zapogi.ru 1 2 ... 6 7

ПРИЛОЖЕНИЕ 3


035700.62.03 Теория и практика межкультурной коммуникации


АННОТАЦИИ РАБОЧИХ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИН


Б.1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл


Б.1.Б Базовая часть


Б.1.Б.1 История


Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов).

Целью изучения дисциплины является формирование у студентов фундаментальных теоретических знаний об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, основных этапах и содержании истории России с древнейших времен до наших дней, усвоение студентами уроков отечественного опыта исторического развития в контексте мирового опыта и общецивилизационной перспективы.

Задачи изучения дисциплины:


  • сформировать представление об экономическом, социальном и политическом развитии России, ее культуре, науке и технике, особенностях общественного сознания;

  • сформировать основы логического мышления, умения выявлять закономерности и особенности исторического процесса, причинно-следственные связи;

  • обеспечить условия для становления гражданской позиции.

Виды учебной работы: лекции, практические занятия, контрольные аудиторные работы, индивидуальные задания.

Содержание (разделы)

1. Сущность, формы, функции исторического знания.

2. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов.

3. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности.

4. Социально-политические изменения в русских землях в ХIII-ХV вв.

5. Россия и средневековые государства Европы и Азии.

6. Формирование единого российского государства (ХVI-ХVII вв.).

7. Модернизация России в ХVIII в.

8. Особенности и основные этапы социально-экономического развития России в начале ХIХ в.


9. Реформы и контрреформы ХIХ в. и их последствия.

10. Культура, общественная мысль и особенности общественного движения России в ХIХ веке.

11. ХХ столетие в мировой истории.

12. Россия в начале ХХ века.

13. Россия в условиях первой мировой войны и общенационального кризиса (1914-1922 гг.).

14. Основные тенденции развития страны в 1920-е годы.

15. СССР накануне и в начале второй мировой войны. Великая отечественная война.

16. Советское общество в середине 60-х -начале 80-х гг. Нарастание кризисных явлений.

17. Советский союз в 1985-1991 гг.

18. Проблемы социально-политического и экономического развития РФ в 1990-2000-е годы.

Формируемые компетенции

В результате изучения дисциплины «История» студенты приобретают следующие компетенции:


  • умение ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и учитывать ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме (ОК-1);

  • осознание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию (ОК-5);

  • владение наследием отечественной научной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач (ОК-6);

  • знание своих прав и обязанностей как гражданина своей страны; умение использовать действующее законодательство; готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-10);

  • умение структурировать и интегрировать знания из различных областей профессиональной деятельности и способность их творческого использования и развития в ходе решения профессиональных задач (ПК-37);
  • умение видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понимание их значения для будущей профессиональной деятельности (ПК-38).


Итоговая форма контроля – экзамен.


Б.1.Б.2 Философия


Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов).

Целью изучения дисциплины является развитие у студентов интереса к фундаментальным знаниям, стимулирование потребности к философским оценкам научных факторов, исторических событий, социальной действительности, усвоение идеи единства и многообразия мирового историко-культурного процесса.

Задачи изучения дисциплины:

  • создать у студентов представление о мире и месте человека в нем;

  • сформировать философское мировоззрение и мироощущение;

  • способствовать развитию умения логично формулировать, излагать и аргументировано отстаивать собственное видение рассматриваемых проблем;

  • создать условия для овладения приемами ведения дискуссии, полемики, диалога.

Виды учебной работы: лекции, практические занятия.

Содержание (разделы)

1. Предмет философии, место и роль философии в культуре.

2. Человек, общество, культура.

3. Смысл человеческого бытия.

4. Сознание и познание.

