zapogi.ru 1


О роли Областного государственного учреждения «Учебно-методический

центр по начальному профессиональному образованию» в инновационном

развитии образовательных учреждений начального профессионального

образования.

От единообразного обучения для всех -к современному и качественному образованию для каждого

Реформирование содержания профессионального образования выступает в качестве ведущего фактора развития всей образовательной системы.

И реформирование это заключается не только в изменении содержания образования, но и создании механизма его постоянного обновления, перевода образовательного процесса в режим инновационной активности. Основополагающая цель внедрения инноваций состоит в переходе, к многообразному и непрерывному образованию, охватывающему всю активную жизнь человека.

Система начального профессионального образования законодательно определена, как общедоступная и бесплатная, поэтому повышение качества профессиональной подготовки в нашей системе решается путем максимальной мобилизации внутренних ресурсов. Инновации в работе Учебно-методического центра являются не модными тенденциями, а условиями достижения нового качества образования.

Инновационная педагогическая деятельность нашего Центра включает в себя:

- изучение и внедрение новых методов и технологий обучения, в том числе
освоение используемых в мировой практике, и адаптацию их к российским
условиям;


  • разработку новых программ, курсов и учебных планов,

  • апробацию новых учебников, создание учебно-методических пособий и материалов,
  • создание системы организационно-методической поддержки нововведений в содержании, методах и организации профессионального образования, ориентированной на освоение перспективных тенденций в развитии образования, науки, техники, культуры и производства, усиление взаимосвязи учебного и исследовательского процессов.


Начиная с 1995 года для системы начального профессионального образования введены в действие государственные образовательные стандарты, с 2000 года начинается их обновление, в 1999 году с учетом конъюнктуры формирующегося рынка труда обновлена номенклатура профессий НПО и выпущен новый перечень профессий. Под руководством УМЦ педагогические коллективы ПУ и ПЛ разработали а затем откорректировали комплекты учебно-программной документации по всем подготавливаемым профессиям на основании требований государственных стандартов с учетом национально-регионального компонента. По особо сложным и массовым профессиям комплекты изготовлены непосредственно методистами УМЦ («Тракторист-машинист», «Оператор ЭВМ», «Продавец, контролер-кассир», «Повар, кондитер»). Однако изменения образовательных стандартов и процедуры их утверждения не успевают за постоянно растущими требованиями работодателей. Ныне действующий перечень

профессий 1999 года не обеспечивает в полной мере потребности рынка труда, он
должен был быть пересмотрен в 2004 году. Поэтому главнейшая задача УМЦ
сегодня - приведение содержание образовательных программ в соответствие с требованиями современных производств, достижениями науки, техники, ' потребностями и реальными возможностями обучающихся, с запросами молодых рабочих и работодателей. Это возможно при заинтересованном сотрудничестве педагогических коллективов ПУ и ПЛ, работодателей и широком использовании научно-методического потенциала учебно-методического центра. Примером такого сотрудничества может служить разработка УПД по профессиям «Эколог-референт», «Тракторист - пчеловод», «Сварщик-водитель».

Большое значение придается обновлению содержания образования в плане усиления его гуманитарного компонента, улучшению подготовки учащихся в области права и экономики. Идет работа по созданию системы контроля качества образования, дифференцированную по ступеням профессионального образования, в том числе разработка инструментов контроля качества и тестирования.


Все эти меры призваны обеспечить ориентацию на подготовку рабочих и специалистов преимущественно по широкому профилю, позволяющую выпускникам учебных заведений профессионального образования адаптироваться к меняющимся условиям современного рынка труда и формировать у них самостоятельное видение профессиональной перспективы.

Для реализации обновленного содержания образования методистам Учебно-методического центра потребовалось проведение большой экспериментальной и исследовательской работы по использованию новых педагогических и информационных технологий (блочно-модульных, личностно-ориентированного обучения, методик, ориентированных на действие, проектной методики и т.п.), новой организации учебного процесса.

Так:


  • ПУ № 9 участвует в экспериментальной работе по разработке и апробации новой структуры и содержания общеобразовательной подготовки.

  • ПУ и ПЛ №№ 2, 6, 12, 60, 66 работают над использованием модульных технологий в учебном процессе;

  • ПЛ № 19 активно использует адаптивную технологию обучения, ПУ № 17 -личностно-ориентированную систему обучения.

  • экспериментальными площадками второго этапа проекта «Делфи» «Развитие образовательных связей и инициатив профессионального образования» являются ПЛ49,38;

в ПУ-55 идет обучение по экспериментальному проекту «Экодом»; в ПЛ-60 по международным технологиям успешно работает «Академия парикмахерского искусства», разрабатывают методики обучения по профессиям сантехнического профиля совместно с немецким обществом развития «Новосибирск»

- начат организационный этап по созданию экспериментального комплекса
сельского социума в ПУ-76, ПУ-87.

