zapogi.ru 1



«Утверждаю»

Директор «МБОУ СОШ № 40»

____________О.П. Кузнецова

« » ___________ 2012г.


Рабочая программа

по предмету «Литература»

5 класс


Рассмотрена на заседании МО

учителей_русского языка и литературы

Протокол № 1 от 29.08.2012


Разработчик

Нагорная Светлана Владимировна,

учитель русского языка и литературы,

высшая квалификационная категория


2012-2013 учебный год

Пояснительная записка.

В основе курса литературы в 5 классе лежит программа Г.С.Меркина. Москва. «Руское слово», 2010г. Программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе. Количество учебных часов-68 (в неделю 2 часа). Программа соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования и знакомит учащихся с вершинами отечественной и мировой художественной литературы. В 5 классе осуществляется концентрический на хронологической основе вариант построения вариант построения курса с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала в 9 – 11 классах. Изучаемые произведения соответствуют возрасту и уровню читательских интересов учащихся 5 класса. В программу включены как произведения античной и древнерусской литературы, так и произведения 19-20 в, что помогает сформировать первоначальные представления об историко-литературном процессе. Для реализации программы необходим выбор информационно-творческой модели современного урока, где знания - лишь средство для развития творческих способностей учащихся. Данная программа построена с опорой на современные педагогические технологии. Открывающие возможности для применения активно – деятельностных подходов (поисково-исследовательской деятельности, самостоятельного изучения материала и т.п.); коммуникационных технологий (организации совместной работы учащихся, самостоятельной работы с информацией); индивидуализации и дифференциации обучения. Это позволяет стимулировать познавательную активность учащихся, формировать навыки самостоятельного приобретения знаний, развивать самостоятельную и творческую активность. Работа над формированием и развитием творческих способностей учащихся предполагается как во время уроков, так и во внеурочное время. Виды заданий по развитию речи подобраны по принципу дидактики от простого (таблица, план, пересказ) к сложному (развёрнутый ответ по плану, словесное рисование, сравнительная характеристика, сочинение…).



Цели и задачи курса:


Изучение литературы в 5 классе направлено на достижение следующих целей: воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностями отечественной культуры; развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся; овладение умениями чтения и анализа художественных произведений.

Для достижения поставленных целей необходима реализация следующих задач:

- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы;

- обогащение духовного мира обучающихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;

- формирование умений находить темы, проблемы, идеи произведения;

- развитие и совершенствование устной и письменной речи обучающихся.


Учебно – тематический план




Тема

Количество часов







По программе

Корректировка

С чётом корректировки

1

Введение


1+1в/ч

-




2

Из мифологии

3+1рр+1в/ч

-




3

Из устного народного творчества

3+1в/ч

-




4

Из древнерусской литературы

1+1в/ч

-




5

Басни народов мира

1

-




6

Русская басня

3

-




7

Из литературы XIX века

19+6рр+4в/ч

-




8

Из литературы XX века

11+2рр+2в/ч

-




9

Из зарубежной литературы

7

-




Всего




68

68






Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе


Обучающиеся должны знать базовые эстетические понятия и категории:


Искусство. Книга как явление культуры и искусства.

Мифы народов мира.

Виды и формы фольклора.

Система образов: центральные и второстепенные.

Литературные жанры (эпические, лирические, лиро – эпические, драматические).

Средства художественной выразительности.

Основы стихосложения.

Композиция лирического произведения.

Фабула. Фабульные элементы: пролог, развитие действия, завязка, кульминация, развязка, эпилог.


Обучающиеся должны уметь:


-правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

- выразительно читать произведения или отрывок наизусть;

- самостоятельно осмысливать художественное произведение (сказку, стихотворение, отрывок рассказа или повести);

- давать характеристику героям произведения, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

- выявлять роль героя, портрета, детали, пейзажа в произведении;

- составлять простой и сложный план, тезис, конспект;

- находить художественные особенности текста;

- высказывать собственное суждение об иллюстрациях к произведению;

- работать с энциклопедией, учебником, дополнительным материалом, критической статьёй, биографическим материалом;

- овладеть литературоведческой терминологией.

График контроля за уровнем сформированности предметных навыков

Критерии


Тема

Форма

Сроки

Техника чтения (правильность, скорость, выразительность)

Мифы.

Литература XX века.

