zapogi.ru 1


Отчет по методической теме: «Использование практических заданий на уроках технологии с целью формирования общетрудовых и профессиональных умений и навыков»

  • Учитель технологии Бердоносова Г.П.

  • 2010


Актуальность темы

  • В материалах XI международной конференции “Технологическое образование школьников в начале XXI века” отмечено, что образовательная область “Технология” помогает решать задачи по подготовке молодежи к деятельному участию в общественном производстве, помогает освоить основы технологической культуры, способствует самореализации и гражданскому становлению учащихся. Технологическая культура учащихся - культура преобразующей деятельности - содержит ряд составляющих, учитывающих, что в обществе человек выполняет функции гражданина, труженика, собственника, семьянина, потребителя.



Задачи

  • В этом году при работе над темой были поставлены следующие задачи:

  • Изучить методику ,

  • структуру проведения,

  • порядок подведения итогов практических занятий



Выполнение практических занятий направлено на:

  • обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам предмета.

  • формирование умений применять полученные знания на практике,

  • выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, творческая инициатива.



Структура практического занятия


Определение целей деятельности

  • Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений выполнять определенные действия, операции, учебных умений решать задачи, необходимых в последующей учебной и в профессиональной деятельности;

  • В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием практических работ могут быть экспериментальная проверка формул, методик расчета, ознакомление с методиками проведения экспериментов, установление свойств веществ, их качественных и количественных характеристик, наблюдение развития явлений, процессов, обучение конкретному технологическому мастерству и др.


Характер организации работы на практическом уроке

  • Практические занятия могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.

  • Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении учащиеся пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, материалы, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы.

  • Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении учащиеся не пользуются подробным инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий, и требуют от учащихся самостоятельного подбора оборудования, выбора способов выполнения работы и др.

  • Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что учащиеся должны решить новую для них проблему, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания.



Вводный инструктаж

  • Выполнению практического занятия предшествует проверка знаний учащихся их теоретической готовности к выполнению задания. Как правило для этого отводиться 5 - 10 минут в начале урока.

  • На следующем этапе учитель дает подробную инструкцию по выполнению работы, отвечает на вопросы учащихся по неясному материалу;


Распределение функций

  • Формы организации учащихся на практических занятиях: фронтальная, групповая и индивидуальная.

  • При фронтальной форме организации занятий все ученики выполняют одновременно одну и ту же работу.

  • При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется бригадами по 2 - 5 человек.

  • При индивидуальной форме организации

  • занятий каждый ученик выполняет индивидуальное задание.


Текущий контроль и индивидуальная помощь учащимся

  • Следует организовывать практические занятия так, чтобы учащиеся испытывали положительные эмоции от переживания собственного успеха в учении, были заняты напряженной творческой работой, поисками правильных и точных решений. Большое значение имеют индивидуальный подход и продуктивное педагогическое общение. Обучаемые должны получить возможность раскрыть и проявить свои способности, свой личностный потенциал. Поэтому при разработке заданий учитель должен учитывать уровень подготовки и интересы каждого ученика, выступая в роли консультанта и не подавляя самостоятельности и инициативы учащихся.



Подведение итогов

  • В обучении одинаково важны процесс и результат. Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса.

  • По окончании урока выставляются отметки за выполненные задания.



Выводы

  • Использование практических заданий создает положительный эмоциональный фон учебной деятельности, учащиеся получают прочные знания, у учеников повышается интерес к предмету и учителю легче вовлечь учащихся в учебный процесс, повысить их внимание.



  • Спасибо за внимание !