zapogi.ru 1


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ


ГОУ г. Москва ЦО №1408

«Согласовано» «УТВЕРЖДАЮ»

НМЦ ЮВОУО Директор ГОУ г.Москвы ЦО №1408


______________________ _______________ Т.А.Пашутина


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Мультипликация»

Возраст обучающихся: 9-11 лет

Срок реализации: 2 года

Составитель: Александрова И.В.


Преподаватель:

Александрова И.В.


Москва

2011 год

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Наименование ОУ: ГОУ г.Москвы Центр образования №1408

Наименование программы: «Мультипликация»

Автор программы: И.В.Александрова

Составитель программы: И.В. Александрова

Направленность образовательной программы: научно-техническая

Тип программы: адаптированная

Уровень реализации программы: первый год обучения

Срок и этапы реализации: 2 года

Количество часов в неделю/ год: 2 часа/ 76 часов

Возрастная группа: 9-11 лет

Целеполагание: формирование и развитие логического мышления и художественного воображения; памяти, внимания, творческого подхода к решению задачи, образного мышления; развитие межличностных отношений; осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению учащихся.

Ожидаемые результаты: Умение находить алгоритм решения, уметь логически мыслить и творчески подходить к заданию, аккуратно использовать в работе мультимедийное оборудование.

Материально-техническое обеспечение: компьютеры фирмы IBM (OS Windows XP), - 11 шт.; мультимедийный проектор; лазерный принтер; сканер; колонки, наушники, микрофоны; локальная сеть, сеть Интернет.


Методическое обеспечение: компьютерная среда ПервоЛого 3.0; ИНТ. Программные продукты Лого (http://www.int-edu.ru/logo/); Истомина Т.Л. Обучение информатике в среде Лого, 2007; Яковлева Е.И. ЛогоМозаика. М.: Институт новых технологий, 2008.

Пересечение с образовательным стандартом: 30%


«Согласовано» _________________________________________________________

Число, год ___________________ Подпись методиста ______________________

Пояснительная записка

Настоящая программа имеет научно-техническую направленность и предназначена для получения младшими школьниками дополнительного образования в области новых информационных технологий.

Необходимость приобщения младших школьников к современным информационным технологиям обусловлена быстрыми темпами появления новых устройств и технологий, радикальными изменениями технологических средств получения и обработки информации.

Программа основана на адаптации к условиям дополнительного образования предметов, изучаемых в рамках основной программы: информатика и ИКТ, литература, русский язык, изобразительное искусство, окружающий мир, музыка.

К числу таких форм адаптации относится комплексное искусство мультипликации, близкое и понятное детям.

Мультипликация предоставляет большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей. В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями руки ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений; цвета, ритма, движения. Творческие способности, направленные на создание нового, формируются только на нестандартном материале, который делает невозможным работу по существующему шаблону, анимация - искусство, разрушающее все стереотипы изображения, движения, создания образов.


Универсальная учебная компьютерная среда ПервоЛого разработана российским Институтом новых технологий образования совместно с канадской фирмой Logo Computer Systems Inc.

Программа интегрирует графику, программирование, мультипликацию, звуки, графический текст и позволяет осуществлять проектный подход к занятиям по всем направлениям учебного плана, а так же объединять на одном уроке различные школьные дисциплины.

ПервоЛого3.0 обладает всеми мультимедийными и Интернет-возможностями своего "старшего брата" - программы ЛогоМиры 2.0. В частности, можно опубликовать свой проект в сети Интернет. Установив так называемый Web-плеер, любой посетитель страницы сможет увидеть проект в действии прямо в сети через браузер. Кроме того, в программу входят: графический редактор (тысячи цветов), музыкальный редактор, до сотни черепашек, 64 полноцветных формы для них, параллельные процессы, встроенный справочник и многое другое. Таким образом, ученики имеют мощный инструмент для создания собственных проектов, в том числе мультимедийных презентаций на любую тему

Новизна данной программы заключается в самом понятии проекта в Перволого:


  • Задание сформулировано достаточно свободно.

  • Имеется цель – содержательно понятная и привлекательная для реализации.

  • По мере выполнения задания цель может уточняться.

Лого – это философия образования, это компьютер для детей, это индивидуальное обучение, конструктивизм: ребёнок как зодчий, это развитие творческих способностей, это развитие практических навыков решения ежедневных задач.