Работа с текстом внепрограммного произведения

Сентябрь (2 неделя)


Май (2 неделя)



Календарно-тематическое планирование


Литература

2012 -2013 учебный год

5 класс

Общее количество часов: 68

В неделю: 2 часа

Программа:

Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. Программа по литературе для общеобразовательной школы. 5-11 классы. М.: Русское слово, 2010 год.


Учебник:

Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. Литература. 5 класс. М.: Русское слово, 2011.





Тема урока

Краткое

содержание урока

Теория литературы и историко-литературные сведения

Основные виды деятельности

Межпредметные и внутрипредметные связи

Краеведение

Обогащение

словарного запаса

Возможные виды внеурочной деятельности, творческие задания

I четверть (18 часов: 13 + 2 р/р + 3 в/ч)

Тема № 1 Введение (1+ 1в/ч)




Книга — твой друг


Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова


Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.



Устные высказывания, выразительное чтение


Особенности работы с учебной хрестоматией


Библиотеки Череповца


Сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, справочный аппарат, иллюстрации, форзац, титульный лист.

Экскурсия в школьную библиотеку




в/ч 1

Книга, о которой хочется рассказать

Влияние литературы на формирование нравственного и эстетического чувства читателя

Тема, идея, сюжет, персонаж

Краткий пересказ, определение темы и идеи произведения, характеристика образа-персонажа с опорой на имеющиеся знания

Иллюстрации к произведению

Писатели-вологжане

Художник-иллюстратор




Тема № 2 Из мифологии (3 + 1 р/р + 1 в/ч)



Миф и мифология. Античный миф. «Рождение Зевса». «Олимп»


Миф, мифологический сюжет, персонаж, легенда, предание


Подбор ключевых слов и словосочетаний. Различные виды пересказа. Ответы на вопросы учебника

Образ Зевса в античной скульптуре (Фидий, Зевс Олимпийский)




Знакомство со списком наиболее значимых древнегреческих богов (по материалам учебника)

Конкурс на лучшее инсценирование (рассказывание мифа)



Гомер «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов», «Полифем»)




Функции эпитетов

Словесное рисование, составление плана текста, характеристика образов

«Ослепление Полифема» (рисунок на вазе)




Одиссей, циклопы






р/р 1

Обучение подробному пересказу занимательного эпизода произведения Гомера







Подробный пересказ, подбор ключевых слов и словосочетаний




К.Н.Батюшков «Ослепление Одиссея»

Пророчество, прорицатель, функции эпитетов






в/ч 2

Мифы о богах и героях

«Посейдон и божества моря», Артемида», «Афина Паллада», «Пан», «Немейский лев» и т.д.




Различные виды пересказа. Пересказ близко к тексту.

Античная скульптура: «Посейдон с мыса Артемисион», Леохар «Артемида с ланью», М.А.Врубель «Пан».

В.Брюсов «Ариадна».




Шлем, эгида, скипетр, трезубец, герой.

Изготовление лото «Атрибуты олимпийских богов»



Славянский миф «Рождение мира»

Представление славян о возникновении Вселенной, богов и Земли

Миф. Способы бытования славянских мифов. Функции слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Ответы на вопросы учебника

Славянский идол

Легенды и предания нашего края. Мифологические представления в русском празднике (коляда, масленица)

Знакомство с основными богами и силами, в которых верили славяне

Подбор однокоренных слов к слову «род»

Тема № 3 Из устного народного творчества (3 + 1 в/ч)



Устное народное творчество

Истоки УНТ

Виды устного народного творчества

Аналитическое чтение статьи учебника. Беседа. Викторина

Иллюстрирование прямого и иносказательного смысла пословиц

Жанры фольклора в регионе

Объяснение прямого и иносказательного смысла пословиц

Подбор к зарубежной пословице аналогичных русских




в/ч 3

Пословица недаром молвится

Урок-игра по малым жанрам фольклора

Поговорки, пословицы, колыбельные, потешки, пестушки и т.д.

Викторина










Создание собственного сценария по произведениям УНТ



Сказки. Волшебная сказка «Царевна-лягушка.

