zapogi.ru 1

Кружок художественного чтения «Логос»


  1. Пояснительная записка.

Данная программа рассчитана на детей младшего школьного возраста.

В её основу заложена идея вооружения учащихся культурной, выразительной речью. Умение говорить ещё более важно, чем умение писать.

Практика показала, что наиболее целесообразно идти от устной речи к рассказыванию и от него к выразительному чтению.

Выразительное чтение в условиях школы есть художественное чтение. Художественное чтение является исполнительским искусством, задача которого – превратить слово написанное в слово звучащее.

Ясная и правильная передача мыслей автора - первая задача выразительного чтения.

Настоящая программа позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова.

Воспитание интереса к изучению мира слова должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания в области родной речи, совершенствовать свою речь.

Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность.

Поэтому особое внимание на занятиях кружка следует обращать на задания, направленные на развитие речи учащихся, на воспитание у них чувства языка.

Программа рассчитана на двухгодичный курс развития речи учащихся младших классов.

Возраст учащихся первого года обучения – 2-3 классы, возраст школьников второго года обучения – 3-4классы.

Возрастные особенности учащихся начальных классов позволяют использовать произведения детских авторов: сказки, стихи, басни.

Занятия проводятся по этапам: теоретическая часть, предусматривающая усвоение детьми необходимых знаний и практической части, предполагающей работу над отдельными произведениями.

Программой предусмотрена работа с родителями:

1.Привлечение родителей при подготовке ролей.

2.Совместное изготовление костюмов и декораций.


3.Приглашение родителей на выступления.

4.Индивидуальные беседы с родителями.


Программа предлагает следующие цели и задачи:

Цель: вооружение детей культурной, выразительной речью, позволяющей свободно передавать свои мысли и чувства;

формирование подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности.

Задачи:

-добиваться интонационной выразительности устного высказывания;

-чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;

-чтение наизусть стихотворных и прозаических произведений;

-развитие эмоциональной сферы учащихся, воспитание эстетического вкуса, интереса и любви к отечественной культуре, интереса к произведениям зарубежных авторов.


Учебный план



Содержание


Первый год

2003-2004 г.г.

Второй год

2004-2005 г.г.

Кол-во

часов

В т.ч.

теории

Кол-во

часов

В т.ч.

теории

Октябрь

1.Речевой аппарат. Культура речи. бытовая речь и её недостатки.

2

1

2

1

2. Исполнительные средства выразительности. Артикуляция, динамизм, пауза. Источники средства выразительности речи.


Знакомство с законами сцены по К.Станиславскому.


14

6

14

3

3. Речь монологическая и диалогическая. деление текста на логические части.

8

3

8

3

Итого:

24

10

24

7

Ноябрь

1. Рассказывание, как один из видов декламации. Рассказывание народных сказок.

Сказка "Как старуха нашла лапоть"

4

3

4

2

2. Логика речи.

Чтение сказки "Марья Моревна".

4

3

4

1

3. Отработка отдельных сцен сказки.

15

5

15

5

4. Публичное выступление.

1




1




Итого:

24

11

24

8

Декабрь


1. Значение орфоэпии для культуры речи. Интонация в тексте.

4

3

4

2

2. Работа над сказкой "Про Емелю дурака"

16

2

16

2

3. Индивидуальное исполнительское мастерство.

3

2

3

2

4. Публичное выступление.

1




1




Итого:

24

7

24

6

Январь

1. Характерные особенности стихотворной речи. Понятия "ритм","рифма", "музыкальная организованность.

8

5

8

4

2. Интонационно-мелодические типы исполнения стихотворений.

10

4

10

4

3. Упражнения дыхания и голосоведения в связи с чтением стихов.

6

4

6


4

Итого:

24

13

24

12

Февраль

1. Практическая фонетика.

Работа над литературным монтажом "Виват, Россия!".

22

10

22

10

2. Выступление перед родителями.

2




2




Итого:

24

10

24

10

Март

1. Юмореска – один из жанров художественного слова.

5

4

5

4

2. Работа над миниатюрами "Хорошо, да худо", "Разговор". Отработка отдельных сцен.

18

4

18

4

3. Публичное выступление.

1




1




Итого:

24


8

24

8

Апрель

1. И.А.Крылов – мастер басни. Интонирование басни. характерные особенности при рассказывании басни: изохронность, удлинение межстиховых пауз.

9

6

9

6

2. Работа над миниспектаклем по басням Крылова.

14

4

14

4

3. Выступление перед детской аудиторией.

1




1




Итого:

24

10

24

10



Технология реализации образовательной программы. Приёмы и методы обучения.

Для достижения поставленных целей и задач необходимо использовать различные формы и методы, которые способствуют наиболее эффективному усвоению материала.

Основным предметом изучения и овладения на занятиях кружка является выразительность чтения.

Знакомство с устной речью естественно начать с рассмотрения речевого аппарата и работы над ним. Эта работа включает в себя дыхательную гимнастику, работу над дикцией.

Одним из этапов работы является логический анализ текста и расстановка логических ударений.

Одновременно делаются упражнения над интонацией.

Знакомство со сценической грамотой, с основами искусства актёра помогает возникновению творческого процесса, развивает общие художественные специальные способности.


Важным приёмом является личный пример. Учитель влияет на учеников прежде всего своим примером. Его речь должна быть ясной, чёткой и выразительной. Недаром А.С.Макаренко считал речь основным элементом педагогической техники.

На занятиях кружка должна быть создана атмосфера доброжелательной критики. Постоянный анализ, обсуждение итогов помогает добиться желаемого результата.

Материально-техническая база.

1.Бумага, картон, краски для декораций – 500р

2.Микрофон для выступлений – 300р

3.Аудиокассеты – 100р

Модель выпускника.

Учащиеся должны уметь выразительно читать художественные произведения, научиться исполнительскому мастерству.

Кроме того, дети должны научиться общению друг с другом, а также с посторонними, научиться оценивать художественные достоинства литературных произведений, что помогает им свободно владеть словом.


Система оценок и контроль.

Зачёт выставляется по итогам полугодия. Оценивается выразительность чтения, владение аудиторией.

Это зачёт в виде чтения стихотворения, либо монолога персонажа какого-либо произведения. Выступление готовится самостоятельно.

Годовой итог – участие в постановке сказки.

Библиография.

1.Т.Ф.Завадская. «Искусство чтения в художественном развитии подростка».

2.Б.С.Найдёнов. «Выразительность речи и чтения»

3.В.Н.Яхонтов. «Театр одного актёра».