Лого – эффективное программно-педагогическое средство, развивающее интеллект, умение решать задачи, познавательные способности и творческое мышление детей, а использование в начальной школе информационных технологий создает условия для самостоятельной творческой деятельности ребят.

Программа составлена на основании:


  • Учебного плана ГОУ г. Москва ЦО №1408 на 2011-2012 учебный год;

  • Закона об образовании от 1992 г.

  • Решения Коллегии Министерства образования РСФСР, май 1992г. Положение об учреждении дополнительного образования 1995г.

  • Инструкции по технике безопасности.



ЦЕЛЬ: овладение младшими школьниками навыками работы на компьютере, умением работать с различными видами информации, освоение основ программирования и приобретение умений в совместной проектно-творческой деятельности.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

  1. Развивать творческие способности и логическое мышление детей.

  2. Освоение навыков в работе на компьютере с использованием интегрированной графической среды ПервоЛого.

  3. Обучение основам алгоритмизации и программирования.

  4. Овладение умением работать с различными видами информации, в т.ч. графической, текстовой, звуковой.

  5. Развитие образного, художественного мышления.

  6. Развитие мелкой моторики.

  7. Приобщение к проектно-творческой деятельности.

  8. Развитие межпредметных связей: информатика; русский язык; литература; изобразительное искусство; музыка.

Воспитательные:

  1. Формирование потребности в саморазвитии.

  2. Формирование активной жизненной позиции.

  3. Развитие культуры общения.

  4. Развитие навыков сотрудничества.

Развивающие:

  1. Развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность.

  2. Развитие чувства прекрасного.

  3. Развитие умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Решение данных задач способствует:
  • выработке осознанных навыков в работе на компьютере, в том числе при обработке различных видов информации;


  • формированию алгоритмического мышления школьников;

  • развитию навыков проектно-творческой деятельности;

  • воспитанию целеустремленности и результативности в процессе решения учебных задач.

Данная программа рассчитана на 2 года обучения детей 9-11 лет. В первый год обучения занятия проводятся по 2 часа в неделю, всего за год 76 часов, на втором году обучения занятия также проводятся по 2 часа в неделю – 76 часов в год, всего за 2 года – 152 часа.

Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Каждое занятие включает в себя элементы теории, практики, демонстрации.

На втором году обучения наиболее удачная форма организации труда – коллективное выполнение работы.

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ, оценка. Наиболее подходящая форма оценки – демонстрация, защита работы, выступление перед зрителями, итоговый показ мультипликационного проекта.

В конце 1 года обучения – конкурс индивидуальных мультфильмов, защита проектных работ с использованием мультимедийного оборудования.

В конце 2 года обучения учащиеся имеют коллективный мультимедийный проект.

Ожидаемые результаты обучения – умение самостоятельно составить алгоритм решения задачи, создать формы для разработанного сюжета, «оживить» созданные формы и в результате воплотить в жизнь творческий проект в интегрированной мультимедийной среде ПервоЛого.

Способ проверки – отработка типовых задач на компьютере, выполнение практических работ, обсуждение результатов выполнения индивидуальных практических заданий, показ тематических работ среди учащихся ДОП, итоговый конкурс компьютерных проектов.

Формами подведения итогов являются демонстрационные тематические показы работ среди учащихся, а также итоговые конкурсы компьютерных мультипликационных проектов. Лучшие работы ученики могут представить на школьные, окружные и городские конкурсы проектов по информатике и ИКТ.


Тематический план

№ п/п

Наименование темы

Количество занятий

Теор.

Практ.

1 год обучения – 76 часов




Вводное занятие, консультации.

3

1

1.

Интегрированная среда Перволого 3.0. Понятие альбома. Создание альбома.

2

2

2.

Рабочее поле Перволого, меню, инструменты, закладки, формы.

2

2

3.

Графические возможности Перволого - «Рисовалка».

1

9

4.

Понятие черепашки, формы черепашки, работа с черепашкой.

2

8

5.

Команды управления черепашкой. Понятие кнопки.

4

16

6.

Взаимодействие объектов, сложные (ветвящиеся) алгоритмы.


4

19

7.