Отражение в сказке народных представлений о добре и зле. Нравственная проблематика сказки

Сказки волшебные, бытовые, о животных. Элементы жанра. Композиция.Постоянные эпитеты, гипербола

Присказка, зачин, концовка, сказитель

Устные высказывания. Творческое чтение. Определение смысловых частей художественного текста. Сравнение героев. Составление словарной статьи

Иллюстрации И.Билибина. Мультфильмы, художественные фильмы по мотивам русских народных сказок

Вологодский вариант сказки «Царевна-лягушка»

Боярский двор, терем, звери рыскучие. Синонимы к словам: печалиться, тужить, молвить, дивиться. Кручиниться, снарядиться





Бытовая сказка «Чего на свете не бывает»

Отличие бытовой сказки от волшебной

Сюжет и реальная основа бытовой сказки

Краткий пересказ, чтение по ролям. Речевая характеристика героя





Исследователи и собиратели сказок в Вологодской области

Особенности лексики бытовой сказки, признаки разговорного стиля

Написание текста на школьную тему, близкого по стилю бытовой сказке (стилизация)

Тема № 4 Из древнерусской литературы (1 + 1 в/ч)



Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хаэарам»

Пересказ статьи «О литературе Древней Руси»

Понятие о древнерусской литературе, летопись, мотивы «Повести…»

Пересказ текстов, аналитическое выборочное чтение

Памятник Кириллу и Мефодию (скульптор В.М.Клыков)

Рукописные книги в местном краеведчееском музее

Летописный свод, хазары, книжные выражения: «засеяли книжными словами», «пожинаем учение книжное» и

Экскурсияв музей



в/ч 4

В мире древнерусской литетатуры. «Домострой». А. Никитин. «Хождение за три моря»

Глава из «Домостроя»«Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всём».


Древнерусская литература, жанры, летопись, житие, хождение. Патриотический и поучительный пафос древнерусской л-ры, утверждение нравственных идеалов

Ответы на вопросы, пересказ эпизодов

Сюжеты древнерусской л-ры в иллюстрациях художников


Жития святых земли Вологодской

Патриотический, поучительный пафос, нравственный идеал

Сочинение в жанре поучения (хождения)

Тема № 5 Басни народов мира (1)



Басни народов мира. Эзоп «Лисица и виноград».

Жан де Лафонтен «Лисица и виноград»

Раскрытие характера в басне: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность,, элементы дидактизма в басне

Басня, притча, эзопов язык. Вольный стих

Выразительное чтение, характеристика особенностей сюжета, композиции. Ответы на вопросы учебника

Иллюстрации художников к басням




Зримо, любезно, сброд, праздно

Инсценирование, создание басни. Ответ на вопрос «Что общего между басней и бытовой сказкой?» (сказкой о животных)

Тема № 6 Русская басня (3)



Русская басня. В.К. Тредиаковский «Ворон и Лиса» А.П.Сумароков «Ворона и Лиса»

Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность

Басня и миф, басня и притча. Олицетворение, эзопов язык, аллегория. Композиция, мораль. «Бродячие сюжеты». Способы реализации одного сюжета в баснях

Составление статьи учебника, выделение смысловых частей басни. Определение авторской позиции и способа её выражения








Впредки, надмен, получить себе печать, ободрение, корысть, без сердца мех. Адъютант

Инсценирование. Написание басни



М.В.Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…»

Своеобразие пафоса басни (комическая и поучительная). Связь басни с научной деятельностью писателя

Пафос

Аналитическое чтение статьи учебника, ответы на вопросы. Определение темы и идеи басни

Роль М.В.Ломоносова в развитии науки и русского языка




Весьма, спорили в жару, очаг. Объяснение слов статьи учебника






И.А.Крылов «Ворона и Лисица». «Волк на псарне». «Свинья под дубом». «Демьянова уха»

Краткие сведения об авторе. Тематика басен Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басни

Басенный сюжет, мораль, аллегория. Сравнение, гипербола, сатира

Чтение по ролям, чтение наизусть, пересказ сюжета

Иллюстрации Б.А. Дехтерева, Ф.Д.Константинова к басням И.А.Крылова




Объяснение крылатых выражений из басен

Заочная экскурсия к памятнику И.А.Крылова. Конкурс на лучшее инсценирование басен И.А.Крылова.

Чтение наизусть (1)

Тема № 7 Из литературы XIX века (19 + 6 р/р + 4 в/ч)




А.С.Пушкин. Детские годы поэта. Пушкин и книга. годы«Няне»

Краткие сведения о детстве, детских впечатлениях поэта

Биография. Жизненный и творческий путь.

Лирика.

Составление плана статьи учебника. Запись тезисов

Работа с иллюстрациями учебника. Портреты отца, матери.

