zapogi.ru 1

Большедворская А.Л.

педагог-психолог

МБОУ «СОШ «Женская классическая школа»

г. Новосибирск


Психологическое сопровождение процесса развития обучающихся

в системе гендерного образования

В настоящее время в системе образования встаёт задача создания программ, направленных на профилактику нарушений психологического здоровья, на формирование у детей характеристик психологически здоровой личности. Социально-психологическое становление личности, сохранение психологического комфорта ребёнка в системе образования является важной задачей для современного общества. Психологи в системе образования призваны помогать человеку развиваться и преодолевать кризисы в собственном развитии. В системе гендерного образования школьный психолог помогает девочке развиваться за счёт и благодаря тому, что занимает ведущее место в её жизни, - школе, учебному процессу, а также отношениям со сверстниками и взрослыми по поводу школы и учебного процесса.

С целью повышения эффективности учебного процесса в целом психолог исследует особенности организации педагогического и воспитательного процесса в школе. При этом особое значение уделяется индивидуальной работе с детьми, - необходимо обладать терпением и уметь понимать ребёнка, сопереживать ему. Поддержать каждую девочку в самопознании и принятии себя, оказать помощь в поиске индивидуально-личностных ресурсов, развитии способностей, помочь понять своё окружение и найти наилучшие способы взаимодействия с ним и при этом не навязывать ребёнку своей точки зрения. Найти социальную нишу, где ОНА была бы СОБОЙ, могла бы реализовать и развить свой творческий потенциал.

Работа психологической службы школы органично вплетается в ткань учебно-воспитательной педагогической системы, осуществляется в контексте педагогической системы школы, в соответствии с особенностями среды обучения, воспитания, развития учащихся. Одна из основных задач обучения в «СОШ «Женской классической школе» – развитие компетентной, социализированной, гармонично развитой личности; получение знаний и навыков, обеспечивающих осознанный выбор профессии, позволяющий планировать, корректировать и реализовывать собственную профессиональную карьеру, быть социально мобильными, инициативными и востребованными, уметь находить адекватные способы самореализации, самоопределения и саморегуляции.


Заинтересованный, ориентированный на развитие и включённый в процесс жизнедеятельности взрослый (значимый для ребёнка человек) может обеспечить ребёнку, подростку ситуацию успеха, которая даёт внутреннее ощущение удачи в достижении поставленной цели, в выполнении деятельности, преодолении трудностей, разрешении проблем.

В текущем учебном году была обследована целевая выборка учащихся девочек из 5-10 классов, которые поступили в «Женскую классическую школу» от 1 года и ранее из других школ (различных районов) города, и в прежней школе имели, к сожалению, низкую учебную мотивацию, не самую позитивную социально-психологическую успешность. Большинство девушек признали, что в условиях женской классической школы они нашли то, чего не удалось обрести в прежней школе, формирование полноценной Я-концепции личности: ощущение собственной успешности, уверенности в себе, взаимопонимание, развитие женской самоидентичности. Ученица-девочка получает возможность самореализации личностного потенциала. Важно, чтобы девочка чувствовала себя в ситуации успеха. При этом не стоит упускать то, что по психофизиологическим показателям девочки более эмоциональны и внушаемы, более ориентированы на социальное одобрение и межличностное отношение. Успех – это горючее развития, своего рода пусковой механизм самосовершенствования, саморазвития любого человека. Педагогическому коллективу «Женской классической школы» удаётся создать данную ситуацию успеха.

Разработана «Программа психолого-педагогического сопровождения развития, социализации ребёнка и раскрытие индивидуальности». Целью программы является: сопровождение процесса социально-психологического развития обучающихся девочек, раскрытия их индивидуальности в системе гендерного образования посредством создания комфортных условий в образовательной среде школы.

Осуществление программы происходит в рамках действующих факультативов «Девочка. Подросток. Девушка», «Профессиональная карьера женщины», «Психология делового общения», уроков «Психология общения».


Система работы с детьми начинает действовать с шестилетнего возраста, т.е. того момента, когда ребёнок поступает в 1 класс. Цель работы - диагностика уровня подготовленности детей 6-летнего возраста к школьному обучению (школьная зрелость). Выявление уровня социально-психологической, интеллектуальной зрелости, дать индивидуальные рекомендации по поводу психологического развития детей родителям.

В работе с детьми и подростками используются различные проективные методы и методики: метод незаконченных предложений, экспрессивные рисуночные методики, метод цветовых выборов М. Люшера и др.

Использование проективных методик даёт информацию о реальных проблемах детей, их переживаниях и чувствах. Их можно использовать для проведения профилактической, диагностической и коррекционной работы с детьми и родителями. В обобщённом виде полученную информацию можно использовать в проведении родительских собраний, для индивидуального консультирования детей. Ребёнок имеет возможность свободно высказаться, сформулировать мысль, что способствует развитию рефлексии, умению распознавать свои переживания. Это является одной из характеристик психологического здоровья.

Также используем в своей работе методы арт-терапии. Специфика арт-терапии – в её гуманности, - рисование и чтение сказок является увлекательным творческим видом деятельности в младшем и среднем школьном возрасте, необходимым для полноценного развития личности ребёнка, раскрытия его способностей. В работе психолога с детьми используются ролевые игры, моделирование и решение конкретных проблемных ситуаций. Такие формы работы обычно вызывают у детей положительную реакцию, способствуют раскрепощению, рефлексии. А также - творческому развитию, формированию ответственного поведения.

Результатом действия в «Женской классической школе» «Программы психолого-педагогического сопровождения развития и социализации ребёнка» является то, что в школе в течение учебного года на 15% снизилось количество конфликтных ситуаций, показатели школьной тревожности учащихся пятых классов дали положительную динамику. Снизилась общая тревожность, страх самовыражения у учащихся в школе. Проводится мониторинг уровня воспитанности, уровня познавательной активности учащихся. Проводятся психодиагностические исследования индивидуально-типологических особенностей учащихся.


Можно сделать вывод, что образовательная среда нашей школы строится с учетом формирования у школьников способности анализировать свои потребности и возможности, соотнося их с запросами социума. Также ученицами усваиваются здоровые нормы поведения, самовыражения. Происходит саморазвитие, девочки учатся адекватно оценивать свою компетентность в том или ином вопросе, объективному и грамотному самопредъявлению. Психологическое здоровье характеризуется развитием личности в целом, проявлениями человеческого духа.


Арт-терапия. Рисуем сказку