zapogi.ru 1

ЧАСТЬ 1


Прослушайте текст и выполните задание С1 на отдельном листе или бланке. Сначала запишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.


Жили-были старик со старухой у самого синего моря. Забросил дед в море невод и вытащил… Впрочем, все знают эту сказку. В стародавние времена поймал дед золотую рыбку. А если бы закинул свой невод сегодня? Пришёл бы невод обратно не «с одною тиною морскою», а ещё и с… ржавыми банками, битыми бутылками, рваными пластиковыми пакетами и прочим мусором.

Закинул бы невод во второй раз — выловил бы рваный башмак и изношенную, «лысую» шину. В третий раз, как полагается, попалась бы старику рыбка. Да не простая, а золотая. И заговорила бы она человечьим голосом. Но вот чудо: не стала бы золотая рыбка просить: мол, отпусти меня, старче, в море. А наоборот, стала бы молить: только не отпускай меня, старче, в море. Лучше кинь в аквариум с чистою водою — отслужу тебе за это любую службу. Не хочу, говорит, сделаться рыбкой «нефтяною», а хочу остаться рыбкой золотою!

…Грустная сказка! К несчастью, и быль не радостней. Раньше, вернувшись из дальних странствий, моряки, бывало, рассказывали о неизвестных странах да заморских диковинах. Теперь же, как сговорившись, твердят одно: пропадают, братцы, моря-океаны! Кораблей на водных путях — как автомобилей на шоссе. И с каждого даже самого маленького судёнышка в волны бросают мусор. Вот и превращаются голубые морские просторы в грязную свалку. Море становится грязным от ядовитой для всего живого нефти.

Страшная сказка! А ужаснее всего то, что это не выдумка, а реальная жизнь. Негативное воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы. Планета простит о помощи!


(Г. Юрмин)


ЧАСТЬ 2


Прочитайте текст и выполните задания А1—А7.

1. (1) Загрязнение — это нежелательное изменение физических, химических или биологических характеристик нашего воздуха, земли и воды, которое может сейчас или в будущем оказывать неблагоприятное влияние на жизнь самого человека, растений и животных. (2) Загрязнители — это остатки всего того, что мы производим, используем и выбрасываем. (3) Загрязнение увеличивается не только оттого, что с ростом населения уменьшается доступное для каждого человека пространство, но и оттого, что потребности на душу населения непрерывно увеличиваются, так что из года в год каждый из нас выбрасывает всё больше неразлагающихся отходов. (4) На Земле становится всё больше и больше людей, на ней уже нет больше места для свалки мусора. (5) То, что служит мусорной корзиной для одного человека, является жизненным пространством для другого. (6) Глобальное загрязнение воды и воздуха, порождаемое преимущественно развитыми странами, угрожает сейчас каждому жителю Земли.


2. (7) Чтобы бороться с загрязнениями, нужно различать два основных его типа. (8) К первому относятся стойкие неразлагающиеся вещества и яды: алюминиевые банки, полиэтилен, соли ртути, — которые в естественной среде либо не разрушаются вовсе, либо разрушаются очень медленно. (9) Они могут образовать новые ядовитые вещества, соединяясь с другими веществами окружающей среды. (10) Очевидное и разумное решение, которое, однако, легче сформулировать, чем выполнить, состоит в том, чтобы запретить выброс в окружающую среду таких веществ, а может, и в том, чтобы совершенно прекратить их производство.

3. (11) Второй тип — это загрязнения, разрушаемые биологическими процессами, такие, как бытовые сточные воды, которые легко разлагаются естественным образом или на городских станциях по очистке сточных вод, где естественные процессы разложения и восстановления усиливаются. (12) Проблемы с разрушающимися загрязнениями возникают тогда, когда их поступление в окружающую среду превышает её способность разлагать или рассеивать их. (13) Однако современные затруднения с обработкой сточных вод обусловлены также и тем, что города растут гораздо быстрее, чем очистные устройства.

4. (14) Негативное воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающий масштаб, и нужны хорошо продуманные действия для улучшения положения. (15) Охрана природы — главная проблема нашего века.