Улица А.С.Пушкинская в Череповце

Шушун, дядька, мамушка

Заочная экскурсия в село Михайловское



А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Гуманистическое звучание сказки

Литературная сказка и её отличие от фольклорной. Риторическое обращение, портрет, пейзаж. Стихотворная и прозаическая речь

Аналитическое выборочное чтение. Характеристика и сравнение персонажей

Сказка А.С.Пушкина в иллюстрациях художников и в кино




Персонаж, герой. Сочельник, девичник, ломлива, перст, сенная девушка, светлица, полати, сорочин, черница

Чтение наизусть (2) отрывка из сказки

II четверть (13 уроков: 7 + 3 р/р + 3 в/ч) КИ - 1, КС - 1

20

р/р 2


КИ1

Контрольное изложение эпизода поэтического произведения

Изложение, близкое к тексту, поэтического произведения


Замена поэтической речи прозаической

Аналитическое чтение, составление плана, подбор синонимов

Замена прямой речи косвенной




Использование устаревших слов в своей речи




21

А.С.Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный …» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)

Вступление к поэме, тональность, соэдание атмосферы сказки

Ритм, рифма, эпитет

Выразительное чтение, устное рисование, ответы на вопросы учебника

Образы народных сказок в поэме




Лукоморье, неведомый, видение, витязь, чередой, пленяет

Рисование образов

22

в/ч 5

Утверждение общечеловеческих ценностей в поэме «Руслан и Людмила»

Злые и добрые силы, верность , преданность, предательство, подлость

Реминисценции, диалог, волшебные предметы

Пересказ эпизода, выразительное чтение

М.Ф. Глинка. Опера «Руслан и Людмила»




Историзмы и архаизмы

Словарик поэмы

23

р/р 3

Обучение характеристике образа природы в стихотворении «Зимняя дорога»

Спокойное раздолье русской природы

Пейзаж, художественный образ, лирический персонаж, интонация, эпитет, композиция


Сопоставлени е фрагментов чернового и чистового текстов, интерпретация стихотворения

Сопоставление трактовок ст-я в исполнении актёров А.И. Шварца и Е.И. Тиме




Нега, Аврора




24

В художественном мире ст-я А.С.Пушкина «Бесы»

Богатство художественных средств

композиция

Сопоставлене образа дороги в ст-ях «Зимняя дорога», «Бесы»










Чтение наизусть (3)

25

в/ч 6

Час поэзии. Поэзия XIX века о родной природе

П.А.Вяземский «Метель». А.А.Фет «Чудная картина…» Ф.И.Тютчев «Есть в осени…»

Пейзажная лирика, сравнения, эпитеты, риторические фигуры, художественный образ

Определение основной мысли стихотворения, анализ

Подбор иллюстраций

Ф.П.Савинов «Родное»

Завет, исполины

Прослушивание романса

26

Стихотворение М.Ю.Лермонтова. Исторический контекст

Связь человека и национальной истории.

Эпитет, сравнение, метафора, звукопись, авторская позиция.

Выразительное чтение, ответы на вопросы

Панорама Бородинской битвы





Редут, картечь, сеча, лафет, бивак, кивер, хват, улан, драгун, басурманы

С.А.Толстая. «М.Ю.Лермонтов» (о детстве поэта)

27

Бородинская битва и русский солдат в изображении поэта




Диалог, монолог, риторическое восклицание

Чтение фрагментов, анализ







Историзм, патриотизм

Создание иллюстаций (диафильмов)

Чтение наизусть (4)

28

Н.В.Гоголь. Малороссия в жизни и судьбе писателя

Творческая биография. Национальная самобытность творчества. Фантастика. История создания пр-я




Подготовка устного рассказа по плану.

Н.В.Гоголь в портретах художников




Устный рассказ о детстве Н.В.Гоголя и его отношении к малой родине

Литературная викторина «На родине Н.В.Гоголя»

29

Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством». Тема и сюжет повести

Определение роли двух планов повести – бытового и фантастического

Повесть, тема, сюжет

Пересказ сюжета повести, определение темы

Выставка различных изданий повести, иллюстраций

Колядование в Вологодском крае


Колядовать, губернский стряпчий, люлька, кутья, варенуха, околоток, городничий

Инсценирование эпизодов

30

Система персонажей повести «Ночь перед Рождеством»

Фольклорные и мифологические мотивы повести. Система персонажей.

