zapogi.ru 1

Материал подготовила Толстоногова Е.Э.

Особенности произносительной стороны речи при дизартрии

Дизартрия – нарушение звукопроизносительной речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Иначе говоря, это такое нарушение речи, при котором страдает связь центральной нервной системы и речевого аппарата. В результате нарушается произносительная сторона речи.

Основные проявления дизартрии состоят в расстройстве всего произношения (это нарушения артикуляции звуков, а также голоса, темпа, ритма и всей интонации в целом). При дизартрии может нарушаться звукопроизношение как согласных, так и гласных звуков.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная», невыразительная речь, плохая дикция, в более тяжелых – наблюдаются искажения, замены и пропуски звуков, страдает темп, выразительность, интонация, и в целом произношение становится невнятным.

Дизартрия у детей наблюдается при различных органических поражениях мозга. Возникает она в результате какой-либо патологии во время беременности, родовой травмы либо может быть следствием каких-либо перенесенных в раннем детстве заболеваний. Наиболее часто дизартрии встречаются при детском церебральном параличе (ДЦП).

Существуют различные формы дизартрии, однако для всех ее форм характерны определенные нарушения, которые внимательный родитель сможет заметить.

Во-первых, стоит обратить внимание на общую моторику. Ребенок может мало или плохо двигаться, быстро уставать от нагрузок. На музыкальных занятиях и во время танцев это может проявляться в нарушениях ритма.

Показательна также мелкая моторика. Если ребенок затрудняется в застегивании пуговиц, шнуровании ботинок, не любит рисовать, раскрашивает неаккуратно, стоит насторожиться.


Однако самые основные показатели при дизартрии – это нарушения артикуляционной моторики, лицевой мускулатуры. Может это проявляться следующим образом. Мышцы лица у ребенка находятся в постоянном напряжении, из-за чего мимические движения отсутствуют или же они слабо выражены. Губы находятся в состоянии застывшей полуулыбки, а язык толстый и малоподвижный. Это признак спастичности мышц. Также артикуляционные мышцы могут, наоборот, быть вялыми, что выражается в опущенных уголках губ (которые остаются такими даже, когда ребенок говорит). Язык при этом тонкий, вялый, мало активный. Это уже признак паретичности языка и губ. Также нарушения артикуляционной моторики могут проявляться в виде дрожания языка, множестве хаотичных движений артикуляционного аппарата при попытке подобрать подходящее положение губ и языка. Также следует обратить внимание на повышенное слюноотделение во время речи.

Помимо прочего для дизартрии характерны нарушения голоса, речевого дыхания (речь может быть на вдохе либо речевой выдох укорочен и ребенок как бы «захлебывается» в момент речи) и интонационные расстройства, которые чаще встречаются в виде недостаточной силы голоса, нарушений тембра голоса и слабой выраженностью или полным отсутствием голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона).

Очень важно понимать, что при дизартрии требуется ранняя, длительная и систематическая логопедическая работа.

Так как формирование произносительной стороны речи – это сложный процесс, в ходе которого ребенок учиться воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизведения, то не стоит ожидать результатов сразу. На исправление произносительной речи при дизартрии могут уйти месяцы и даже годы (в зависимости от степени выраженности и формы дизартрии).

Эффективность коррекционного воздействия в устранении нарушений произносительных дефектов у детей с дизартрией во многом зависит от раннего начала логопедических занятий, систематичности их проведения, а также от взаимосвязи в работе логопеда и родителей (обязательное выполнение рекомендаций логопеда, врача-невропатолога, массажиста, специалиста по ЛФК и других специалистов).


В качестве примера приводим некоторые упражнения по развитию речевого и неречевого дыхания и артикуляционной моторики (однако не следует забывать, что данными упражнениями логопедическая работа при дизартрии не ограничивается!)

Упражнения для развития дыхания.

Кто дальше загонит мяч?


Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.


Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук "ф", сдуть ватку на противоположный край стола.


Внимание!

1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

2. Нельзя надувать щёки.

3. Следить, чтобы ребёнок произносил звук "ф", а не звук "x", т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.


Дует ветерок

Цель: вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка.


Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой.


Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.


Фокус


Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.


Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.


1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.

2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык.


3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.


Упражнения для речевого дыхания


  • футбол
    Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, подув на шарик, загнать его в ворота.

  • ветряная мельница
    Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

  • снегопад
    Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

  • листопад
    Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки, с какого дерева упали.

  • бабочка
    Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

  • кораблик
    Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.

  • одуванчик
    Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).

  • шторм в стакане
    Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).

Техника выполнения упражнений:

  • воздух набирать через нос

  • плечи не поднимать

  • выдох должен быть длительным и плавным

  • необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению

Артикуляционная гимнастика




«Лягушечка» - «Хоботок»


Растянуть губы в улыбке и показать, какой широкий рот у лягушки. Затем вытянуть губы вперед, трубочкой – получится хоботок, как у слоненка



«Заборчик»


Раскрыть губы и показать сомкнутые зубы. Вот такой заборчик!







«Лопаточка» - «Иголочка»


Открыть рот и положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Затем сделать язык узким, показать острую иголочку.

«Качели»


Открыть рот и острым кончиком языка потянуться сначала к носу, а потом к подбородку, затем опять к носу, а потом снова к подбородку. Так качаются качели.









«Часики»


Приоткрыть рот, губы растянуть в улыбке и кончиком узкого языка попеременно тянуться в разные уголки рта, изображая маятник часов.



«Горка»

Открыть рот, спрятать кончик языка за нижние зубы, а спинку языка поднять вверх. Показать крутую горку.










«Чашечка»


Открыть широко рот, высунуть язык. Кончик и боковые края языка приподнять: получится чашечка.



«Вкусное варенье»


Рот открыть. Языком облизать верхнюю губу. Выполняя движение сверху -вниз.






«Лошадка»


Открыть рот, поднять язык к небу и щелкнуть им. Показать как цокает лошадка.









«Грибок»


Открыть рот. Присосать широкий язык к небу. Спинка языка – это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка.



«Барабан»


Открыть рот. Поднять язык к «бугоркам» за верхними зубами. Удерживая такое положение, произносить: «Д-д-д-д».







«Чистим зубки»


Открыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубки, выполняя движение снизу-вверх.