zapogi.ru 1

ПОДГОТОВКА РАБОЧИХ КАДРОВ В ПУ № 39 ПО ПРОГРАММАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ



Областное государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 39» подготавливает рабочие кадры для Новосибирского металлургического завода имени Кузьмина – единственного в Сибири металлургического предприятия, выпускающего электросварные, холоднодеформированные трубы, листовой прокат и холоднокатанную ленту. Трубы и профили предприятия используются в нефтяной и газовой промышленности для обустройства месторождений, в установках переработки нефти и газа, в сельском хозяйстве, строительстве, в коммунальном хозяйстве, машиностроении и т.д.

На предприятии сегодня работает около двух тысяч человек. Кадровый «голод» как и на всех предприятиях области велик. Кадровая специфика предприятия состоит в том, что все профессии в основном подконтрольные Гостехнадзору и имеют возрастной ценз старше 18 лет. Поэтому контингент обучающихся нашего училища обусловлен этими требованиями. Училище было основано сорок лет назад как вечерне-сменное заводское училище, а через три года получило статус профессионально-технического училища.

Профессиональное училище № 39 располагается на территории завода около северной проходной, можно сказать в самой гуще расположения металлургических цехов, поэтому жизнь училища неразрывно связана с заводской жизнью (это и коммунальные услуги, и пропускная система, и общая территория и др.).

Педагогический коллектив училища считает, что единственный путь для решения задачи успешного развития учебного заведения в современных экономических условиях – это социальное партнерство. Оно существовало всегда, только называлось «базовое предприятие и подшефное училище». Но 90-ые годы внесли свои изменения в отношения между работодателем и учебным заведением. Завод пытался выживать, училище осталось в стороне, пытаясь выживать тоже самостоятельно.

Сейчас, наконец, все встает на свои места. И заводское руководство и коллектив училища понимают, что для успешного решения задач обучения, качественной подготовки рабочих кадров социальное партнерство имеет ряд положительных аспектов.


Сроки обучения у нас один и два года для выпускников 9 и 11 классов. После 9-ти классов принимаем только на профессии «токарь» и «слесарь», после 11 класса на остальные профессии: «машинист крана», «сварщик», «электромонтер». Предприятие энергоемкое, нехватка рабочих по профессии «электромонтер» огромная, это самое больное место в кадровой политике завода. Поэтому выходом из создавшегося кадрового «голода» на сегодняшний момент является развитие профессиональной подготовки.

Уменьшение количества выпускников школ в связи со сложившейся демографической ситуацией, заставляет коллектив училища и администрацию нашего завода искать новые пути решения проблемы нехватки рабочих кадров. Поэтому управление по персоналу И мы совместно с заводским управлением по персоналу пришли к выводу, что ускоренная профессиональная подготовка сможет обеспечить кадрами развивающееся предприятие. Мы не отказываемся от приема девятиклассников, но основной контингент на сегодня составляют обучающиеся по программам профессиональной подготовки.

Исторически в России сложились две самостоятельные педагогические системы, обеспечивающие промышленность и сельское хозяйство рабочими кадрами – начальное профессиональное образование и ускоренная профессиональная подготовка. И хотя Законом Российской Федерации «Об образовании» они четко разведены, в понятийном отношении их часто путают, особенно в разговорной речи, называя «вечернее обучение».

Чтобы понять, что собой представляет каждая из них, необходимо определить основные цели. Профессиональная подготовка (статья 21 Закона «Об образовании») имеет целью ускоренное приобретение обучающимися определенной работы, группы работ. Профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня. Сроки обучение при этом определены до 1-го года.

Начальное профессиональное образование (статья 22 Закона «Об образовании») имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по все основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования. Сроки обучения при этом определены от 1-го года до 4-х лет.


В приложении к стандарту начального профессионального образования – «Квалификационной структуре профессионального образования Российской Федерации», профессиональная подготовка занимает первую ступень квалификации, а среди 5-и уровней профессионального образования – первый уровень – «ускоренная профессиональная подготовка».

Ко второму и третьему уровням относится начальное профессиональное образование.

В настоящее время в нашей области профессиональной подготовкой занимаются только учебно-курсовые комбинаты, отделы технического обучения на предприятиях, центры обучения служб занятости. В профессиональных училищах нашей области ускоренной профессиональной подготовки не существовало, только вечерняя подготовка.

В сложившихся условиях отсутствия единой государственной политики в области профессиональной подготовки, приходится самостоятельно искать пути и методы обучения. А ведь еще до начала 90-х годов, как утверждает статистика, система ускоренной профессиональной подготовки давала на предприятия до 65% квалифицированных рабочих кадров.

В настоящий момент руководящей основой для ускоренной профессиональной подготовки являются следующие нормативные документы:


    1. «Общероссийский классификатор профессий рабочих должностей служащих и тарифных разрядов» (Общероссийский классификатор).

    2. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС).

    3. Перечень профессий профессиональной подготовки.

    4. Рекомендации к разработке учебных планов и программ для краткосрочной подготовки граждан по рабочим профессиям.

    5. Модель учебного плана для профессиональной подготовки персонала по рабочим профессиям.
    6. Перечень основных профессий рабочих промышленных производств (объектов) подконтрольных Госгортехнадзору России, программы обучения которых должны согласовываться с органами государственного надзора в области промышленной безопасности.


    7. Библиотечка правил безопасности в различных отраслях промышленности.


С сентября 2006 г. училище по Договору с Новосибирским металлургическим предприятием им.Кузьмина стало осуществлять ускоренную профессиональную подготовку, которая состоит из четырех составляющих :

  • подготовка новых рабочих;

  • повышение квалификации рабочих;

  • переподготовка (переобучение) рабочих;

  • обучение вторым (смежным) профессиям.


