zapogi.ru 1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс кружка “Умелые ручки” носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.

Технологическое образование включает в себя информационно-познавательный и деятельностный компоненты.

Информационный компонент (технико-технологическая компетентность) отражает технологические знания и умения.

Деятельностный компонент – это практическое овладение учащимися алгоритмами созидательной, преобразующей, творческой деятельности, направленной, в частности, на развитие технологического мышления. При этом основными критериями успешности обучения детей становятся самостоятельность и качество выполняемой работы, а также умения открывать знания, пользоваться различными источниками информации для решения насущных проблем.

Цель кружка: воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться. Развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

Задачи кружка :

- развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);

- формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;

- воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному населению - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;


- овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно – экономическими знаниями;

- расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта учащихся, их представление о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.

Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию “Я хочу это сделать сам”. В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Индивидуальный труд учащихся во внеурочное время заключается в том, что под общим руководством педагога младшие школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоемкость этих заданий подобраны с учетом возрастных особенностей младших школьников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.

Содержание

Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.

В процессе занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки) для разметки тканей, различными измерительными инструментами.

Изготовление изделий строится на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.


В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов. Вначале рекомендуется проработать простые модели из бумаги и картона, изготавливая игрушки-сувениры. Далее плоские игрушки из плотных тканей сукна, драпа, украшенные аппликацией, тесьмой. При выполнении этих моделей дети осваивают швы (шов “вперед иголку”, петельный шов, “через край”), с помощью которых соединяют детали игрушек, приучаются к аккуратности выполнения лицевых швов, получают навыки в декоративном оформлении игрушек. Работа над игрушками из меха дает навыки в изготовлении объемных и плоских моделей.

Программа рассчитана на 4 года по 1 часу в неделю

На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность.

Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная.

Требования к знаниям, умениям и навыкам при работе в кружке “Умелые ручки”

Иметь представление:

- о проектной деятельности в целом и её основных этапах;

- о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция, чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн;

Знать:

- правила ТБ;

- название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;

- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;

- правила общения;

- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;

- что такое деталь (составная часть изделия);

- что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;

- основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота);


- виды материалов;

- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

- способы разметки: сгибание и по шаблону;

- способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки, ниток и тонких верёвочек;

- виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты.

Уметь:

- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);

- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

- различать материалы по их назначению;

- различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;

- читать простейший чертёж (эскиз);

- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами;

- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);

- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;

- выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.).

Общетрудовые умения:

Самостоятельно:

- анализировать предложенное учебное задание;

- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;

- экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;

- обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;


- выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.

С помощью учителя:

- выбирать темы для практических работ;

- формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;

- выдвигать возможные способы их решения;

- доказывать своё мнение.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 год обучения




Тема занятий




1

Вводное занятие
Знакомство. План работы кружка

1

2 - 3

Знакомство с инструментами для обработки бумаги. Инструктаж по ТБ.
Сувенир “Юла”

2

4 - 5

Игрушка “Белка”

2

6 - 7

Игрушка – сувенир “Мишутка”

2

8 - 9

“Зайка”

2

10 - 11

Подарок “Попугай”

2

12- 13

“Яблоко”

2

14 - 15

Подарок “Петушок”


2

16 - 17

“Бабочка на цветке”

2

18 - 19

Игрушка – сувенир “Фонарик”

2

20 - 21

“Мышка”

2

22

Подведение итогов. Выставка работ

1

23

Вводное занятие по теме. Инструктаж по ТБ.
Знакомство с инструментами и приспособлениями для шитья.

1

24 - 25

Сувенир “Куколки-мартинички”

2

26 - 28

Пушистая игрушка из ниток “Колобок”

3

29 - 31

“Мохнатый домовенок”

3

32 - 33

“Утенок”. Выставка работ учащихся.

2




2 год обучения




1

Проведение входного контроля. Правила по технике безопасности. Соблюдение порядка на рабочем месте.

