zapogi.ru 1

Черненко Галина Александровна, учитель немецкого языка МОУ – Ивановской СОШ



Система работы


Отправная точка методики преподавания немецкого языка – формулировка целей. Основные образовательные цели: овладение способностью осуществлять непосредственное общение с носителями немецкого языка в наиболее распространенных ситуациях общения, читать аутентичные тексты с целью извлечения информации о странах изучаемого языка, их культуре, и быте. Я дополняю их развивающими целями ( воспитание чувства уважения к себе, уверенности в своих возможностях через успешное обучение и личностные достижения, уважение к другому человеку, его суждению, мнению, позиции, воспитание тактичности, ответственности.

В качестве основного подхода при обучении иностранному языку выступает личностно – ориентированный подход. Он и определяет выбор основных методических принципов. Принимая во внимание практическую цель обучения иностранному языку - учить ему как средству общения, ведущими методическими принципами я считаю:

  • принцип коммуникативной направленности

Это означает, что я строю обучение таким образом, чтобы вовлечь учащихся в устную коммуникацию. «Без коммуникативности… нет современной методики» - читаем мы у В. Г. Костомарова и О.Д. Митрофановой.

  • принцип дифференцированного и интегрированного обучения

Он специфичен для этого предмета. Я считаю необходимым проводить разграничения в обучении устной и письменной речи; аудированию и говорению; чтению и письму. Для этого с другой стороны имеет место интеграция при работе над языковым материалом.

  • принцип речевого опыта

При обучении немецкому языку необходимо учитывать речевой опыт учащихся в родном языке, как можно использовать полученные знания и навыки в родном языке.

  • принцип сознательности

Чтобы повысить интеллектуальный потенциал моего предмета уделяю важную роль данному принципу. По моему мнению, принцип сознательности обеспечивает целенаправленное восприятие и осмысление изучаемого материала. Материал стараюсь донести до учащихся в чёткой, доступной форме. Учу добывать знания, обращаясь к словарю, таблицам, схемам, грамматическим справочникам.


  • принцип активности

Считаю необходимым отметить важность этого принципа, поскольку овладение изучаемым языком возможно в том случае, если каждый является активным участником учебного процесса.

  • принцип наглядности

Постоянно обращаюсь в работе к принципу наглядности, учитывая его большую роль, широко использую зрительную наглядность(подбираю яркие предметы, картинки), использую аудетивные компоненты (звукозапись).

Эти и другие принципы носят универсальный характер, они отражают естественный ход учения. Но, если используя все принципы, в нашей работе не будет вдохновения, творческого горения, таланта, любви к детям, то мы никогда не достигнем положительных результатов.


Работа с применением новых УМК, а также разнообразие форм и методов работы способствовали привитию ученикам интереса к предмету и наиболее полному развитию их потенциала.

В процессе обучения проводились разнообразные виды занятий( комбинированные уроки, викторины, игры, конференции, различные виды контроля –зачёты, обобщение материала, тесты и др.).

Использование в учебном процессе страноведческой информации, освоение реалий жизни в стране изучаемого языка, способствуют познавательной активности и расширению коммуникативной возможности.

Учащиеся 6 класса показали хороший уровень владения языком на уроках «Повторение». В ходе переводной аттестации учащиеся 5-7 классов получили хорошие и отличные отметки.




Учащиеся 9-11 классов принимают активное участие в ежегодной школьной олимпиаде по немецкому языку. Среди учащихся старших классов стали призёрами:

1 место – Эрмиш Виктория 9 класс

2 место – Яценко Дарья 10 класс

3 место – Геккель Анастасия 11 класс

В нашей школе проводится неделя немецкого языка. Темы недели самые разнообразные: «Страноведение», «Немецкие сказки», «Страна изучаемого языка нашими глазами» и другие. На неделе немецкого языка учащиеся участвовали в инсценировании сказок, в конкурсе газет, составляли ежедневно школьное меню, объявляли прогноз погоды, участвовали в подготовке и праздновании национальных праздников и т.д.


Проектная технология способна повысить уровень культурной грамотности старшеклассников, развивать навыки критического мышления, создать учебные условия для естественной интеграции для коммуникативных умений (чтения, письма, говорения, аудирования), повысить мотивацию учения, обеспечить обратную связь между учителем и учениками, а самое главное научить учащихся собирать, анализировать и использовать информационные ресурсы для решения и принятия решений.

Проектная работа, связанная с использованием ресурсов сети Интернет, создаёт необходимые условия для обеспечения сформированности информационных умений и общеученических навыков. В результате были созданы презентации «Праздники и традиции в Германии», «Schule», «Мы путешествуем по Германии».

В рамках повышения квалификации я работаю над своей методической темой самообразования «Обучение говорению на основе прочитанного».

Выступаю на педагогических советах с опытом работы по данной теме.

За время работы в школе несколько раз проходила курсы по повышению квалификации. Курсы в рамках международного проекта «Брайтенарбайт» 20 часов, курсы повышения квалификации на тему «Коммуникативно – ориентированный подход в обучении иностранным языкам» 108 часов (2004). Планирую посетить курсы повышения квалификации в 2009 году. В ноябре 2006 я была аттестована на 1 квалификационную категорию.

Проблема исследования творчества учителя не просто актуальна, остро актуальна. В условиях технологизации и информатизации образования развивающий результат в обучении выходит на одно из самых первых


мест в иерархии образовательных ценностей. Для успешного решения проблемы необходимы условия для реализации педагогом своего творческого потенциала.

Если учитель активен в творческом поиске, то продуктивная деятельность, результат которой заключает в себе реализованную способность работать новаторски, не заставит долго ждать.

Поэтому творчески работающий педагог должен подготовить ребёнка к творчеству и учебной работе, развивая его креативность. И если будут получены положительные результаты, то в них успех учителя его профессиональная победа.