zapogi.ru 1


Пустовалова Р.Ф.

Тема
: « Изучение альтернатив социально – экономической политики коллективизации и трагедии крестьянина – труженика».

Оценочный лист.

Вводное слово учителя.

Ещё 15-20 лет назад понятие «коллективизация» (форма кооперирования, т. е. объединения крестьянских хозяйств для «перевода их на рельсы социализма») рассматривалось как «одно из звеньев ленинского плана строительства социализма» (индустриализация, коллективизация, культурная революция).

Лишь в последние десятилетия 20 века события, хранившиеся в исторической памяти народа, в воспоминаниях людей, живших и трудившихся в 30-х г.г., предстали во всей их подлинности в документах, извлеченных из архивов, в работах историков, в кино- и фотоматериалах. Процесс превращения крестьян – индивидуальных тружеников и собственников – в «класс социалистического общества», - процесс, который воспринимается сейчас как грандиозный социально- экономический эксперимент, граничащий с преступлением, - будет в центре нашего исследования.

Цель исследования: оценить положение, роль и судьбу крестьянина в период коллективизации, результаты и последствия коллективизации.

Задачи исследования:


  • проблемные задания на урок;

  • на основе отрывка из книги А.Я. Чаянова «План преобразования сельского хозяйства в период коллективизации» создать модель «Общественного кооперативного хозяйства в деревне»;

  • выяснить на каком этапе проведения коллективизации произошел «перегиб» в политике;

  • на основании документов ответить на вопросы «Кого считали кулаком в конце 20-х

  • проанализировать сталинскую и бухаринскую альтернативы выхода из кризиса хлебозаготовок и выявить истинные причины хлебозаготовительного кризиса;
  • в ходе выполнения элемента лабораторной работы по документам выяснить результаты и последствия «сплошной коллективизации»;


  • определить истинные цели коллективизации и оформить их в виде кластера.

Методы и приёмы исследования:

  • исследовательский метод;

  • сравнительный анализ;

  • изучение воспоминаний;

  • метод «Займи позицию» - новый метод в проведении дискуссии;

Предмет исследования: социально – экономическая политика коллективизации и трагедия крестьянина – труженика».

Объект исследования: государственная политика по отношению к крестьянству и построения социализма.

Основное содержание.

1. Учитель.

Проблемные задания на урок.

  • это великая революция – вторая после Октября;

  • это революция сверху при поддержке снизу;

  • через неё будет осуществлён переход к социализму подавляющего большинства населения страны;

  • она означает решение классовых проблем, поскольку ликвидирует последний эксплуататорский класс – кулачество;




  • через неё идет мобилизация ресурсов для подъёма промышленности, для повышения обороноспособности;

  • она сделает крестьян- колхозников зажиточными людьми;

  • она решит продовольственные проблемы страны.

2. Составление модели «Общественно- кооперативного хозяйства в деревне».

Из книги учёного экономиста А.Я.Чаянова «План преобразования сельского хозяйства».

1группа.

( Суть идеи ученого в следующем. Крестьянская семья – это прежде всего самостоятельная социально- экономическая ячейка, семейное трудовое предприятие, живущее по своим законам, отличающимся от законов капиталистического предприятия, основанного на наёмном труде. А цель производства получить процент с вложенного капитала.


2 группа.

В семейном хозяйстве крестьянин в одном лице и хозяин, и работник. Цель семейного производства крестьянина не в извлечении прибыли, сколько в удовлетворении потребности семьи. Иначе говоря,, если капиталист «прогорает» в каком-то хозяйственном предприятии, то он стремится переместить капитал в другое, более прибыльное дело. Крестьянин же в такой ситуации увеличит трудовые затраты, а если это не возможно - снизит уровень потребления семьи. Словом, в трудовой крестьянской семье мы имеем дело с совершенно особенной социально- производственной ячейкой, которой свойственно иное понимание выгодности.

3 группа.

Разумеется. Так, с развитием индустриального общества крестьянское хозяйство начинает нуждаться в технике, кредитах, прогрессивных технология им образом, отдельные отрасли кооперируются, выходя на крупный уровень крупного производства.

4 группа.

Иначе говоря, крестьяне, оставаясь хозяевами – работниками, но объединяя отрасли, совместно покупая средства производства, создают машинные и сбытовые товарищества, мелиоративные кооперативы, качественно преобразуют свое хозяйство. Вся эта сеть превращается в систему общественного кооперативного хозяйства деревни.

( Каждая группа выделяет ключевое выражение и составляют модель)

Вывод: В сущности, государство при проведении коллективизации должно было решить две задачи:

1)создать обобществленное хозяйство, лишив собственности крестьян, и

2) «устранить» слой людей, которые могут этому активно воспрепятствовать.