1


 

Работа с пластилином

 

2-3

Знакомство с материалом. Знакомство с различными техниками лепки. Пластилиновая аппликация на картоне.

2

4-6

Пластилиновая аппликация на картоне с использованием камешков, семян, листьев.

3

7-9

Пластилиновая аппликация на стекле по замыслу учащихся.

3

 

Работа с бумагой и картоном

 

10-11

Знакомство с различными видами бумаги и картона и их обработки. Техника Оригами.

2

12-14

Техника оригами. Животный мир.

3

15

Техника оригами. Подводный мир.

1

16-18

Аквариум.

2

19-21

Обрывная аппликация. Мой щенок.

3

22-25

Изготовление игрушек-сувениров.

4


26-28

Изготовление елочных игрушек.

3




Работа с тканью




29-33

Шитье игольницы (из открыток).

5

34

Выставка работ

1




3 год обучения







Работа с тканью




1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

1

2-4

Аппликация из ткани

3

5-7

Техника выполнения ручных швов

3

8

Раскрой материала. Соединение деталей

1

9-13

“Матрешка”

5

14-20

Изготовление настенного кармашка для мелочей.

7

21-25


“Козлик”

5

26-30

Шитье мягкой игрушки. “Лягушка”

5

31-33

Работа по замыслу учеников.

3

34

Выставка творческих работ учащихся

1




4 год обучения




 

Работа с бросовым материалом

 

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

1

2-5

Шитье настенного кармашка (подбор открыток, изготовление выкроек, шитье деталей петельным швом, сбор деталей.

4

6-9

Изготовление подставки для чайника.

4

10-13

Изготовление ёлочных игрушек из бросового материала: коробки, упаковочная бумага, газеты …

4

14-16

Изготовление гирлянд (коллективная работа).

2

17-19

Натюрморт. Ваза с цветами.


3

20-23

Изготовление поздравительных открыток с сюрпризом.

4

24-27

Папье- маше

4

28-30

Изготовление кукол из чулок (шитье одежды, эстетическое оформление работы

3

31-33

Работа по замыслу учеников.

3

34

Итоговое занятие. Выставка работ

1

Список литературы:

  1. А. Бахметьев, Т. Кизяков “Оч. умелые ручки”.

  2. Н.С. Ворончихин “Сделай сам из бумаги”.

  3. Т.М. Геронимус “150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий”. 1997.

  4. С.И. Гудилина “Чудеса своими руками”.

  5. А.М. Гукасова “Рукоделие в начальных классах”.

  6. М.А. Гусакова “Аппликация”.

  7. М.А. Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”.

  8. Н. Докучаева “Сказки из даров природы”.

  9. Т. Еременко, Л. Лебедева “Стежок за стежком”.

  10. Т.И. Еременко “Рукоделие”.

  11. М.М. Калинич, Л.М. Павловская, В.П. Савиных “Рукоделие для детей”.

  12. Н.М. Конышева “Чудесная мастерская”.

  13. Н.М. Конышева “Наш рукотворный мир”.

  14. Н.М. Конышева “Умелые руки”.

  15. Н.М. Конышева “Секреты мастеров”.
  16. С.В. Кочетова “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка).


  17. В.Г. Машинистов, Н.М. Конышева “Трудовое обучение в сельских школах”.

  18. О.С. Молотобарова “Кружок изготовления игрушек-сувениров”.

  19. М.И. Нагибина “Природные дары для поделок и игры”.

  20. “Самоделки из бумаги” 1 и 2 ч. (знаменитые поделки Роберта Нила).

  21. Учебник-тетрадь “Я все умею делать сам” для 3 класса.

  22. Д.Р. Ханашевич “Подружки-рукодельницы”.

  23. В. Хасенбанк, Э. Хенши, Б. Бенц “Самоделки”.

  24. Т.А. Чернуха “Твоя маленькая мастерская”.