Подготовка новых рабочих – это овладение обучающимися, которые не имели раньше, одной или несколькими рабочими профессиями. По этой программе обучаются в училище в основном по профессиям «машинист крана», «стропальщик», «оператор поста управления холодной и горячей прокатки». Отдел кадров предприятия принимает на работу граждан, достигших 18 лет, организует прохождение медицинского осмотра, распределяет их в цеха, а затем направляет в училище на обучение. Программа подготовки утверждается директором училища, согласовывается начальником отдела подготовки и если надо в Госгортехнадзоре. Учащиеся пишут заявления о приеме на обучение и проходят учебу в кабинетах и мастерских с 8.00 до 17.00, как рабочие предприятия. Предприятие за время обучения оплачивает учащимся стипендию в размере 2000 руб. Программа обучения состоит из теоретического обучения и производственной практики, которая проходит в цехах по месту работы. В конце обучения проходит экзамен с представителем Госгортехнадзора.

Теоретическое обучение осуществляется в группах численностью от 10 до 30 человек. Производственное обучение проводится в два этапа. На первом этапе, учебная группа 8-10 человек (профессии связанные с обслуживанием сложного оборудования, выполнением опасных работ) проходит обучение в мастерских училища. На втором этапе, обучение будущих рабочих, проходит на рабочих местах предприятия.

Теоретическое и производственное обучение, при подготовке новых рабочих, проводится в пределах рабочего времени, установленного законодательством о труде для работников соответствующих возрастов, профессий и производств.


Повышение квалификации рабочих (статья 26 закона «Об образовании») – последовательное целенаправленное совершенствование знаний, практических умений и навыков, рост мастерства по имеющейся профессии (проводится не реже одного раза в год).

Группа комплектуется обычно из рабочих родственной профессии. На курсы набираются рабочие на основании их заявлений и рекомендаций руководителей цеха, участка на повышение или подтверждение рабочего разряда. Продолжительность обучения при повышении квалификации обычно без отрыва от работы до 3 месяцев. На теоретический курс обычно отводится от 70 до 210 учебных часов. НМЗ им.Кузьмина своих рабочих освобождает на курсы во второй половине дня, т.е. с 13.00 до 17.00 – 4 часа в день. Заканчивается обучение на курсах сдачей квалификационных экзаменов.

Переподготовка рабочих (или получение ими второй профессии) – организуется с целью освоения новых профессий в связи с производственной необходимостью. Администрацией завода разработаны повышающие заработную плату коэффициенты за приобретение рабочими новой профессии. Чем больше освоил рабочий профессий – тем выше его квалификация, а, следовательно, и заработная плата.

Формы переподготовки (переобучения) аналогичны применяемым при подготовке новых рабочих. Переподготовка на заводе осуществляется также с отрывом от производства с 13.00 до 17.00.

Количество часов, рабочий учебный план согласовывается с отделом подготовки кадров завода. Переподготовка (переобучение) заканчивается сдачей квалификационного экзамена и выдачей свидетельства государственного образца о получении новой профессии.

Обучение вторым (смежным) профессиям, осуществляется для тех рабочих, которые уже имеют профессию, с целью получения новой профессии с начальным, либо более высоким уровнем квалификации.

Получение второй профессии расширяет профессиональное поле деятельности рабочего, подготавливает к работе в условиях прогрессивных форм организации и оплаты труда. Позволяет работать по совмещаемым профессиям или подменять в бригаде товарища, при сложившейся ситуации, и в конечно итоге, получение второй профессии делает рабочего более социально защищенным в условиях работы производств. Например, на нашем заводе, кладовщики обязаны иметь профессию стропальщика.


Перечень вторых профессий, по которым проводится обучение рабочих, определяется предприятием.

Подводя итоги по профессиональному обучению за 2006-07 уч.год прослеживаются следующие результаты:


  1. По программам профессиональной подготовки обучено 500 рабочих для завода, из них около 50 % по программе «Подготовка новых рабочих».

  2. Впервые за долгие годы существования училища было подготовлено 28 электромонтеров по программе «подготовка новых рабочих» (выше было замечено, что это самая остродефицитная профессия на предприятии).

  3. Предприятие оказывало спонсорскую помощь в течении учебного года:

- металл для учебных целей и нужд училища - 6 тонн;

- рабочая форма для сварщиков - 20 комплектов;

- электроды - 120 кг;

- краска для ремонта - 500 кг;

- гипсокартонные плиты для ремонта - 17 шт.;

- изготовление входных деревянных дверей - 1 шт.;

- реклама на радио - весь учебный год;

- реклама в журналах - 4 шт.;

- буклеты в собственной типографии - 500 шт. и прочее.

Планы на новый учебный год:

  1. Увеличить план приема на 120 человек по программам профессиональной подготовки на основании заводской заявки.

  2. Открыть новые профессии «слесарь металлургического производства», «контролер металлургического производства», «вальцовщик».

  3. В связи с полной компьютеризацией предприятия и введением новой компьютерной программы АСУПМ («Автоматизированная система управления перемещения металла») ввести региональный компонент в стандарты начального профессионального образования по обучению работы на компьютерах по всем профессиям.

  4. Получить лицензии на профессии, связанные с литейным производством (задел для будущего развития литейного производства).
  5. Подписание нового Договора о сотрудничестве между училищем и НМЗ им.Кузьмина на основании Постановления Губернатора № 17, который откроет новые пути развития училища.