zapogi.ru 1


Организация творческой деятельности учащихся

на уроках обществознания и во внеурочной деятельности

средствами информационно – коммуникационных технологий.


Актуальность проекта.

Социально-экономические перемены, происходящие в России, требуют новых подходов в сфере политики, экономики, культуры и, прежде всего, образования. Цели обществоведческого образования в современной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета воспитывать у молодого поколения готовность жить и действовать в информационном обществе, легко адаптироваться в быстро меняющемся социуме, стремиться к творческой преобразующей деятельности и выходу за пределы стандартного опыта.

Успешность работы школы сегодня оценивается уровнем сформированности личностных качеств, способных к самостоятельной творческой деятельности, владеющей современными информационными и коммуникационными технологиями (ИКТ).


Актуальность данного проекта обусловлена противоречиями между:

1) потребностями общества в информационно-ориентированной творчески развивающейся личности и недостаточным использованием высокого потенциала информационных технологий для ее развития;

2) наличием огромного воспитывающего потенциала образовательной среды и односторонностью педагогического процесса, его слабой эффективностью в решении задач развития творческих способностей учащихся;

3) необходимостью целенаправленного развития творческой деятельности школьников в информационно-коммуникационной среде и отсутствием соответствующих педагогических моделей.

Данные проблемы определили выбор темы проекта.

Цель исследования: разработать, научно обосновать, экспериментально проверить модель организации творческой деятельности учащихся на уроках обществознания в условиях использования ИКТ.

Объект исследования: творческая деятельность учащихся.


Предмет исследования: организация творческой деятельности школьников на уроках обществознания и во внеурочной деятельности средствами ИКТ.


Развитие творческой деятельности учащихся средствами ИКТ позволили сформулировать гипотезу исследования:

творческая деятельность учащихся средствами ИКТ будет развиваться более эффективно, если:

- создана система непрерывного обучения ИКТ, позволяющая использовать информационные системы в качестве средства развития их творческой деятельности;

- образовательная среда информационно насыщена, представляющая собой единство учебной и внеучебной деятельности, создающая условия для творческого самоопределения и саморазвития учащихся;

- технология организации творческой деятельности построена на принципах личностно-ориентированного образования и имеет определенную структуру технологически последовательной системы форм, методов и средств, обеспечивающих деятельностное освоение содержания и непрерывное развитие творчества учащихся.

В соответствии с целью исследования и его гипотезой в работе были поставлены следующие задачи:

- изучить специфику творческой деятельности учащихся;

- проанализировать степень разработанности проблемы использования ИКТ в целях развития творческой деятельности учащихся;

- создать модель развития творческой деятельности учащихся на уроках обществознания и во внеурочной деятельности;

- осуществить экспериментальную проверку эффективности разработанной модели организации творческой деятельности учащихся средствами ИКТ.


В ходе решения поставленных задач применялись следующие методы исследования:

- теоретические методы: анализ психологической, педагогической, методической литературы по теме исследования. Моделирование, систематизация, классификация, обобщение, сравнение, анализ и обобщение педагогического опыта и др.;


- методы эмпирического исследования: наблюдение, тестирование, анкетирование, собеседование, педагогический эксперимент, анализ результатов деятельности учащихся;

- математико-статистические методы обработки данных исследования.


Теоретико-методологическую основу данного проекта составляют:

- психолого-педагогические подходы к организации творческой деятельности учащихся в учебном процессе (Ш.А.Амонашвили, В.И.Андреев, Ю.К.Бабанский, Л.С.Выготский и др.);

- концепции личностно-ориентированного (М.А.Викулина, П.Я Гальперин, И.С.Якиманская и др.) подхода в организации деятельности;

- концептуальные разработки вопросов компьютеризации и информатизации школы (Е.П.Велихов, В.М.Глушков, А.П.Ершов, Г.А.Звенигородский, О.А.Козлов и др.);

- модели педагогических систем с направленностью на творческое развитие (В.А.Андреев, И.П.Иванов, В.А.Караковский, Г.К.Селевко и др.).


Проанализировав и обобщив данные теоретических источников — психолого-педагогической и методической литературы по теме проекта, была предприняла попытка отразить своё видение вопроса организации творческой деятельности средствами ИКТ.

Использование ИКТ даёт широкий спектр для организации творческой деятельности школьников; проявления и развития их творческих способностей.

Творческая деятельность учащихся — это «вид учебной деятельности, направленный на решение учебно-творческих задач, осуществляемых преимущественно в условиях применения педагогических средств косвенного или перспективного управления, ориентированных на максимальное использование самоуправления личности, результат которой обладает субъективной новизной, значимостью и прогрессивностью для развития личности и, особенно, ее творческих способностей» (В.А. Андреев).


Задачи и теоретико-методологические основы проекта определили структуру работы:

В подготовительный период было рассмотрено современное состояние информатизации школы; определена степень разработанности в педагогической теории и передовой педагогической практике проблемы формирования самостоятельной деятельности учащихся средствами ИКТ; осуществлен подготовительный эксперимент.

Информатизация в нашей школе происходит по четырём основным направлениям:

- оснащение материально – технической базы;

- информатизация учебного процесса, создание электронных образовательных ресурсов;

- формирование базовой ИКТ – компетентности учителей;

- формирование ИКТ – компетентности учащихся.

