задаёт вопросы.




4.

Понимает смысл и последовательность событий (на картинках, в рассказе, в жизни).




5.

Имеет элементарный запас сведений об окружающем мире, умеет ими пользоваться




6.

Способен высказать собственное элементарное суждение, сделать простой логический вывод(продолжить словесное рассуждение или образное действие)




7.

Имеет элементарный запас сведений о себе, своей семье, быте, умеет ими пользоваться






следующая страница >>