Мотив. Система персонажей

Краткий, выборочный пересказ. Выборочное чтение. Нахождение приёмов народной сказки

Экранизация

Постановка Вологодского драматического театра «Ночь перед Рождеством»







31

р/р 4


КС1

Контрольное сочинение. Любимый герой повести «Ночь перед Рождеством»

Выбор персонажа для характеристики. Сбор материала к рассказу о герое

Герой, персонаж, портрет, речевая характеристика, авторское отношение

Составление плана, использование цитат

Сочинение-описание с элементами рассуждения




Обучение аргументации

Написание заметки «Этот удивительный Гоголь»

32

в/ч 7

Н.В.Гоголь. Цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Колорит народной речи, фантастика, средства художественной выразительности

Цикл повестей

Аналитические выборочныеп пересказы

Повести Н.В.Гоголя в киноискусстве





Цикл, киноискусство, язык кино

Инсценирование фрагментов

III четверть (20 уроков: 14 + 4 р/р + 2 в/ч) КИ – 1, КС - 1

33

И.С.Тургенев. Спасское – Лутовиново в творческой биографии писателя

Составление вопросов к вступительной статье раздела

Творческая биография

Чтение статьи учебника, отбор материала для экскурсии

Заочная экскурсия в Спасское – Лутовиново. Гравюра М.Рашевского

Н.В.Боровицкая «Эпилог»

Пансион, гравюра




34

И.С.Тургенев. «Муму». Тематика и проблематика рассказа

История создания. Автобиографическая основа. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетель

Проблематика

Краткий выборочный пересказ эпизодов, формулировка высказываний по личным впечатлениям







Антресоль, челядь, тягловый мужик




35

Центральные и второстепенные персонажи рассказа

Образ Герасима. Смысл названия. Добронравие, гуманность, сострадание

Тема, центральные образы

Характеристика образов, сопоставление образов, ответы на вопросы, письменный отзыв








Подбор синонимов к словам из текста




36

Стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Щи»

Внутренняя смысловая связь рассказа «Муму» и стихотворения в прозе «Щи»

Стихотворение в прозе

Сопоставление, анализ художественных средств







Жанр, проза, стихотворение

Сочинение-размышление «О чем заставило меня задуматься стихотворение в прозе «Щи» и рассказ «Муму»?»

37

р/р 5

Обучение аналитическому чтению статьи учебника. В мире тургеневского слова. Стихотворение в прозе «Русский язык»

Анализ языка стихотворения

Роль деталь

Чтение статьи учебника, ответы на вопросы, формулировка вопросов к статье. Выразительное чтение ст-я в прозе







Тягостный. Создание синонимического ряда

Чтение наизусть (5)


38

в/ч 8

И.С.Тургенев «Бежин луг»

Цикл «Записки охотника». Способы создания реальности описываемого

Пейзаж, тема, идея. Образ-персонаж

Чтение по ролям, рассказ о герое, ответы на вопросы

Иллюстрации к произведению И.С.Тургенева





Записки. Овин, амбар, ночное




39


Н.А.Некрасов. Детские впечатления поэта

Тема крестьянской жизни в стихотворении «Орина, мать солдатская»

Творческая биография.

Труд, судьба, народные страдания в изображении поэтики. Элементы народной поэтики

Статья

Поэтика, фольклорные элементы, эпиграф

Пересказ вступительной статьи учебника.

Выразительное чтение. Объяснение смысла названия произведения, роли эпиграфа

Устный журнал

«Грешнево – Карабиха»




Усадьба

Эпиграф

Чтение наизусть (6) отрывок


40

р/р 6

Обучение определению приёмов авторского отношения к героям. Н.А.Некрасов «Забытая деревня»

Определение роли диалога в лирическом пр-и

Афоризмы, диалогическая речь, роль интонационных пауз

Составление словарика из слов, указывающих на сострадание автора







Цуг, дороги




41

Тема детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»

Смысл заглавия. Повествователь и автор. Общественный и гуманистический пафос

Стих, строфа, эпитет, сравнение.


Подбор заглавий к частям ст-я, выявление авторского отношения к героям, определение идеи произведения

Анализ отрывка из стихотворения Н.А.Некрасова «Крестьянские дети» в учебнике «Русская речь» п/р Т.Н.Никитиной




Вирши, вереница, баре.

Профессионализмы.




