zapogi.ru 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №1

Карасукского района Новосибирской области


Курс «Основы религиозных культур и светской этики» как инновационный проект развития воспитательной системы школы


Радушкина Людмила Владимировна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

МОУООШ №1


г.Карасук

2011


Курс «Основы религиозных культур и светской этики» как инновационный проект развития воспитательной системы школы


Российское общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис. Сложившееся положение является отражением перемен, произошедших в общественном сознании и государственной политике. Российское государство лишилось официальной идеологии, общество- духовных и нравственных идеалов. Духовно- нравственный кризис порождает кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере нашей страны

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения , необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.

Без изменения духовно-нравственного состояния общества невозможно продуктивное осуществление никаких реформ.

Принимая во внимание происходящие процессы, Российская Федерация выступила с поддержкой предложения о приобщении обучающихся к духовным и нравственным ценностям, в том числе к религиозным традициям и культуре, не противоречащим основным принципам государственной политики в области образования и общим целям воспитания детей

Законом Российской Федерации «Об образовании» установлено, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений (пункт 4 статьи 14)..



Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 9,п. 1) установлено, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего(полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учётом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы,обеспечивающие духовно_нравственное развитие, воспитание и качественную подготовку обучающихся».

Таким образом, духовно_нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики»,

Официальная концепция курса и его структура.


Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Задачи учебного курса ОРКСЭ:

-знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

-развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

-обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;


-развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Для выполнения основных задач курса очень важно в школе сделать родителей и членов семей соучастниками педагогического процесса. Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху.

Министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко  в своем выступлении на ХVII Международных Рождественских образовательных чтениях в 2009 г. подчеркнул: «Для нас всех вместе важно, чтобы с самого начала было предусмотрено, что свобода выбора дается именно родителям и ученикам, т.е. главным заказчикам образовательного процесса».

В целом необходимо отметить, что образовательный процесс в рамках предмета «Основы религиозных культур и светской этики» не преследует иных целей, кроме воспитания ребенка в соответствии с потребностями, традициями и приоритетами его семьи. Назначение нового предмета - помочь ребенку в решении его личностных, возрастных, образовательных проблем, создать условия для его духовно-нравственного развития.

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в современных условиях уникален. Впервые за последние десятилетия российских школьников начнут систематически знакомить с историческими и культурологическими основами традиционных религий: православия, ислама, буддизма, иудаизма, составляющих фундамент тысячелетней культуры нашей страны, с национальными духовными и этическими традициями. Школьники вместе с учителями и родителями будут размышлять над важнейшими вопросами жизни: Что такое человек? В чем смысл жизни? Почему надо следовать добру и избегать зла? Как правильно строить отношения с другими людьми? Почему нравственная личность созидает и живет, а безнравственная разрушает и умирает? Школьные учителя последовательно, глубоко, профессионально будут говорить с детьми о морали, нравственности, духовности, об их значении в жизни человека, семьи и общества, о душе, совести, обязанностях человека, раскрывать перед ними жизненные смыслы традиционных нравственных заповедей.


Нравственные заповеди хорошо известны каждому взрослому человеку. Они передаются от поколения к поколению, составляют основу общечеловеческой нравственности, хранятся в мировых религиях.

О том, как сохранить физическое здоровье ребенка, мы знаем немало. Но как сберечь и укрепить его духовное, психологическое, социальное здоровье? Какие для этого есть правила? Это правила морали, нормы нравственного поведения. Так же, как и правила сбережения физического здоровья, они накапливаются как опыт жизни и передаются от старших к младшим.

. Духовно-нравственное воспитание направленно усвоение подрастающим поколением умений, обеспечивающих самоорганизацию, самоопределение, саморазвитие личности во всех сферах жизнедеятельности.

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» является, прежде всего средством формирования у школьников основ российской гражданской идентичности, развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Наличие системы учебных и познавательных мотивов и установок, умение принимать, сохранять и реализовать учебные цели готовит младших школьников признавать возможность существования различных точек зрения, излагать свою точку зрения, овладевать логическими действия анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, знакомит с основными нормами светской и религиозной морали.

Вывод Будем ли мы жить в процветающей стране? Завтра точно не будем - чудо не произойдет. Но в наших силах сделать так, чтобы в благополучной России жили наши дети. Мы – старшие поколения - унесем с собой свои пороки. Пусть наши дети придут в мир нравственно чистыми. Это позволит им в полную силу задействовать огромный потенциал российской нации, накопленный предыдущими поколениями.

Таким образом, содержание курса помогает формировать порядочного, честного, достойного гражданина, уважающего культурные традиции России.и станет приоритетным проектом в воспитательной системе школьного образования нашей страны






Литература

1. Авачева М.Н., Воспитательный потенциал комплексного учебного курса
2. Всеобщая декларация прав человека».

3. Национальная доктрина образования.

4. Международная конвенция «О правах ребенка» 1989г.

5. ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ. Пособие для родителей Москва – 2010

6. Основы религиозных культур и светской этики. www.rusedu.ru/

7. Тишков Валерий Александрович Концепция духовно_нравственного развития и воспитания личности гражданина России

8. Федеральный Закон «Об образовании РФ».