В ПЛ № 3 рекомендации, разработанные мастером производственного обучения М.И. Безверховой, помогают педагогам разрешить проблему совмещения изучения программы по профессии с особыми условиями производственного обучения. . Н.Г.Драгун разработаны рекомендации по проведению производственной плавательной практики будущих судоводителей.


В ПУ №30 разработан учебно-методический комплекс по пяти предметам профессионального цикла на новую профессию «Сборщик обуви», который отмечен Малой золотой медалью «УЧСИБ-2004».

В ПУ и ПЛ №№ 6,9,30,51,66 разработаны и апробируются профилированные программы по физике с основами электротехники, химии и экологии, математике и бухгалтерскому учету; в ПУ № 9 и ПЛ № 66 по химии и кулинарии.

- Внедрением интегрированного обучения по курсам «Информатика» -
«Экономика», «История» - «Правоведение», «Информатика» - «Охрана труда»,
«Информатика» - «Экология» занимаются педагоги в ПУ № 17

При Учебно-методическом центре созданы творческие группы из числа наиболее профессиональных и инициативных преподавателей, мастеров производственного обучения. Под руководством методистов педагоги-новаторы активно работают над созданием учебных и методических пособий, электронных учебников, дидактических материалов, апробацией нового поколения учебников, тестовые задания для промежуточного и итогового контроля знаний учащихся, контрольные и конкурсные задания.

Обновление содержания образования, внедрение новых технологий и
методик обучения выдвигают новые требования к кадровому составу системы
профессионального образования. Это, прежде всего, стратегия непрерывного
образования педагогов. УМЦ при реализации этой стратегии придает
превалирующее значение постоянно действующим методическим

семинарам. Основная их цель - изучение, апробация и распространение инновационного опыта педагогических коллективов профессионального образования Новосибирской области, других регионов страны и зарубежья. Например, на семинарах директоров ПУ и ПЛ в 2005 году поднимались проблемы обновления содержания образования с учетом развития потребностей экономики и регионального рынка труда, изучался опыт краткосрочной подготовки рабочих кадров по немецким учебным планам, анализировался процесс создания ресурсных центров на базе ПУ и ПЛ и т.д. А Для полноценного изучения и анализа инновационной деятельности методисты.., должны,.-«держать руку на пульсе событий», что на практике выливается в активное сотрудничество с научными учреждениями НГПУ, СИПК и ППРПО, НГУ, НГТУ, СибГУТИ, НИПК и ПРО, социальными партнерами и коллегами из Сибирского региона: Омска, Томска, Кузбасса, Алтая, Читы, Якутии, Бурятии и т.д.


Новые педагогические технологии требуют от преподавателя не только свободного владения учебным предметом, но и специальных знаний в области информационных технологий. Исходя из этого, в соответствии с Программой развития начального профессионального образования, Учебно-методическим центром намечены следующие стратегические направления деятельности по

разработке методик применения программных продуктов в системе начального профессионального образования:


  • повышение квалификации ИПР, их информационной компетентности;

  • создание и систематизация цифровых учебных ресурсов;

  • создание систем поддержки организации образовательного процесса;

  • научно- методическое обеспечение учебного - процесса;

обобщение и распространение опыта внедрения и разработки программных продуктов на семинарах, конференциях.

На сегодняшний день курсовую подготовку прошли более 1000 ИПР.

В 2004, 2005 году разработаны разноплановые курсы 2 года обучения, направленные на внедрение информационных технологий в образовательный, воспитательный процессы, в процесс управления. Такие курсы архиактуальны, поскольку они не включены ни в учебную программу педагогических ВУЗов, ни в программу переподготовки ИПР. Курсы разработаны по трем направлениям: внедрение проектных методик, электронного тестирования и использование СУБД в управлении образовательным процессом. Идет разработка курса «WЕВ-дизайн», с этой целью в сотрудничестве с ОблЦИТом обучена группа преподавателей и заместителей директоров по ИКТ.

На курсах по проектным методикам обучено более 100 человек из 26 училищ и лицеев, как на базе УМЦ и регионального центра компьютерных технологий по программе «1п1е1- обучение для будущего», так и на базе ПУ-36,50, ПЛ-4, ПЛ-19, ПЛ-49. Подготовлено 14 тьютеров, что и позволило открыть свою площадку. На базе ПУ№9 и ПЛ №6 по приказу от 19.04.2004 г. №80 созданы экспериментальные площадки.


На курсах по электронному тестирования обучено 75 человек.

С 2005 года тестирование на всех олимпиадах профессионального мастерства проводится с использованием электронных тестов. УМЦ совместно с творческими группами разработан сборник электронных тестов для олимпиад профессионального мастерства и Всероссийских конкурсов профессионального мастерства по профессиям «Столяр», «Парикмахер». Высокий организационный и методический уровень тестирования отмечен участниками Всероссийских и областных конкурсов.