(По Д. Сабир)


А1. Какое суждение ПРОТИВОРЕЧИТ содержанию прочитанного текста?


  1. Современные очистные сооружения соответствуют экологическим потребностям городов.

  2. Необходимо запретить выброс в окружающую среду веществ, не поддающихся разложению.

  3. Земля стала более населённой, на ней нет больше места для свалки мусора.

  4. Глобальное загрязнение воды и воздуха становится опасным для каждого из нас.

А2. Какая общая мысль ОБЪЕДИНЯЕТ прочитанный и прослушанный тексты?



  1. Экологические проблемы являются предметом изучения в современной школе.

  2. Негативное воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы.

  3. Нефть становится причиной гибели рыбы и морских птиц.

  4. Специальные суда очищают моря от мусора и губительной нефтяной плёнки.


А3. Какая мысль выражена в третьем абзаце текста (предложения 11—13)?


  1. Каждому жителю нашей планеты реально угрожает глобальное загрязнение воздуха и воды.

  2. Постоянное увеличение объёма загрязнений объясняется ростом населения и его потребностей.

  3. Ежегодно увеличивается выброс в окружающую среду таких веществ, которые не способны разлагаться ни при каких условиях, что создаёт крайне опасную ситуацию на планете.

  4. Постоянно увеличивающийся объём загрязнений, способных разрушаться естественным путём, значительно превышает реальные возможности окружающей среды разлагать их.


А4. В каком значении употреблено слово МАСШТАБ в предложении 14?


  1. отношение длины линий на карте, чертеже к действительной длине

  2. прочность, основательность, солидность

  3. размеры, размах, значение

  4. расстояние между крайними точками чего-либо раскрытого, распростёртого, расставленного


А5. В каком варианте ответа содержание второго предложения является следствием того, о чём говорится в первом?


  1. (2) Загрязнители — это остатки всего того, что мы производим, используем и выбрасываем. (3) Загрязнение увеличивается не только оттого, что с ростом населения уменьшается доступное для каждого человека пространство, но и оттого, что потребности на душу населения непрерывно увеличиваются, так что из года в год каждый из нас выбрасывает всё больше отходов.
  2. (4) На Земле становится всё больше и больше людей, на ней уже нет места для свалки мусора. (5) То, что служит мусорной корзинкой для одного человека, является жизненным пространством другого.


  3. (6) Глобальное загрязнение воды и воздуха, порождаемое преимущественно развитыми странами, угрожает сейчас каждому жителю Земли. (7) Чтобы бороться с загрязнениями, нужно различать два основных его типа.

  4. (12) Проблемы с разрушающимися загрязнениями возникают тогда, когда их поступление в окружающую среду превышает её способность разлагать или рассеивать их. (13) Однако современные затруднения с обработкой сточных вод обусловлены также и тем, что города растут гораздо быстрее, чем очистные устройства.


А6. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: почему автор заканчивает текст словами «Охрана природы — главная проблема нашего века»?


Такая концовка текста…


  1. заставляет читатели принять решение об участии в экологических исследованиях, связанных с разработкой более эффективных очистных устройств.

  2. позволяет автору подвести итог размышлениям об экологических проблемах современного общества и убедить читателя в том, что без бережного отношения к природе человечество не сможет выжить на нашей планете.

  3. помогает читателю понять, в чём заключается основная проблема современной науки, и принять осознанное решение о выборе будущей профессии.

  4. даёт возможность читателю разобраться в том, что является источником загрязнения окружающей среды.


А7. Укажите предложение, в котором НЕ УПОТРЕБЛЯЕТСЯ книжная лексика.


  1. 1

  2. 4

  3. 6

  4. 11


В1. Какие слова, употреблённые в предложении 12, раскрывают значение глагола РАЗРУШАТЬ? Напишите эти слова.


В2. Из предложений 1—4 выпишите слова с ЧЕРЕДУЮЩЕЙСЯ безударной гласной в корне.


В3. Из предложений 9—12 выпишите слова, в которых правописание ПРИСТАВКИ зависит от её значения.

В4. Из предложений 11—15 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «В суффиксе полного страдательного причастия пишется НН, если оно образовано от глагола совершенного вида или если у причастия есть зависимые слова».