42

Л.Н.Толстой. Ясная Поляна в судьбе писателя

Творческая биография\. Общественная позиция писателя, нравственные искания

Творческая история, сюжет рассказа «Кавказский пленник»

Комментированное чтение. Исторический комментарий

Выставка «Ясная Поляна»




Татары, подпруга, нагайцы, сакла, бешмет, монисто, черкеска




43

Жилин и Костылин. Две жизненные позиции.

Речевая характеристика персонажа

Образ-персонаж, портрет

Составление вопросов к рассказу, позволяющих охарактеризовать персонажи. Выявление через анализ речи персонажей особенностей их характера

Иллюстрации к произведению










44

р/р 7

КС 2

Контрольное сочинение – рассуждение «Над чем заставил меня задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

Проблематика рассказа, отношение автора к событиям


Построение письменного высказывания, формирование умения аргументировать и объяснять свои мысли и чувства

Составление плана, использование цитат













45

А.П.Чехов. Книга в жизни писателя

Семья А.П.Чехова. Врач Чехов и писатель Антоша Чехонте

Псевдоним

Объчяснение смысла названия вводной статьи к разделу о Чехове. Пересказ статьи

Мелихово




Писатель, читатель, книголюб, книгочей, просветитель, карикатура




46

Приёмы создания характеров и ситуаций в рассказе «Пересолил»

Определение темы, жанрового своеобразия

Юмор, ирония. Деталь, антитеза, метафора, градация.

Речевая характеристика

Чтение по ролям, пересказ, анализ рассказа

Иллюстрации к произведению А.П.Чехова




Интонация. Трактовка образа

Инсценировка. Написание рецензии на инсценировку

Тема № 8 Из литературы XX века ( 11 + 2 р/р + 2 в/ч)

47

А.А.Блок Образная система в стихотворениях «Летний вечер», «Полный месяц…»

Детские впечатления поэта. Художественное своеобразие стихотворений


Антитеза

Рассказ с использованием ключевых слов.

Альтернативное изложение

Заочная экскурсия в Шахматово




Подбор антонимов

Чтение наизусть (7)


48

Л.Н.Андреев. Нравственная проблема рассказа «Петька на даче»

Основная тематика и проблематика рассказа

Финал, художественная деталь

Пересказ, выборочное чтение, беседа по вопросам







Эстет, прототип




49

Тема природы в произведениях И.А.Бунина.

Тема природы и способы её раскрытия

Второй план стихотворения. Эпитет, метафора, сравнение

Аналитическое чтение, выявление роли литературных приёмов в описании природы

Иллюстрирование




Рига, гумно, скирды, святая

Чтение наизусть (8)


50

А.И.Куприн. Отражение детских впечатлений в рассказе «Детский сад»

Цель личная и общественная. Отцовская любовь, преданность, честность, смелость – основные нравстенные понятия рассказа

Рассказ, автор

Пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде








Городовой, мировой судья, сенсация, управа, пропаганда




51

в/ч 9

А.И.Куприн. «Чудесный доктор»

Благородство, помощь

Сюжет

Определение идейно-художественного своеобразия рассказа

Исторический экскурс

Усадьба Даниловское







52

р/р 8

КИ 2

Контрольное изложение статьи учебника о С. А. Есенине

Статьи «В одном классе», «Это всё мне родное и близкое» (на выбор)

Композиция

Чтение статьи, пересказ. Определение ключевых слов

Константиново




Роль диалектных слов




IV четверть ( 16 уроков: 11 + 1 р/р + 1 в/ч)

53

В мире художественного слова С.А.Есенина. «Нивы сжаты, рощи голы…»

«Ты запой мне ту песню…», «Поёт зима, аукает…»

Звукообраз

Выразительное чтение стихотворений





Стозвон


Чтение наизусть (9)


54

А.П.Платонов. Рассказ «Никита»

Мир глазами ребёнка (беда и радость, зло и добро в рассказе)

Сюжет, финал рассказа

Анализ рассказа с опорой на статью учебника

Рисунки учащихся




«Буду век вековать»




55

в/ч 10

Тайна заглавия рассказа А.П.Платонова «Неизвестный цветок»

Проблематика, авторская позиция

Заглавие, тема

Устное рисование, беседа, выборочное чтение




Н.М.Рубцов «Зелёные цветы»

Значение непонятных слов




56

П.П.Бажов. Человек труда в сказке «Каменный цветок»

