zapogi.ru 1

МОУ Петровская СОШ


Программа

«Мир профессий»


Автор программы:

Роенко М.А. – заместитель директора по ВР

Срок реализации – 5 лет


2008 год

Актуальность проблемы профориентации как общественной, проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. То есть по своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии.

В законе Российской Федерации «Об образовании» говорится о содержании образования, которое “является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть направлено на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации...» В основу программы профориентационной работы «Мир профессий» положены нормативные и инструктивно-методические документы, регламентирующие деятельность по информационному обеспечению профориентационной работы:


  •   Концепция профильного обучения в школе (24.09.2004),

  •   Программа “Основы профессионального выбора” (1999),

Цели

  • Формирование культуры профессионального самоопределения школьников.

  • Оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора сферы будущей профессиональной деятельности.

Задачи:

  • формирование ценностных ориентаций учащихся в профессиональном самоопределении;

  • изучение структуры личности, формирование профессиональной направленности;

  • формирование общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов;
  • получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;


  • обеспечение широкого диапазона вариативности профориентационной работы за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе.



С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе:

На каждом периоде школьного этапа необходима реализация различных целей профориентационной работы:

1-4 классы

формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

5-7 классы

развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

8-9 классы

уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

10-11 классы

Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.



Направления профессиональной ориентации:


  • Информационно-просветительское направление.

Цель этого направления – создать у учащихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий. Это поможет в будущем сделать наиболее осознанный и осмысленный выбор.

  • Диагностическое направление.

Это направление реализуется в двух планах:

· самопознание, исследование школьником своих качеств в контексте определенной профессии (или группы профессий);

· оценка своих возможностей, определение степени выраженности тех или иных профессионально важных качеств и прочих ресурсов, обусловливающих профессиональный выбор.

  • Консультационное направление подразумевает содействие выбору оптанта (человека, стоящего перед необходимостью профессионального выбора). Это содействие основывается на учете мотивов человека, его интересов, склонностей, личностных проблем или особенностей мировоззрения. Оно может включать в себя диагностический или информационный аспект, но может и не включать.

  • Обучающее (или формирующее). В русле этого направления оптант воспринимается как носитель определенных компетенций, к числу которых относятся и следующие умения:

· умение анализировать мир профессий;

· умение анализировать свои возможности и ограничения в ситуации профессионального выбора;

Профориентационная работа может осуществляться как на уроке, так и вне его. Практически все учебные предметы могут информировать учащихся о различной профессиональной деятельности. Именно на уроке педагог должен сообщать учащимся определенные знания о профессиях; раскрывать социальные, экономические и психологические стороны профессий; информировать учащихся о путях овладения избранными профессиями; формировать ценностные ориентации, стойкие профессиональные интересы и мотивы выбора профессии

Характеристика основных ресурсов реализации программы



Библиотекарь



  • нормативно-правовое:

  • разработка и утверждение пакета комплексных программ, обеспечивающих выполнение Программы развития школы

  • разработка и утверждение документов, положений, необходимых для выполнения Программы

  • программно-методическое:

  • формирование банка методических материалов

  • информационное:

  • информирование учителей, родителей, учащихся о ходе выполнения Программы через:

  • школьную печать

  • средства массовой информации

  • родительские собрания

  • педсоветы

  • мотивационное:

  • усилить мотивационную работу среди учеников, родителей о необходимости качественного преобразования их учебно-воспитательной деятельности

  • кадровое:

  • курсовая переподготовка учителей

  • повышение квалификации учителей через работу в методобъединениях

  • организационное:

  • в учебном плане и расписании уроков предусматривать возможности работы школы по программе

  • создавать условия, необходимые для выполнения Программы «Мир профессий»

  • материально – техническое:

  • пополнять фонд библиотеки учебниками, методической и художественной литературой

  • проводить ежегодно подписку на методические издания (газеты, журналы, методическую литературу).



Ожидаемый результат

Реализация программы профориентационной работы «Мир профессий»:
  • конкретизирует цели профориентационной работы;


  • содействует моменту социализации у учащихся;

  • позволит развить способности, актуальные для дальнейшей профессиональной судьбы;

  • создаст систему работы педагогического коллектива по данной проблеме;

  • повысит интеллектуальное, культурное, физическое, нравственное развитие учащихся;

  • даст подростку возможность деятельностного ознакомления с миром профессий,

  • позволит создать условия для преемственности поколений.

Выполнение программы приведёт к совершенствованию и развитию системы, обеспечивающей целенаправленное формирование у воспитанников ОУ способностей, актуальных для дальнейшей профессиональной судьбы, повышению социальной активности.

