zapogi.ru 1

Рекомендации по применению моделирования и схематизации в начальной школе



  1. Созданию моделей, схем, таблиц и т.п. надо специально обучать, начиная с младшего школьного возраста.

  2. Модель научного понятия, модель учебного материала создается только в том случае, если это ключевое понятие, базовый материал, необходимый в системе дальнейшего обучения, работающий достаточно долгое время (например, при изучении одной темы)

  3. Модель не дается учащимся в готовом виде, она возникает в непосредственной деятельности учащихся. Все символы и знаки модели должны быть предложены детьми, все связи хорошо осознаны ими.

  4. При создании модели на уроке следует руководствоваться следующим:




  1. Введение моделей в обучение младших школьников должно опираться на теорию поэтапного формирования умственных действий (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, Н.Ф. Талызина). В соответствии с которой 2этапу (материализованного действия) соответствует создание предметных и наглядно-образных моделей; 3 этапу (этапу внешней речи) соответствует создание более абстрактных моделей и схем с большим количеством деталей и связей; 4 этапу (этапу внутренней речи) соответствует обратная операция – восстановление учебного материала по модели, применение модели для выполнения вариантов заданий, решения нестандартных учебных задач.

  2. Модели и схемы используются не только на этапах формирования и закрепления знаний. Модель как обобщенная форма знания является отправной точкой для выполнения самостоятельной и творческой работы учащихся, применения знания в новой ситуации.