zapogi.ru 1


занятие – сказка



Тема: Звуки и буквы Ч и Щ.

Цели: Закреплять правильное произношение звуков ч
и щ, звуко-буквенные связи. Совершенствовать навыки звуко - буквенного анализа и синтеза. Развивать внимание, память, способность к переключению. Активизировать речемыслительную деятельность, закреплять в речи структуру распространённого предложения.

Оборудование: тетради, слоговая лента, конструктивная картина «Рукавичка», карточки для индивидуальной работы, таблицы для самостоятельной работы, музыкальная открытка.

Ход занятия.


  1. Определение детьми основной темы занятия по слоговым лентам и планирование собственной деятельности на 1 этапе.

Посмотрите на таблицы и подумайте, какая тема сегодняшнего занятия и что мы будем делать в начале урока?



ЩУ – ЛЕ – ЩА – КИ – ЩИ – РО – ВЕЛЬ – ЩА




1).




ЧА – НО – ДА – СЫ – ЧИ – КУ – ЛУ – ЧА – ЧИ




2).

Ваня: Я думаю, что мы сегодня будем говорить о звуках и буквах ч
, щ, потому что они часто встречаются в таблице.


Ариша: Я думаю, что в начале урока мы будем читать слоги слитно, раздельно, составлять из слогов слова.

Учитель: Правильно. Сначала будем работать по таблицам, а потом будем сравнивать звуки ч
и щ в словах, анализировать слова с данными звуками, составлять с ними предложения.

Посмотрите на таблицы и скажите, что вы заметили? Сравните их.

Лена - В первой таблице часто повторяется буква щ.

Дима – Во второй таблице повторяется буква ч.

Учитель – Прочитайте в первой таблице слоги раздельно, слитно.

- Во - второй таблице – слитно, раздельно.

-Прочитайте слоги в первой таблице громко, а во второй – тихо.

-Прочитайте слоги только с буквой ч.

-Прочитайте слоги только с буквой щ.

-Найдите в таблицах спрятавшиеся слова.

Лёня – щуки, лещи, щавель, роща.

Ира – часы, ночи, дача, куча, лучи.


  1. Самоанализ собственной деятельности (качественная оценка).

Учитель: Молодцы. Сейчас будем продолжать работать над звуками ч
, щ, путешествуя по сказке «Рукавичка»..

Итак, слушаем сказку (открывается конструктивная картина «Рукавичка»,
звучит музыкальная открытка).

Поехал как-то старик в лес за дровами, да и обронил рукавичку. Буквы ч
и щ гуляли по лесу, увидели рукавичку и захотели в ней пожить, а Рукавичка говорит им человеческим голосом: «Расскажите, кто вы такие, тогда пущу пожить, превращусь в домик для вас». Буквы переглянулись и стали рассказывать о себе.

Кто хочет рассказать всё об этой букве? (показывается буква ч
).

Лена: Буква чэ
обозначает звук ч – согласный, шипящий, всегда мягкий глухой.

Учитель: Молодец, Лена. Расскажите об этой букве (щ)


Ариша: Буква ща обозначает звук щ – согласный, шипящий, мягкий, глухой.

Ваня: Эти звуки встречаются в начале, в середине и в конце слова.


Учитель: «Верно» - сказала Рукавичка и предложила им в домик войти, а на дверях огромный замок, у домика со связкой ключей.

Помогите Буквам отпереть замок (подбирают ключ к замку).

Дима: Я думаю, что к замку подойдёт 2-й ключ.

Учитель: Почему так думаешь?

Дима: Этот ключ похож на букву щ, в замке скважина тоже похожа на букву щ.

Учитель: Открыли Буквы замок, а дверь не открывается, молвит им человеческим голосом: «Назовите слова со звуками ч и щ и скажите, где стоит этот звук, тогда впущу.

Лёня: Чеснок – звук ч в начале слова.

Щётка – звук щ в начале слова.

Ира: Мечта – звук ч в середине слова.

Калач – звук ч в конце слова.

(называют все дети по 2 – 3 слова).

Учитель: Открылась дверь, впустила их в домик – Рукавичку. Стали Буквы жить – поживать. Вдруг подбежал к домику зайчик и спрашивает:


  • «Кто, кто в рукавичке живёт?

  • Мы, буквы Ч и Щ.

  • А я Зайчик – побегайчик, пустите меня пожить.

  • Отгадай загадку, да найди в ней слова со звуками ч и щ, так пустим.

Спереди пятачок,
Сзади крючок,
Посередине спинка,
А на ней щетинка.

Коля: Это поросёнок. Звук ч есть в словах пятачок и крючок. Звук щ есть в слове щетинка.

Учитель: Что такое щетинка?

Коля: Это шерсть поросёнка.

Дима: Звук ч в словах спрятался в серединку. А в слове щетинка звук щ стоит в начале слова.


Лена: В слове щетинка 3 слога. Звук щ в первом слоге. (Рассказывают и про остальные слова).

Учитель: Пустили Буквы Зайчика в рукавичку и стали жить втроём. (Действия происходят на конструктивной картине).

Вдруг видят, бежит Мышка – норушка и тоже просится пожить в рукавичке. Буквы ей говорят:

«Мы будем называть слова, а ты Мышка – норушка, записывай только буквы ч или щ, которые встретятся в этих словах. Запишешь правильно, пустим пожить в рукавичке».

