zapogi.ru 1

Требования К оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования


обществознание


Основания и цели разработки требований.

Настоящие рекомендации разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по обществоведению (для основной средней школы, базового и профильного уровней полной средней школы).

Требования представляют собой оптимальные рекомендации к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые в условиях ввода государственного стандарта по обществоведению. Они включают перечни книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий, компьютерных и информационно-коммуникационных средств, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий.

Новизна разработанных требований.

В отличие от существовавших ранее перечней средств обучения и учебного оборудования по обществоведению настоящие требования ориентированы не только на обеспечение наглядности процесса обучения, но и, прежде всего, на создание необходимых условий для реализации требований к уровню подготовки выпускников. Государственный стандарт по обществоведению предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, развитие у учащихся широкого комплекса общих учебных и предметных умений, овладение способами деятельности, формирующими познавательную, информационную, коммуникативную компетенции. Материально-техническое обеспечение учебного процесса должно быть достаточным для эффективного решения этих задач. Поэтому требования включают не только объекты, выпускаемые в настоящее время, но и перспективные, создание которых необходимо для эффективной работы по новому стандарту.

Принципы отбора объектов и средств материально-технического обеспечения.

В перечнях объектов и средств материально-технического обеспечения, вошедших в состав настоящих рекомендаций, представлены не конкретные названия, а, прежде всего, общая номенклатура объектов. Это вызвано тем, что в современных условиях происходит перестройка производственного сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, существенно меняется содержательная основа учебников и учебных пособий, вводятся в широкую практику преподавания принципиально новые носители информации. Так, например, значительная часть учебных материалов, в том числе тексты источников, комплекты иллюстраций, карты, схемы, таблицы, диаграммы все чаще размещаются не на полиграфических, а на мультимедийных носителях. Появляется возможность их сетевого распространения и формирования на базе учебного кабинета собственной электронной библиотеки. Кроме того, многие средства и объекты материально-технического обеспечения являются взаимозаменяемыми, поскольку их использование призвано обеспечить не только преподавание конкретных предметных тем, но и, прежде всего, создание условий для формирования и развития умений и навыков учащихся.


Таким образом, настоящие требования выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени обучения, установленных стандартом. Они исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации и ее источников.


Реализация принципа вариативности; преемственность на разных ступенях образования; учет внутрипредметных и межпредметных связей.

Специфика каждого образовательного учреждения может учитываться при использовании средств обучения по обществоведению в различных комбинациях с оборудованием и средствами обучения по другим социально-экономическим дисциплинам (экономике, праву). Особенно целесообразно создание специализированного кабинета социально-гуманитарных предметов в школах соответствующего профиля. Возможно включение рекомендуемых средств обучения по обществоведению в комплект единого кабинета истории и обществоведения.

Настоящие требования могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления собственной базы материально-технических средств обучения (в том числе в виде мультимедийных продуктов, создаваемых учащимися, электронной библиотеки, видеотеки и т.п.).

Расчет количественных показателей.

Количество учебного оборудования приводится в рекомендациях в расчете на один учебный кабинет. При этом использование значительной части указанных технических средств связано с выполнением не только внутрипредметных, но и общеучебных задач. Оснащение этими техническими средствами кабинета обществоведения рассматривается как элемент общего материально-технического оснащения образовательного учреждения.


Расчет количественных показателей средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает среднюю наполняемость класса (25-30 учащихся). Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:


  • Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),

  • К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса),

  • Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся),

  • П – комплект, необходимый для практической работы в малых группах (6-7 экз.).

Характеристика учебного кабинета.

Помещение кабинета обществоведения должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2. 178-02). Помещение должно быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся. Особую роль в этом отношении играет создание технических условий для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения (в т.ч. для передачи, обработки, организации хранения и накопления данных, сетевого обмена информацией, использования различных форм презентации результатов познавательной деятельности)





Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Необходимое количество

Примечания

Основная школа


Старшая школа

Базов.

Проф.

1.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)




Стандарт основного общего образования по обществоведению

Д













Стандарт среднего (полного) общего образования по обществоведению (базовый уровень)




Д










Стандарт среднего (полного) общего образования по обществоведению (профильный уровень)







Д







Примерная программа основного общего образования по обществоведению

Д













Примерная программа среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществоведению




Д










Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по обществоведению







Д







Авторские рабочие программы по курсам обществоведению

Д

Д

Д







Учебник для 6 класса

К







В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Минобрнауки РФ.


При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете обществоведению, и по несколько экземпляров учебников из других УМК по обществоведению. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического

обеспечения кабинета.




Учебник для 7 класса

К










Учебник для 8 класса

К








Учебник для 9 класса

К










Учебник для 10 класса (базовый)




К







Учебник для 10 класса (профильный)







К




Учебник для 11 класса (базовый)




К







Учебник для 11 класса (профильный)







К




Рабочая тетрадь для 6 класса


К







В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетради, соответствующие используемым комплектам учебников.





