zapogi.ru 1





«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ № 40»

__________ (О.П. Кузнецова)

«____»_____________ 2012 г.


Рабочая программа

по предмету «биология»

9 класс


Рассмотрена на заседании МО

учителей естествознания

Протокол № 1 от 29.08.2012г


Разработчик:

Назарова Любовь Геннадьевна

учитель биологии,

первой квалификационной категории


2012-2013 учебный год


Пояснительная записка

В основе программы обучения «Введение в общую биологию» в 9 классе лежит программа для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника: Биология. 5-11 классы / авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – 2-е изд., - М.: Дрофа, 2010. – 92 с. в соответствии с Федеральным компонентом государственного Стандарта Среднего (полного) общего образования по биологии.

В 9 классе обобщаются знания о жизни и уровнях ее организации, раскрываются мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле. Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников.

Для понимания обучающимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность обучающегося.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, всего 70 часов.

Программа « Введение в общую биологию» включает в себя следующие разделы:

Введение

Раздел №1 Уровни организации живой природы

Раздел №2 Эволюция

Раздел №3 Происхождение и развитие жизни на Земли

Изучение биологии в 9 классе должно быть направлено на достижение следующих целей и задач:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений жи­вой природы, использовать информацию о современ­ных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в про­цессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

При освоении программы особое внимание следует уделить формированию у учащихся общеучебных умений и на­выков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для учебного предмета «Биология» приоритетными являются распо­знавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.


Учебно- тематический план



Тема

Количество часов

по программе


корректировка


С учетом корректировки




Введение



2




2

1.

Раздел№1: « Уровни организации живой природы»

54

- 4

50

2.

Раздел№2: Эволюция



7

+2

9

3.

Раздел№3:Происхождение и развитие жизни на Земле

7




7




Итого

70

-2

68



Так как в учебном году 34 учебных недели тематическое планирование составлено на 68 часов, сокращение часов произведено за счет 1 часа по теме « Клеточный уровень» (за счет обобщающего урока) и за счет 1 часа по теме « Биосферный уровень» (за счет обобщающего урока) из раздела № 1 : « Уровни организации живой природы».

Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе

В результате изучения курса ученик должен


знать/понимать

• признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий;

• сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма,

уметь

• объяснять: роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

• выявлять приспособления организмов к среде обитания;

• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

• анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы;

• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

▪ использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:


• соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами;

• оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;

• соблюдения правил поведения в окружающей среде;

• выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

В результате изучения предмета выпуск­ники основной школы должны:

называть

общие признаки живых организмов;

признаки царств живой природы, отделов рас­тений, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;причины и результаты эволюции;

приводить примеры

усложнения растений и животных в процессе эволюции;

природных и искусственных сообществ;

изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;

наиболее распространенных видов и сортов рас­тений, видов и пород животных;

характеризовать

строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных; деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира; строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организ­мов; организма человека; лишайника как комплексного организма; обмен веществ и превращение энергии; роль ферментов и витаминов в организме; особенности питания автотрофных и гетеро­трофных организмов (сапрофитов, паразитов, сим­бионтов);

дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;

иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;

размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размноже­ния и развития человека;

вирусы как неклеточные формы жизни;

среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);


природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;

искусственные сообщества, роль человека в про­дуктивности искусственных сообществ;

обосновывать

взаимосвязь строения и функций органов и сис­тем органов, организма и среды;

родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;

особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;

роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особен­ности высшей нервной деятельности человека;

влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкульту­ры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм чело­века и его потомство;

меры профилактики появления вредных при­вычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия;

влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;

роль биологического разнообразия, регулиро­вания численности видов, охраны природных сооб­ществ в сохранении равновесия в биосфере;

распознавать

организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;

клетки, ткани, органы и системы органов рас­тений, животных, человека;

наиболее распространенные виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы;

сравнивать

строение и функции клеток растений и животных;

организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;

семейства, классы покрытосеменных расте­ний, типы животных, классы хордовых, царства живой природы;

применять знания

о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращива­ния, мер охраны;


о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;

о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хране­ния продуктов питания, профилактики отравле­ний и заболеваний;

о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;

о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;

делать выводы

о клеточном строении организмов всех царств;

о родстве и единстве органического мира;

об усложнении растительного и животного ми­ра в процессе эволюции, о происхождении челове­ка от животных;

наблюдать

сезонные изменения в жизни растений и животных, поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных; результаты опытов по изучению жизнедеятель­ности живых организмов;

соблюдать правила

приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

наблюдения за сезонными изменениями в жиз­ни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влияни­ем деятельности человека;

проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений, поведения животных;

бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;

здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.