Вопрос о создании производственной кооперации в деревне не был новым для страны. В.И. Ленин в письме «О кооперации» писал о развитии социализма и «простой рост кооперации».

( Необходимо создавать различные виды кооперативов, дать крестьянам технику, которая привлечет их в коллективные хозяйства, соблюдая принцип добровольности при



создании крупных хозяйств. 15 съезд ВКП (Б) (1927г.) поставил вопрос о «постепенном переходе к коллективной обработке земли на основе новой техники». Формы, способы, сроки создания коллективных хозяйств на съезде не обсуждались. По плану первой пятилетки предусматривалось к 1933 г. вовлечь в кооперативы 85% хозяйств, в том числе 18-20% - в колхозы.

Учитель. Что получилось реально? Что такое коллективизация?

Словарная разминка. Мнемотурнир.

Цель:

- развитие памяти;

- проверить степень уверенности в своих знаниях..

(возьмите карточку и запишите свое представление о коллективизации



Я- концепция

Группа

Эталон

Балл

0 – не уверен; 1- сомневаюсь; 2- уверен

Эталон ответа. (Коллективизация- это процесс создания крупных коллективных хозяйств, на основе мелких крестьянских хозяйств, приведшее на практике к отчуждению крестьян от собственности на землю и от результатов своего труда.)

3.

1. В 1927-1928г.г. наступил кризис хлебозаготовок ( работа с учебником).

2. Начался массовый голод в 1923-1933г.г.

- Оценка причин и путей преодоления кризиса. (Анализ по таблице.)


Сталинская и бухаринская альтернативы выхода из кризиса хлебозаготовок.




И.В.Сталин

Н.И. Бухарин

Оценка причин и сущности кризиса.




Отсутствие прогресса в деле индустриализации порождает товарный голод, а мелкое крестьянское хозяйство неспособно обеспечить потребности промышленности. Главный виновник кризиса – « кулак- саботажник».




Главная причина кризиса – ошибки в выборе и реализации экономического курса ( отсутствие резервного фонда промтоваров, разрыв цен на зерновые и технические культуры и др.) Главный виновник – политическое руководство страны.


Пути преодоления кризиса.

Принятие чрезвычайных мер:

  • форсирование индустриализации;

  • массовая коллективизация; создание колхозов как формы перекачивания ресурсов из деревни в город; ликвидация кулачества как « последнего эксплуататорского класса»;

  • создание социальной базы советской власти в деревне;

  • обеспечение контроля за крестьянством.

Включение экономических рычагов:

  • увеличение выпуска товаров широкого потребления;

  • сбалансированность цен на зерно и технические культуры;

  • усиление налогообложения кулаков;

  • закупка хлеба за границей;

  • развитие кооперативного движении в деревне.



Вывод:


  1. кризис стал поводом для окончательного утверждения сталинской альтернативы развития страны, был разрешен насильственным способом: летом 1929г. было официально объявлено о сплошной коллективизации в некоторых районах страны, а 7 ноября 1929 года в «Правде» была напечатана статья Сталина, в которой 1929 год назван «годом великого перелома». Сталин утверждал, что в колхозы уже вошли крестьяне- середняки (на самом деле в колхозах тогда состояло 6-7% крестьянских хозяйств).
  2. 27 декабря 1929 г. на конференции аграрников- марксистов Сталин объявил: « Мы перешли в последнее время от политики ограничения эксплуататорских тенденций кулачества к политике ликвидации кулачества как класса».


4. Работа по карте.

Сроки проведения коллективизации.

Осень 1930- весна 1931г. – Северный Кавказ;

Осень 1931- весна 1932г. остальные зерновые районы.

5. На основе прочитанного текста ответьте на вопросы:

- Кого считали кулаком в конце 20- х годов?

- Кого раскулачивали?


1 группа.

В начале 20 века кулаком считали в деревне каждого зажиточного крестьянина, который вел индивидуально хозяйство. В результате уничтожения помещичьей собственности на землю по Декрету о земле почти вся пахотная земля оказалась в распоряжении крестьян и была разделена между семьями, по числу едоков. Весной 1918 г. большевики прибегли к чрезвычайной политике в деревне ( продотряды, комбеды). Эта политика и Гражданская война привела к тому, что зажиточная часть крестьянства была практически уничтожена.


2 группа.

Нэп дал возможность крестьянам возродить свое индивидуальное хозяйство. В деревне снова началось имущественное расслоение. Беднота и зажиточные крестьяне, разбогатевшие преимущественно за счет собственных усилий враждовали между собой. Враждебный настрой по отношению к разбогатевшей части сельских жителей поддерживался государственной политикой: большевики считали своей надежной опорой в деревне только бедноту.

3 группа.