Рабочая тетрадь для 7 класса


К








Рабочая тетрадь для 8 класса


К










Рабочая тетрадь для 9 класса

К










Дидактические материалы по всем курсам

Ф

Ф

Ф

Сборники познавательных и развивающих заданий, а также контрольно-измерительные материалы по отдельным темам и курсам.




Хрестоматия для 6 класса

К







Возможно включение в состав библиотечного фонда хрестоматий разработанных для других УМК.




Хрестоматия для 7 класса

К










Хрестоматия для 8 класса

К










Хрестоматия для 9 класса

К








Хрестоматия для 10 класса






К

К

В перспективе целесообразно издание тематических хрестоматий и сборников документов для изучения обществоведения на базовом уровне в рамках различных профилей, а также для изучения элективных курсов по обществоведению.




Хрестоматия для 11 класса




К

К




Сборник заданий и задач для 6 класса

Ф/П







Возможно включение в фонд кабинета практикумов, разработанных для других УМК по обществоведению.




Сборник заданий и задач для 7 класса

Ф/П










Сборник заданий и задач для 8 класса

Ф/П










Сборник заданий и задач для 9 класса

Ф/П









Сборник заданий и задач для 10 класса





Ф/П

Ф/П




Сборник заданий и задач для 11 класса




Ф/П

Ф/П




Книги для чтения по курсу обществоведения 6-9 класса

П







Необходимы для подготовки докладов и сообщений; Научные, научно-популярные и художественные издания, необходимые для подготовки докладов, сообщений, рефератов и творческих работ должны содержаться в фондах школьной библиотеки




Книги для чтения по курсу обществоведения для 10-11 класса




П

П




Научная, научно-популярная, художественная общественно-политическая и историческая литература.

П

П

П




Учебный словарь по обществознанию для основной школы.

П













Учебный словарь по обществознанию для старшей школы.




П

П







Справочные пособия (энциклопедии, словари по экономике, праву, социологии, философии, политологии, демографии, социальной психологии).

П

П

П







Книга для учителя обществознания (раскрывающая научное содержание основных проблем и тем курса)

Д

Д

Д







Методические пособия для учителя (рекомендации к проведению уроков)

Д

Д

Д

2

Печатные пособия





Таблицы по основным разделам курса

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф

Таблицы, схемы, диаграммы и графики могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях.




Схемы по обществоведению (отражающие причинно-следственные связи, системность социальных объектов, явлений и процессов)

Д/Ф


Д/Ф

Д/Ф




Диаграммы и графики, отражающие статистические данные различных социальных процессов

Д/Ф

Д/Ф

Д/Ф



Комплект «Государственные символы Российской Федерации»

Д

Д

Д


3.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства





Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам обществоведения

Д/П

Д/П

Д/П

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения, либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля)




Электронные библиотеки по курсу обществоведения

Д

Д

Д

Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить тематические базы данных, фрагменты источников и текстов из научных и научно-популярных изданий, таблицы, схемы, диаграммы и графики, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы. Электронные библиотеки могут размещаться на CD ROM, либо создаваться в сетевом варианте (в т.ч. на базе образовательного учреждения).





Игровые компьютерные программы (по тематике курса обществоведения)

Д







Для домашнего использования

4.

Экранно-звуковые пособия





Видеофильмы по обществоведению

Д

Д

Д



Могут быть в цифровом и компьютерном видах




Слайды (диапозитивы) по тематике курсов обществоведения.

Д

Д

Д




Аудиозаписи и фонохрестоматии по обществоведению

Д

Д

Д

5.

Технические средства обучения (ТСО)


При отсутствии автоматизированного рабочего места учителя (АРМ)




Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления карт и таблиц

Д

Д

Д





Экспозиционный экран

Д

Д

Д







Видеомагнитофон, (видеоплейер) *

Д

Д

Д







Телевизор с универсальной подставкой

Д

Д

Д

Телевизор не менее 72 см диагональ




Аудио-центр.

Д

Д

Д

Аудио-центр с возможностью использования аудио-дисков CD R, CD RW, MP3, а также магнитных записей.




Мультимедийный компьютер с графической операциональной системой, универсальными портами с приставками для записи компакт-дисков, звуковыми входами и выходами, оснащенный колонками, микрофоном и наушниками, с возможностью подключения к Internet.

Д

Д

П

Пакет прикладных программ (текстовых, табличных, графических, презентационных.




Сканер

Д

Д

Д





Принтер лазерный

Д

Д

Д







Копировальный аппарат

Д

Д

Д

Копировальный аппарат может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения.




Графопроектор (Оверхед)










Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения.




Диапроектор (Слайдпроектор)

Д

Д

Д







Мультимедийный проектор

Д

Д

Д

Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения.




Средства телекоммуникации

Д

Д

Д

Средства телекоммуникации, включающие электронную почту, Интернет, создаются в рамках материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения при наличии необходимых финансовых и технических условий



6.

Учебно-практическое оборудование




Ящики для хранения таблиц
















Укладки для аудиовизуальных средств (слайдов, кассет и др.)
















Штатив для карт и таблиц