К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится:

  • достаточная информация о профессии и путях ее получения

  • потребность в обоснованном выборе профессии

  • уверенность школьника в социальной значимости труда

  • степень самопознания школьника

  • наличие у учащегося обоснованного профессионального плана


Классным руководителям 1-4 классов

Цель: подробное знакомство с видами труда, с миром профессий.

Тема занятий

Форма проведения

Школа, в которой мы учимся

Экскурсия по школе

Мир профессий.

Профессии сказочных героев

Беседа о профессиях: учитель, врач, повар, шофер, продавец.

Ввести понятия «профессия» и «должность». Примеры.


Профессии моих родителей

Конкурс рисунков.

Устные рассказы детей.

Как растет хлеб?

Беседа, экскурсия, встреча.

Труд руки любят

Беседа. Выставка поделок

Кем я хочу быть?

Рассказы родителей.

Интересы и кружковая работа

На основании анализа бесед с учениками, дать конкретные советы каждому по занятию в кружках.


РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Тема собрания

Форма проведения

Что вы делаете для воспитания детей, развития их интересов, склонностей

Круглый стол.


Мир профессий, окружающих ваших детей

Информация о профессиях, с которыми будут знакомиться дети в школе.

Классным руководителям 5-6 классов

Цель: дать понятие классификации профессий, о связи школьных предметов

с миром профессий.

Тема занятий

Форма проведения

Мои увлечения

Знакомство с кружковой работой школы, центрами творчества


Классификация профессий

Рассказы о типах профессий –(Человек-Человек, Человек-Природа, Человек-Техника, Человек-Художественный образ, Человек-Знак


Классным руководителям 7-8 классов

Цель: продолжение знакомства с миром профессий, с профессионально-значимыми качествами профессий типа «Человек-Человек», «Человек-Природа» и т.д.

Тема занятий

Форма проведения

Формула выбора профессий Х-М-Н




Знакомство с требованиями профессии к человеку




Профконсультационный урок

Индивидуальные советы учащимся по выбору профессии с использованием методики «Карта интересов»

Встреча с представителями разных профессий

Беседа

Встреча с представителями разных профессий

Беседа







Школьные занятия и мир профессий.

Встреча с учителями –предметниками.

Мое любимое занятие в свободное время.

Сочинение.

«Ездить, плавать, летать»


Классный праздник.

«Угадай профессию»

Профориентационная игра

Кто знает больше о профессиях

Игра «Ассоциация»

Представление профессий.

Работа с родителями

Цели и задачи профориентационной работы в классе

Беседа

Как готовить детей к выбору профессии

Беседа о факторах выбора профессии.

Итоги сочинений

Обозрение.


Классным руководителям 9 класса

Цель: знакомство с системой учебных заведений, формирование адекватной оценки своих возможностей и способностей, согласование их с выбором профессии.

Тема занятий

Форма проведения

Выявление профнамерений учащихся

Анкета «Дорогой друг!»

Система учебных заведений

Беседа о системе ПУ, техникумов, колледжей, лицеев, ВУЗОВ

Особенности нервной системы и выбор профессии

Диагностическая консультация(Тест «Пластичность-ригидность по Кеттелу»

Особенности памяти


Диагностика слухо-речевой памяти .

Пути дальнейшего получения образования учащегося

Индивидуальная беседа.


Профконсультационный урок

Индивидуальные советы учащимся по выбору профессии (на основе диагностической консультации «Тип темперамента и выбор профессии».)

Типичные ошибки при выборе профессии


Классный час


РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Тема занятий

Форма проведения

Система учебных заведений

Беседа.

Индивидуальные консультации для родителей, дети которых идут в ПУ, техникум, колледж, лицеи

Индивидуальные консультации.

Медицинские противопоказания при выборе профессии

Беседа врача.


Роль здоровья в выборе профессии

Беседа

Типы учебных заведений

Беседа

Результаты диагностики учащихся по выявлению интересов

Рассказ



Классным руководителям
10-11 классов

Цель: формирование и уточнение личного профессионального плана.


Тема занятий

Форма проведения

Определение готовности школьников

к выбору профессии.

Анкетирование.

Оценка своих возможностей и согласованности их с профессиональными намерениями.

Диспут.

Пути дальнейшего получения образования учащимся.

Индивидуальная беседа.

Потребность региона в кадрах или состояние на рынке труда

Классный час с приглашением представителей районного ЦЗ населения

Систематизация знаний о правилах выбора профессий и мире профессий

КВН «Защита профессий»

Знакомство с условиями приема в средние и высшие учебные заведения края.

Информация классного руководителя и ответственного за профориентационную работу школы.

Информация о подготовительных курсах.

Информация.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Тема занятий

Форма проведения

Информация о ВУЗах и ССУЗах, других учебных заведениях.



Проведение анкеты для родителей.

Ответы на вопросы родителей.

Анкетирование.

Беседа.