zapogi.ru 1

Содержание учебного материала

по общей биологии 10 класс (68 ч)


Введение (2 ч)

Краткая история развития биологии. Методы исследования в биологии (обзор). Сущность жизни и свойства живого. Уровни организации живой природы.

Основы цитологии (23 ч)


Методы цитологии. Клеточная теория. Особенности химического состава клетки. Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке. Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки.

Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки. Строение и функции белков.

Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки.

АТФ и другие органические соединения клетки.

Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро.

Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы.

Строение клетки. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения. Строение клетки. Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения. Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток. Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов. Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.

Обмен веществ и энергии в клетке. Энергетический обмен в клетке.

Питание в клетке. Автотрофное питание. Фотосинтез. Хемосинтез.

Генетический код. Транскрипция. Синтез белков в клетке.

Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме.

Обобщающий урок.

Практическая работа «Каталитическая функция белков»


Размножение и индивидуальное развитие

организмов (9ч)


Жизненный цикл клетки. Митоз. Амитоз.

Мейоз. Формы размножения организмов. Бесполое размножение.

Формы размножения организмов. Половое размножение.

Развитие половых клеток. Оплодотворение. Онтогенез- индивидуальное развитие организма. Эмбриональный период. Постэмбриональный период.



Антропогенез (7 ч)


Положение человека в системе животного мира. Основные стадии антропогенеза. Движущие силы антропогенеза. Прародина человека.

Расы и их происхождение.


Основы экологии (17 ч)


Что изучает экология. Среда обитания организмов и ее факторы.

Местообитание и экологические ниши. Основные типы экологических взаимодействий. Конкурентные взаимодействия. Основные экологические характеристики популяции. Динамика популяции. Экологические сообщества. Структура сообщества. Взаимосвязь организмов в сообществах. Экологические пирамиды. Экологическая сукцессия.

Влияние загрязнений на живые организмы. Основы рационального природопользования.


Эволюция биосферы и человек (10ч)


Гипотезы о происхождении жизни. Современные представления о происхождении жизни. Основные этапы развития жизни на Земле.

Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу.

Экскурсия «Антропогенное воздействие на биосферу»


Повторение материала (3 ч)

Строение растительной и животной клетки, их сходство и различия. Значение фотосинтеза на Земле для всех живых организмов. Формы размножения организмов. Митоз. Амитоз. Мейоз. Онтогенез. Проблемы генетической безопасности.


Содержание учебного материала по общей биологии

11 класс (102 ч)


Основы генетики (29 ч)


История развития генетики. Гибридологический метод. Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. Решение задач на моногибридное скрещивание. Множественные аллели. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. Хромосомная теория наследственности.

Взаимодействие неаллельных признаков. Цитоплазматическая наследственность. Генетическое определение пола. Изменчивость. Виды мутаций. Причины мутаций. Соматические и генеративные мутации.


Решение генетических задач


Генетика человека (4ч)


Методы исследования генетики человека. Близнецовый метод, генеалогический. Генетика и здоровье. Проблемы генетической безопасности.


Основы учения об эволюции (13 ч)


Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина. Вид, его критерии.

Популяция. Генетический состав популяций. Изменения генофонда популяций. Борьба за существование и ее формы. Естественный отбор и его формы. Изолирующие механизмы. Видообразование. Макроэволюция, ее доказательства. Система растений и животных- отображение эволюции.

Главные направления эволюции органического мира.


Основы селекции и биотехнологии (7 ч)


Основные методы селекции и биотехнологии. Методы селекции растений.

Методы селекции животных. Селекция микроорганизмов. Современное состояние и перспективы биотехнологии.


Антропогенез (7 ч)


Положение человека в системе животного мира. Основные стадии антропогенеза. Движущие силы антропогенеза. Прародина человека. Расы и их происхождение

Основы экологии (13 ч)


Что изучает экология. Среда обитания организмов и ее факторы. Местообитания и экологические ниши. Основные экологические характеристики популяции. Динамика популяций.

Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз, биоценоз и экосистема.

Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе.