График контроля за уровнем сформированности предметных навыков

Критерии

Тема

форма


сроки

1.Знание строения и функций органоидов, организмов, надорганизменных систем.


2.Умение устанавливать соответствие строения и функций органоидв клетки,органов, систем органов, биологических объектов; характеристики организмов, их принадлежность к систематическим таксонам

1.«Уровни

организации живой природы» - Клеточный уровень.


2. «Эволюция»

Проверочная работа


Проверочная работа

ноябрь


апрель



Тематическое планирование по биологии

2012-2013 учебный год

9 класс (70 часов, 2 часа в неделю)

«Введение в общую биологию и экологию»

Программа для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника: Биология. 5-11 классы ( автор-составтель Г.М. Пальдяева. – Издательство -М.: Дрофа, 2010г.

Учебник – «Биология. Введение в общую биологию и экологию»

Авторы учебника - А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник, Издательство -М.: Дрофа 2010г.




Тема

курса




урока



Тема урока

Демонстрации

Наглядность


Л/Р

и

экскурсии



Д/З




Введение

2часа.

1(1)


2(2)




Биология: предмет, задачи,

методы исследования, связь с другими науками. Значение биологии.

Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живого.











1,2


3

с.13


Уровни

организации живой природы

54 часов.





3(1)


4(2)

5(3)

6(4)

7(5)

8(6)

9(7)

10(8)

11(9)


*12(10)


13(1)


14(2)


15(3)


16(4)


17(5)


18(6)


19(7)


20(8)


21(9)


22(10)

23(11)

24(12)


25(13)


26(14)


27(1)


28(2)


29(3)


30(4)


31(5)


32(6)


33(7)


34(8)


35(9)


36(10)


37(11)


38(12)


39(13)


40(14)


41(1)


42(2)


43(3)


44(1)


45(2)


46(3)


47(4)


48(5)


49(1)


50(2)


51(3)


52 (4)



Тема 1.1. Молекулярный уровень(10 часов)

Молекулярный уровень: общая характеристика.

Углеводы.

Липиды.

Состав и строение белков.

Функции белков.

Нуклеиновые кислоты.


АТФ и др. соединения клетки.

Биологические катализаторы

Вирусы как неклеточная форма жизни.


«Молекулярный уровень развития живой природы».


Тема 1.2.Клеточный уровень(14 часов)

Основные положения клеточной теории.

Общие сведения о клетках.

Химический состав клетки

Клеточная мембрана. Цитоплазма.

Одномембранные органоиды клетки.

Немембранные органоиды клетки. Клеточные включения.

Двумембранные органоиды клетки.

Ядро.


Различия в строении клеток эукариот и прокариот.


Метаболизм – основа существования живых организмов.

Энергетический обмен в клетке.

Фотосинтез и хемосинтез.

Синтез белков в клетке. (Генетический код. Транскрипция)

Синтез белков в клетке. (Трансляция. т-РНК.)


Общие понятия о делении клетки. Митоз.


Тема 1.3.Организменный уровень (14 часов)


Бесполое размножение организмов.

Половое размножение организмов. Мейоз. Гаметогенез.

Оплодотворение.

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

Генетика – наука о наследственности и изменчивости. Основные генетические понятия.


Закономерности наследования признаков, установленные Г.Менделем. Моногибридное скрещивание.

Неполное доминирование.

Анализирующее скрещивание.


Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.


Сцепленное наследование признаков. Закон Томаса Моргана.

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.


Генотип как единая целостная система. Взаимодействие генов.


Закономерности изменчивости. Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака. Модификационная изменчивость.

Наследственная изменчивость. Мутации.


Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова.

Методы селекции растений, животных и микроорганизмов.


Тема 1.4.Популяционно-видовой уровень(3 часа)


Вид. Критерии вида.


Популяция – форма существования вида.

Экология как наука. Экологические факторы


Тема 1.5. Экосистемный уровень (биогеоценотический)-5 часов


Общая характеристика. (сообщество, экосистема, биогеоценоз).


Состав и структура сообщества.


Потоки вещества и энергии в экосистеме. Продуктивность сообщества.

Изменения в экосистемах. Саморазвитие экосистемы.

Экскурсия в биоценоз (лес)


Тема 1.6 Биосферный уровень(4 часа)


Биосфера – биологическая оболочка Земли. Среды жизни.

