zapogi.ru 1

«Согласовано» Утверждаю

Зам.директора по УМР Директор МОУ ДОПиД «ИМЦ»

ГУО ОблЦИТ ____________ /С.А. Дулуба/

____________ /Н.А. Ким/


Программа повышения квалификации педагогов


Формирование базовой ИКТ компетентности


Составитель: Галай А.В.


Краснозеркое 2009 г.

Пояснительная записка


Настоящая программа адресована учителям-предметникам учреждений общего образования, ведущим практическую педагогическую деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и является частью одноименного учебно-методического комплекса. Обучение по данной программе является повышением квалификации учителей-предметников в сфере их базовой ИКТ-компетентности.

Программа рассчитана на реализацию межшкольными методическими центрами (ММЦ) проекта ИСО и образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования и повышения квалификации.

В основу программы положены идеи компетентностного подхода, с позиций которого внедрение ИКТ в образовательную деятельность требует наличия в структуре профессиональных компетенций учителя (преподавателя) определённого инварианта знаний, умений и опыта применения ИКТ для решения профессионально значимых задач. Содержание программы ориентировано на формирование такого инварианта, получившего в контексте настоящей программы название «базовая ИКТ-компетентность». Так как ключевым моментом развития компетентности является именно опыт деятельности, обучение по данной программе предусматривает освоение ИКТ общего назначения в ходе разработки дидактических средств и учебных материалов, проектирования и моделирования функционально ориентированных компонентов образовательной деятельности.

Содержание программы построено по модульному принципу. Базовые знания, умения и навыки использования средств ИКТ в профессиональной деятельности работника управления образованием слушатели данной программы приобретают при освоении, в первую очередь, продуктов компании Microsoft, которые были поставлены в школы в ходе реализации Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды».


Каждый раздел представляет собой законченный учебный модуль. Описание каждого раздела включает в себя цели и структуру его изучения, аннотацию содержания, перечень знаний и умений, формируемых в ходе обучения. Тематическое содержание разделов позволяет использовать их не только в составе настоящей программы, но и включать в различные интегрированные учебные курсы повышения квалификации с зачётом по соответствующим темам. Такой подход позволит организовать формирование накопительной оценки процесса повышения квалификации работников образования в регионах проекта ИСО и за их пределами.

Программа состоит из двух основных блоков:


  1. Структурированного перечня компетенций учителя-предметника в сфере ИКТ как целевого ориентира для преподавателей и слушателей.

  2. Учебно-тематического плана.

В ходе организации процесса повышения квалификации учителей (преподавателей) предлагается использовать все многообразие форм и методов учебной работы: лекции, семинары, практические, в том числе, индивидуальные занятия, ознакомление с опытом коллег, обсуждение и анализ ситуаций, работу в малых группах, консультации. Учитывая специфику взрослой аудитории, форма изложения материала предполагает предоставление возможности слушателям в ходе обучения делать логические выводы, адаптировать содержание к собственной практике и апробировать полученные умения в условиях тренингов и при выполнении специальных упражнений.

Длительность обучения – 72 часа аудиторных занятий.

Процесс обучения учителей (преподавателей) по настоящей программе завершается выполнением выпускной работы и подтверждается выдачей Удостоверения о повышении квалификации государственного образца. Удостоверение является основанием для повышения квалификационной категории в ходе аттестации работников образования.

Перечень компетенций учителя-предметника в сфере ИКТ




  1. Наличие общих представлений о дидактических возможностях ИКТ.


  2. Наличие представлений о едином информационном пространстве образовательного учреждения, назначении и функционировании ПК, устройствах ввода-вывода информации, компьютерных сетях и возможностях их использования в образовательном процессе.

  3. Наличие представлений об электронных образовательных ресурсах и тенденциях рынка электронных изданий в секторе общего образования, ориентированных на предметно-профессиональную деятельность, цифровых образовательных ресурсах, выполненных в ходе реализации Федеральных целевых программ.

  4. Владение основами методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс.

  5. Владение приёмами организации личного информационного пространства, интерфейсом операционной системы, приёмами выполнения файловых операций, организации информационно-образовательной среды как файловой системы, основными приёмами ввода-вывода информации, включая установку и удаление приложений и электронных образовательных ресурсов.

  6. Владение приемами подготовки дидактических материалов и рабочих документов в соответствии с предметной областью средствами офисных технологий (раздаточных материалов, презентаций и др.):

    1. вводом текста с клавиатуры и приёмами его форматирования;

    2. подготовкой раздаточных материалов, содержащих графические элементы;

    3. приёмами работы с табличными данными (составлением списков, информационных карт, простыми расчётами);

    4. методикой создания педагогически эффективных презентаций (к уроку, выступлению на педсовете, докладу и т.п.);

  7. Владение простейшими приёмами подготовки графических иллюстраций для наглядных и дидактических материалов, используемых в образовательной деятельности на основе растровой графики:

    1. приёмами коррекции и оптимизации растровых изображений для последующего использования в презентациях и Web-страницах;
    2. приёмами вывода изображений на печать, записи на CD.


  8. Владение базовыми сервисами и технологиями Интернета в контексте их использования в образовательной деятельности:

    1. приёмами навигации и поиска образовательной информации в WWW, её получения и сохранения в целях последующего использования в педагогическом процессе;

    2. приёмами работы с электронной почтой и телеконференциями;

    3. приёмами работы с файловыми архивами;

    4. приёмами работы с интернет-пейджерами (ICQ, и т.п.) и другими коммуникационными технологиями.

Учебно-тематический план


Раздел программы

учебных часов

Всего

Лекции

Практические занятия

1.

Введение

2

2







1.1

ИКТ-подготовка в структуре педагогической деятельности





2




2.

Организация рабочего места учителя с использованием компьютера

8

2

6




2.1

Понятие единого информационного пространства образовательного учреждения, модели его построения




1







2.2

Организация личного информационного пространства учителя.

Введение в Microsoft Windows XP




1

5




2.3

Рефлексия







1

3.

Работа с информацией

7

1

6





3.1

Общие сведения и понятия




1







3.2

Приемы работы с информацией







3




3.3

Хранение информации







3

4.

Основы подготовки наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office

28

2

26




3.1

Возможности и приемы создания дидактических материалов средствами Microsoft Office




2







3.2

Приемы подготовки дидактических материалов в Microsoft Word








6




3.3

Приемы подготовки дидактических материалов в Microsoft Excel







6




3.4

Приемы подготовки наглядных средств и учебно-методических материалов в Microsoft PowerPoint







6




3.5

Рефлексия







1




3.6

Практикум «Создание наглядных и учебно-методических материалов средствами Microsoft Office»







7

5.

Интернет в образовательной деятельности

20

2

18





4.1

Основы построения сети Интернет. Образовательные возможности сервисов сети Интернет




1

2




4.2

Поиск информации в сети Интернет в деятельности учителя и учащихся







3




4.3

Образовательные ресурсы Интернета (обзор и тематический поиск)







3




4.4

Сетевые образовательные сообщества и проекты







3




4.5

Правовые аспекты использования Интернет-ресурсов в образовании




1







4.6

Рефлексия





1




4.7

Практикум «Создание собственного электронного почтового ящика»







6

6.

Цифровые образовательные ресурсы в педагогической деятельности

7

6

1




5.1

Обзор цифровых образовательных ресурсов, выполненных в ходе реализации Федеральных целевых программ




2







5.2

Общие вопросы методики внедрения цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательный процесс




2







5.3

«Конструирование урока с использованием цифровых образовательных ресурсов» - общие сведения


2








5.4

Рефлексия







1

Всего:

72

15

57