Устойчивость и динамика экосистем. Саморегуляция в экосистеме. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие экосистем. Агроэкосистема. Сохранение разнообразия экосистем. Экологические законы природопользования. Экологическая сукцессия. Среды жизни организмов на Земле. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Значение экологических факторов в жизни организмов. Оптимальное, ограничивающее и сигнальное действия экологических факторов.


Лабораторная работа:

1.Определение пылевого загрязнения воздуха

2.Исследование водозапасающей способности зеленых и сфагновых мхов.

разных ярусов).


3 Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе (жизненные формы, экологические ниш, сравнение особенностей организмов


Эволюция биосферы и человек (6 ч)

Учение В.И.Вернадского о биосфере. Функции живого вещества в биосфере.

Гипотезы А.И.Опарина и Дж.Холдейна о возникновении жизни (живого вещества) на Земле. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Эволюция биосферы. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема.

Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы.

Особенности биосферного уровня организации живой материи.


Повторение материала (15 ч)

Решение генетических задач на моногибридное скрещивание, дигибридное скрещивание, сцепленное наследование генов с полом, эпистатическое взаимодействие генов, неполное доминирование, комплементарное взаимодействие генов.

Содержание учебного материала по природоведению

5класс (68 ч)


Введение (2 ч)

Человек и природа. Природа живая и неживая. Как изучают природу.


Вселенная (6 ч)


Звездное небо. Земля - наш дом. Оболочка Земли. Луна - естественный спутник Земли. Солнце- источник света. Солнечная система.


Строение и свойства вещества (11 ч)

Тела и вещества. Свойства твердых тел, жидкостей и газов. Вещества и смеси. Молекулы. Атомы. Элементы. Движение частиц вещества. Взаимодействие частиц. Разнообразие веществ. Физические и химические явления. Горение. Окисление. Строение и свойства веществ.


Лабораторные работы.


  1. Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел.

  2. Свойства чистых веществ и смесей.

  3. Изучение строения пламени свечи


Воздух (9 ч)


Воздух - смесь различных газов. Свойства воздуха. Вес воздуха и атмосферное давление. Изменение давления воздуха с высотой.

Нагревание воздуха. Изменение температуры воздуха с высотой.

Ветер. Погода и ее предсказания. Воздух, его значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа

Описание погоды за месяц


Вода (4 ч)


Три состояния воды. Тепловое расширение воды. Температура кипения и плавления льда. Вода - растворитель. Работа воды в природе.

Лабораторная работа

Вода как растворитель.


Горные породы (5 ч)


Внутреннее строение Земли. Горные породы. Разрушение горных пород.

Полезные ископаемые. Металлы. Охрана недр.

Лабораторная работа

Описание минералов и горных пород


Почва - особое тело Земли (4ч)


Образование почв и их разнообразие. Состав и свойства почвы. Уход за почвой. Почва и растения. Разрушение почв.


Организмы: что это такое (5 ч)


Организмы и его свойства. Где живут организмы. Среда обитания организмов. Экология. Увеличительные приборы. Клеточное строение организмов. Ткани. Одноклеточные и многоклеточные организмы.

Растения ( 6ч)


Признаки растений. Разнообразие растительного мира. Строение цветковых растений. Дикорастущие растения. Зеленая аптека.

Красная книга растений. Многообразие культурных растений.

Лабораторная работа

Распознавание органов цветковых растений на живых и гербарных образцах



Грибы (2 ч)


Разнообразие грибов. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Меры оказания первой помощи при отравлениях ядовитыми грибами.


Животные ( 5ч)


Признаки животных. Условия жизни и многообразие диких животных.

Значение диких животных и их охрана. Домашние животные. Правила поведения в естественной среде обитания организмов (в лесу, на лугах, водоемах).


Человек. Его здоровье и безопасность жизни (3 ч)


Человек и окружающая среда. Как беречь свое здоровье? Вредные привычки и их предупреждение.

Природа едина (3 ч)


Связь живого и неживого. Круговорот веществ в природе. Мы в ответе за природу.

Экскурсия: «Природа нашего края».


Ваши любимые животные и растения ( 2 ч)


Растения в вашем доме. Животные в вашем доме. Растения и животные.

Практическая работа «Уход за комнатными растениями»

Резервное время (2 ч)