Живое вещество и его функции.

Биогеохимический круговорот веществ в биосфере.

Глобальные изменения в биосфере.





презентация


презентация


Демонстр. моделей клетки


презентация


презентация


презентация


Таблицы «Строение клеток»


презентация


презентации


презентация


Демонстр. моделей,иллюстр.деление клетки


презентация


презентация


презентация


презентация


презентация


презентация


презентация


презентация


Демонстр. гербариев, муляжей, жив. растений


презентация


Демонстр. моделей экосистем

интеракт. модель

презентация





Л/Р №1:

Рассматривание клеток растений и животных под микро


скопом.


Проверочная работа по теме

«Уровни организации живой природы» - Клеточный уровень.


Л/Р №2: Выявление изменчивости организмов


Л/Р №3:

Изучение морфологического критерия вида.


Экскурс.

№1




1.1.,

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

1.6.

1.7.,

1.8.


1.9.


2.1.


зап. в тетр.

2.2.


2.4. эпс, кг),

(2.5.(с.

52-53)

2.4.(с.50

2.5

2.3


2.7


2.8.,2.10.,2.12.


2.9., 2.11.

2.13.

(с.70-74)

2.13.

(с.74-76)

2.14.


с.81-82


3.1.


3.2.


3.3.

3.4.

3.5.(с.100-101),

«Исследования Г.Менделя»


3.5.,

задача в тетради


3.6.,

задача в тетради

3.7.,

задача


3.8.,

задача в тетради

3.10.,

задача в тетради

3.9.,

схема в тетради

задачи


3.11.,

оформ. л/р,

«Частот.мутац. причин.и роль»

3.12.,

термин


3.13.


3.14., «Соврем. биотехнология»


4.1.,

оформ. л/р


4.2.


9.1,9.2


5.1., с.154-157 (трофич.структ.

5.2.,

термин

5.3.,

5.4.


5.5.,

с.170

отчёт


6.1.,

таблица

записи,

6.3.


подгот. к обобщ. уроку

с.144,

с.170,

с.185.




Эволюция

9 часов.

53(1)


54(2)


55(3)


56(4)


57(5)


58(6)


59(7)


60(8)


61(9)

Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина.


Основные положения учения Ч. Дарвина об эволюции органического мира.

Борьба за существование и её формы.


Естественный отбор и его формы.


Случайные изменения частот генов и генотипов в популяции (Генетическое равновесие в популяции и его нарушение. Изоляция, миграция, дрейф генов, волны жизни).

Микроэволюция. Результаты микроэволюции (Видообразование. Приспособленность организмов).

Макроэволюция.


Доказательства эволюции органического мира. Биологическая классификация.

Основные закономерности эволюции.


«Причины многообразия видов в природе».



презентация


презентация


презентация


Демонстр.

жив.раст.,гербариев, иллюстр. изменчив.,наследств.,приспособл.



Экскурсия №2



7.1.(с.188-190)


7.1.,7.2.

(с.193-195)

7.4.(с.201-203)


7.4.(с.203-206,

7.5.

7.2.,

7.3.,

7.6.


7.7,

записи в тетради


7.8.,

4.3.


7.9.


отчёт



Происхождение и развитие жизни на Земле.

7 часов.



62(1)


63(2)


64(3)


65(4)

66(5)



676)


68(7)





Взгляды и гипотезы о происхождении жизни на Земле.

Гипотеза происхождения жизни на Земле Опарина – Холдейна. Современное состояние проблемы.

Основные этапы развития жизни на Земле.


Развитие жизни в архее.

Развитие жизни в протерозое и палеозое.

Развитие жизни в мезозое и кайнозое.

«Происхождение и развитие жизни на Земле».





Демонстр. отпечатков, окаменелост.



Проверочная работа по теме Эволюция


Л/Р №4

Изучение палеонтол.док-в эволюции.


Экскурсия №3



8.1.


8.2.,

8.3.


8.4.,

оформ. л/р


8.5.

8.6.


8.7.,

8.8.



Список литературы

1. А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник. Биология. Введение в общую

биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2010. – 304с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ). 2. Биология 5 - 11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к

комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М.

Пальдяева. – М.: Дрофа, 2010- 92с.

3.Федеральный Государственный стандарт.


Учебно-методическое обеспечение

1. Мультимедийное учебное издание: Биология 5-9 класс, 5 часть Общая биология – М.:Дрофа

2.Таблицы по общей биологии

3. Микроскопы ученические

4. Цифровой микроскоп

5. Гербарии растений