Конкурс творческих проектов (мульфильмов в среде Перволого 3.0)




1




ИТОГО: 76 часов

18

58

2 год обучения -76 часов

1.

Написание собственных команд управления черепашкой, создание собственных кнопок.

4


14

2.

Работа с текстовой информацией.

1

5

3.

Работа с графической информацией.

1

5

4.

Работа со звуком.

1

5

5.

Работа с видео.

1

1

6.

Создание простых мультимедийных проектов.

1

5

7.

Разработка индивидуального творческого мультимедийного проекта.


2

28

8.

Конкурс творческих проектов (мульфильмов в среде Перволого 3.0)




2




ИТОГО: 76 часов

11

65

Содержание курса

Первый год обучения.

Вводные занятия. Правила техники безопасности и поведения в кабинете информатики, консультации с учащимися и родителями, тестирование детей.

1. Интегрированная среда Перволого 3.0. Понятие альбома. Создание альбома.

Понятие альбома, как создать, изменить, открыть, сохранить альбом, демонстрация альбома, печать листов альбома. Справка Перволого.


  1. Рабочее поле Перволого, меню, инструменты, закладки, формы.

Знакомство с рабочим полем программы, закладки, содержание альбома. Знакомство с инструментами, формами Черепашки, сохранение альбома.

  1. Графические возможности Перволого - «Рисовалка».

Создание рисунка с использованием инструментов, работа с фрагментами рисунка, палитра, библиотека картинок и фонов; копирование, удаление, перемещение и изменение рисунка. Создание рисунков: “Деревенский пейзаж”, “Подводный мир”, “Космос”. Создание рисунка на свободную тему.

  1. Понятие черепашки, формы черепашки, работа с черепашкой.

Как надеть форму на черепашку, создание новой формы, создание рисунка с использованием форм Черепашки, изменение рисунка и форм Черепашки. Как поместить форму в качестве картинки на лист.
  1. Команды управления черепашкой. Понятие кнопки.


Команды управления Черепашкой; оживление рисунка: простейший алгоритм движения объекта, создание мультипликационного эффекта; создание новых форм и оживление их; создание мультипликационного сюжета. Оживление сюжетов: “Деревенский пейзаж”, “Подводный мир”, “Космос”. Вставка кнопок в мультфильм. Создание мультипликационного сюжета на свободную тему.

6. Взаимодействие объектов, сложные (ветвящиеся) алгоритмы.

Реагирование объектов друг на друга, реагирование объектов на цвет, управление объектами при помощи светофора; создание сложного мультипликационного сюжета. Создание мультипликационного сюжета: “Регулируемый перекресток”, «Встреча». Мультипликационный сюжет на свободную тему.

  1. Конкурс творческих проектов (мультфильмов в среде Перволого 3.0)



Второй год обучения.

1. Написание собственных команд управления черепашкой, создание собственных кнопок.

Создание собственных команд, имя команды, как посмотреть и отредактировать текстовую запись команды, создание конечных циклов выполнения команд, одновременное движение нескольких черепашек. Создание собственных кнопок управления.

2. Работа с текстовой информацией.

Текстовое окно, размер и цвет шрифта, проверка правописания, изменение размера и перемещение текста, как использовать текст в качестве формы или значка.

3. Работа с графической информацией.

Использование графических файлов для создания рисунков и фона, вставка фона для листа из файла. Работа на сканере. Обучение сканированию рисунка. Использование графических файлов в проекте. Разработка проекта “Новогодняя открытка”.

4. Работа со звуковой информацией.

Запись звука, вставка звука из файла, прослушивание звуковой информации; создание мелодии, вставка музыки из файла, воспроизведение музыки.

5. Работа с видео.


Как скопировать видео, как изменить свойства видео, как изменить размер видео.

6. Создание простых мультимедийных проектов.

Создание мультимедийных проектов: “Деревенский пейзаж”, “Подводный мир”, “Скачки”, “Космос”, “Домик в деревне”, “Регулируемый перекресток”, “Игра хоккей”, “Фигурное катание”; кнопки, оглавление альбома, сохранение альбома.

7. Разработка индивидуального творческого мультимедийного проекта.

Индивидуальная работа по разработке творческого мультимедийного проекта.

8. Конкурс творческих проектов в среде ПервоЛого.

