zapogi.ru 1

ПОЛОЖЕНИЕ

о системе оценки качества образования

МОУ Пензинской основной общеобразовательной школы


I.  Общие положения

 

1.Настоящее «Положение о системе оценки качества образования МОУ Пензинской основной общеобразовательной школы» (далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2005 № 803 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы», определяет цели, задачи, принципы функционирования системы оценки качества образования в МОУ Пензинская ООШ, ее организационную и функциональную структуру.

2. Деятельность системы оценки качества образования строится в соответствии с законодательными актами Российской Федерации и Новосибирской области, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования.

3. Система оценки качества образования представляет собой совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных учреждений и их систем, качества образовательных программ с учетом запросов основных пользователей результатов системы оценки качества образования.

4. Основными пользователями результатов системы оценки качества образования в МОУ Пензинской ООШ являются:

- обучающиеся и их родители;

- органы законодательной и исполнительной власти Новосибирской области;

-Управление образования администрации Барабинского района;

- общественные организации, заинтересованные в оценке качества образования.

5. Диагностические и оценочные процедуры в рамках системы оценки качества образования проводятся с привлечением профессиональных и общественных экспертов. Требования к экспертам, привлекаемым к оценке качества образования, устанавливаются нормативными документами, регламентирующими реализацию процедур оценки качества образования.


6. В Положении используются следующие термины:

- Качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

- Оценка качества образования – определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов, нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

  

II.    Основные цели, задачи и принципы функционирования системы оценки качества образования МОУ Пензинской ООШ

 2.1.Целями системы оценки качества образования являются:

- создание единой системы диагностики и контроля состояния образования в МОУ Пензинской ООШ, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования;

- повышение объективности контроля и оценки образовательных достижений

обучающихся, получение объективной информации о состоянии качества

образования, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;

- обеспечение единого образовательного пространства;

- проведение системного и сравнительного анализа качества образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением;

- повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений, связанных с образованием;

- обеспечение объективности и справедливости при приеме в школу;

- обеспечение сопоставимости образовательных достижений обучающихся, различных образовательных программ и технологий обучения;

- определение результативности образовательного процесса, эффективности учебных программ, их соответствия нормам и требованиям стандартов, оценка реализации инновационных введений в общеобразовательном учреждении;


- обеспечение условий для самооценки и  самоконтроля, поддержание устойчивого развития образовательной системы МОУ Пензинской ООШ;

- привлечение общественности к внешней оценке качества образования на всех уровнях и ступенях.

 

2.1.Задачами системы оценки качества образования являются:

- формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования;

- оценка уровня индивидуальных образовательных достижений обучающихся для их итоговой аттестации и отбора для поступления на следующие ступени обучения;

- оценка состояния и эффективности деятельности МОУ Пензинской ООШ ;

- оценка качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг;

- выявление факторов, влияющих на качество образования;

- разработка учебно-методических материалов для подготовки специалистов по оценке различных аспектов качества образования;

- содействие повышению квалификации работников системы образования, принимающих участие в процедурах оценки качества образования;

- содействие подготовке общественных экспертов, принимающих участие в процедурах оценки качества образования.

 

2.2. В основу системы оценки качества образования положены принципы:

- профессионализма, объективности, достоверности, полноты, гласности,

периодичности, подотчетности и системности информации о качестве образования;

- интеграции в общероссийскую систему оценки качества образования;

- реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их

социальной и личностной значимости;

- открытости, прозрачности процедур оценки качества образования;

- оптимальности использования источников первичных данных для определения

показателей качества и эффективности образования (с учетом возможности их многократного использования и экономической обоснованности);


- минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней

управления системой образования;

- инструментальности и технологичности используемых показателей (с учетом

существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, подготовленности потребителей к их восприятию);

- сопоставимости системы показателей с муниципальными, региональными,

федеральными и международными аналогами;

- доступности информации о состоянии и качестве образования для различных групп

потребителей;

- соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества

образования.

 

III.   Функциональная характеристика системы оценки качества образования МОУ Пензинской ООШ


  1. Разрабатывает и реализует программы развития образовательного учреждения, включая развитие системы оценки качества образования образовательного учреждения.

  2. Участвует в разработке методики оценки качества образования.

  3. Участвует в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательного учреждения.

  4. Обеспечивает проведение в образовательном учреждении контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования.

  5. Участвует в разработке методики и обеспечивает проведение рейтинговой оценки работы образовательного учреждения в составе муниципального образования.

  6. Организует систему мониторинга качества образования в образовательном учреждении, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития образовательного учреждения, анализирует результаты оценки качества образования на уровне образовательного учреждения.
  7. Организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования образовательного учреждения.


  8. Обеспечивает предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни системы оценки качества образования Новосибирской области.

  9. Обеспечивает информационную поддержку системы оценки качества образования образовательного учреждения.

  10. Содействует проведению подготовки работников образовательных учреждений и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур.