Дети, не подведите Мышку, правильно выпишите буквы из слов (под диктовку): щепки, плечи, вещи, пачка, речка, щеглы, бабочка, ящик, товарищ, куча, тапочки.

(Работа детей: Щ, ч, щ, ч, ч, щ, ч, щ, Щ, ч, ч).

(Взаимопроверка под диктовку Лёни, так как работа Лёни уже проверена учителем – логопедом).


Мышка: Ещё поработаем пальчиками. Игра моя называется «Рожки да ножки»
(играют)

Самооценка собственной деятельности.

Как вы считаете, помогли Мышке попасть в рукавичку? Как вы отвечали и выполняли упражнение «Рожки да ножки »?

Учитель: Пустили Буквы пожить Мышку. Живут дружно, весело, помогают друг другу. Вдруг скачет по веточкам Лягушка – квакушка: «Ква, ква, ква! Пустите меня пожить».

Буквы Ч и Щ говорят: «Вот выполнишь наше задание, так пустим».

Допиши слова, добавляя нужный слог.

Дети, помогите, пожалуйста, Лягушке – квакушке выполнить задание:

(предъявляется таблица):

ча ? ща

чу ? щу


ку….

тре….

ро….

ле….

све….

….ка

….вель

….жой

- Какие слова записала Лягушка?

(Лена справилась 1-я, записала слова на доске).

Дима: – (читает слова по своей тетради),

Коля: – (тоже читает слова по тетради).

Проверьте свою работу сами (сверяют с записью на доске).

Учитель: Пустили Лягушку. Стали жить впятером. Видят – бежит Лисичка – хитричка. Ласковым голосом просится в Рукавичку:

«Пустите меня, я игру интересную знаю, играть будем». Вышли все из домика, лиса начала играть с ними.

  • Вы слушайте и смотрите внимательно. Я буду называть животных и изображать их. Кого назову, того и изобразите.

1) Называет Изображает

(должны изобразить дети)

Медведь заяц

Лягушка лось

Заяц ёжик

Ёжик медведь

2) Дети изображают, что показывает лиса. Упражнение выполняется под музыкальную открытку.

«Вы ошибались», - говорит Лиса. Выполните ещё одно моё задание.

Напишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы (запись на доске).


Про . ная . етина, . ука на крю . ке, . истый пла .,
в я . ике . енки, пе . ёная було . ка.




Проверка (дети зачитывают записанные словосочетания и говорят, какую букву вписали).

Учитель: Проанализируйте слова щука, плащ.


Ваня: В слове щука 4 звука, 2 слога.

щ – 1-й звук, согласный, шипящий, мягкий, глухой.

у – 2-й звук, гласный.

к – 3-й звук, согласный, твёрдый, глухой.

а – 4-й звук, гласный.

Лёня: В слове плащ 4 звука, 1 слог

п – 1-й звук, согласный, твёрдый, глухой.

л – 2-й звук, согласный, твёрдый, звонкий.

а – 3-й звук, гласный.

щ – 4-й звук, согласный, шипящий, мягкий, глухой.

Учитель: Молодцы.

Лисе понравились ответы животных, стала она с ними дружить. На другой день возле рукавички затрещали сучья, пробирается медведь к рукавичке.


  • Пустите меня пожить с вами.

  • У нас и так тесно!

  • Я любое ваше желание выполню.

  • Ну уж иди, только выполни наше задание:

Составь про нас предложения, да такие, чтобы в них было 4 или пять слов, да слова со звуками ч или щ были бы обязательно.

И начал Мишенька трудиться.

Возьмите карточки, помогите Мише составить предложения.

Арина: Я составила предложения про мышку. В нём 4 слова.

Мышка пищала в норке.

В слове пищала звук щ в середине слова.

Дима: Я составил из 4 слов предложение о зайчике: У зайчика длинные уши.

В слове зайчика звук ч стоит на четвёртом месте. (И так далее, дети зачитывают предложения, анализируют их).

Учитель: Отдайте карточки Медведю. Пусть он поживёт в рукавичке.

Влез Медведь в рукавичку, стало им так тесно, что Рукавичка, того и гляди, разорвётся.

Сочините, дети, конец сказки.

Лена: Рукавичка порвалась, животные и буквы Ч и Щ пошли искать себе новый дом.


Коля: Однажды услышали зверюшки лай собаки. Это старик пошёл рукавичку искать. Разбежались все в разные стороны, а дед взял свою рукавичку и ушёл домой.

Учитель: Вспомните всех по - порядку, кто пришёл жить к буквам (с картины все животные убраны).

Ира: Первый прискакал Зайчик. Потом прибежала Мышка, после Мышки – Лягушка.

Лёня: Потом пришла Лисичка и прибрёл Медведь.

Учитель: Вспомните, в названиях каких животных есть буква Ч или Щ?

Коля: в словах: зайчик, лисичка.


  1. Учитель: Дети, как мы сегодня поработали в сказке?

Дима: Мы работали над звуками Ч и Щ в разных словах. Я думаю, что мы работали хорошо.

Учитель: Вам понравилось занятие?

Дети: Да, было интересно.

Учитель: Молодцы, хорошо работали все. Спасибо за работу.