zapogi.ru 1



Положение

о новых образовательных проектах в дошкольных образовательных учреждениях



  1. Общие положения



Департамент образования города Москвы совместно с Ассоциацией педагогов дошкольного образования предлагает дошкольным образовательным учреждениям включиться в реализацию новых образовательных проектов в сфере дошкольного образования, объединенных общей гуманитарной направленностью на приобщение детей к культуре, развитие воспитательного потенциала дошкольных образовательных учреждений и семьи.

Данное Положение определяет порядок реализации следующих образовательных проектов в дошкольных образовательных учреждениях:

- «Классическая музыка в детском саду»,

- «Дети в музее»,

- «Детский сад и спорт».



  1. Цели и задачи



Цель: использование образовательных возможностей социокультурного пространства города Москвы в развитии, воспитании и образовании детей дошкольного возраста.

Задачи:

- интеграция формальных и неформальных форм дошкольного образования, обеспечивающая привлечение ресурсов городской среды и московской семьи к образовательному процессу в дошкольных образовательных учреждениях;

- обогащение воспитательных систем, реализуемых в дошкольных образовательных учреждениях, внесением в жизнь каждого ребенка персонифицированных культурных событий;

- развитие у детей дошкольного возраста эмоционального отношения и интереса к культуре и спорту.



  1. Содержание и реализация проектов



3.1. Проект «Классическая музыка в детском саду»

Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной классике в живом высокохудожественном исполнении, способствующее их музыкальному и общекультурному развитию.



Содержание проекта. Организация и проведение встреч детей с исполнителями произведений классической музыки (инструменталистами, вокалистами, артистами балета) значительно обогатит детей не только в собственно музыкальном, художественном, но и в познавательном, социальном и творческом планах. Живая классическая музыка оставит яркий след в эмоциональной памяти детей, персонифицирует представление о прекрасном, познакомит с его эталонами, создаст мотивацию к занятиям классическим искусством, будет способствовать формированию начал музыкальной и художественной культуры.

Дети познакомятся с музыкой и музыкантами, исполняющими произведения на различных инструментах симфонического оркестра и народных инструментах; вокалистами; артистами балета, танцующими под классическую музыку, и др.

Реализация этого проекта поможет преодолеть имеющие место в практике музыкального воспитания дошкольников негативные тенденции к заполнению музыкального пространства детей различными видами шоу, к замене высокохудожественной музыки произведениями сомнительного качества и вкуса, к замене музыки в «живом» исполнении – грамзаписью.


Реализация проекта.

1. Каждое дошкольное образовательное учреждение оценивает свои ресурсы с точки зрения реализации проекта:

- организует взаимодействие с родителями – профессиональными музыкантами для выявления их возможностей и желания приходить в детский сад с небольшими выступлениями;

- выявляет учреждения культуры, находящиеся в непосредственной близости от дошкольного образовательного учреждения (филармония, детская музыкальная школа, школа искусств, музыкальные театры, выставочные залы и др.);

- оценивает возможность использования системы абонементов для дошкольников, существующих в учреждениях культуры

- выявляет возможности связи образовательных учреждений в рамках реализации проекта (дошкольных образовательных учреждений, средних общеобразовательных школ и др.).


2. НИИ дошкольного образования им. А.В.Запорожца разработает рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по подготовке детей к встрече с искусством. Эти рекомендации будут размещены на сайте Департамента образования города Москвы и Ассоциации педагогов дошкольного образования в декабре 2011 года.

3. Дошкольное образовательное учреждение составляет план работы по реализации образовательных проектов, который предполагает культурные события на базе детского сада не менее 2-3 раз год и выход детей в учреждения культуры – не менее 2-3 раз в год (совместно с родителями).


3.2. Проект «Дети в музее»


Цель: использование богатейшего культурного наследия Москвы в образовательной работе с детьми старшего дошкольного возраста для полноценного развития современного москвича, становления его личности, приобщения к культуре родного города.


Содержание проекта. Посещение музея – событие в жизни ребенка. Непосредственное знакомство с коллекциями музеев (народными игрушками, скульптурой, картинами, старинными предметами быта, коллекциями природных материалов и т. д.), архитектурой здания, интерьерами залов, оказывает огромное эмоциональное воздействие на детей. В реальном контакте ребенка с подлинными произведениями культуры – качественное отличие музейной педагогики от вербальных методик ознакомления с искусством.

Данный проект предполагает широкое участие родителей: совместное с педагогами и детьми посещение музеев, закрепление полученных в музее впечатлений в кругу семьи; участие в создании различных коллекций (тематических предметов, старинных предметов быта, детских поделок для экспозиции музея детского сада и т.п.).

