zapogi.ru 1


Принято решением УТВЕРЖДЕНО

педагогического совета приказом директора МБОУ

от «01» октября 2012 года «Средняя общеобразовательная

протокол № 4 школа № 40»

от «01» октября 2012 года № 235/1


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «Обществознание (включая экономику и право)»

6 класс


Разработчик:

Фидченко З.Н.

учитель истории, обществознания

первая категория


Рассмотрена на заседании

МО учителей истории, обществознания

«29» августа 2012г.

протокол № 1


2012 – 2013 учебный год


Пояснительная записка

В основе программы обучения по предмету обществознание в 6 классе лежит программа: «Обществознание 6 – 11 классы. Программа общеобразовательных учреждений». // Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев. - М.: «Просвещение», 2011

Данная программа рассчитана на 1 час изучения предмета в неделю.


Цели курса:

— создание условий для социализации личности;
— формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
— формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
— содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры;
- обеспечить практическое владение способами получения адаптивной социальной информации из различных источников.


Учебно-тематический план



Тема

Кол-во часов

По программе

Корректировка

С учетом

корректировки

1

Введение.

1







2

Человек.

7







3

Семья.

4







4

Школа.

4







5

Труд.

4







6

Родина.

5







7

Добродетели.

4







8

Резерв.(повторение)

6










Итого:

35









Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе

В результате изучения обществознания ученик должен

Знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

описывать
основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;


самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации;

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:


  • сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

  • владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

  • выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

  • на использование элементов причинно-следственного анализа;

  • на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

  • на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

  • на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
  • на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;


  • на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

  • на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

  • на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.


Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.


График контроля за уровнем сформированности предметных навыков.



Критерии

Тема

Форма

Сроки

1.уровень усвоения теоретических знаний:

( знание понятий).

2.характеристика изученных социальных объектов и процессов.

3.пояснение изученных теоретических положений.

1.Человек.

Проверочная работа

Сентябрь 2012г.

2.Добродетели.

Проверочная работа

Апрель 2013г.





Тематическое планирование по обществознанию 6 класс



Тема урока

Деятельность ученика

Домашнее

задание




1

Введение. Как работать с учебником.

Знакомство с основными темами, содержанием ,условными обозначениями. Подведение учащихся к мысли о необходимости знаний по предмету.


Стр.5 - 8 учебника




Тема 1 «Человек» (7ч.)




2.

Человек родился.

Понимание ценности жизни человека.

§1, понятия выучить.




3.

Человек - личность.

Формирование представления о человеке как социальном существе.

Осознание своего положения в обществе.

*Проверочная работа

§2




4.

Особый возраст: отрочество.


Стихотворения: Е.Евтушенко «Метаморфозы», Понимание себя, становление личности.

§3




5.

Познай самого себя

Рисунок «Лесенка» с.39 в учебнике, чётки, портрет М.В.Ломоносова. Понимание необходимости самореализации человека.

§4, задания в рабочей тетради




6.

Человек и его деятельность.

Фрагмент из сказкиЛ.Кэрролл «Алиса в Стране Чудес», репродукция картины В.Г.Перова. умение анализировать произведения. Формировать представление о деятельности человека.

§5




7.

Что человек чувствует, о чём размышляет.

Понятие «духовный мир человека». Потребности человека в искусстве.


§6




8.

Повторение. Практикум

Применение знаний и умений по теме «Человек».

Стр. 20, 21, Стр. 218

Стр. 63- 66





Тема 2. «Семья» (4ч.)




9.

Семья - ячейка общества.

Формирование представления о семье – часть общества, соц. институте, функциях и видах семьи.

§7 Фото, рисунки, рассказы «Какие семьи в нашем классе»




10.

Семейное хозяйство.

Фото, рисунки, рассказ «Какие семьи в нашем классе», понимание необходимости совместного труда в семье и хозяйстве.

§8







11.

Делу время, потехе

час.

Хобби . «Жил на свете человек».Сформировать понятие досуга.

§9




12.

Практикум.

Повторение.

Игра «Чудо - дерево».

Стр. 96-98,


Стр218











Тема 3. «Школа» (4ч.)







13.

Профессия - ученик.

