zapogi.ru 1

c:\documents and settings\антонина\рабочий стол\уроки 14\планирование зенкина\тит листы зенкина\лит чт 2а.jpg

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Содержание программы:

Курс призван продолжить обучение чтению в мире художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства.

Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. Оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.

Литературное чтение – это один из важнейших и ответственных этапов большого пути ребёнка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребёнка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.

Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно-эстетическим содержанием способно активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по своей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.

Курс литературного чтения для начальных классов является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.

Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребёнок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы – одного из сложнейших видов искусства.

Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.

Цели обучения

Изучение литературного чтения в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

развитие
художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.


Основные задачи:

- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно – ассоциативное мышление;

- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;


- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературе;

- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;

- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

- работать с различными типами текстов;

- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».


Актуализация обучения младших школьников:


  • Углублять читательский опыт детей.

  • Создание условий для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «Читательскую самостоятельность».


Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом:


1. Развитие навыков чтения:

  • Развитие навыков правильного, сознательного чтения в слух, выработка ускоренного темпа чтения за счёт отработки приёмов целостного и точного зрительного восприятия слова, быстрого понимания прочитанного.

  • Обучение приёмам чтения про себя на небольших по объёму текстах с постепенным увеличением объёма и количества прочитанных текстов этим способом. Углублённое понимание прочитанного (от усвоения предметного содержания до осознания основной мысли прочитанного).

  • Развитие умения переходить от чтения вслух к чтению про себя.

  • Развитие умения быстро улавливать главную мысль произведения, логику повествования, смысловые и интонационные связи в тексте.

2.Развитие выразительности чтения и речи, формирование навыков орфоэпически правильного чтения:



  • Ориентация детей на то, что чтение вслух – это чтение для слушателей, чтение про себя – это чтение для себя. Побуждение детей к совершенствованию выразительного чтения, овладению приёмами выразительной речи и чтения.

  • Совершенствование звуковой культуры речи; развитие чёткой дикции на основе введения специальных упражнений для разминки и тренировки речевого аппарата, для отработки и закрепления правильной артикуляции гласных и согласных в словах и фразах. Произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков.

  • Обучение правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении; развитие темпа речи и чтения, соотнесение его с содержанием высказывания и текста; выработка умения убыстрять и замедлять темп речи и чтения, умение увеличивать и уменьшать силу голоса (от громкой речи до шёпота и наоборот) в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания.

  • Обучение чтению художественных произведений по ролям, драматизация произведений.

  • Правила подготовки к выразительному чтению: обдумать содержание, представить себе изображённую картину, услышать звучание строки, фразы и уловить их мелодичность; осмыслить исполнительскую задачу. Развивать умение планировать, а затем анализировать своё выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания.


3.Требования к уровню сформированности навыка чтения:

Правильное, сознательное достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами. Соотнесение интонации (темпа, логических ударений, пауз, тона чтения) с содержанием читаемого текста. Темп чтения – 70-75 слов в минуту.


4.Выработка умений работать с текстом:

  • Подробный, выборочный пересказ прочитанного с использованием приёмов устного рисования и иллюстраций.
  • Установление последовательности действий в произведении и осмысление взаимосвязи описываемых в нём событий; подкрепление правильных ответов на вопросы выборочным чтением.


  • Самостоятельное деление текста на законченные по смыслу части и выделение в них главного; определение с помощью учителя темы и смысла всего произведения в целом.

  • Составление плана прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя. Словесное рисование картин к художественным текстам.

  • Составление рассказов о своих наблюдениях из жизни школы, своего класса.

  • Самостоятельное нахождение в тексте слов и выражений, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий.

  • Сопоставление и осмысление поступков героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц; оценка их поступков (с помощью учителя).

  • Внимание к языку художественных произведений, понимание образных выражений, используемых в нём.

  • Ориентировка в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, отыскивание в учебной книге произведений, близких по тематике.


Обогащение и развитие опыта творческой деятельности,эмоционально-чувственного отношения к действительности:


  1. Обогащение опыта эстетического восприятия окружающей действительности на основе наблюдений. Развитие творческих способностей школьников.