Мнение крестьян по поводу кулаков выражается в письме тверского крестьянина: « Какие могут быть в деревне на одиннадцатом году революции кулаки, тогда как земля разделена по едокам… Кулак в деревне изжит давно, а под кулаком надо понимать крестьянина- труженика- хлебороба». В ходе кризиса хлебозаготовок 1927-1928г.г. партия потребовала выполнение плана хлебозаготовок за счет жесткого давления на наиболее зажиточные слои. Официально в число кулаков было занесено лишь 3, 9% от общего числа крестьянских дворов., а их для выполнения плана явно не хватало



4 группа. В мае 1929 года правительство издает постановление « О признаках кулацких хозяйств, в которых должен применяться кодекс законов о труде». Оно гласило, что « к кулацким относятся все крестьянские хозяйства, обладающие одним из следующих признаков:


  1. Если в хозяйстве имеется мельница, маслобойня, крупорушка, плодовая или овощная сушилка или другое промышленное предприятие, водяная или ветряная мельница…

  2. Если хозяйство сдает в наём отдельные оборудованные помещения…

  3. Если члены хозяйства занимаются торговлей…»

  4. Чуть ли не каждый третий крестьянский двор мог быть отнесен к категории кулацкого по какому – либо одному из перечисленных признаков. В общественном сознании усиленно создавался образ кулака – злодея.

  5. Бедняки, которые отказывались вступать в колхоз, называли подкулачниками. Им также была объявлена война.

Учитель. А теперь обратимся к цифрам. Академик В.А. Тихонов писал: « Сталин утверждал. Что в стране имеется 5% кулацких хозяйств, из них 2-3% - особо богатых. Общее число хозяйств составляло в 1927 г. 26 млн. После завершения этой политической кампании к 1933г. официальная статистика насчитывает в стране 23, 3 млн. хозяйств. Посчитайте сколько было ликвидировано хозяйств в ходе раскулачивания? Таким образом, не 5%, а 11-12 % крестьянских дворов было ликвидировано.

Вывод: На местах жесткие партийные директивы активно исполнялись, что вызвало быстрый рост количества колхозов и не менее стремительное нарастание недовольства крестьян проводимой политикой, нередко выливавшегося в открытый протест.

6. Мини лабораторная работа. Задание .

Известно, только с начала января до середины марта1930г. произошло более 2х тысяч вооруженных выступлений крестьян. На основании документов определите их причины, результаты и последствия.


1 группа.

Документ №1.


Из письма комсомольца Ткаченко секретарю ЦК КП (б), 18 июня 1932 г.

Люди страшно голодают. Я просто не понимаю, что при Советской власти могут умирать на работе люди с голода… В Киеве сколько угодно под углами сидят целыми семьями крестьяне – просят кусок хлеба, уже опухли с голода. И кто это? Колхозники. И я не знаю, почему народ гибнет с голода…ЦК, наверное, не видит этого или не представляет…


2 группа.

Документ №2.

Страшная зима 1932-1933г.г., весна и лето 1933г. не изучены советскими историками. Кора дерева, лебеда, корни съедобных и несъедобных трав, съедобная глина- ничто не спасало от голода. Людоедство стало обычным явлением.


3 группа.

Документ №3

Из письма С. Короленко , дочери писателя В.Г.Короленко, Н.К. Крупской:

Я пишу вам , надеясь , что вы поверите мне и, если сможете, захотите что-нибудь сделаете для вымирающих детей Украины. До центра , вероятно, доходят смутные сведения о том, что делается здесь… и только мы, живущие здесь… не можем не испытывать ужас, видя вымирание и гибель целого народа…


4 группа.

Документ №4.

Из постановления ЦИК и СНК СССР « Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперативов и укреплении общественной (социалистической собственности)», 7 августа 1932г.:

Общественная собственность ( государственная, колхозная, кооперативная) является основой советского строя, она священна и неприкосновенна, и люди, покушающиеся на общественную собственность, должны быт рассматриваемы, как враги народа… Применять в качестве меры судебной репрессии за хищение… колхозного и кооперативного имущества высшую меру социальной защиты – расстрел с конфискацией имущества и заменой при смягчающих обстоятельствах лишением свободы на срок не ниже 10 лет с конфискацией всего имущества.

7. Обсуждение проблемных заданий и подведение итогов.


- цели были достигнуты ( записать цели в тетрадь):

1) Через коллективные крестьянские хозяйства государство имело возможность:


2) Борьба с» кулаками и подкулачниками» укрепляла формирующееся тоталитарное государство.

  1. После завершения коллективизации вся экономическая жизнь страны оказалась полностью в руках Сталина, все граждане были целиком зависимы от государства.



Содержание дополнительной литературы.

  1. Майсурян А. Коллективизация // Энциклопедия для детей: История России. 1995 г.

  2. Солопов А. Кого считали кулаком в 1924 – 199925 годах?

  3. Хрестоматия по истории России первой половины 20 века / Сост. И.С. Хромова. М., 1995.