Сформировать представление о

соц.роли ученика.

§10




14.

Одноклассники, сверстники, друзья.

Понимание значения товарищества

и дружбы.


§П




15-

16

Учимся дружно

жить в классе.

Роль коллективизма, потребность в

общении среди одноклассников.

С.118-122.;

Стр. 218




17.

Повторительно - обобщающий

Умение составлять план ответа.


Повторение терминологии.


Рассказ о дружбе.




Тема 4.«Труд» (4ч.)




18.

Труд - основа жизни.

Картинная галерея («Хлеб» Т.Н.Яблонская), портреты меценатов. Воспитание уважительного отношения к труду.

§12




19.

Труд и творчество.

Деятельность Циолковского. Развитие желания творчества.

§13




20.

Учимся творчеству

Металлические предметы, магнит, бумага, пластилин, расчёска, шило, кроссворд. Таблица «Учимся учиться»

Стр. 219 составить кроссворд наоборот




21.

На пути к жизненному успеху.

Материалы «Картинной галереи»,

«Жил на свете человек». Формировать понятие образ жизни людей.

§14





Тема 5.«Родина» (8ч.)




22.

Что значит быть патриотом.

Умение рассуждать и аргументировать ответы. Иллюстрации собора.

§15




23-24.

Символы России.

Герб, флаг, гимн России. Работа с Конституцией РФ.

§16




25.

Гражданин - Отечества достойный сын.

Конституция РФ. Работа с источником. Права и обязанности граждан РФ.

§17




26.

Мы - многонациональный народ.

Рубрика «Жил на свете человек». Формирование толерантности.

§18

стр.219

Тема 6. «Добродетели» (4ч.)



27.

Человек славен добрыми делами.

Значение морали для человека

§ 19




28.

Учимся делать добро. Практикум

Рабочая тетрадь. Выработка моральных суждений.

Пословицы о страхе и смелости




29-30.

Будь смелым.

Поиск способов преодоления страха. Навыки работы с иллюстрациями. Проверочная работа.

§20




31.


Что такое человечность.

Познакомить с примерами гуманизма - уважение и любовь к людям. «Мои старики».

§21




32.

Обобщающий урок.

Проверка понятий по темам 5-6





33- 35.


Повторительно – обобщающие уроки

(резерв: 6ч.)

Стр.219






Список литературы


основная:

Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова.— М.: «Просвещение», 2010г.
Программа: «Обществознание 6 – 11 классы. Программа общеобразовательных учреждений». // Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев. – М.: «Просвещение», 2011


дополнительная:


Андреева Г. М. Социальная психология: Учеб.— М., 1988.
Железнов Ю. Д., Абрамян Э. А., Новикова С. Т. Человек в природе и обществе. Введение в эколого-философскую антропологию: Материалы к курсу.— М., 1998.
Козырев В. М. Основы современной экономики: Учеб.— М., 2001.
Крапивенский С. Э. Социальная философия: Учеб. для студентов вузов.— М., 1988.
Куликов Л. М. Основы социологии и политологии: Учеб, пособие.— М., 1999
Алексеев С. С. Право: азбука — теория — философия.— М., 1999.
Гусейнов А. А., Апресян Р. Г. Этика.— М., 1998.
Зеленкова И. Л. Основы этики.— Минск, 1998.
Золотухина-Аболина Е. В. Курс лекций по этике.— Ростов н/д, 1999.
Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы российского права. — М., 2001.
Кравченко А. И. Социология и политология: Учеб. пособие.— М., 2000.
Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства.— М., 2001.
Нерсесянц В. С. Философия права.— М., 1997.
Основы этических знаний/Под ред. М. Н. Росенко и др.— СП6., 1998.
Права человека/Под ред. Е. А. Лукашевой.— М., 1999г.

Проблема общей теории права и государства/Под ред. В. С. Нерсесянца.— М., 2001.
Теория государства и права.— М., 1997.
Шрейдер Ю. А. Этика: Введение в предмет.— М., 1998.
Этика/Под ред. А. А. Гусейнова и Е. Л. Дубко.— М., 1999.
Этика/Под ред. Т. В. Мишаткиной и Я. С. Яскевич.— М., 2002.