  11. Разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования образовательного учреждения, участвует в этих мероприятиях.

  12. Формирует нормативную базу документов, относящихся к обеспечению качества образования в образовательном учреждении.

  13. Изучает, обобщает и распространяет передовой опыт построения, функционирования и развития системы оценки качества образования образовательного учреждения.

  14. Проводит экспертизу организации, содержания и результатов аттестации учащихся образовательного учреждения и формирует предложения по их совершенствованию.

  15. Принимает управленческие решения по результатам оценки качества образования на уровне образовательного учреждения.

  IV. Основные этапы оценки качества образования

 

1. Формирование перечня показателей для оценки качества образования:

- определение перечня показателей, характеризующих качество процесса и результата;

- распределение показателей по блокам;

- присвоение весовых баллов показателям с учетом участия в приоритетных направлениях развития системы образования;

- определение перечня первичных данных для расчета необходимых показателей;

- сбор и обобщение первичной информации;

- заполнение форм сбора первичной информации;

- расчет показателей;

- определение средних значений показателей;


- оценка качества процесса и результата;

- сравнение показателей образовательного учреждения со средними муниципальными показателями в соответствующем кластере ОУ.

2. Проблемный анализ состояния школьной образовательной системы.

 

 

V. Система показателей,

характеризующих состояние и динамику развития МОУ Пензинская ООШ

 

 

Для проведения оценки качества общего образования на основе кластерной модели из всего спектра получаемых в рамках информационной системы СОКО показателей определяется набор ключевых показателей, позволяющих провести сопоставительный анализ образовательных учреждений внутри района. Совокупность показателей обеспечивает возможность описания состояния системы, дает общую оценку результативности ее деятельности.

Перечень показателей состоит из двух частей: инвариантной и вариативной.

Инвариантная часть включает в себя набор одинаковых по структуре и составу показателей, обязательных для всех образовательных учреждений и позволяющих определить средние муниципальные и региональные показатели, сравнить их между собой.

Вариативная часть содержит группу показателей, характеризующих специфику каждого образовательного учреждения, дающих оценку выполнения отдельных задач, стоящих перед данным образовательным учреждением. Это позволяет вести учет индивидуальных особенностей данного образовательного учреждения.

 

1. Оценка процесса образования

 

1) Блок показателей условий образования

 

 

1. Оснащенность образовательного процесса комплексом учебного и компьютерного оборудования, функциональные возможности которого не ниже требований, предъявляемых к оборудованию в рекомендуемом «Перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений»


(Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ от 1 апреля 2005г. № 03-417).

2. Укомплектованность педагогическими кадрами, имеющими необходимую квалификацию, по каждому из предметов базисного учебного плана.

3. Соответствие требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, введенных в действие постановлением Главного государственного врача РФ от 28 ноября 2002г. № 44.

4. Наличие высокоскоростного симметричного доступа в сеть Интернет (высокоскоростным считается канал доступа постоянного подключения со скоростью передачи данных не менее 128 кбит/с.)

6. Наличие всех видов благоустройств.

7. Наличие предпрофильного образования.

8. Обеспеченность программ профильного обучения и предпрофильной подготовки учителями не ниже 2 квалификационной категории.

9. Наличие дополнительного образования.

10. Количество программ дополнительного образования.

11. Наличие столовой для организации горячего питания в соответствии с утвержденными нормами.

 

2) Блок показателей ресурсов образования

 


  1. Количество педагогических работников.

  2. Количество педагогических работников, имеющих первую квалификационную категорию (%).

  3. Количество педагогических работников, имеющих высшую квалификационную категорию (%).

  4. Количество педагогических работников, прошедших курсы повышения квалификации (%).

  5. Количество педагогических работников, выступавших на РМО (%).

  6. Количество педагогических работников, принимавших участие в конкурсах «Педагог года», «Классный руководитель года» (%).

  7. Количество пропусков уроков.

  8. Количество пропусков уроков по болезни.

  9. Количество используемых здоровьесберегающих технологий.

 

 

2.      Оценка результата образования

 

1)      Блок показателей внутренней оценки результата образования

 

1. Количество обучающихся.

2. Качество обучения (доля учащихся, имеющих оценки «4» и «5» по русскому языку и математике) по ступеням обучения.

3. Уровень успеваемости (%).

4. Доля второгодников (%).

5. Доля учащихся 9 классов, получивших документ об образовании (%).

6. Доля учащихся 9 классов, получивших документ об образовании особого образца (%).

7. Доля обучающихся, продолживших обучение в 10 классе в средней школе (%).

 

2)      Блок показателей внешней оценки результата образования

 

1. Результаты независимой аттестации выпускников 9 класса (результаты новой формы аттестации за курс основной школы по русскому языку и математике)

2. Доля обучающихся, участвующих в районных предметных олимпиадах (%).

3. Доля обучающихся, победивших в районных предметных олимпиадах (%).

4. Доля обучающихся, принимавших участие в районных мероприятиях (%).

5. Доля выпускников, поступивших в специальные учебные заведения (%).