zapogi.ru 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2»


Методическая разработка урока по обществознанию для 11 кл. на тему:

«Социальные статусы и социальные роли.»


Учитель истории и обществознания

Колясова М. В.


2011

Социальные статусы и социальные роли.

Цель: дать определение понятиям социальный статус и роль.

Задачи:

Обучающие:


  1. Изучить понятия социальный статус и социальная роль.

  2. Рассмотреть многообразие социальных статусов.

  3. Выявить особенности социальных ролей.

Развивающие:

  1. Совершенствовать навыки работы со схемами.

  2. Развить навыки самостоятельной работы.

  3. Способствовать развитию логического мышления.

Воспитательные:

  1. Воспитать чувство ответственности за свои действия.





ХОД УРОКА


Весь мир – театр.

В нем женщины, мужчины – все актеры. У них есть выходы, уходы.

И каждый не одну играет роль. Эти слова Шекспира как нельзя лучше иллюстрируют тему нашего урока: социальные статусы и роли.


На этом уроке мы должны дать определение понятиям социальный статус и социальная роль. Изучить многообразие социальных статусов и особенности социальных ролей.

Эта тема интересна и актуальна, что касается каждого из нас и в конце урока каждый ученик определит набор своих социальных статусов и присущие ему особенности поведения.

Слово статус хорошо знакомо каждому из нас. Какие ассоциации у вас возникают? Врач, учитель, студент, мужчина, бабушка и т.д. Найдите в нашем четверостишье примеры статуса (мужчины, женщины, актеры). А теперь давайте одним словом попробуем дать определение соц. статуса – это место человека в обществе: изобразим схематически:

Социальная структура


Социальный статус социальный статус

(место) социальный

статус


роль

(способ, модель поведения)


Таким образом, условно изобразим множество социальных статусов и оставим место, позже мы к ней вернемся.

А сейчас я попрошу вас в тетрадях схематически изобразить свои социальные статусы, самостоятельно работаем и озвучиваем их


Социальный статус


брат староста класса


внук мальчик ученик сын

русский капитан футбольной команды


Несколько учеников озвучивают свои соц.статусы, обсуждение.

Итак, статусов много, все их условно можно разделить на предписанные и достигаемые.

Записываем определения.

Предписанный статус - это позиции, получаемые человеком от рождения (каждый ученик приводит свои собственные примеры (мальчик, ученик).

Достигаемый статус - то, что человек приобретает собственными усилиями примеры: староста, капитан футбольной команды).

Подумайте, ваши статусы могут меняться? (да).

У кого больше статусов у взрослого или у ребенка? (у взрослого).

Ваш главный социальный статус? (ученик). Что значит быть учеником? (ходить в форме, учить уроки, общаться с одноклассниками и т.д.).


Мы подошли к понятию социальная роль, записываем определение:

социальная роль - это совокупность усвоенных и выполняемых человеком социальных функций и соответствующих им образов поведения.

Ученик. Учитель. Врач. Дворник. Президент. Что мы ждем от этих людей? Как они должны одеваться? Говорить? Вести себя!

Так в чем же главное отличие понятия социальный статус от понятия социальная роль?

Возвращаемся к схеме и дописываем.

Таким образом, мы достигли главной цели нашего урока: мы изучили понятия: социальный статус и социальная роль.

Д./з. составить таблицу.

Социальные статусы и роли детей

Социальные статусы и роли взрослых

5 примеров

5 примеров