zapogi.ru 1

Программа

курсов повышения квалификации учителей географии

«Методика преподавания предметов регионального компонента: "Географическое краеведение", "Геоэкология Тамбовской области»


Для обеспечения преемственности образовательной политики в Тамбовской области, совершенствования образовательного процесса, удовлетворения образовательных потребностей школьников в региональный компонент базисного учебного плана введены предметы "Краеведение" и "Экология". Составной частью предмета "Краеведение" является "Географическое краеведение", частью предмета "Экология" - "Геоэкология Тамбовской области".

Содержание курсов характеризуется краеведческой направленностью.

Для оказания дополнительных образовательных услуг учителям общеобразовательных школ по курсам регионального компонента составлена программа "Методика преподавания предметов регионального компонента: "Географическое краеведение", "Геоэкология Тамбовской области".

Программа рассчитана на 72 часа (32 часа – лекции; 10 часов - выездные занятия, 30 часов – семинары, практические занятия, тренинги.).

Программа:


  • предназначена для учителей географии и экологии общеобразовательных школ, работающих 6-9 классах и педагогов учреждений дополнительного образования.

  • составлена на основе требований к профессиональной компетенции учителя предметника (географии, экологии) с учетом регионального компонента государственного стандарта общего образования.

Цель: обеспечить формирование преобразующих и творческих компетенций слушателей в преподавании предметов регионального компонента "Географическое краеведение", "Геоэкология Тамбовской области"

Программа состоит из 3 блоков, каждый из которых рассчитан на определенное количество учебных часов: модернизация образования, теоретические основы курсов "Географическое краеведение" и "Геоэкология Тамбовской области", современные образовательные и информационно-коммуникационные технологии в реализации курсов "Географическое краеведение" и "Геоэкология Тамбовской области".


Содержание программы определено проблемой курса, и нацеливает слушателей на самостоятельную познавательную деятельность по разработке теоретических и методических материалов.

Программа проблемных курсов выполняет следующие функции:


  • информационно-методическую, которая позволяет всем слушателям получить знания о целях, содержании и структуре регионального компонента государственного стандарта в образовательных учреждениях Тамбовской области, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного курса;

  • организационно-планирующую, которая предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации слушателей.

Теоретический блок программы включен материал расширяющий и углубляющий предметную познавательную компетентность учителей географии. по курсам "Географическое краеведение" и "Геоэкология Тамбовской области".

Содержание занятий технологического блока направлено на формирование практических компетенций преобразующего и творческого уровня.

Освоение инновационных технологий обучения и использование мультимедийных, Интернет-технологий, технологии проектной деятельности, обеспечат слушателям эффективный процесс планирования занятий, но главное помогут сделать уроки по курсам регионального компонента более эффективными.

Управление процессом обучения по курсу обеспечивается через входную, текущую и выходную диагностики. Задача входной диагностики – выявление основных затруднений слушателей по содержанию курсов и технологическим основам реализации их, и последующая корректировка учебно-тематического планирования.

Проведение активных форм обучения, таких как тренинг, деловое общение, анализ конкретных ситуаций, позволят в большей степени осуществить текущую диагностику.

Программа курса ориентирует слушателей на индивидуальную самостоятельную работу, которая является логическим продолжением и органической частью всего содержания программы. Она ориентирует слушателей на самообразование посредством выполнения индивидуальных заданий через представление их в виде учительского проекта

Требования к уровню подготовки слушателей

В результате изучения курса слушатели должны:

знать/понимать


  • концепцию предмета, его место в общей системе знаний и ценностей в школьном учебном плане;

  • нормативно-правовые документы Национального проекта "Образование";

  • возможности инновационных технологий и средств в реализации курсов "Географическое краеведение", "Геоэкология Тамбовской области";

  • сущность, особенности и методы научного исследования

уметь/применять

  • проектировать занятия по геоэкологии Тамбовской области на основе интегративного подхода и применения инновационных технологий;

  • самостоятельно составлять или отбирать задания для оценки качества по предметам регионального компонента;

  • разрабатывать учебно-методические и дидактические материалы по геоэкологии Тамбовской области с использованием ИКТ.

Владеть:

  • современными педагогическими технологиями;

  • информационно-коммуникационными технологиями для решения профессиональных задач;

  • проектной методикой с использованием ИКТ;

  • технологией применения ИИП в обучении.



УЧЕБНЫЙ ПЛАН





Наименование разделов

Всего часов


В том числе

Форма контроля

Лекции


Выездные занятия, стажировка, деловые игры и др.

Практические, лабораторные, семинарские занятия

1

Модернизация структуры современной школы

12

9




3




2

Теоретические основы курсов "Географическое краеведение" и "Геоэкология Тамбовской области"

30

16

6

8




3

Современные образовательные и информационно-коммуникационные технологии в реализации курсов "Географическое краеведение" и "Геоэкология Тамбовской области"

28

7

4

17




4

Итоговый контроль

2







2

зачет

Итого:

72

32

10

30







УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН






Наименование разделов


Всего часов

В том числе

Форма контроля

Лекции

Выездные занятия, стажировка, деловые игры и др.

Практические, лабораторные, семинарские занятия

1

Модернизация структуры современной школы

12

9




3




1.1

Актуальные проблемы развития образования в регионе

6

5




1




1.2

Региональный компонент базисного учебного плана. Цели, задачи, содержание

6

4




2




2

Теоретические основы курсов "Географическое краеведение" и "Геоэкология Тамбовской области"


30

16

6

8




2.1

Региональные особенности населения

6

4




2




2.2

Географический фактор в формировании природных условий и ресурсов родного края

6

4




2




2.3

Техногенные факторы и процессы на территории Тамбовской области

6

4




2




2.4

Направляемое развитие окружающей среды: геоэкологические проблемы, экспертиза, мониторинг

6

2

2

2




2.5

Роль охраняемых территорий в природопользовании области

6

2

4







3

Современные образовательные и информационно-коммуникационные технологии в реализации курсов "Географическое краеведение" и "Геоэкология Тамбовской области"


28

7

4

17




3.1

Проектирование занятий по геоэкологии и краеведению с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)

6

2




4




3.2

Специфика разработки учебного исследовательского проекта

6

2




4




3.3

Создание мультимедийной презентации по проекту с использованием Power Point

6

1




5




3.4

Проектирование занятий по курсу «Геоэкология Тамбовской области» на основе интегрированного подхода

6

1

2

3




3.5

Методика формирования преобразующих и творческих компетенций учащихся в изучении курсов «Географическое краеведение» и «Геоэкология Тамбовской области»

4

1

2

1








Итоговая государственная аттестация

2







2

зачет

Итого:

72

32

10

30