  1. Развитие воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия окружающего мира с помощью целенаправленных упражнений.




  1. Развитие умения выразить в словах свои впечатления, своё видение предмета, состояние природы и человека.




  1. Обогащение опыта эстетического восприятия произведений художественной литературы.



  1. Активизация способности учащихся полноценно воспринимать художественные произведения на основе целенаправленной деятельности.





  1. Первоначальное обобщение опыта работы с литературоведческими терминами.


5.Активизация способности полноценно воспринимать художественное произведение:

Знать:

средства художественной выразительности (эпитеты, сравнение),

жанры литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение),

знать жанры фольклора (загадка, пословица, небылица, считалка)


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ


Круг чтения и опыт читательской деятельности

Круг чтения. Произведения устного народного творчества. Произведения выдающихся представителей русской литературы, классиков советской детской литературы; произведения современной отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками. Научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература. Детские периодические издания.

Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка; рассказ; ; стихотворение; басня.

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе, о труде, о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др.


Первоначальное литературное образование. Понимание содержания литературного произведения. Тема (соотнесение произведения с темой детского чтения), главная мысль (идея). Умение выделить события (событие) или систему событий, составляющих основу художественного произведения, как первоначальная ступень в освоении сюжета, композиции произведения. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Характер героя, его поступки и их мотивы. Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования

терминологии): умение практически различать эмоционально-оценочные (образные) средства художественной речи.


Различение жанров произведений: малые фольклорные и литературные формы (сказка, басня, стихотворение, рассказ) на основе сравнения персонажей, структуры произведений, языка.

Связь произведений литературы с другими видами искусств: оценка иллюстраций к произведениям, сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи, музыки.


Формирование умений читательской деятельности. Различать виды информации

(научная, художественная), опираясь на внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал. Пользоваться выходными данными (автор, заглавие, подзаголовок), оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием, иллюстрациями для выбора и чтения книг.

Для формирования читательского кругозора школьников, развития интереса к самостоятельной читательской деятельности некоторые произведения изучаются на внеклассном чтении.


Поурочное планирование


1 ЧЕТВЕРТЬ (27ч)



Дата

Кол.ч

Тема урока

Стр.уч.







Любите книгу (5ч).

ч. 1

3.09

1

Любите книгу.

с.3-7

4.09

1

Книги из далекого прошлого.

с.8-14

7.09


1

Мы идем в библиотеку.

с.15

10.09

1

Мои любимые художники-иллюстраторы.

с.16-19

11.09

1

Ю.Мориц «Трудолюбивая старушка». Работа с пословицами.

с.20-23






Краски осени (7ч).



14.09

1

Произведения А.Пушкина, С. Аксакова об осени.

с.24-27

17.09

1

Стихотворения А. Майкова, С.Есенина, И.Токмаковой, А. Плещеева, об осени.

с.28-31

18.09

1

Народные пословицы и поговорки. Мы идём в библиотеку (произведения о природе).

с.32-34

21.09

1

Произведения С. Маршака, Л. Яхнина,

Н. Сладкова об осенних месяцах.

с.35-36

24.09

1

С.Образцов «Стеклянный пруд».

с.37-39

25.09


1

Наш театр.

с.40-42

28.09

1

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

с.43-45







Мир народной сказки (15ч).




1.10

1

Мир народной сказки.

с.46-49

2.10

2

Лисичка-сестричка и волк. Русская сказка.

с.50-56

5.10



Лисичка-сестричка и волк. Русская сказка.

с.50-56

8.10

1

Хитрая лиса. Корякская сказка.

с.56-59

9.10

2

Зимовье. Русская сказка.

с.60-63

12.10



Зимовье. Русская сказка.

с.60-63

15.10

1

У страха глаза велики.

с.64-67

16.10


1



Пых. Белорусская сказка.

Мы идем в библиотеку. Лисичка со скалочкой. Русская сказка.

с.68-70



19.10

1

Идэ. Хантыйская сказка.