Защита творческих проектов на конкурсе, награждение победителей дипломами, грамотами, ценными подарками.

Методическое обеспечение программы.

Данная образовательная программа реализуется в виде аудиторных занятий. Аудиторные занятия имеют форму беседы (создании сюжета, эскизов героев и их движений), демонстрации видеоурока и его обсуждение, демонстрации разработанного задания, его обсуждения, выполнения практического задания по образцу и практических индивидуальных заданий на компьтеризированных рабочих местах. Основной упор сделан именно на практические занятия, в ходе которых учащиеся приобретают устойчивые навыки работы с компьютерной техникой и подготовки требуемой информации (фонов, форм, сканированных рисунков, музыки).

Навыки самостоятельной работы развиваются в ходе индивидуального взаимодействия учащихся с преподавателем во время занятий.

Тема 1. Интегрированная среда Перволого 3.0. Понятие альбома. Создание альбома.

Беседа и видеоурок №1 «Понятие альбома в Перволого»; практическая работа «Мой первый альбом»; индивидуальное задание.


Тема 2. Рабочее поле Перволого, меню, инструменты, закладки, формы.

Беседа; работа с эскизами героев; видеоурок №2 «Рабочее поле программы Перволого»; практическая работа «Создание коллекции героев».


Тема 3. Графические возможности Перволого - «Рисовалка».

Беседа, Видеоурок №3 «Возможности рисования в Перволого», создание сюжета, практическая работа «Создание собственных рисунков, редактирование готовых фонов».

Тема 4. Понятие черепашки, формы черепашки, работа с черепашкой.

Беседа, Видеоурок №4 «Использование форм», создание эскизов, практическая работа «Рисование собственных форм», индивидуальные задания.

Тема 5. Команды управления черепашкой. Понятие кнопки.

Беседа, Видеоурок №5 «Команды управления черепашкой», создание сюжета простого мультфильма на заданную тему, практическая работа «Оживи картинку».

Тема 6. Взаимодействие объектов, сложные (ветвящиеся) алгоритмы.

Беседа, работа с рисованными героями и сюжетами в альбомах, Видеоурок №6 « Создание интерактивных проектов», Практические работы «Создание кнопок», «Создание событий», «Встреча объектов», работа по индивидуальным заданиям, создание собственного мультфильма.

Тема 7. Конкурс творческих проектов (мультфильмов в среде Перволого 3.0)

Демонстрация проектов-мультфильмов всех учащихся кружка с использованием проектора и средств мультимедиа.

Материально-техническое обеспечение


  1. Наличие индивидуальных компьютеров для возможности индивидуальной работы каждого ученика.

  2. Программа Пролого 3.0.

  3. Возможность выхода в Интернет.

  4. Электронный учебник Пролого 3.0.

  5. Видеоуроки.

  6. Демонстрационные уроки и проекты на каждую тему.

  7. Мультимедийное оборудование.

  8. Сканер.

В основу обучения положены практические групповые занятия, проводимые в классе, оснащенном современными персональными компьютерами, подключенными к локальной сети. Продолжительность занятия – 1 час, в том числе на компьютере не более 30 мин. Одним из главных методов изучения материала является самостоятельное выполнение практических заданий на компьютере.



Литература для преподавателя


  • Сопрунов С.Ф., Ушаков А.С., Яковлева Е.И. ПервоЛого 3.0: справочное пособие. М.: Институт новых технологий, 2008

  • Баракина Т.В. Основы моделирования в начальном курсе информатики.// Информатика и образование. № 3, 2007. С. 83-91.

  • Богомолова Е.В. Психолого-педагогические аспекты обучения информатике в начальной школе: Учебно-методическое пособие. Рязань, 2005.

  • Методическая газета для учителей информатики “Информатика”, Издательский дом “Первое сентября”, № 6, № 8 2006 года, № 23 2008 года.

  • Ильясова Э.Н. Психолого-педагогические проблемы информатизации начального образования: Учебно-методические материалы для студентов. Стерлитамак, 2006.

Литература для учащихся

  • Истомина Т.Л. Обучение информатике в среде Лого, 2007

  • Яковлева Е.И. ЛогоМозаика. М.: Институт новых технологий, 2006

  • ИНТ. Программные продукты Лого (http://www.int-edu.ru/logo/)