Формируемые компетенции

В результате изучения дисциплины «Философия» студенты приобретают следующие компетенции:

  • умение ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и учитывать ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме (ОК-1);

  • осознание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию (ОК-5);
  • владение наследием отечественной научной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач (ОК-6);


  • владение культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владение культурой устной и письменной речи (ОК-7);

  • умение применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования (ОК-8);

  • осознание своих прав и обязанностей как гражданина своей страны; умение использовать действующее законодательство; готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-10);

  • умение использовать понятийный аппарат философии, теоретической и прикладной лингвистики, переводоведения, лингводидактики и теории межкультурной коммуникации для решения профессиональных задач (ПК-36).

Итоговая форма контроля – экзамен.


Б.1.Б.3 Русский язык и культура речи


Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 9 зачетных единиц (324 часа).

Целью изучения дисциплины является повышение уровня коммуникативно-речевой компетенции будущего специалиста.

Задачи изучения дисциплины:

  • сформировать представление о  культуре речи как разделе науки о языке;

  • ознакомить с системой литературных норм и коммуникативных качеств речи;

  • повысить уровень практического владения современным русским литературным языком в разных сферах его функционирования;

  • воспитать культуру речевого общения.

Виды учебной работы: лекции-беседы; тренинги; контрольные аудиторные работы; индивидуальные задания (лабораторные работы).

Содержание (разделы)

1. Языковая норма и ее кодификация: нормы произношения и ударения; лексические, морфологические и синтаксические нормы.


2. Функционально-стилевая дифференциация современного литературного языка. Стилистические нормы. Культура устной и письменной деловой речи.

3. Коммуникативные качества хорошей речи. Культура ораторской речи

4. Роль этических норм в повышении речевой культуры. Речевая агрессия. Речевая манипуляция в аспекте проблемы информационной безопасности общества.

Формируемые компетенции

В результате изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» студенты приобретают следующие компетенции:


  • владение культурой мышления, способностью к анализу, обобщению информации, постановке целей и выбору путей их достижения, владение культурой устной и письменной речи (ОК-7);

  • умение применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования (ОК-8);

  • владение основными дискурсивными способами реализации коммуникативных целей высказывания применительно к особенностям текущего коммуникативного контекста (время, место, цели и условия взаимодействия) (ПК-3);

  • владение основными способами выражения семантической, коммуникативной и структурной преемственности между частями высказывания - композиционными элементами текста (введение, основная часть, заключение), сверхфразовыми единствами, предложениями (ПК-4);

  • умение свободно выражать свои мысли, адекватно используя разнообразные языковые средства с целью выделения релевантной информации (ПК-5);

  • владение основными особенностями официального, нейтрального и неофициального регистров общения (ПК-6);

  • умение использовать этикетные формулы в устной и письменной коммуникации (приветствие, прощание, поздравление, извинение, просьба) (ПК-8);
  • умение работать с электронными словарями и другими электронными ресурсами для решения лингвистических задач (ПК-28).


Итоговая форма контроля – экзамен.


Б.1.В Вариативная часть


Б.1.В.1 Древние языки и культуры


Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 5 зачетных единиц (180 часов).

Целью изучения дисциплины является ознакомление студентов с фонетической, грамматической, лексической системой латинского языка, основами сравнительно-исторического языкознания, а также с античной культурой и ее влиянием на развитие мировой цивилизации.

Задачи изучения дисциплины:

  • дать представление о фонетике, грамматике, лексике латинского языка;

  • развить навыки чтения, перевода и грамматического анализа латинских текстов;

  • сформировать навыки сопоставления латинских языковых явлений с явлениями современных языков;

  • обеспечить усвоение словообразовательных моделей построения научной и общественно-политической терминологии на основе латинских и греческих заимствований;

  • сформировать научный подход к изучаемым современным иностранным языкам на основе информации из области сравнительно-исторического языкознания;

  • ознакомить с наиболее значимыми явлениями истории и культуры народов Древней Греции и Древнего Рима.

Виды учебной работы: лекции, практические занятия.