с.71-73

22.10

2

Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.

с.74-78

23.10



Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.

с.74-78

26.10

1

Айога. Нанайская сказка.

с.79-81

29.10

1

Кукушка. Ненецкая сказка.

с.82-83

30.10

1

Лиса и журавль. Русская сказка.

с.84-85

2.11

1

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

с.86-89



2 ЧЕТВЕРТЬ (18ч)

Дата


Кол.ч.

Тема урока


Стр.уч.







Весёлый хоровод (5ч).



12.11

1

Весёлый хоровод.

с.90- 93

13.11

1

Народные заклички, приговорки, потеш-

ки, перевертыши, веселые стихи, кото-

рые создали авторы.

с.94-101

16.11

2

Небывальщина.

с. 102-103

19.11



Небывальщина.

с.104-107

20.11

1

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

с.108-113




Мы – друзья (9ч).



23.11

1

Стихотворения М.Пляцковского и В.Орлова о дружбе.

с.114-118

26.11

2

Н.Носов «На горке».

с.119-122

27.11



Н.Носов «На горке».

с.119-122

30.11

1

С.Михалков «Как друзья познаются».

с.124-125

3.12

1

Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья».

с.126-127

4.12

2

А.Гайдар «Чук и Гек».

с.128-131

7.12




А.Гайдар «Чук и Гек».

с.128-131


10.12

1

И.Крылов «Стрекоза и муравей».

с.132-133

11.12

1

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

с.134-137






Здравствуй, матушка – зима! (4ч).



14.12

1

Стихотворения А.Пушкина, Ф.Тютчева

о зиме.

с.138-141

17.12

1

Стихотворения С.Есенина о зиме.

с.142-143

18.12

1

Стихотворения С.Чёрного, К.Бальмонта о зиме.

с.144-146

21.12

1

Стихотворения С.Маршака, А.Барто, С.Дрожжина о зиме.

с.147-149



3 ЧЕТВЕРТЬ (29ч)

Дата


Кол.ч.

Тема урока

Стр.уч.






Чудеса случаются (15ч).

ч. 2

11.01

3

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

с.4-9

14.01



А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

с.10-13

15.01



А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

с.13-17

18.01

1

Д. Н. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки». Присказка. Особенности прис-

казки. Сказительница.

с.18

21.01

2


Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храб-рого зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

с.19-20

22.01



Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храб-рого зайца — длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

с.21-23

25.01

2

Знакомство с книгой Дж. Харриса «Сказ-

ки дядюшки Римуса». «Братец Лис и бра-

тец Кролик».

с.24-25

28.01



Дж. Харрис «Братец Лис и братец Кро-

лик».

с.26-27

29.01

1

Э. Распе. «Чудесный олень», «Оттаявшие звуки».

с.28-29

1.02

1

«Мы идем в библиотеку». Корней Ивано-

вич Чуковский «Я начинаю любить Бибигона».

с.30-34

4.02

1

Корней Иванович Чуковский «Бибигон и пчела».


с.35-38

5.02

1

Л. Н. Толстой. «Два брата».

с.39-41

8.02

2

К. И. Чуковский. «Краденое солнце».

с.42-44

11.02



К. И. Чуковский. «Краденое солнце».

с.45-47

12.02

1

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

с.48-49






Весна, весна! И всё ей радо! (5ч).




15.02

1

Образ весны в лирическом произведении.

Ф. Тютчев, И. Никитин, А. Плещеев,

И. Шмелёв, Т. Белозёров.

с.50-53

18.02

1

Образ весны в прозаическом и стихотвор-ном тексте. А. Чехов. «Весной»,


А. Фет. «Уж верба вся пушистая...»,

 А. Барто. «Апрель»..


с.54-55

19.02

1

«Мы идем в библиотеку». С. Маршак,

И. Токмакова, С. Чёрный, А.Майков.

Стихи о весне.

с.56-60

22.02



1



С. Маршак. «Двенадцать месяцев».



с. 61-65



26.02

1

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

с.66-67






Мои самые близкие и дорогие (6ч).