В отдельных детских садах накоплен богатый опыт сотрудничества с историческими и художественными музеями столицы, однако эта работа носит эпизодический характер и не получила широкого распространения в общей практике работы образовательных учреждений города.



Реализация проекта.

1. На информационном ресурсе Ассоциации педагогов дошкольного образования организуется размещение материалов из опыта работы дошкольных образовательных учреждений с музеями и выставочными залами города (ноябрь-декабрь 2011 года).

2. Обобщение опыта позволит создать перечень музеев и выставочных залов различной направленности (естественнонаучные, исторические, художественные, искусствоведческие, литературные, музеи-заповедники), содержание экспозиций которых может быть интегрировано в образовательные программы московских детских садов.

3. Каждое дошкольное образовательное учреждение составляет и реализует свой график посещения музеев и выставочных залов с учетом информации о предлагаемых ими мероприятиях для детей дошкольного возраста и их семей.

4. Окружным управлениям образования Департамента образования города Москвы необходимо решить вопросы, связанные с выделением автобусов для дошкольных образовательных учреждений.


3.3. Проект «Детский сад и спорт»


Цель: создание у детей мотивации заниматься физической культурой и спортом, ознакомление со спортивными достижениями страны, высокими личными достижениями людей, ставших славой России.


Содержание проекта. В рамках проекта «Детский сад и спорт» спортсмены высокой квалификации – мастера спорта, мастера спорта международного класса, рекордсмены и чемпионы мира, олимпийские чемпионы могут проводить в дошкольном учреждении мастер-классы, рассказывать детям о своей любви к спорту, о пути, который привел их к высоким спортивным достижениям. Такие встречи создадут праздничную атмосферу, вызовут положительные эмоции у детей, надолго останутся в памяти.


Реализация проекта позволит решить актуальные задачи физического воспитания дошкольников:

- ознакомление детей с разными видами спорта;

- развитие положительной мотивации к занятиям спортом, здоровому образу жизни;


- расширение двигательных возможностей ребенка за счет освоения новых доступных движений, выполненных под руководством специалиста высокого класса;

- воспитание чувства патриотизма и интернационализма;

- расширение кругозора в вопросах спортивной жизни страны;

- обогащение знаниями в области физической культуры и спорта;

- формирование интереса к определенному виду спорта.


Привлечение родителей к встречам со спортсменами повысит их компетентность в области физического воспитания детей и вызовет интерес к совместным физкультурным досугам. По рекомендации педагогов дошкольных образовательных учреждений и самостоятельно родители совместно с детьми могут посещать стадионы, спортивные площадки в своем микрорайоне, «болеть» за любимую команду на соревнованиях, участвовать в массовых спортивных мероприятиях, традиционно проводимых в Москве.


Для более широкого ознакомления детей с различными видами спорта и спортсменами в рамках проекта желательно использовать соответствующие видеоматериалы – небольшие видеоклипы. В них можно в доступной для детей яркой форме рассказать о том или ином виде спорта, успехах российских спортсменов, участии детей в различных соревнованиях, о том как хорошо быть сильным и здоровым.


Реализация проекта.


1. На первом этапе дошкольные образовательные учреждения проводят работу с родителями воспитанников, учреждениями физкультуры и спорта города, административного округа, района с целью организации встреч с интересными людьми – спортсменами.

2. Второй этап реализации проекта, включает проведение встреч с интересными людьми – ветеранами спорта, действующими спортсменами, учащимися спортивных школ и школ олимпийского резерва, тренерами; посещение соревнований и спортивных мероприятий различного уровня (спортивные праздники, эстафеты, кроссы, тренировки спортсменов и команд и др.).

3. Обмен лучшими видеоматериалами из опыта проведения встреч со спортсменами через информационные ресурсы Ассоциации педагогов дошкольного образования позволит пополнить методическую библиотеку каждого детского сада материалами о различных видах спорта.



4. Подведение итогов реализации новых образовательных проектов в дошкольных образовательных учреждениях


Итоги реализации новых образовательных проектов в 2011/2012 учебном году будут подведены путем создания тематических интерактивных экспозиций, посвященных культурным событиям года в дошкольных образовательных учреждениях, и размещения их в доступных для детей и родителей местах, в частности, на сайтах учреждений; размещения наиболее интересных материалов дошкольных образовательных учреждений на сайте Ассоциации педагогов дошкольного образования (июнь 2012 года), которые будут оценены профессиональным сообществом с выдачей сертификатов Совета Ассоциации педагогов дошкольного образования участникам проектов, представившим лучшие материалы.