Курсы по СУБД можно без преувеличения назвать исследовательской работой, проводимой учебно-методическим центром. Целью данной разработки является создание базы данных, автоматизирующей учет движения контингента в образовательных учреждениях. В качестве консультантов привлекались доцент кафедры телекоммуникационных систем и вычислительных средств СибГУТИ Л.Ф.Лебеденко, зам. декана факультета автоматики и вычислительной техники НГТУ Г.В. Трошина.

Подобные базы данных внедрены и используются в ПУ-17, ПУ-50 и др.

Одним из ведущих направлений деятельности УМЦ является
• информационное обеспечение образовательного процесса. Приоритетное значение
мы придаем дистанционному консультированию. На сайте УМЦ идет накопление
учебно-методических и образовательных ресурсов, востребованных
преподавателями и учащимися. Он является своеобразным банком передового опыта педагогов ПУ и ПЛ. Именно на сайте можно найти все нормативные документы, необходимые в образовательном процессе, разъяснения по их

применению, наиболее интересные разработки училищ и лицеев области и других регионов. Создан раздел для дистанционного консультирования инженерно-педагогических работников профессиональных училищ и лицеев. Лабораторией общеобразовательной подготовки издается электронный журнал «Импульс» Проведены дистанционные олимпиады по химии, физике, математике, экологии. В рамках исследовательской работы «Мониторинговые исследования качества обучения по ООП» проведен телетестинг по химии, физике, математике. В ходе проведения телеконференций, виртуальных семинаров ИПР и учащихся, конкурсов рефератов отрабатывается технология виртуального общения.


Идет внедрение в образовательный процесс электронных учебников. Централизованно приобретено в издательском центре «Академия» 14 электронных учебников по различной тематике. В рамках работы экспериментальных площадок сформирована база электронных средств обучения: в ПУ № 36 по профессиям «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов», «Слесарь», в ПУ № 12 -по профессиям «Машинист автокрана», «Оператор ЭВМ», в ПЛ № 19 - по предметам «Химия», «Русский язык», «Физика», «Математика», по теме «История • XX века», в ПЛ № 4 - лабораторных работ для операторов ЭВМ, бухгалтеров, мастеров издательского дела, ведется работа по созданию системы дистанционного обучения по профессии «Мастер издательского дела».


В последние годы методической службе пришлось решать немало новых задач. Сегодня очевидна тенденция к увеличению в системе НПО числа детей, оставшихся без попечения родителей, детей-сирот, детей, не имеющих основного общего образования.

Специалисты УМЦ провели диагностику уровня обученности учащихся, путем тестирования по отдельным общеобразовательным и специальным предметам. Результаты тестирования свидетельствуют не только о низком уровне обученности, но и неразвитости внимания, памяти, воображения, логического мышления.

Методистами УМЦ, совместно с педагогическими коллективами ПУ, ПЛ, создаются коррекционные блоки программ по основным общеобразовательным предметам. Параллельно с этим ведется разработка и реализация современной концепции воспитания личности в образовательной системе. Это создание сети общественных советов по проблемам воспитания в системе профессионального образования; обновление программно-методического обеспечения воспитания обучающихся, нуждающихся в коррекционно-педагогической помощи, формирование "гуманистических, социально значимых ценностей и образцов ответственного гражданского поведения. Большое значение придается роли искусства в содержании образования и эстетического воспитания обучающихся, в том числе

посредством организации внеучебной воспитательной работы.

С целью более широкой пропаганды инновационной и экспериментальной работы активизирована издательская деятельность УМЦ. Наряду с традиционной издательской деятельностью - изданием материалов августовских педагогических конференций, научно-методических и научно-практических конференций, сборников нормативных документов для директоров и их заместителей, - сотрудники УМЦ практикуют разработку мультимедийных проектов по наиболее интересным

проблемам, семинарам, лекциям. Благодаря степени проработки материала

наиболее интересными можуо назвать презентации по следующим темам:

(Международные качества ISO-2000», «Структура и содержание новой

образовательной программы НПО», «Здоровьесберегающие технологии в системе НПО» и т.д.

Положительным импульсом активизации методической работы в ПУ,ПЛ
стал проведенный смотр-конкурс педагогических кабинетов.

Таким образом, задача профессионального образования и УМЦ на очередном этапе реформы в области совершенствования образовательных технологий состоит в том, чтобы, опираясь на накопленный отечественный и международный опыт, перейти от сложившейся в прошлом системы единообразного обучения для всех к современному и качественному образованию для каждого. Образование сегодня должно опираться на 4 фундаментальных принципа:


  • уметь жить;

  • уметь жить вместе;

  • уметь работать;

  • уметь учиться.

Директор УМЦ по НПО Г.Е.Козлова