1.03

1

Разговор на тему «Родина, мать, отец, семья — главные слова для каждого человека». Чтение стихотворений

Р. Рождественского, Ю. Энтина, Б. Захо-дера, А. Барто, Р. Сефа.

с.68-73

4.03

1

Создание подборки книг и беседа на те-


му:«Моя любимая мама». Выставка книг. Дж. Родари. «Кто командует?»


с.74-75

5.03

1

Э. Успенский. «Если был бы я девчон-кой...», «Разгром»; Б. Заходер. «Никто».

с.76- 78

11.03

1

Л. Толстой. «Отец и сыновья», «Старый

дед и внучек».

с.79- 80

12.03

1

Е. Пермяк. «Как Миша хотел маму перехитрить».

с.81- 83

15.03

1

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

с.84- 85






Люблю всё живое (3ч).




18.03



1



С. Черный. «Жеребенок». Образ жеребен-

ка в лирическом стихотворении.

С. Михалков. «Мой щенок».

с.86- 91




19.03

1

Г. Снегирев. «Отважный пингвиненок».

с.92- 93

22.03

1

М. Пришвин. «Ребята и утята».

с.94- 96



4 ЧЕТВЕРТЬ (25ч)

Дата


Кол.ч.

Тема урока

Стр.уч.






Люблю всё живое (10ч).



1.04

1

Е. Чарушин. «Страшный рассказ».

с.97-99

2.04

1

«Шутки-минутки». «Большую морковку зайчишки тащили...»  Н. Рубцов. «Про зайца». «Заяц». Научная статья из энциклопедии.

с.99-101


5.04

1

В. Берестов. «С фотоаппаратом».Созда-

ние текста о своем любимом животном.

с.102

8.04

1

«Мы идем в библиотеку». Книги В. Биан-

ки. «Хитрый лис и умная уточка».

с. 104-107

9.04

1

Маленькие рассказы Н. Сладкова. Составление рассказа по серии рисунков.

с. 108-109

12.04

1

В. Сухомлинский. «Почему плачет синичка?»

с. 110-111

15.04

1

Г. Снегирев. «Куда улетают птицы на зиму...».

с. 112-113

16.04

2

В. Бианки. «Лесной колобок — Колючий Бок».

с. 114-116

19.04




В. Бианки. «Лесной колобок — Колючий Бок». Сравнение произведения В. Бианки с русской народной сказкой.Инсцениро-вание сказки.

с. 114-116

22.04

1

«Шутки-минутки». В. Берестов. «Заяц-барабанщик», «Коза». Маленькие и боль-шие секреты страны Литературии.

с. 117-121







Жизнь дана на добрые дела (15ч).



23.04

1

Разговор на тему «Что такое добрые де-

ла?».С. Баруздин. «Стихи о человеке и

его делах».

с. 122-123

26.04

1



Л. Яхнин. «Пятое время года», «Силачи»; В. Осеева. «Просто старушка».

с. 124-127

29.04

1

Э. Шим. «Не смей». Разговор на тему:

«Кого можно назвать сильным челове-

ком?»

с. 128-129

30.04


1

А. Гайдар. «Совесть».

с. 130-131

6.05

1

Е. Григорьева. «Во мне сидят два голоса...». Разговор на тему «Что такое совесть?».
Работа со словом «совесть».

с. 132-133

7.05

1

Тестирование по литературному чтению.




13.05

1

В. Осеева. «Три товарища».

с. 134

14.05

2

И. Пивоварова. «Сочинение».

с. 135-136

17.05




И. Пивоварова. «Сочинение».

с. 136-137

20.05

1

«Мы идем в библиотеку». Книги Н. Но-

сова. «Затейники».

с. 138-142


21.05

2

Н. Носов «Фантазёры».

с. 143-145

24.05



Н. Носов «Фантазёры».

с. 146-149

27.05

1

Басни И. Крылова. «Лебедь, Щука и Рак».

с. 150

28.05

1

С. Михалков. «Не стоит благодарности».

с. 151

31.05

1

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

с. 152-153