zapogi.ru 1

МОУ Катковская СОШ


Использование презентаций в учебном процессе


Учитель начальных классов

Сафонова Жанна Леонидовна


ноябрь 2009 год

Дети должны научиться

не только творить новое,

но и использовать

наработанное

человечеством.

А.Фурсенко.


В настоящее время 85% учащихся в возрасте от 7 до 17 лет используют компьютер, а 20 % из них выходят в Интернет. Поэтому сегодня интерес к виртуальному получению знаний является одним из мощных мотивов учащихся к познанию. Этап мотивации учения обогащается за счет увеличения потенциала восприятия, приобретения познавательной нагрузки, развития воображения и эмоций. Все это позволяет сделать вывод, что использование информационных технологий в образовании, в том числе начальном, становится актуальной задачей школьного преподавания.

Применяемые компьютерные программы можно разделить на три группы: презентации, информационно – обучающие, тестирующие.

Презентация – средство развития познавательной активности учащихся при изучении предмета. Это наглядность, дающая возможность выстроить объяснение на уроке логично, научно с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, рассмотреть не только текущий материал, но и повторить предыдущий. Использование анимационных эффектов способствует повышению интереса учащихся к изученной теме.

Наиболее распространенным является применение мультимедийных технологий посредством использования одного компьютера на класс, изображение с которого выводится на экран. Психологические особенности развития младших школьников, такие, как наглядно – образное мышление, непроизвольное внимание к яркому и динамичному, переключаемость от игровой деятельности к учебной, эмоциональная подвижность, создает благоприятные условия для включения мультимедийных технологий в учебный процесс.


Мультимедиа в переводе с английского «много средств»: звук, видео, графика.

Мультимедийную технологию можно рассматривать как обьяснительно – иллюстрационный метод обучения. Большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио – и видеоинформации повышает запоминаемоть до 30 – 50%. Благодаря этой программе информация представляется в различных формах и тем самым повышается эффективность процесса обучения. Экономия времени; знания, приобретенные с использование этой программы, сохраняются в памяти учащихся дольше. С помощью слайдов можно применять разнообразные формы организации познавательной деятельности: фронтальную, групповую, индивидуальную; можно использовать различные видеофрагменты, картинки, схемы, диаграммы, показывать опыты.

Мультимедийная презентация наиболее оптимально и эффективно соответствует триединой дидактической цели урока:

образовательный аспект – восприятие учащимися учебного материала, осмысление связей и отношений между объектами изучения;

развивающий аспект – развитие познавательного интереса, умение обобщать, анализировать, сравнивать, активизация творческой деятельности;

воспитательный аспект – формирование научного мировоззрения, умения четко организовывать самостоятельную и групповую работу, воспитание чувства товарищества, способность к взаимопомощи.

При разработке уроков я использую программу Power Point, которая предназначена для создания слайдов и образование единой слайд – презентации.

Требования к оформлению презентации

1. Все слайды должны быть одинаково оформленными.

2. Для фона рекомендуется использовать светлые тона.

3. На слайде не должно быть «анимашек», которые отвлекают учащихся от восприятия учебного материала.

4. Шрифт текста должен легко читаться с экрана и быть не менее 18 пунктов.


5. Текст на слайде должен быть большим, нельзя заставлять читать с экрана большой по объему текст.

6. Не рекомендуется использовать трудночитаемый «вывороченный» текст WordArt.

7. Заголовки должны быть однотипными, точка в конце заголовка не ставится.

8. Звук не должен быть резким, отвлекающим.

9. Графика должна быть качественной и не походить на мультик.

10. Использование анимации на слайде должно быть оправданным и соответствовать поставленным целям.


Информационно – коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать, представлять и передавать другим информацию; эти технологии значительно повышают дидактические и личностно – ориентированные параметры учебного процесса.


Используемая литература


1. Журнал «Начальная школа» №2 2009г., статья В.Ф. Ефимов «Использование информационно – коммуникативных технологий в начальном образований школьников».

2. Журнал «Начальная школа» №6 2009г., статья О.В.Степаненко «Разработка и использование авторских цифровых образовательных ресурсов в практике начальной школы».