Приёмы создания образа

Сказ и сказка. Афоризм

Пересказ с изменением лица, чтение по ролям

Сказка П.П.Бажова в иллюстрациях. Экранизация




Побывальщина, сказ




57

Е.И. Носов «Как патефон петуха от смерти спас»

Краткие сведения о писателе. Юмористическое и лирическое начало в рассказе

Юмор


Письменный ответ на вопрос







Оптимист, романтик




58

Ю.В.Сотник. Диалог - основная художественная форма рассказа «Гадюка»

Способность к сочувствию, пониманию, готовность прийти на помощь

Диалог, система образов

Чтение по ролям, наблюдение над речью персонажей

Иллюстрации художника Е. Медведева




Ситуация, случай

Сочинение об одном из юмористических случаев жизни

59

Н.А.Заболоцкий. Образ природы в стихотворении «Уступи мне дорогу, скворец…»

Поэтическая зоркость, наблюдательность. Тема бережного отношения к природе

Олицетворение, метафора

Выразительное чтение наизусть, устное рисование







Панацея

Чтение наизусть (10)


60

А.Т.Твардовский. образ малой родины в стихотворении «Станция Починок»

Любовь к родине. Большая и малая родина

Лирический герой. Метафора, эпитет

Выразительное чтение, выборочный пересказ

Топонимика





Сочинение о малой родине

Чтение наизусть (11)


61

р/р 9

Обучение интерпретации поэтических произведений о родной природе

В.Ф.Боков «Поклон», Н.М.Рубцов «Северная берёза», Е.М.Винокуров «Прозванье»

Интерпретация

Чтение наизусть, ответ по плану, аргументация мнения

Иллюстрации русских художников к поэтическим произведениям

О.А.Фокина, Н.М.Рубцов, А.Я.Яшин




Чтение наизусть (12)

Литературно-музыкальная композиция

Тема № 9 Из зарубежной литературы (7)

62

Д.Дефо. Положительные качества характера в романе «Робинзон Крузо»

Находчивость, смекалка, трудолюбие.

Притча, приключенческий роман, роман-воспоминание, роман-путешествие

Различные виды пересказа

Иллюстрации к произведению







публицистический очерк А. Селькирка

63

Х.К.Андерсен. Добро и зло в сказке «Снежная королева»

Библейский и мифологический мотивы в сказке

Авторский замысел

Инсценирование сказки, рецензирование постановок

Постановка Череповецкого камерного театра





Сцена, кулисы, декорации, грим

Отзыв о спектакле

64

Мир детства в романе М Твена «Том Сойер»

Приключения как форма детской фантазии

Юмор

Выборочное чтение, пересказ

Экранизация










65

Ж. Рони- Старший. Гуманистическое изображение древнего человека в повести «Борьба за огонь»

Человек и природа, борьба за выживание. Эмциональный мир доисторического человека

Повесть

Составление плана, письменная и устная характеристика героев







Героизм, эмоциональный мир, доисторический человек




66

Д.Лондон. «Сказание о Кише». Портрет героя

Раннее взросление в связи с обстоятельствами жизни

Рассказ, портрет

Беседа







Добро, зло, благородство




67

Р. Бредбери. Мечта и реальность в рассказе «Всё лето в один день»

Мечта и реальность, жизнелюбие и доброта



Фантастика и реальность, земное и космическое

Различные виды пересказа, цитатный план

Рисунки учащихся




Фантастика




68

Обобщающий урок. «Встреча в литературной гостиной»

Подведение итогов учебного года. Рекомендации для летнего чтения




Беседа. Отзывы. Тесты. Презентации книг

Выставка любимых книг, иллюстраций к произведениям




Презентация, аннотация

Структура читательского дневника



Список литературы

Основная литература:

  1. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. Программа по литературе для общеобразовательной школы. 5-1 классы. М.: Русское слово, 2010г.

  2. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. Литература, 5 класс. М.: Русское слово, 2010г.

Дополнительная литература:

  1. Занимательные материалы по литературе. 5 класс / Сост. Н.И.Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005.

  2. Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 5 класс. – М.: Материк-Альфа, 2003.

  3. Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. М.: «Вако», 2006.
  4. О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования: Методическое письмо. // Настольная книга учителя литературы. / Сост. Е.А.Зинина, И.В.Корунта. – М.:ООО «Издательство АСТ», 2004.

  5. Черных А.Г. Игровые уроки по литературе: 5 класс. – М.: «Вако», 2008.