Содержание (разделы)

Территориальные и хронологические границы государства Древнего Рима: важнейшие исторические события, религия и культура, выдающиеся деятели. Значение древнеримской культуры и латинского языка для современной европейской и мировой цивилизации, гуманитарного знания и системы университетского образования. Место латинского языка среди индоевропейских языков, основные этапы развития латинского языка. Влияние латинского языка на современные языки: романские языки, латинские заимствования в германских и славянских языках. Фонетическая система латинского языка: система гласных, согласных, ударение. Алфавит, орфография. Основные школы чтения латинских текстов. Грамматическая система латинского языка: латинский как синтетический язык флективного типа. Морфологическая система латинского языка: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, числительное, глагол, наречие, предлоги, приставки, словообразование. Синтаксические особенности простого предложения, синтаксис страдательной конструкции, причастные и инфинитивные обороты, герундий, герундив, супин. Синтаксические особенности сложного предложения, употребление времен и наклонений в придаточных предложениях. Семантика падежей. Сопоставительные особенности системы латинского языка с системами русского и изучаемых иностранных языков.


Формируемые компетенции

В результате изучения дисциплины «Древние языки и культуры» студенты приобретают следующие компетенции:


  • осознание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовность принять нравственные обязательства по отношению к окружающей природе, обществу и культурному наследию (ОК-5);

  • владение системой лингвистических знаний, включающей в себя знание основных фонетических, лексических, грамматических, словообразовательных явлений и закономерностей функционирования изучаемого иностранного языка, его функциональных разновидностей (ПК-1);

  • умение работать с электронными словарями и другими электронными ресурсами для решения лингвистических задач (ПК-28);

  • умение структурировать и интегрировать знания из различных областей профессиональной деятельности и способность их творческого использования и развития в ходе решения профессиональных задач (ПК-37);

  • умение видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понимание их значения для будущей профессиональной деятельности (ПК-38).

Итоговая форма контроля – экзамен.


Б.1.ДВ. Дисциплины по выбору


Б.1.ДВ.1 Менеджмент / Психология


Менеджмент


Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).

Целью изучения дисциплины является формирование у студентов навыков организационного мышления, направленного на анализ функционирования подразделений систем управления государственными, акционерными и частными фирмами, научно-производственными, научными и проектными организациями, органов государственного управления в целях рационального управления экономикой, производством и социальным развитием.

Задачи изучения дисциплины:
  • создание теоретической базы по менеджменту с учетом современного состояния этой науки;


  • формирование у студентов эффективных практических умений и навыков в области управления.

Виды учебной работы: лекции, практические занятия.

Содержание (разделы)

1. Методологические основы менеджмента.

2. Природа и состав функций менеджмента.

3. Организационные отношения и формы организации в системе менеджмента.

4. Коммуникации в системе менеджмента.

5. Разработка управленческих решений.

6. Мотивация деятельности в менеджменте.

7. Человек в организации.

8. Регулирование и контроль в системе менеджмента.

9. Стратегия и тактика в системе менеджмента.

Формируемые компетенции

В результате изучения дисциплины «Менеджмент» студенты приобретают следующие компетенции:

  • умение ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и учитывать ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме (ОК-1);

  • готовность к работе в коллективе, социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, способность проявлять уважение к людям, готовность нести ответственность за поддержание доверительных партнерских отношений (ОК-4);

  • владение наследием отечественной научной мысли, направленной на решение общегуманитарных и общечеловеческих задач (ОК-6);

  • способность занимать гражданскую позицию в социально-личностных конфликтных ситуациях (ОК-9);

  • осознание своих прав и обязанностей как гражданина своей страны; умение использовать действующее законодательство; готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-10);
  • умение структурировать и интегрировать знания из различных областей профессиональной деятельности и способность их творческого использования и развития в ходе решения профессиональных задач (ПК-37);


  • умение видеть междисциплинарные связи изучаемых дисциплин и понимание их значения для будущей профессиональной деятельности (ПК-38);

  • умение ориентироваться на рынке труда и занятости в части, касающейся своей профессиональной деятельности (систему навыков экзистенциальной компетенции - изучение рынка труда, составление резюме, проведение собеседования и переговоров с потенциальным работодателем) (ПК-43).