В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при ОБОСОБЛЕННОМ ОПРЕДЕЛЕНИИ.


На Земле становится всё больше и больше людей,1 на ней уже нет больше места для свалки мусора. То,2 что служит мусорной корзинкой для одного человека,3 является жизненным пространством другого. Глобальное загрязнение воды и воздуха,4 порождаемое преимущественно развитыми странами,5 угрожает сейчас каждому жителю Земли. Чтобы бороться с загрязнением,6 нужно различать два основных его типа. К первому относятся стойкие неразлагающиеся вещества и яды: алюминиевые банки,7 полиэтилен,8 соли ртути, — которые в естественной среде либо не разрушаются вовсе,9 либо разрушаются очень медленно.


В6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями СЛОЖНОСОЧИНЁННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.


Проблемы с разрушающимися загрязнениями возникают тогда,1 когда их поступление в окружающую среду превышает её способность разлагать или рассеивать их. Современные затруднения с обработкой сточных вод обусловлены в значительной степени и тем,2 что города растут гораздо быстрее,3 чем очистные устройства. Негативное воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы,4 и нужны хорошо продуманные действия для улучшения положения. Охрана природы — главная проблема нашего века.


В7. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями СЛОЖНОПОДЧИНЁННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Загрязнение — это нежелательное изменение физических,1 химических или биологических характеристик нашего воздуха,2 земли и воды,3 которое может сейчас или в будущем оказывать неблагоприятное влияние на жизнь самого человека,4 растений и животных. Загрязнители — это остатки всего того,5 что мы производим,6 используем и выбрасываем. Загрязнение увеличивается не только оттого,7 что с ростом населения уменьшается доступное для каждого человека пространство…



В8. Замените словосочетание ОЧИСТНЫЕ УСТРОЙСТВА (предложение 13), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.


В9. Выпишите ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ предложения 7.


В10. Среди предложений 7—10 найдите предложения с ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ. Напишите номера этих предложений.


В11. Среди предложений 7—10 найдите предложение с ОБОСОБЛЕННЫМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВОМ. Напишите номер этого предложения.


В12. Укажите количество ГРАММАТИЧЕСКИХ ОСНОВ в предложении 11.


В13. Среди предложений 2—6 найдите СЛОЖНОЕ БЕССОЮЗНОЕ предложение. Напишите номер этого предложения.


В14. Среди предложений 11—15 найдите СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ с последовательным соподчинение придаточных. Напишите номер этого предложения.


ЧАСТЬ 3


Используя прочитанный текст части 2, выполните на отдельном листе или бланке ТОЛЬКО ОДНО из заданий: С2.1 или С2.2.


С2.1. Существуют разные точки зрения на то, что русский язык усваивает большое количество иностранных слов. Одни не видят в этом ничего опасного, потому что заимствования — один из важнейших каналов обогащения словарного состава русского языка. Другие же считают, что русский язык настолько богат, что сам может создавать новые слова для обозначения новых понятий и что обилие иностранных слов — показатель несамостоятельности языка. Кто прав?


Выскажите своё мнение по этой проблеме в сочинении-рассуждении «Может ли русский язык обойтись без заимствованных слов?».


Обдумывая ответ на этот вопрос, прочитайте ещё раз текст Д. Сабира. В своём сочинении приведите ДВА примера из прочитанного текста, аргументирующих вашу точку зрения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане.


Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


С2.2. Напишите сочинение-рассуждение, объясняя, как вы понимаете смысл фразы из прочитанного текста: «Охрана природы — главная проблема нашего века».


Приведите в сочинении ДВА аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

В качестве аргументов можете использовать также факты из прослушанного текста.

Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


ОТВЕТЫ групп А и В


А1 1

А2 2

А3 4

А4 3

А5 2

А6 2

А7 2


В1 разлагать, рассеивать

В2 растений, неразлагающихся

В3 прекратить, превышает

В4 продуманные

В5 4, 5

В6 4

В7 3, 5, 7

В8 устройства для очистки

В9 бороться, нужно различать

В10 8, 10

В11 9

В12 3

В13 4

В14 11