На сегодняшний момент базовая информационная среда школы (административный цифровой блок + цифровая зона библиотеки) дополнена ИКТ кабинетом на 11 рабочих мест, объединённых в локальную сеть, с выходом в Интернет, с выделенным местом для учителя и проектором; цифровыми зонами учебных кабинетов; современным ИКТ оборудованием в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Наряду с техническим оснащением уделяется внимание и программно - методическому вопросу: программному обеспечению, созданию электронных образовательных ресурсов, базы мультимедийных презентаций и т.д.

Всё это накладывает условия на уровень квалификации педагогов школы, показывает ту степень их ИКТ – компетентности, которая необходима для реализации непрерывного информационного образования школьников.


Период опытно-экспериментальной работы проходил в три этапа.


На первом этапе исследования проводился анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме проекта; определялись объект, предмет, понятийный аппарат исследования, уточнялись критерии оценки сформированности творческой деятельности учащихся;

Взяв за основу виды деятельности, реализуемые обучающимися в процессе творчества, свойства личности были разделены на четыре группы:


- осознанная мотивация на творческую деятельность и использование ИКТ;

-осознание потребности в творческой деятельности;

- проявление творческого потенциала, самостоятельности в достижении результатов;

- умение общаться.

Выделенные свойства выступают критериями сформированности творческой деятельности школьников: мотивационно-ценностным, когнитивным, операционно-творческим, коммуникативным.

Выделенные критерии находятся в тесной взаимосвязи, взаимно влияют и дополняют друг друга, не противоречат теоретическим положениям психолого-педагогических наук.

была создана модель организации творческой деятельности учащихся в условиях использования ИКТ на основе личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов.


На втором этапе определялось содержание уровней сформированности творческой деятельности школьников средствами ИКТ;

На основе выделенных, на первом этапе работы над проектом, критериев становится возможным характеристика учащихся по уровням сформированности творческой деятельности.

Школьник, находящийся на низком уровне, не осознаёт потребности в творческой деятельности, не владеет знаниями о своих личностных качествах и способностях, редко проявляет самостоятельность в творческой деятельности, не проявляет стремления к самосовершенствованию. Умения общаться и использовать различные средства коммуникации - не сформированы. Мотивом творческой деятельности на данном уровне является момент избегания неудачи.

Средний уровень сформированности творческой деятельности характеризуется недостаточным осознанием потребности в творческой деятельности. Школьник, находящийся на этом уровне, способен в большинстве случаев проявлять творческий потенциал и самостоятельность. Умения общаться и использовать различные средства коммуникации - сформированы, но применяются в деятельности частично. Мотивом творческой деятельности выступает ответственность, интерес к общению и информационно – коммуникационным технологиям.


Высокий уровень предполагает осознание потребности в творческой деятельности, глубокие знания своих способностей и личностных качеств, применение творческого потенциала и самостоятельности в различных ситуациях. Сформированы коммуникативные умения, которые активно используются в практической деятельности. Уровень школьной мотивации высок, проявляется в творческой самореализации средствами ИКТ.

Осуществлялось воплощение разработанной модели в практическую деятельность; подбиралась методика исследования творческой деятельности учащихся и проводилась их диагностика (Уровень мотивации - методика М.В.Матюхиной в модификации Н.Ц.Бадмаевой, уровень творческого потенциала и креативности).

На третьем этапе проводилось сравнение данных констатирующего и контрольного этапов эксперимента; статистическая и графическая обработка результатов; оформлялись результаты исследования; формулировались общие выводы по итогам реализованного проекта.

Итогом реализации проекта является:


  1. Разработанная и апробированная модель организации творческой деятельности учащихся в условиях использования ИКТ.

  2. Положительная динамика мотивации школьников; творческого потенциала и креативности; сформированности творческой деятельности, что свидетельствует об эффективности применения модели.

  3. Доля участия учащихся в творческих конкурсах, в том числе с применением ИКТ, конференциях из года в год возрастает, к тому же уровень конкурсов становится более масштабным: от муниципального и областного уровня до всероссийского:




    • Творческий конкурс ТГУ имени Г.Р.Державина, Номинация «Основы государства и права» исследовательская работа «Избирательная система современной России»

( III место -2008г.)

  • Областной конкурс «Юные корреспонденты»

Номинация « Лучший издательский центр» (специальный диплом -2009г.)


  • муниципальная НПК «Грани творчества» - проект «Предвыборная кампания как социально-политическая картина региона » (I место – 2009г.)

  • «Правонарушения и преступления подростков: аналитика и размышления» (II место – 2008г.)

  • Муниципальный конкурс, на лучший агитационную листовку (I место – 2009г.)

  • Всероссийский открытый конкурс « Первые шаги 2007» номинация

« Россия в рамках ушедшего столетия» ( лауреат 2007г.)

Выводы:

Влияние информационно – коммуникационных технологий на организацию творческой деятельности школьников велико. Использование информационных возможностей компьютерных технологий, их сочетание в учебном и внеучебном процессах, создаёт подлинный прорыв в развитии творчества учащихся.