Итоговая форма контроля – зачет.


Психология


Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).

Целью изучения дисциплины является развитие профессиональной компетентности студентов через овладение широким кругом вопросов психологии, социальной компетентностью и социально-психологическим видением человеческой реальности.

Задачи изучения дисциплины:

  • проанализировать психологические свойства, характеристики психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп;

  • научить студентов применять общепсихологические и социально-психологические технологии, позволяющие осуществлять решение задач самосовершенствования и взаимодействия с коллективом.

Виды учебной работы: лекции, практические занятия.

Содержание (разделы)

1. Психология как центральное составляющее звено знаний о человеке.

2. Своеобразие психических процессов, свойств и состояний человека.

3. Представления о личности и ее свойствах.

4. Особенности межличностной коммуникации и взаимодействия.

5. Особенности социальных групп и межгрупповых отношений.

Формируемые компетенции

В результате изучения дисциплины «Психология» студенты приобретают следующие компетенции:
  • умение ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и учитывать ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме (ОК-1);


  • навыки социокультурной и межкультурной коммуникации, обеспечивающие адекватность социальных и профессиональных контактов (ОК-3);

  • готовность к работе в коллективе, социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, проявление уважения к людям, готовность нести ответственность за поддержание доверительных партнерских отношений (ОК-4);

  • умение применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции, сохранения своего здоровья, нравственного и физического самосовершенствования (ОК-8);

  • способность занимать гражданскую позицию в социально-личностных конфликтных ситуациях (ОК-9);

  • стремление к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; умение критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства саморазвития (ОК-11);

  • представление об этических и нравственных нормах поведения, принятых в инокультурном социуме, о моделях социальных ситуаций, типичных сценариях взаимодействия (ПК-2);

  • готовность преодолевать влияние стереотипов и осуществлять межкультурный диалог в общей и профессиональной сферах общения (ПК-7).

Итоговая форма контроля – зачет.


Б.1.ДВ.2 История мировой художественной культуры / Эстетика постмодернизма


История мировой художественной культуры


Общая трудоемкость изучения дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).

Цель изучения дисциплины – формирование представлений о генезисе и основных этапах развития мировой художественной культуры человечества с древнейших времен до настоящего времени.

Задачи изучения дисциплины:

  • уяснение общих закономерностей культуры;
  • понимание процессов развития культуры, специфики их проявлений в отдельные исторические эпохи и в разных регионах нашей планеты;


  • формирование у студентов потребности заниматься дальнейшим самообразованием в сфере культуры.

Виды учебной работы: лекции, практические занятия.

Содержание (разделы)


1. Исторические предпосылки возникновения культуры в европейских странах.

2. Виды и жанры европейского искусства.

3. История стилей в зарубежном и русском искусстве.

4. Идейно-исторические особенности этапов мирового культурного процесса.

5. Характерные тенденции в творчестве выдающихся мастеров мировой культуры.

6. Своеобразие развития отечественной культуры.

Формируемые компетенции

В результате изучения дисциплины «История мировой художественной культуры» студенты приобретают следующие компетенции:

  • умение ориентироваться в системе общечеловеческих ценностей и учитывать ценностно-смысловые ориентации различных социальных, национальных, религиозных, профессиональных общностей и групп в российском социуме (ОК-1);

  • умение руководствоваться принципами культурного релятивизма и этическими нормами, предполагающими отказ от этноцентризма и уважение своеобразия иноязычной культуры и ценностных ориентаций иноязычного социума (ОК-2);

  • осознание значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (ОК-5);

  • умение применять методы и средства познания, обучения и самоконтроля для своего интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции (ОК-8);

  • умение структурировать и интегрировать знания из различных областей профессиональной деятельности и способность их творческого использования и развития в ходе решения профессиональных задач (ПК-37).

Итоговая форма контроля – зачет.



следующая страница >>